Как растения расселяются на новые места рисунок. Расселение растений по планете. Смотреть что такое "расселение растений" в других словарях

Задачи урока: познакомить учеников с особенностями распространения плодов и семян в природе; выяснить отличительные признаки плодов и семян, распространяемых ветром, животными, человеком; обеспечить развитие умений работать с несколькими источниками информации, описывать на основе иллюстраций способы распространения растений в природе.

Урок можно начать с игры, цель которой - закрепление пройденного. В разных концах класса прикреплены таблички с условными значками «деревья», «кустарники», «травянистые растения». На столе учителя рисунки растений. Ученик должен подойти к столу учителя (к доске), взять карточку с изображением какого-либо растения, показать остальным и подойти к соответствующей табличке. Остальные ученики оценивают аплодисментами правильность ответов одноклассников.

Далее учитель обращает внимание учеников на то, что, несмотря на различия, у растений есть черты сходства. Учитель показывает таблицы, которые он подготовил самостоятельно, и еще раз объясняет, что общего у разных растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена.) А как отличить плод от других частей растений? (Плод образуется на месте цветка, внутри плодов есть семена.)

Следующий этап урока можно начать с прослушивания учащимися сказки:

«На опушке рос дуб - хмурый, ворчливый и жадный. Ничем не хотел с другими делиться. Раз прибежала к нему мышка-норушка и говорит: «Разреши взять у тебя два желудя. Один я съем, другой посажу на дальней полянке, чтобы и там рос дубочек».

А дуб на нее как набросится: «Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей, пусть со мной остаются!». Задрожала мышка от страха, убежала и больше не появлялась. С тех пор никто из зверюшек не отважился приближаться к дубу. Так и жил он в полном одиночестве. Временами у дуба появлялись желуди. Созрев, они падали на землю и тут же, под могучей кроной, прорастали. Дубу очень хотелось, чтобы все его многочисленное потомство было при нем. Но потомству не везло. Всем росткам, появившимся из желудей, не хватало места. Они мешали друг другу, глушили один другого и погибали в малом возрасте.

Прошли годы. Дуб состарился, затрухлявел и однажды, в бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик себе смены».

(Н. Осипов)

После чтения сказки ученики отвечают на вопрос: почему же дуб так и не дождался себе смены? Обобщая ответы первоклассников, учитель заключает: «Семенам надо странствовать, отправляться в путешествие. Это позволяет им переселяться на новые места, где больше света, тепла и пищи для молодых растений».

Как же растения переселяются на новые места? Дети рассматривают центральный рисунок разворота учебника «Как растения расселяются на новые места?». Рисунки-подсказки слева от него отвечают на вопросы: как расселяются растения в природе? Кто (что) им в этом помогает? Слева на переднем плане общего рисунка хорошо виден репейник, а на верхнем рисунке-подсказке нарисована голова собаки, к шерсти которой прицепились плоды. Учащимся нетрудно сделать вывод, что некоторые растения расселяются в природе с помощью своих колючих плодов с крючками, зацепками. Они цепляются за каждого, кто проходит мимо (за собаку, овцу, корову, лошадь, одежду человека), и таким образом «проезжают» немалое расстояние, прежде чем упадут на землю.

Обращается внимание на второй рисунок-подсказку: зачем птица несет плоды? Дети говорят, что плоды и семена служат кормом для некоторых птиц. А помогают ли птицы расселению растений?

Ученики рассказывают, что птицы в полете могут уронить плоды с семенами и они прорастут на новых местах далеко от родительского растения. Иногда животные прячут корм про запас, часть кладовых остается нетронутой, семена прорастают. Учитель поясняет также, что семена путешествуют прямо в желудках птиц. Птицы клюют зрелые плоды, глотают их вместе с семенами. А семена окружены крепкими толстыми оболочками и потому не перевариваются в желудках, выходят с пометом неповрежденными. А птицы за это время могут перенести их на большие расстояния. К тому же в птичьих желудках толстые оболочки семян размягчаются, семена потом быстрее прорастают.

На общем рисунке хорошо виден муравейник, а на рисунке-подсказке - муравей, который несет семя. Скорее всего, о том, что и муравьи переносят семена, ученики раньше никогда не слышали. Потому учитель сам рассказывает им о расселении плодов и семян с помощью этих насекомых. Семена, которые переносят муравьи, богаты вкусным и питательным маслом. Эту лакомую пищу муравьи заготавливают впрок. Из-за твердой оболочки не все семена доступны насекомым. Часть семян муравьи поедают, а другие вместе с накопившимся мусором выносят наружу. Так расселяются в природе семена фиалки, хохлатки, чистотела, медуницы, марьянника.

Далее следует обратить внимание на общий рисунок в учебнике. На нем не зря изображен ручей. Плоды и семена некоторых растений, как крохотные лодочки, странствуют по воде. Учитель также отмечает, что некоторым растениям расселяться помогают водоплавающие птицы. Стоит утке, гусю, лебедю или другой птице поплескаться в пруду или озере, как к его оперению прилипнут семена. Поплескавшись в одном водоеме, птица перелетит на другой, а вместе с ней переместятся и семена. Особенно далеко эти «прилипалы» разносятся во время осенних и весенних перелетов птиц.

Познакомить учащихся с распространением плодов и семян с помощью ветра поможет рассказ в хрестоматии «Как деревья с ветром дружат». Учитель читает рассказ, а потом школьники отвечают на предложенный в конце вопрос: как путешествует крылатка клена? Желательно раздать учащимся эти плоды, чтобы они внимательно рассмотрели их с помощью лупы. У них один край крылышка прямой и утолщенный, другой - округлый и тонкий. Точь-в-точь как у лопасти пропеллера. И действует крылатка клена, как пропеллер. Падая с дерева, она быстро вращается. Падение замедляется, и ветер может унести семя подальше от дерева.

Можно предложить еще один опыт: выяснить, чьи плоды с семенами улетят дальше. Для этого один ученик подбрасывает плоды вверх, а другой машет газетой, создавая воздушный поток.

Закреплению полученных знаний поможет практическая работа, цель которой - описание детьми плодов рябины, шиповника, дуба, вяза, березы, лопуха, череды, подсолнечника, лещины и выдвижение предположений о том, как они расселяются в природе. (Для выполнения работы необходим заранее подготовленный учителем раздаточный материал.)

Можно разобрать и такой вопрос: все ли семена прорастут на новых местах? В ходе беседы делается вывод, что часть семян погибает. Некоторые семена могут сесть на густую «щетку» сухой травы. Они как бы повиснут между небом и землей. И прорасти они не могут, так как до земли далеко, и вверх им не подняться - застряли. Некоторые летучки ветер заносит на железную крышу, другие сбрасывает в канализационные решетки. Даже те семена, которые избегут такой участи, не все прорастут. Им придется выдержать жестокую борьбу с растениями, которые поселились раньше. И часто в этой борьбе победителями оказываются именно хозяева, а новые поселенцы гибнут.

Учитель обращает внимание школьников на задание рубрики «Длительное наблюдение» в учебнике: предлагается соскрести грязь с подошв обуви, положить ее в полиэтиленовый пакет, пакет закрыть и оставить на неделю в теплом месте.

Учитель показывает детям заготовленный полиэтиленовый пакет с землей и говорит, что через неделю они проверят, переносятся ли семена на подошвах обуви человека (для того чтобы опыт удался, необходимо принести землю с огорода).

Конспект урока. Тема: «Как расселяются растения на новые места» Окружающий мир, 1 класс

Цель : 1. Познакомить учеников с особенностями распространения плодов и семян в природе. Распространение плодов и семян ветром, животными, человеком. 2. Развивать познавательные способности детей. Воспитывать навыки сотрудничества при работе в группах.

З. Учить видеть красоту осеннего леса. Оборудование: мультимедийный проектор, запись пьесы П. И. Чайковского «Осень», картинки с изображением видов растений с плодами и семенами (лопух, жёлуди, семена одуванчика, клёна). Перчаточная кукла мышка. Засушенные шарики одуванчиков.

Ход урока.

Оргмомент. Запись музыкальной пьесы П.И. Чайковского «Осень».

Слайд 2

У- ль: «Как красива осень в пёстром сарафане В чистом небе – просинь, клён горит, как пламя. Над водой - берёзка золотою свечкой, И плывут листочки вниз по тихой речке». Т. Шорыгина Игра: На доске картинки: берёза, дуб, рябина. В общей стопке картинки с листочками, семенами, плодами от этих деревьев. Поочерёдно дети берут картинку из стопки, называют её и ставят к соответствующему дереву. После окончания игры вопрос: - Что общего у растений? (Ствол, корень (стебель), листья, цветок, плод, семена).

Слайд 3 :

На экране большой раскидистый дуб. Учитель: Я часто хожу в лес и наблюдаю за жизнью растений и животных. И вот что я однажды увидела. Рассказываю сказку Н. Осипова: «На опушке леса рос дуб. Хрупкий, ворчливый и жадный. Ничем не хотел с другими делиться. (Надеваю на руку перчаточную куклу – Мышку. Инсценирую разговор Мышки с дубом). Раз прибежала к нему Мышка - норушка и говорит: - «Разреши взять у тебя два жёлудя. Один – я съем сам, а другой жёлудь посажу вон на той дальней полянке, чтобы там дубочек вырос». А дуб на неё как набросится: «Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей, пусть со мной остаются!» Задрожала Мышка от страха, убежала и больше не появлялась. С тех пор никто из зверушек не приближался к дубу. Так и жил он в полном одиночестве. Временами у дуба появлялись жёлуди. Созрев, они падали на землю и тут же, под могучей кроной прорастали. Дубу очень хотелось, чтобы его многочисленное семейство было при нём. Но потомству не везло. Всем росткам, появившемся их желудей, не хватало места. Они мешали друг другу, глушили один другого и погибали в малом возрасте. Прошли годы. Дуб состарился, затрухлявел, и однажды, в бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик себе смены». - Все ли слова вам были понятны? (крона, потомство). – Почему дуб не дождался себе смены, потомства? – Почему не выросли дубки под кроной старого дуба? (Под кроной дуба было мало света и мало места. Дуб был жадным, желудей никому не давал). - Какие условия необходимы для того, чтобы взошедшие семена превратились в крепкие дубки? (Много места и света). - Какой вывод можно сделать? Учитель корректирует ответ учеников: Плодам, семенам, надо странствовать, отправляться в путешествие. Это позволяет им поселиться там, где много света, тепла, пищи для молодых растений. Вот об этом мы сегодня будем говорить.

Слайд 4:

На экране одуванчики, лопух, яблоня, дуб. Какие семена, плоды у этих растений? После ответов детей на экране появляются рисунки: семена одуванчиков, «колючки» лопуха, жёлуди и яблоки. Работа в группах. У каждой группы серия картинок: птицы, звери (белка, кабан), животные (собака, кошка), ветер (образный рисунок), люди. Задание: Определить, кто может участвовать в расселении семян и плодов.

Слайд 5:

Сообщения детей: Ветер дует и разносит семена мелких растений, например, одуванчика. На экскурсии наблюдали, что семена клёна вращаясь падают с дерева, как пропеллер у вертолёта, если подует ветер, то летит далеко. Птицы клюют ягоды рябины, калины. Возможно, несут своим птенцам, могут выронить в полёте. Наблюдали, что на шерсти у собак кошек после прогулки колючки от лопуха, репейника и другие цепляющиеся семена.

Учитель: - с какой целью мы ходили на экскурсию? (Учились видеть красоту осеннего леса. Собирали природный материал: шишки, жёлуди, каштаны). Кто-то из вас, возвращаясь в школу, выбросил непонравившийся жёлудь или шишку. И на том месте может вырасти дубок или ёлочка. Я говорю: может вырасти. – Какие условия для этого необходимы? Плодородная почва и много света. Загадка: «В этот гладкий коробок бронзового цвета спрятан маленький дубок будущего лета». Отгадка? Жёлудь.

Физминутка. С ветки на землю шлёпнулся жёлудь. Встают друг за другом. Жёлудь созревший, жёлудь тяжёлый. Он от испуга скачет и скачет Прыгают на носочках. И желудиных слёзок не прячет. Встают в круг. Что же нам делать, дуб исполин? Разводят руки в стороны. Эй, отвечай-ка, я же твой сын. Поднимают руки вверх. Что тебе делать? В землю зарыться, Приседают. Чтобы к весне в дубок превратиться. Встают, поднимают руки вверх. Предлагаю взять из коробочки жёлудь и рассмотреть его. – Похож он на «коробок бронзового цвета»? Вспомнить загадку «В этот гладкий коробок бронзового цвета спрятан маленький дубок будущего лета». Повторяем загадку. Читаю загадку: «В лесу у пня суетня, беготня: Народ рабочий весь день хлопочет» Кто это?

Слайд 6:

Муравейник и хлопотливые муравьи. – Чем заняты муравьи? Могут ли они помогать семенам путешествовать? Дети высказывают свои мнения. Учитель дополняет: «Семена богаты вкусным питательным маслом, некоторые семена муравьи запасают впрок. Из-за твёрдой оболочки не все семена муравьи съедают, часто вместе с мусором выносят подальше от муравейника. И некоторые семена прорастают уже на новом месте. Так расселяются многие травянистые растения.

Слайд 7:

Как ещё расселяются растения на новые места? Читаю рассказ «Как деревья дружат с ветром». Ученики узнают, что «Семена берёзы – замечательные летуны. Для полёта они обзавелись крылышками. Крылышки малюсенькие – размером со спичечную головку, а толщиной, как папиросная бумага. И всё же это самые настоящие крылья. Подует ветер, подхватит крылатые плоды и разнесёт по всей округе». Читаю загадку: «На зелёной хрупкой ножке вырос шарик у дорожки. Ветерочек прошуршал и развеял этот шар». – Что это? (Одуванчик). Опыт: предлагаю положить на ладошку семена одуванчика и подуть. Вывод: семена лёгкие и улетают довольно далеко. Дети делают вывод: ветер помогает расселяться растениям. Поднимаю голову вверх и говорю: «Гуси-гуси! Летят гуси!» . – Куда летят гуси? Ответы детей: В тёплые края.

Слайд 8: Дикие гуси на воде. – Учитель: Гуси решили отдохнуть, они опустились на воду, стали купаться, плескаться. А на воде могут находиться семена-путешественники. К оперенью птиц могут прилипнуть семена. Через некоторое время гуси отправятся в полёт, и унесут с собой семена. Где-то упадёт это семя и прорастёт на новом месте. Рефлексия. Вопрос: Как расселяются растения? На каждый правильный ответ на доску вывешивается осеннее деревце: с красной кроной - клён, с жёлтой – берёза, с оранжевой – кроной - осина, с коричневой - дуб.

Слайд 9 : Читаю стихотворение Бунина «Лес, точно терем расписной…»

Чтобы выжить, растения должны путешествовать. Для этого, впрочем, достаточно, чтобы перемещались только семена. Они распространяются с помощью ветра, воды или животных.

Туристы с удовольствием фотографируют склоняющиеся над песчаными пляжами кокосовые пальмы. Но сможете ли вы точно сказать, где сделан снимок — на Антильских островах, в Африке, на Сейшельских островах, в Индонезии или Полинезии?

Ответить на этот вопрос иногда непросто, потому что кокосовые пальмы, которые стали символом безмятежного отдыха на солнечном пляже, встречаются на всех тропических побережьях. Как же удалось этому растению расселиться по миру?

По морям и рекам

В случае с кокосовой пальмой ответ — по морю. Семена растений, живущих по берегам морей, распространяются главным образом морскими течениями. Толстая волокнистая оболочка кокосового ореха хорошо удерживает его на воде и надежно защищает семя от повреждений.

Орех может плавать по морю несколько дней, месяцев и даже лет. Многие орехи гибнут в пути. Но некоторые наконец прибивает к берегу, где они пускают корни. Ольха, дерево, растущее в заболоченных поймах, доверяет свои семена реке. Они плавают на поверхности воды, потому что в них много жира. Они сохраняют способность к прорастанию, даже пробыв в воде больше года. Но у рек есть один недостаток: они текут лишь в одном направлении. Чтобы осваивать новые территории выше по течению, семенам ольхи нужна помощь ветра.

Семена-воздухоплаватели

Главное средство расселения семян — вездесущий ветер. Чтобы летать по ветру, растения обзавелись множеством хитроумных приспособлений. Одно из самых эффективных, экономичных и распространенных — парашютик. Семя одуванчика крепится к венчику из тонких волосков. Когда оно созревает, венчик разворачивается и при первом же дуновении ветра уносит с собой семя. Парашютик всегда приземляется семечком вниз, что облегчает прорастание. Конструкция парашютика у разных растений неодинакова. Иногда это просто пучок волосков, как, например, у хлопчатника. Люди делают из этих волосков вату и ткани.

Другое приспособление, облегчающее перенос семян ветром, — крылья. Крыло — это широкая, уплощенная и слегка изогнутая стенка плода. При падении оно начинает вертеться, удерживая семя в воздухе. Ветер разносит такие «вертолетики» на огромные расстояния. С помощью крыльев расселяются плоды клена — крылатки. Крылатки легко залетают на новые территории, поэтому клен распространился по свету очень широко. Семенам других растений плоские крылья позволяют легко планировать по воздуху и далеко улетать даже при слабом ветре.

С помощью животных

Растения закреплены корнями в почве и сами передвигаться не могут, зато живущие рядом звери могут бегать где угодно. Почему бы не воспользоваться таким «транспортным средством»? Задумка проста: нужно пристать к шерсти животного, а через некоторое время упасть — желательно на плодородную почву.

Возьмем для примера лопух, или репейник, растущий в природе почти по всей Евразии и Северной Америке и выращиваемый в Японии ради питательных корней. Плод, содержащий семена, представляет собой шарик с торчащими во все стороны крючками. Когда плоды созревают, они легко отламываются от стеблей и прицепляются к шерсти животных. Пытаясь освободиться от назойливого репья, животное начинает чесаться и разбрасывает семена лопуха по земле.

Некоторые растения (например, орешник и многие злаки) расселяются благодаря животным, которые уносят с собой их лакомые семена. Некоторые из семян, перетаскиваемых грызунами и муравьями в свои кладовые, теряются по дороге и прорастают. Другие семена дают ростки в хранилищах, о которых их хозяева попросту забывают.

Пернатые разносчики семян

К гладкому оперению птиц семенам и плодам прицепиться непросто. Пернатые распространяют семена на огромные расстояния иным способом. Каждый год от арктической тундры до экваториальных лесов созревает масса вкусных ягод и других сочных плодов, которыми растения расплачиваются с птицами и прочими животными за свое расселение по свету: животные поедают их, а через некоторое время выбрасывают семена наружу вместе с пометом.

В южноамериканских дождевых тропических лесах плодами дикорастущего авокадо питается птица квезал. Пернатые с удовольствием поедают плоды с сочной маслянистой мякотью, но при этом проглатывают и находящееся внутри крупное семя. На следующий день оно выходит наружу вместе с пометом и падает на землю, где через некоторое время прорастает. Квезали и авокадо не выжили бы друг без друга. Без птиц это растение не смогло бы распространять семена, а квезали вымерли бы без своего основного источника пищи.

Зеленые конструкторы

Бешеный огурец (Ecballium) выбрасывает свои семена под высоким давлением, словно из шприца. Это дикорастущее растение из семейства тыквенных с большими желтыми цветками распространено в Средиземноморье. Его мясистые щетинистые плоды напоминают по размеру и форме огурцы. По мере созревания плод наполняется жидкостью. В этой жидкости, находящейся под высоким давлением, плавают семена. От легкого сотрясения плод отрывается от плодоножки и из образовавшегося отверстия начинает бить клейкая струя, которая выбрасывает семена на расстояние до 12 м!

Полагаясь только на собственные силы, обычно растение может разбросать семена лишь на несколько метров, но для травянистых растений бывает достаточно и этого. Используемые ими для этого устройства весьма разнообразны и вполне сравнимы с самыми совершенными механизмами, изобретенными человеком.

Например, семена могут вылетать из плодов, как из катапульты, благодаря деформации тканей в результате высыхания. Род недотрога (Impatiens) семейства бальзаминовых с треском раскидывает свои семена при самом легком прикосновении к зрелым плодам. Некоторые комнатные и садовые виды этого растения многим известны под названием бальзамин.

Семена некоторых злаков, бобовых и многих других растений могут ползать по земле. Семянки (односеменные нераскрывающиеся плоды с околоплодником, не срастающимся с семенем) василька и крупины, как и одуванчика (все эти растения относятся к семейству сложноцветных), снабжены щетинистым хохолком. Он очень мал, и по воздуху такие семена летать не могут. Упав на землю, они начинают медленно отползать от материнского растения с помощью щетинок своего хохолка: во время дождя он складывается, а в сухую погоду расправляется, отталкивая семечко от поверхности почвы.

Путешественники во времени

Агростемма, или куколь, образует крупные округлые семена, которые падают на землю рядом с растением. Они не имеют никаких приспособлений для расселения. Чем же растение компенсирует недостаток подвижности своих семян? Путешествием во времени! Упавшие семена могут долго оставаться в состоянии покоя и не прорастать, до тех пор пока не ослабеет конкуренция со стороны других растений, например после паводка или вспашки земли. Семена куколя способны прорастать даже через несколько десятков лет — в условиях, отличных от тех, которые были на месте их осыпания сразу же после созревания.

Семена растений могут сохраняться даже в самом сухом песке. Вот почему через несколько дней после сильного дождя пустыни покрываются цветочным ковром. Растения прорастают, цветут, плодоносят и умирают в течение нескольких недель. Образовавшиеся при этом семена будут терпеливо дожидаться новых дождей.

Окружающий мир

Класс: 1

УМК: Перспективная начальная школа

Тип учебного занятия: Объяснение нового материала.

Тема урока: Как растения расселяются на новые места.

Задачи деятельности учителя: создать условия для ознакомления обучающихся с особенностями распространения плодов и семян растений (с помощью ветра, животных, человека, воды) в природе; выяснить отличительные признаки плодов и семян, распространяемых ветром, животными, человеком.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: уметь анализировать строение семени и делать выводы о способах распространения каждого растения; составлять рассказ о путешествии плодов и семян родного края.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков.

Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в результате диалога или игровой ситуации, уметь рассуждать и делать выводы; уметь аргументировать свою точку зрения.

Личностные УУД: понимать необходимость сотрудничества с учителем.

Оборудование: Компьютер, проектор, презентационное сопровождение урока, семена, плоды растений, лупы, телевизор, DVD проигрыватель м/ф «Лунтик».

Ход урока:

I. Организационное начало.

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, отвечать –

И друг другу помогать.

II. Актуализация опорных знаний.

Сегодня мы продолжаем разговор о растениях. Вспомним, что уже знаем о них.

На какие группы делятся растения? (Деревья, кустарники, травы) СЛАЙД 1

Чем отличаются растения? (Ствол, несколько стволов, сочные мягкие стебли)

ИГРА «Деревья кустарники, травы» (сигнальные карточки + презентация + название) СЛАЙД 2

Что общего у деревьев, кустарников и трав? (Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена) СЛАЙД 3

А как отличить плод от других частей растения? (Плод образуется на месте цветка, внутри плодов есть семена)

Почему растения называют частью живой природы? (…дают потомство….)

Какая часть растения помогает размножению растений?

ВЫВОД: Все растения делятся на деревья, кустарники и травы. У каждого растения есть одинаковые части растений. Растения – это часть живой природы. Один из признаков – дают потомство, размножаются.

III. Постановка темы урока.

На какой вопрос нам предстоит ответить сегодня? Прочитайте в учебнике страница 22. (Как расселяются растения на новые места) СЛАЙД 4

Мы знаем, что, например, малину можно встретить и в лесу, и в огороде, а одуванчик растёт и в лесу на полянах, и в поле, и на лугу, и в городе! КАК эти и другие растения расселились в разных местах, ведь они не могут сами передвигаться, у растений нет ног?

Попробуем ответить с помощью фрагмента мультфильма «Лунтик».

IV. Открытие детьми новых знаний.

1. Расселение с помощью ветра

Как одуванчик оказался на новом месте?

Какая часть растения помогла расселиться одуванчику на новое место?

Что ещё было нужно, чтобы семя улетело на новое место? (Ветер)

Оказывается, ветер не только помогает одуванчику, но и другим растениям. Откройте хрестоматию страница 10. «Как деревья с ветром дружат». Я прочитаю, а вы, рассматривая рисунки внизу страницы, подготовьте ответ на вопрос: Какие деревья и как дружат с ветром? СЛАЙД 5

Найдите в тарелочке семя клёна. Какая особенность есть у семян растений, которым ветер помогает расселяться на новые места? («Крылья») А у одуванчика?

ВЫВОД: С помощью ветра семена растений, у которых есть специальные приспособления, которые похожи на «крылышки», некоторые растения расселяются на новые места.

2. Расселение с помощью зверей.

Возьмите и рассмотрите из тарелочки плод с семенами следующего растения. Что чувствуете? (Колется, цепляется)

Кто ни прикасается,

За того цепляется.

Привязчивый и колкий,

Кругом торчат иголки. (Репейник, лопух) СЛАЙД 6

Найдите это растение в учебнике. Помогите друг другу. Найдите плод с семенами репейника на картинке слева. Кто помогает им расселяться на новые места? (Собака, лиса, человек)

Семена череды тоже прицепляются к шерсти зверей, перьям птиц.

Как пассажиры скорого поезда колючки: зацепились и поехали. Отцепились и проросли.

Какие есть приспособления у плодов и семян растений, которые переселяются на животных, как на поезде?

ВЫВОД: Действительно, сухие плоды некоторых растений снабжены различными прицепками. Стоит осенью пройти по пустырю или берегу речушки, заросшему бурьяном, обязательно вынесешь на одежде целую коллекцию цепких плодов лопуха, череды. Так же как к одежде, плоды этих растений прицепляются к шерсти животных, перьям птиц, приобретая способность переноситься на новые места.

3. Расселение с помощью человека.

ФИЗМИНУТКА:

Вот мы деревце сажали,

Семя в землю зарывали. (Выпрямиться, потопать ногами и присесть.)

Вырос тоненький росток, (Встать, потянуться (проверить осанку).

Он и строен, и высок, (Руки в стороны.)

И другие распустились,

Дружно так зашевелились. (Пальцы в стороны и пошевелить ими.)

Налетел веселый ветер

И раскачивает ветки. (Поочередные взмахи руками вверх-вниз.)

Кто помог расселению растения в физминутке? (ЧЕЛОВЕК)

Рассмотрите рисунок на странице 23. Какой длительный эксперимент предлагается? О чём он говорит?

ПОДОРОЖНИК «След белого» - так называли подорожник индейцы, потому что семена этого растения, пристав вместе с грязью к обуви переселенцев из Европы, пересекли океан и попали в Америку. Всюду, где ступала нога путешественников из Европы, вырастало это неприхотливое растение. Один экземпляр растения даёт 8-60 тысяч семян, потому-то оно и распространяется с такой быстротой! Семенная коробочка содержит слизь, и созревшие семена от сырости становятся клейкими. С наступлением осенних дождей дороги размокают и вместе с грязью семена прилипают к обуви прохожих, колёсам, и странствуют по свету. СЛАЙД 7

ВЫВОД: Человек не только специально расселяет многие растения, но и не подозревая того, переносит очень мелкие семена некоторых растений по Земле на подошве обуви.

4. Расселение с помощью птиц.

Плоды какого растения ещё лежат в тарелочке?

Весной зеленела, летом загорела,

Осень в сад пришла, красный флаг зажгла. (Рябина)

Рассмотрите на картнке учебника кто им помогает расселяться на новые места? (Птицы, дрозд)

Почему именно они? (Корм для птиц)

Яркие, вкусные плоды черёмухи, малины, калины привлекают многих птиц. В полёте птицы могут уронить плоды с семенами, и те прорастут далеко от материнского растения.

Что это за птицы? СЛАЙД 8

СОЙКА

ПОПОЛЗЕНЬ

КЕДРОВКА

ВЫВОД: Распространению плодов и семян способствуют животные (белки, бурундуки), заготавливающие их про запас. Несъеденные или потерянные семена при благоприятных условиях нередко прорастают. СЛАЙД 9

Оказывается, семена могут путешествовать и в желудках птиц. Поедая плод вместе с мякотью, они проглатывают семена. Мякоть в желудке и кишечнике переваривается, а защищённые плотной кожурой семена, проходят непереваренными и выбрасываются где-нибудь с помётом. Так семена оказываются на новом месте. СЛАЙД 10

ДРОЗД

СВИРИСТЕЛЬ

ВЫВОД: Как птицы помогают растениям расселяться? Почему именно этим растениям? ФИЗМИНУТКА «Сойка-поползень-кедровка»

5. Расселение с помощью насекомых.

Рассмотрите картинку в учебнике.

На поляне возле ёлок дом построен из иголок.

За травой не виден он, а жильцов в нём миллион. (Муравьи и муравейник)

Чем муравьёв привлекают семена? (Возможно, используют их для строительства муравейника)

Семена, которые переносят муравьи, богаты вкусным и питательным маслом. Эту лакомую пищу муравьи заготавливают впрок. Часть семян муравьи поедают, а другие вместе с накопившимся мусором выносят наружу. Так расселяются семена фиалки, чистотела, медуницы, ясеня. СЛАЙД 11

6. Расселение с помощью воды.

Отгадайте загадку. Отгадка есть на картинке в центре учебника.

Течет-течет - не вытечет; бежит-бежит - не выбежит. (Река)

Как вы думаете, река переносит семена?

Вы когда-нибудь замечали, как по реке плывут листья, пух, семена? Плоды и семена некоторых растений как крохотные лодочки странствуют по воде.

Водой распространяются семена и плоды прибрежных растений. В плодах есть воздушные полости, поэтому они лёгкие и плавучие. Так распространяются плоды осоки, ивы, ольхи. СЛАЙД 12

Плоды кокосовой пальмы, растущей по берегам океанических островов, долго могут путешествовать, пока морское течение не прибьёт их к берегу.

7. Распространяют свои плоды и семена сами.

БЕШЕНЫЙ ОГУРЕЦ СЛАЙД 13

ВЫВОД: Как же расселяются растения в природе? СЛАЙД14

V. Закрепление.

А) Логическое лото.

А сейчас мы с вами поиграем в логическое лото. У вас на парте есть большие конверты. Возьмите их. Положите перед собой полотно с картинками. Выберите карточки с плодами и семенами растений и соотнесите их со способом расселения. Посмотрите на экран, проверим ответы.

Б) Сигнальные карты. «Согласен - не согласен»

Растения расселяются на новые места, чтобы распространить свой вид.

Распространение растений в природе происходит с помощью листьев.

Распространение растений в природе происходит с помощью плодов и семян.

Дуб расселяется на новые места с помощью переноса животными его крылаток.

Дуб расселяется на новые места с помощью переноса животными его желудей.

Плоды репейника имеют крючки-прицепки, которые помогают им расселиться на новые места, прицепляясь к животным и людям.

Птицы не участвуют в расселении растений на новые места.

Дрозды, свиристели помогают расселиться рябине на новые места.

Ветер помогает всем растениям расселяться.

Ветер, животные, человек, вода помогают расселяться растениям на новые места.

VI. Рефлексия.

Молодцы ребята! Вы справились с заданием, а сейчас мои помощники прочитают стихи, в которых говорится, как расселяются растения.

Какие вопросы оказались для вас неожиданными?

Какие задания были трудными, а какие интересными?

Дома расскажите своим родителям, что вы сегодня узнали на уроке.

Спасибо всем за урок!

Урок окружающего мира в 1 классе «Как растения расселяются на новые места»

Цели урока: 1. Познакомить учащихся с различными способами распространения плодов и семян растений (с помощью ветра, животных, человека)

2.Раскрыть биологическое значение приспособления растений к распространению семян.

3.Развивать познавательный интерес, наблюдательность.

Оборудование:

1.Таблица «Части растений»

2. Рисунки деревьев, кустарников, травянистых растений.

3.Рисунки животных: белка, сойка, кедровка, коза.

4. Образцы плодов и семян - по одному комплекту на парту.

Ход урока

  1. Организационный момент

Прозвенел звонок,

Начинается урок

Все за парты сядем дружно,

Начинать работу нужно.

  1. Актуализация знаний.
  1. Сообщение синоптика (работа в календаре природы)
  2. Фронтальная работа Учитель. На прошлом уроке мы говорили о растениях. На какие группы можно разделить растения? (игра «Растения»)

Возьмите у меня на столе рисунки растений и прикрепите к табличкам с условными значками «деревья», «кустарники», «травянистые растения»

Чем отличаются эти растения в природе?

Дети. Высотой, формой, стеблями, листьями, плодами. Особенно надо обращать внимание на стебли этих растений.

Учитель. А что общего у трав, кустарников и деревьев?

Дети. У всех у них есть корень, стебель, листья, цветки, плоды и семена. (Работа с таблицей « Части растений» покажите части на таблице.)

Учитель. Как отличить плоды от луковиц и клубней?

Дети. Плоды появляются на том месте цветков, а внутри плодов – семена.

Учитель. Относится ли яблоко к плодам?

Дети. Да, так как оно появляется на месте цветка, а внутри семена.

Учитель. Есть ли у картофеля семена?

Дети. Есть, на месте цветков, а клубни семенами не являются.

  1. .Физкультминутка

Игра «Да»-«Нет»

При ответе «да» дети делают хлопок над головой, при ответе «нет» ученики разводят руки ладошками вверх и как бы говорят: «А вот и нет!»

Вопросы: а) Плоды образуются на листьях? (нет)

Б) Плоды находятся внутри семян? (нет)

В) Из семян укропа вырастает травянистое растение? (да)

Г) Внутри клубня картофеля есть семена? (нет)

Д) У всех растений есть корни? (да)

Е) Из семян картофеля вырастет клубника? (нет)

  1. Сообщение темы и цели урока.

Учитель. А сейчас я хочу для вас прочитаю сказку Н. Осипова. Слушайте её внимательно, а то не сможете ответить на мой вопрос.

На опушке рос дуб - хмурый, ворчливый и жадный. Ничем не хотел с другими делиться. Раз прибежала к нему мышка-норушка и говорит: «Разреши взять у тебя два жёлудя. Один я съем, другой посажу на дальней полянке, чтобы и там рос дубочек».

А дуб на неё как набросится: « Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей, пусть со мной остаются!» Задрожала мышка от страха, убежала и больше не появлялась. С тех пор никто из зверюшек не отважился приближаться к дубу. Так и жил он в одиночестве. Временами у дуба появлялись желуди. Созрев, они падали на землю, под могучей кроной прорастали. Дубу очень хотелось, чтобы всё его многочисленное потомство было при нем. Но потомству не везло. Всем росткам, появившимся из жёлудей, не хватало места. Они мешали друг другу, глушили друг друга и погибали в малом возрасте.

Прошли годы. Дуб состарился, затрухлявел и однажды в , бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик своей смены.

Учитель. Почему же дуб так и не дождался себе смены? (ответы детей)

Учитель. Семенам надо странствовать, отправляться в путешествие. Это позволяет им переселяться на новые места, где больше света, тепла и пищи для молодых растений.

  1. .Открытие новых знаний и первичное закрепление. Учитель. Летом и осенью мы собирали урожай в своих садах и огородах. А откуда там появились растения?

Дети. Посадили люди.

Учитель. Я тоже ребята посадила весной на своем участке редиску, петрушке, помидоры и другие овощи. Но однажды среди молодых всходов салата и укропа я обнаружила лужайки из желтых шариков одуванчика.

Откуда взялись одуванчики в саду, ведь я их не сеяла? (Ответы детей)

Эти семена - путешественники. Специально их никто не сеет. Все мы любим, дуть на белые шапочки одуванчиков, и радуемся, когда легкие парашютики летят и опускаются на землю. (Рассматриваем рисунок одуванчика) Парашютик (или зонтик)- это плод одуванчика. Так дикорастущие растения приспособились к расселению с помощью ветра.

Учитель. Так как же переселились одуванчики на мой участок? (Путешествуют с помощью ветра) Не только одуванчик расселяется с помощью ветра.

Практическая работа.

На партах наборы семян растений (клена, березы, ясеня)

Рассмотрите семена растений. Есть ли у них парашютики? Как же они расселяются? Обратите внимание на семя клена, на что оно похоже? (На воздушный винт вертолета) Падая с дерева, он быстро вращается. Падение замедляется, и ветер может унести семя подальше от дерева.

  1. . Работа по учебнику.

Дети рассматривают центральный рисунок разворота учебника «Как растения расселяются на новые места?» Рассматриваем репейник и голову собаки, к шерсти которой прицепились плоды. Делаем вывод о том, что некоторые растения расселяются в природе с помощью своих колючих плодов с крючками, зацепками. Они цепляются за каждого, кто проходит мимо (за собаку, козу, корову, одежду человека), и таким образом «проезжают» немалое расстояние, прежде чем упадут на землю и прорастут.

Учитель. Зачем птица несет плоды?

Дети. Семена и плоды служат кормом для некоторых птиц.

Учитель. А помогают ли птицы расселению растений?

Птицы в полете могут уронить семена, а еще животные прячут корм про запас, а часть затем прорастает

Учитель. А еще семена путешествуют иногда в желудке животных, а затем выходят вместе с пометом. А затем прорастают.

Учитель. Распространять семена помогают также насекомые. Рассмотрите рисунок муравья, несущего семя. Семена, которые переносят муравьи, богаты вкусным и питательным маслом. Часть семян съедается, а часть выносится вместе с мусором наружу. Так расселяются в природе семена фиалки, чистотела, медуницы, хохлатки.

Учитель. Посмотрите на рисунок ручья. Плоды и семена некоторых растений, как крохотные лодочки путешествуют по воде. Стоит водоплавающей птице поплескаться в воде, как к ее оперению прилипнут семена. Перелетев в другое место семена, подают на землю и прорастают. Таким образом, происходит расселение растений

  1. Физкультминутка.

Учитель. – Представим, что мы легкие семена.

Сдунул ветер нас с цветка (дуют)

И поднял над облака (встают на носочки)

Мы летим, летим, летим,

Приземлится, не хотим (кружатся)

Вертолетики у клена

Ветерок с собой зовет (манят за собой)

Мы расправим руки-крылья (руки в сторону)

И отправимся в полет,

Как настоящий вертолет (изображают вертолет)

Только ветер стал стихать

Всех на землю опускать (медленно приседают)

Мы на место сядем тоже

И занятие продолжим (садятся на место)

  1. .Закрепление.

Учитель. Мы сегодня узнали, как расселяются растения. Выполним практическую работу. Рассмотрим семена рябины, дуба, репейника, подсолнечника, клена, череды. Как вы думаете, каким способом они распространяются в природе.

Учитель. А все ли семена прорастут на новых местах?

Вывод: Часть семян погибнет. Всем семенам придется вести жестокую борьбу с растениями, которые поселились раньше, также очень важны условия, в которые попадут семена.

Учитель. Обратите внимание на задание рубрики «Длительное наблюдение» в учебнике: соскрести грязь с подошв обуви, положить ее в полиэтиленовый пакет, пакет закрыть и оставить на неделю в теплом месте.

(показ пакета с землей, но лучше, чтобы опыт удался, надо взять землю из леса или огорода) Цель данного наблюдения: переносятся ли семена на подошве человека.

  1. Итог урока.

Что вы сегодня нового узнали на уроке? (узнали, как растения распространяются на новые места) Как же они расселяются?