История происхождения отчества. Отчества на Руси. Как и когда у русских людей появились отчества

Как часто вам встречались люди с приставкой в имени, фамилии или отчестве "оглы". А задумывались ли вы, что означает "оглы"? Сегодня мы ответим на этот вопрос с исторической и правовой точки зрения.

Происхождения имени "Оглы" у предков

Древние тюрки являются предками многих восточных народностей. Именно у них было принято называть первенца мужского пола "оглы", что в переводе означало "сын". В дальнейшем имя трансформировалось в отчество или фамилию у будущих поколений. Таким образом, нарекание мальчика именем "Оглы" означало, что оно принадлежит мужчине, сыну своего отца.

Как появилась фамилия "Оглы"

Если говорить об азербайджанском народе, то фамилии возникли у них не так давно. Еще в 19 веке азербайджанец имел только свое имя и приставку в виде имени его отца. Обычно здесь были такие варианты: "оглу" (или "оглы" в современном виде), "-заде" (означает "отпрыск", имеет персидские корни происхождения названия), их использовали к мужским именам. Например, Ибрагим Саттар оглу, Сулейманбек Гасанзаде. Что означает "оглы", мы разобрались. А как обстоят дела с женскими именами? Здесь по аналогии с мужскими - к женским именам прибавлялось "кызы", что означало "дочь". Например, у женщины имя будет выглядеть так: Рейхан Курбан кызы.

Что означает фамилия "оглы" или "заде", мы уже знаем. Но в современном мире, если вы встретите человека с приставкой "оглы", оно будет трансформировано к отчеству, а вот последний вариант "-заде" прочно закрепился к имени отца, от которого идет происхождение фамилии последующих поколений потомков.

У ныне живущих восточных народностей, сохранились формы окончаний фамилий с суффиксами старых форм: -оглу,-лы,-ли, -заде, чаще -ов(а), -ев(а), реже -ский(ая). Например, Селимзаде, Джуварлы, Касумбейли, Тагиев, Муганлинский.

Истоки образования отчества на Руси

Еще в древних летописях Руси можно было встретить людей, носящих отчество. Но современная интерпретация, например, Сергеев Николай Петрович, была только в кругах высшей знати и среди представителей царского семейства. Возможность носить отчество была, как милость государя. А у крестьянина имя могло выглядеть так: Николай, сын Петра или Петрова сын. По этим признакам историк может определить время, когда летопись или документ был создан.

Как появилось отчество у других народов

У арабов после основного имени обозначается отчество в виде приставки "ибн" (у мужчин) и "бинт" (у женщин) перед именем отца. Например, Хайрат ибн Рашид (Хайрат сын Рашида). Несмотря на то что у женщин патроним - это редкое явление, но бывают и исключения: Абия бинт Рашид (Абия дочь Рашида).

У евреев патроним обозначается с помощью приставки "бен" или "бар". Например, Аарон бен Соломон (Аарон сын Соломона), Йохай бар Давид (Йохай сын Давида).

Что означает приставка "оглы" у азербайджанцев, мы знаем. Но у современного поколения людей появилось отчество лишь в 20 веке, с приходом советской власти, поэтому нередко можно встретить, например, такое звучание имени: Гусейн Исрафил оглы Алиев. Что означает, Алиев Гусейн Исрафилович.

Что означает "оглы" в отчестве (патрониме) в современном мире

"Оглы" означает, что мужчина принадлежит к тому или иному роду. Ведь у его отца может быть несколько сыновей. Таким образом, это служило обязательным составным к имени мужчине. В настоящее время "оглы" или "улы" не является важным компонентом в образовании имени, но сохранилось у многих восточных мужчин. Эта приставка является больше данью уважения к предкам. В документах "оглы" записывается через дефис, пробел, со строчной или заглавной буквой. При оформлении паспорта РФ гражданин может сохранить "оглы" или "русифицировать" имя с привычной приставкой в отчестве на -вич.

У европейцев нет понятия "отчества", поэтому такая приставка не переводится и не фиксируется при оформлении документов на иностранных языках.

Что означает "оглы" с точки зрения закона

Все чаще молодое поколение восточных наций прибегают к оформлению своих документов без приставочных форм к отчеству "оглы", "оглу", "улы", кызы, "гызы", так как при выезде за пределы своей республики или за границу, возникают юридические сложности с оформлением документов. Как на сегодняшний день обстоят дела с этим вопросом в конкретных регионах? Рассмотрим ниже:

  • Республика Тува - в 1996 году принят закон об утверждении применения "оглы(у)", "кызы" в именах граждан. А с 2010 года на законодательном уровне разрешено к европейским именам добавлять эти приставочные формы.
  • Республика Саха - в связи с возникшими проблемами местной прокуратуры касаемо приставочных форм, была разработана государственная программа и справочник имен, цель которых разрешить конфликтные вопросы в отчестве граждан.

  • Республика Татарстан - в "семейном кодексе" республики есть возможность родителям ребенка самостоятельно принимать решения об образовании ФИО будущего гражданина.
  • Республика Бурятия - здесь в 1999 году был утвержден закон, разрешающий носить имена согласно национальным традициям. Стоит отметить, что не все буряты имеют такую возможность. Жители Агинского автономного округа, который был присоединен к Читинской области, этого лишены. Исследователи отмечают, что здесь характерны старинные имена, дошедшие до глубин 25-ти поколений. Трактовать их очень проблематично. Особенно стали популярны двойные фамилии, заимствованные из тибетского и санскритского языков.
  • - жители республики все чаще стали прибегать к изменению отчеств без приставочных форм. В местном законопроекте составлен план по правильному написанию имен, фамилий, отчеств согласно национальным традициям.

Тем не менее, на сегодняшний день любой граждан РФ вправе самостоятельно принимать решение о своем ФИО, отталкиваясь от национальных традиций, вероисповедания или убеждений.



Отчество - это особым образом оформленное имя отца данного человека, входящее в состав его имени, характерная черта русской именной системы. Посредством отчества выражается связь детей с отцом, человек определяется по его ближайшему родству.

Называть по имени отчеству принято не во всех странах. Например, англичане, французы, немцы и многие другие народы спокойно обходятся без отчеств. В России отчества приняты с давних пор и записываются в документы сразу же при регистрации новорожденных. Считается, что обращение по имени отчеству показывает уважительное отношение к человеку.

Русские отчества начали употребляться весьма рано; первое упоминание об этом относится к 945 году. Правда, писались они тогда по другому: например, Глеб сын Владимира, Василий сын Петра и т.д. Однако до XIII века частота употребления отчеств была невысокой.

Форма мужского отчества в современном русском языке с окончанием на «-вич» восходит к отчествам древнерусских князей и знати Московской Руси; незнатные люди не имели права пользоваться такими отчествами.

Начиная с 15 столетия, именование с «-вичем» считалось особой привилегией, такое право незнатным людям даровалось лично царем и за особые заслуги. Так, в 1610 году царь Василий Шуйский, в благодарность за содействие купцов Строгановых в присоединении Урала и Сибири к Московскому государству, повелел Максиму и Никите Строгановым, их потомкам и потомкам Семёна (Иоанникиевича) Строганова писаться с «-вичем» и даровал особое звание «именитых людей». В XVII столетии Строгановы были единственной купеческой фамилией, носившей это звание .

Исторически сложилось, что отчество разделилось как бы на несколько разрядов. Холопы вообще его не имели. Просто знатные люди получали полуотчество: Пётр Осипов Васильев. Что же касается отчества на -ич, то оно стало как бы знаком того, что человек его носящий, принадлежит к сословной, аристократической верхушке. Таким образом -ич выделился из отчества, перестал быть суффиксом в полной мере и начал употребляться самостоятельно, превратившись в особый термин привилегированности, родовитости лиц или сословий. -ич стал восприниматься как титул, как указывающие на родовитость слова «де» (во французском языке), «фон» (в немецком), «Ван» (в голландском). В соответствии с таким положением -вичем можно было награждать, что и делали русские цари.

Начиная с правления Петра I - графа «Отчество» становится обязательной во всех документах. При Екатерине II употребление разных форм отчества было законодательно закреплено. В её «чиновной росписи», составленной в соответствии с петровской табелью о рангах, указывалось, что особ первых пяти классов следовало писать с отчеством на -вич, с шестого по восьмой - именовать полуотчествами, всех же остальных - только по именам.

Однако, формы отчества на -ов/-ев в XIX веке употреблялись лишь в канцелярской речи, в официальных документах. В неофициальных же ситуациях, в быту, русские люди именовали друг друга и по именам и отчествам в такой форме, которая привычна нам теперь: величание на -ович, -евич, -овна, -евна, -ич, -инична не ограничивалось. Иногда оно использовалось даже вместо имени (как иногда и сейчас), когда говорящий хотел подчеркнуть особое уважение к человеку, выказать оттенок расположения, любви. Как раньше, так и теперь человека начинают называть по отчеству только тогда, когда он повзрослеет. Маленьких детей и подростков называют только по имени.

Надо, однако, сказать, что обнаруженные в списках послов отчества были по форме не такими, как сейчас, о каких мы говорили в предыдущей статье, они были описательными, то есть называли имя отца в сочетании со словом «сын», иначе говоря, были словосочетаниями по типу: Иван, сын Глеба; Василий, сын Петра и т.д. Это то же самое, что мы имеем и сегодня, например, у некоторых тюркских народов: Абай Кунанбай улы - в казахском, где «улы» - означает «сын» (в притяжательной форме), то есть Абай сын Кунанбая; Ахмет Эрдоган оглы - в азербайджанском и турецком языках, в которых «оглы» - сын, и т.д. То же и у семитов, ср.: еврейское бен Гурион - сын Гуриона, где «бен» - сын; арамейское бар Йохай - сын Йохая, где «бар» - сын; арабское ибн Мухаммед - сын Мухаммеда и т.д. (Сразу оговоримся, что наименования эти являются не отчествами, каковых в прямом смысле у этих народов нет, а фамилиями, о чём подробнее см. ниже.)

Надо сказать, что на Руси использовали не только имя отца, но ещё и деда, прадеда, прапрадеда и т.д. Но так величали в основном князей, и чем древнее был род князя, тем дольше звучало его полное имя-отчество, тем величественней он выглядел. Так, например, киевского князя Владимира называли Владимир, сын Святослава, внук Всеволода, правнук Олега, праправнук Святослава, прапраправнук Ярослава, пращур Великого Владимира (того самого - Красного Солнышка). Кто знаком с древнерусским эпосом ХII века «Слово о полку Игореве», тот помнит его точное название: «Слово о полку Игореве, Игоря сына Святославля, внука Ольгова» («Святославль» - др.-русск. форма притяжательного прилагательного «святославий», или «святославич»)

Однако эта традиция не нашла широкого распространения и как норма не закрепилась - по вполне понятной причине: это было очень длинно, а потому и неудобно практически (пока обратишься, забудешь что и сказать хотел).

Таким образом, закрепилось «одноэтажное» отчество только по отцу, хотя оно и претерпело длинную историю своего становления, превратившись в «-овичей/-евичей» и «-овн/-евн» в сочетании с именем отца - в тех их функциях, о которых мы говорили в предыдущей статье. Хотя надо сказать, что в жизни бывали случаи, когда «отчество» образовалось и от имени матери (в таком случае его точнее было бы назвать словом «материнство»): Павел Настасьевич, Михаил Катеринин и под. Но эта форма не закрепилась в традиции по вполне понятным причинам: на Руси, как и у других народов, родовая, наследственная линия, по крайней мере в историческую эпоху, всегда велась по мужским предкам. О наличии же таких отчеств в прошлом говорят соответствующие фамилии, в которые они со временем превратились: Катеринин, Марьин, Апроськин (от Апроська - фонетической модификации (варианта) имени Офроська от Ефросинья/Офросинья/Опросинья/Опроська/, а с учётом аканья в южнорусских говорах - Апроська).

С тех же древнерусских времён известны отчества и у женщин, и тоже, несомненно, как их величание. Помните, в том же «Слове о полку Игореве»: «Ярославна рано плачет в Путивле на забрале аркучи...» («Ярославна рано плачет в Путивле на городской стене, приговаривая/причитая...»). Понятно, простую женщину из «подлых» (т.е. «низких», корень «под» - в др.-р. означал «низ», ср. «подовый хлеб», испечённый на поду, то есть на «низу»; подошва - нижняя част обуви) «величать» бы не стали, так как незнатные люди не имели права пользоваться отчествами, но ведь о таких не писали и эпосы, другое дело - жена князя.

Постепенно, примерно с ХV столетия, отчества на «-ович/-евич» становятся показателем особой привилегии, такое право незнатным людям даровалось лично царем за особые заслуги. Так, в 1610 году царь Василий Шуйский в благодарность за содействие купцов Строгановых в присоединении Урала и Сибири к Московскому Государству, повелел Максиму и Никите Строгановым, их потомкам и потомкам Семёна (Иоанникиевича) Строганова писаться с «вичем» и даровал им особое звание «именитых людей». В XVII столетии Строгановы были единственной купеческой фамилией, носившей это звание.

Исторически сложилась такая градация в общественном положении людей по знатности: холопы отчества вообще не имели; просто знатные люди получали, так сказать, полуотчество: Пётр Осипов (то есть по-современному Осипович) Васильев (фамилия); отчества же на -ович/-евич официально получали лишь знатные люди, они стали как бы знаком того, что человек, их носящий, принадлежит к сословной, аристократической верхушке. Бывший притяжательный суффикс -ович/-евич (в значении принадлежности к отцу по его имени) практически перестал в полной мере выполнять роль суффикса, начав употребляться даже самостоятельно и превратившись в особый показатель привилегированности, родовитости лиц (сословий), как это присуще частицам «де» во французском языке (de Gol), «фон» и «цу» в немецком (von Bismark, zu Guttenberg), «ван» в голландском (L. van Bethofen). В соответствии с таким положением «вичем», как титулом, можно было награждать, что и делали русские цари.

Начиная с правления Петра I, графа «Отчество» становится обязательной во всех документах. При Екатерине II употребление разных форм отчества было законодательно закреплено. В её Чиновной росписи, составленной в соответствии с петровской Табелью о рангах, указывалось, что особ первых пяти классов следовало писать с отчеством на -вич, с шестого по восьмой - именовать полуотчествами (сын Петров, Иванов и т.д.), всех же остальных - только по именам.

Надо, однако, сказать, что формы отчества на -ов/-ев (полуотчества) до XIX века включительно употреблялись лишь в канцелярской речи и в официальных документах, а если и в живом общении, то, как правило, в официальных ситуациях (при знакомстве, представлении и т.п., что отражено в русской классической литературе - у того же Тургенева, Пушкина и др.). В неофициальных же ситуациях, в быту, русские люди именовали друг друга или только по именам (при равном положении), или, если того требовали перечисленные в предыдущей статье ситуации, то и по отчествам, но в такой форме, которая стала единственной и привычной нам сегодня, то есть с суффиксами -ович/-евич, -овна/-евна, -ич/-инична.

Нельзя не упомянуть ещё об одной форме уважительного обращения (величания), которая существовала в древней Руси и оставила следы в языке, но не прижилась, отчеством не стала, вытесненная патронимической формой по отцу, ставшей единственной и официальной типа Иванович/Ивановна, Ильич/Ильинична.

Возможно, Вам, уважаемый читатель, приходилось слышать такие фамилии, как Петрищев, Иванищев, Братищев, Батищев и под. Вы не задумывались над тем, как они произошли и что первоначально означали? Судя по суффиксу -ев- (разновидность суффикса -ов- после мягкого согласного, в данном случае -щ-), это та же модель, по которой образованы фамилии Иванов, Петров, Сидоров, то есть как, скажем, Николаев, Юртаев, Гуляев и под. наименования по отцу. Но что такие фамилии могли означать? Почему не Петров, Иванов, Братов, Батин (от «батя») (ср. Старостин, Катеринин и под.), а Петрищев, Иванищев, Братищев, Батищев? Сама их модель говорит о том, что образованы они от форм имён - соответственно Петрищ-е (а не Пётр), Иванищ-е (а не Иван), от существительных братищ-е (а не брат), батище (а не батя), которые, в свою очередь, образованы при помощи суфф. -ищ(е). Так что же это за образования?

Одним из значений суффикса -ищ(е) в русском языке является увеличительное значение, ср.: дом - домище (большой дом), рука - ручища (большая рука), человек - человечище (большой, выдающийся человек) и т.п. Это же значение - увеличительное - имели и имена собственные типа Иванище или нарицательные существительные братище (при обращении к старшему брату), батище (уважительное к батя - отец). И хотя сегодня это выглядит довольно-таки странным, но на Руси такие формы употреблялись вплоть до ХVII - ХVIII вв., многочисленные примеры чего даёт частная переписка этого времени, изучению языка которой автор этих строк посвятил многие годы. Такие образования выполняли тоже «величательную» роль: обращаясь так к адресату, пишущий (или говорящий) выражал такой «увеличительной» формой своё к нему почтение, то есть как бы «увеличивал» его - величал, превращая Ивана в Иванище, батю (отца) - в батище, старшего брата - в братище и т.д. И хотя такие формы в качестве отчеств не получили развития, но о том, что они существовали, со всей очевидностью говорят сохранившиеся соответственные фамилии, примеры которых были приведены выше (Иванищева и Братищев, например, были моими студентами в Омском университете).

Но и это ещё не всё: мало того, что обращающийся называл адресата увеличительной формой имени, он, чтобы усугубить величание, себя называл формой уменьшительно-уничижительной.

Вот примеры из документов частной переписки ХVII - ХVIII вв., изданной Институтом русского языка АН СССР:

«Государю моему Дмитрию Ивановичу сынишко твой Федотко благословения прошу и челом бью...»; «Братище государь мой Борис Андреевич, здрав буди на веки раб твой Ивашка Пазухин челом бьёт...»; «Государю моему батюшку Семену Ивановичу дочеришка твоя Улятка... челом бью...»; «Благодетелю моему Федоту Дмитриевичу... братишко твой Никишка Коломнин челом бьёт...»; «Государю моему Тимофею Семёновичу женишка твоя Катюшка челом бьёт...»; «Государю моему дядюшке Кондратию Васильевичу и государыне тётушке Ульяне Онтипьевне племянничишко ваш Федька Глазков с женишкою Марфицею и сынишком Яшкою челом бьём...»; «Государю моему батюшку Мартину Васильевичу... дочеришка ваша Федорка благословения прошу и челом бью» и т.д., и т.д.

Вот такая интересная, экспрессивная и разнообразная по языковым формам система выражения уважительно-почтительных отношений между людьми существовала в русском языке на протяжении его развития. Однако существующие сегодня в трёх восточнославянских языках отчества на -ович/-евич, -овна/-евна, -ич/-инична в многолетней борьбе за выживание победили своих конкурентов и являются сегодня единственной патронимической формой, входящей в полное имя человека.

Естествен вопрос, существуют ли отчества в других языках мира? Википедия даёт на этот вопрос утвердительный ответ, называя языки и приводя соответствующие примеры, в которых в полных именах (названиях) людей существует элемент «сын» или «дочь». Такие примеры из тюркских и семитских языков были приведены в начале статьи. Википедия, помимо них, называет ещё и скандинавские языки, болгарский и даже вйнахские (чеченский и ингушский), имея в виду фамилии, в основе которых лежат бывшие патронимические формы по отцу или по матери с элементом «сын» или «дочь», например, швед. Нильссон (сын Нильса), норв. Эстридсен (сын Эстрида), Свенсдоттир, где доттир - дочь (дочь Свена. Ккстати, «доттир» - содержит тот же индоевропейский корень, что и нем. Tochter, русск. «дочь», лит. dukte и т.д.), Сноррадоттир (дочь Снорри) и т.д.

С этим, однако, нельзя согласиться. Все приведённые примеры из тюркских, семитских, скандинавских и др. названных Википедией языков отчествами не являются, потому что не выполняют ни одной из присущих им функций. Во-первых, и это самое главное, все они являются фамилиями. Во-вторых, параллельно с ними, не существует ещё одной, третьей формы, которая выполняла бы патронимическую функцию, называя, помимо родовой, семейной фамилии, имя отца (или наоборот: если принять эти формы за отчества, то параллельно с ними отсутствует ещё одна, третья форма со значением родовой фамилии). Наконец, эти формы не употребляются в живой речи как вежливое, почтительное обращение, что является главной и очевидной функцией русских отчеств - «величания» по батюшке.

Таким образом, подводя итог нашему разговору об отчествах, мы имеем полное основание сказать, что форма отчества в том её обычном понимании, какое сложилось в нашем менталитете и функционирует в речевом поведении, присуща только русскому языку (повторяю, в его широком понимании, под которым я здесь имею в виду все три восточнославянских языка - великорусский, белорусский и малороссийский). Это явление совершенно уникально как языковой феномен и весьма удобно в практическом отношении, а потому отказываться от него в речевом общении на русском языке не только нет никаких оснований, но и просто неразумно.

Д-р Р. Гайгер

Ost-West-Panorama - 2012

В России отчества приняты с давних пор и записываются в документы сразу же при регистрации новорожденных. Считается, что обращение по имени-отчеству показывает уважительное отношение к человеку. Желая узнать отчество, человека могут спросить, как это было принято в старину: «Как Вас звать-величать?». Слово «величать» относится именно к отчеству и означает в русском языке «возносить, превозносить, чествовать».

Отчества в России возникли еще в глубокой древности. Уже в 945 году в списках русских послов историки обнаружили не только имена, но и отчества. Правда, писались они тогда по-другому: например, Глеб сын Владимира, Василий сын Петра и т.д.

Древнерусских князей величали не только по отцу, но упоминали также деда и прадеда, и даже прапрадеда. Древностью рода гордились: чем древнее был род, тем значительнее человек выглядел в глазах окружающих, да и сам себя уважал больше. Например, киевского князя Владимира называли: князь Владимир сын Святослава, внук Всеволода, правнук Олега, праправнук Святослава, прапраправнук Ярослава, пращур великого Владимира. Хотя в устной речи отчества древних людей звучали похоже на современное произношение, например, Владимир Святославич.

В неофициальных разговорах между хорошо знакомыми людьми издавна было принято и до наших дней сохранилось уважительное обращение к человеку только по отчеству, без имени: Петрович, Андреич, Глебыч и т.п.

В основном, отчества у людей образуются от имени отца. Это связано с традицией, бытовавшей в далекой старине, когда отец был единственным кормильцем и главой семьи. Однако бывали случаи образования отчества и от имени матери: Павел Настасьич, Иван Ефросиньевич. Нередко такие отчества по матери переходили в фамилии.

В настоящее время все отчества образуются только от имени отца. Но как раньше, так и теперь человека начинают называть по отчеству только тогда, когда он повзрослеет. Маленьких детей и подростков называют только по имени.

Далеко не во всех странах мира к человеку обращаются по имени и отчеству. К примеру, в Великобритании, Франции, Германии и во многих других странах Европы отчеств как таковых не существует. Однако на Востоке есть традиция прибавлять имена отца, деда и прадеда к имени сына.

На Руси передать свое уважение к собеседнику возможно было через традиционное обращение, прибавляя отчество к имени .

Исстари, чтобы спросить у человека отчество, собеседник задавал вопрос: «Как Вас звать-величать?» . В XXI в. такую фразу встретишь нечасто.

Значение слова «величать» в русском языке – «чествовать или именовать», оно относится определенно к отчеству.

Возникновение отчества. Когда на Руси появились отчества?

Историки относят возникновение русских отчеств ко времени первых князей. Рядом с именами отчества были обнаружены учеными в документах, датированных еще 945 годом. Это были найденные списки древнерусских послов в других государствах. Следует отметить, что в те времена отчества имели другой вид: Олег сын Святослава, Иван сын Василия.

Примечательно, что в Древней Руси, как и на Востоке, имена знатных людей, особенно это относилось к князьям, дополняли именем его отца, его деда, прадеда и, что неудивительно, прапрадеда. Таким образом, наши предки показывали древность своего рода , которая была особенным поводом для гордости.

Давность рода служила своеобразным показателем необходимого уважительного отношения: чем старше род, тем более вежливыми были люди вокруг. Например, князь Ярослав сын Олега, внук Святослава, правнук Игоря, праправнук Рюрика. В разговорной же речи отчества русских людей употреблялись гораздо более простые и были созвучны современным : Святославич.

В обыденных разговорах хороших знакомых давно общепринято обращаться лишь по отчеств у, не используя имя, что само по себе считается вежливым отношением. Например, вместо Александр Сергеевич, сказать просто Сергеич.

Как образуются отчества?

В старину на Руси только мужчина был основным кормильцем в семье. Поэтому с тех самых времен отчества традиционно - это производная имени отца - главы семьи. Однако все же бывали исключительные случаи: очень редко ребенок получал отчество, основанное на имени матери. Это явление получило название матроним или матчество. Иногда матронимы образовывали фамилии. Они немногочисленны, но все же имеют место быть, например: Катин или Машков.

В наши дни новорождённых регистрируют при выписке из роддома, указывая в свидетельстве о рождении фамилию, имя и отчество, образованное от имени отца. По отчеству традиционно называют только взрослых, а к детям и подросткам обращаются лишь по имени.

Статья подготовлена специально для сайта "Семейная фамилия".