Боги буддистов, единый Бог или…. Почему я ушел из буддизма Буддизм во что верят кратко

В конце XX и в начале XXI вв. восточные религии начали активную экспансию в страны Запада. Такие религии, как буддизм и индуизм, имеют в них чрезвычайный, невероятный успех. Этому есть множество причин - набившая оскомину культура потребления, навязываемая чуть ли не в качестве идеологии демократическими властями, ущербность и односторонность собственных религиозных традиций, тяга к экзотике, ну и, конечно же, стремление постичь сокровенные знания Востока, о которых ходят легенды. Эта статья имеет целью прояснить только один аспект всего этого контекста - азы религиозной практики новообращенного буддиста.

О пути буддиста

Буддизм объединяет в себе большое количество различных независимых школ и традиций. Но все они имеют одну общую основу - в качестве трех фундаментальных религиозных ценностей все буддисты признают Будду, Дхарму (то есть учение Будды) и Сангху (духовное сообщество буддистов). Это так называемые три прибежища. Смысл буддийской практики - достижение просветления, реализация природы Будды в человеке. Именно в свете этой цели и ради нее совершаются все ритуалы, читаются мантры, практикуются медитации и так далее. Однако буддизм многолик, и его различные деноминации подчас значительно отличаются друг от друга. Поэтому и в отношении начальной практики то, что требуется от адепта японского дзен, очень далеко от предлагаемого последователю тибетской гелугпы. Мы сосредоточимся главным образом на традициях тибетского буддизма, поскольку именно они наиболее широко представлены и распространены в нашей стране, являясь традиционными для трех регионов.

Самостоятельное принятие буддизма

Этой темы необходимо коснуться, потому что очень многие люди, начитавшись буддийской литературы, вдруг принимают решение стать буддистами и немедленно начинают практиковать те или иные медитации или ритуалы. Однако не все так просто. Уверовать в истинность буддийского учения человек, конечно же, может и должен самостоятельно. Но вот чтобы считать себя полноправным буддистом, то есть членом сангхи, простого решения недостаточно. Для того чтобы войти в духовное сообщество, требуется принять так называемые три драгоценности. Иначе это называется обетом прибежища. Он-то и вводит человека в буддизм. Для начинающих очень важно, чтобы в первый раз этот обет был принят кем-то из уполномоченных служителей-лам. Для этого требуется личная встреча с ламой и совершение церемонии принятия обета прибежища. Без посвящения в эту передачу прибежища большая часть практик не имеет смысла.

Чистое видение

Основная практика буддиста должна быть направлена на развитие навыка чистого видения. Последнее подразумевает, что человек должен тотально и всецело пребывать в «здесь и сейчас», освобождая свой ум от выстраивания пространственно-временных связей. Ум не должен оказываться где-то в другом времени или размышлять о других местах. В нем должна отражаться наличная действительность - то время и то место, где человек находится в текущий момент. Когда этот навык развивается, то меняется восприятие, оно становится чистым. Именно это первый шаг к раскрытию природы Будды. Состояние «здесь и сейчас» - это и есть медитация, ее внутреннее содержание. Таким образом, буддист, чем бы они ни занимался - питьем чая, уборкой квартиры или приготовлением еды, должен стремиться пребывать в медитации через развитие ощущения «здесь и сейчас».

Домашние медитации и ошибки

В тибетском буддизме очень много различных медитативных техник, и некоторые из них чрезвычайно сложны и даже опасны, а потому их передают тайно. Но практики буддизма для начинающих обычно являются безопасными и ошибиться в них практически невозможно, если не подходить, что называется, «творчески», то есть изменяя практику, привнося в нее новые элементы и устраняя прежние. К тому же в буддизме предполагается, что новообращенный занимается практикой под руководством и с благословения своего наставника, который преподавал ему три прибежища (то есть принимал в лоно буддизма и конкретной буддийской школы), а также инструкции по практике. Самостоятельно же принять буддизм без этой церемонии фактически нельзя.

О домашнем алтаре

Что касается обустройства домашнего святилища, то надо сказать, что это считается очень полезным делом. Однако в то же время оно не является необходимым. По своему назначению алтарь играет роль фокуса, который должен концентрировать внимание человека и организовывать его жилищное пространство таким образом, чтобы он помнил, что его важнейшая цель - просветление. Поэтому алтарные предметы должны стимулировать постоянную практику. Поэтому, если уж принято решение святилище создать, то его не нужно превращать в экспозицию, посвященную буддийскому искусству. Обычно достаточно поставить изображение Будды, изображение своего гуру и еще несколько особо важных скульптур или икон. Но лучше не выходить за рамки пяти. Помимо этого, на алтаре принято держать символы чистоты тела, речи и ума. Это значит, что кроме иконы или статуэтки Будды, на алтаре желательно иметь выдержки из священного буддийского писания (как вариант - «сутра сердца» или Ламрим) и так называемую ступу - символ чистоты ума Будды.

Обновление обетов

Вступая на путь тибетского буддизма, человек приобщается к махаяне, которая декларирует для своих последователей не только практику личного освобождения и просветления, но и так называемый путь Бодхисаттвы. Последними называются которые, однако, дают обещание, что в нирвану они отправятся только тогда, когда будут освобождены все остальные существа. И их религиозная практика направлена не только на самих себя, но на благо всех живых существ. Для того чтобы начать практику, новообращенный буддист в традиции махаяны приносит обет Бодхисаттвы. Но через различные неправедные действия нарушает их. Поэтому обет Бодхисаттвы периодически нужно обновлять. Однако буддизм для начинающих бывает чрезвычайно сложен, а его требования запутаны. К примеру, монахи дают обеты, состоящие из нескольких сотен четко прописанных правил. Но для мирян более продуктивным станет другой подход.

Практиковать буддизм для начинающих лучше всего не в контексте свода заповедей, а в контексте правильной мотивации. Это означает, что в своей жизни и буддист должен стремиться принести максимальную пользу как можно большему числу существ. В таком свете нарушением обета будет любое действие, слово или мысль, которые будут направлены во вред кому-либо. Также нарушением обета станет сознательное исключение кого-либо (животного, врага или просто неприятного человека и т. д.) из поля сострадания. Когда обет бывает нарушен, его необходимо принять еще раз. Впрочем, этот обет регулярно обновляется. Например, в практике простираний, которую включает в себя буддизм. Для начинающих это может быть хоть 1 поклон или же 3, 7, 21, 108. К слову сказать, в некоторых школах полная практика включает в себя 108000 простираний.

Начальные практики

Начальные практики в буддизме называются нёндро. Во всех четырех школах тибетского буддизма они примерно одинаковые. Состоят они из четырех частей (хотя классификации бывают различные). В них входит 100000 простираний с принятием прибежища, начитка 100000 раз стослоговой мантры Ваджрасаттвы, 100000 подношений мандалы и 100000 повторений гуру-йоги. Этот порядок, в принципе, можно менять, но лучше следовать именно такой схеме. Кроме того, следует добавить, что эту практику можно выполнять и тем, кто не получил передачи обета прибежища, то есть формально не является буддистом. Однако, как утверждают буддийские учителя, пользы от нёндро в данном случае будет значительно меньше.

Буддизм для начинающих - книги

В заключение поговорим о том, что почитать тем, кто делает первый шаг в сторону буддизма. Для начала упомянем такую книгу, как «Буддизм для начинающих». Геше Джампа Тинлей - ее автор, доктор буддийской философии традиции гелуг, это очень уважаемый, заслуженный учитель Дхармы на территории СНГ. Его книжка посвящена основным, базовым вопросам, с которыми необходимо разобраться новичкам, чтобы иметь правильное представление о выбранном пути. В этом труде описана история возникновения учения, объяснены его главные аспекты, а также дан ряд практических указаний для ежедневной практики.

Следующий труд - это книга с таким же названием, что и предыдущая - «Буддизм для начинающих». Тубтен Чодрон, ее написавшая, - это буддийская монахиня из Америки, которая много лет провела, обучаясь буддийскому пути в Непале и Индии под руководством Далай-ламы и других высоких учителей. На сегодняшний день в западном мире она является одним из самых авторитетных специалистов в своей области. В книге Тубтен Чодрон «Буддизм для начинающих» в форме вопросов и ответов даются ответы на самые популярные вопросы касательно сути учения, его приложения в различных областях человеческой деятельности и, собственно, повседневной религиозной практике. Другими словами, это своего рода катехизис тибетского буддизма.

Другие книги

Кроме этих двух книг, на вопрос «с чего начать изучать буддизм?» мы порекомендуем такие произведения, как «Буддийская практика. Путь к жизни, полной смысла» Далай-ламы XIV и «8 дебютных ошибок» уже упоминавшегося Геше Тинлея.

Один комментатор в Сети фэйсбук по поводу этого неоднозначного материала Независимой газеты сказал так:

“Буддисты, борющиеся с джихадом - сами джихад)) Мы будем поощрять распространение суфизма, и всё будет ок, а борьба - это одна из 8 мирских дхарм...”

Наверное, это действительно так, ведь вся практика последнего времени покозывает, что когда священнослужители ударяются в политику - ни к чему хорошему это приводит.

Как пишет “НГ”, буддистские радикалы Юго-Восточной Азии считают себя главными пострадавшими от «исламской опасности». Приверженцы четырех благородных истин намерены создать международную организацию по борьбе с глобальным джихадом. О планах противостоять исламистам на общемировом уровне было заявлено участниками ланкийского движения «Бода бала сена» и их союзником - мьянманским проповедником Ашином Вирату. Договаривающиеся стороны провели конгресс, прошедший на фоне протестов со стороны мусульман.

Съезд буддийских радикалов на Шри Ланке 28 сентября был отмечен рядом резких выпадов их лидеров, возмущенных положением своих единоверцев в различных странах Азии. «Пришло время для буддистов объединиться на международном уровне», - выступил с призывом генеральный секретарь «Бода бала сены» Галагодатте Гнанасара. Ашин Вирату солидаризовался с этой точкой зрения и предложил протянуть руку помощи ланкийцам.

«Буддистов следует защищать во всем мире, мы находимся под угрозой со стороны джихадистских групп, терпение наших единоверцев принимают за слабость. И вот результат: буддийские храмы разрушают. Идет джихад против буддийских монахов».

Резкие выступления Ашина Вирату и его единомышленников из «Бода бала сены» не в первый раз направлены против исламистской угрозы. Вирату, пострадавший в ходе теракта, устроенного мусульманами, сравнивал приверженцев этой веры с «бешеными собаками». Вместе с тем ранее буддисты-радикалы ограничивали свои действия взаимным выражением одобрения. Развитие событий может свидетельствовать о переходе от слов к делу.

О готовности ланкийских буддистов именно действовать, причем в первую очередь против собственного правительства, 28 сентября заявил Галагодатте Гнанасара. Политик потребовал от президента Шри Ланки «обуздать мусульманский экстремизм», пригрозив в противном случае поднять восстание: «Мы вернемся в наши храмы и соберем народ». На принятие решительных мер против мусульман Гнанасара дал главе государства неделю.

Позицию своего подчиненного поддержал председатель «Бода бала Сены» Кирим Вималаджоти: «Шри Ланка - не мультикультурная страна, это государство буддистов из народа сингалов». Как и Галагодатте Гнанасара, Вималаджоти пригрозил Коломбо восстанием.

Стоит отметить, что в июне с.г. на острове прошли столкновения на межрелигиозной почве. Ланкийские религиозные радикалы, которых обвиняют в провоцировании беспорядков, уверены, что буддисты имеют право на то, чтобы сопротивляться мусульманам силой. Обвинения, выдвигаемые против приверженцев ислама в Юго-Восточной Азии, таковы: демографическая экспансия, включая нелегальную миграцию, нетерпимость, стремление поставить под свой контроль отдельные сектора национальной экономики.

Надо отметить, что в Сети по этому поводу вообще мнения часто далеко не пользу буддистов. К примеру, в ЖЖ нередко слышны мнения о том, что пробуддийское правительство Мьянмы ввело неофициальную дискриминацию мусульман, живущих, в основном, на западе страны. Они, например, должны платить несколько сотен долларов за право вступить в брак и создать семью. При этом гражданские браки среди мусульман караются пятью годами тюрьмы.

В политическом смысле мусульмане также поражены в правах, поскольку не обладают серьезным представительством в парламенте и органах государственной власти. Даже местная оппозиция негласно поддерживает политику выдавливания мусульман из страны.

Справка

Джиха́д (от араб. الجهاد‎‎ - «усилие») - понятие в исламе, означающее усердие на пути Аллаха. Обычно джихад ассоциируется с вооружённой борьбой, однако понятие значительно шире. Джихадом в исламе является борьба со своими духовными или социальными пороками (например, с ложью, обманом, развращенностью общества и т. д.), устранение социальной несправедливости, постоянное усердие в деле распространения ислама, ведение войны с агрессорами, наказание преступников и правонарушителей. Кроме того, в арабском языке слово «джихад» означает любое усилие или усердие, в частности в работе, учёбе и т. д. Согласно Корану, каждый мусульманин должен проявлять усердие в утверждении и защите ислама, расходовать для этого свои материальные средства и все свои силы. В случае опасности необходимо подниматься на вооружённую борьбу против врагов веры. Джихад - это вершина ислама, отдача всех сил и возможностей ради распространения и торжества ислама - одна из главных обязанностей мусульманской общины. В период национально-освободительного движения идеи джихада могут быть применены к борьбе против колониализма. Понятие военного джихада стало основным значением для немусульман и получило название «священная война». Однако некоторые мусульманские авторы отвергают такой подход. Среди самих мусульман джихад является освободительной формой общей миссии источник не указан 524 дня, однако в ряде демократических светских стран и республик джихад относится к ветви экстремизма

Ну, если уж мы взялись за тот вопрос, то следует сказать и о том, почему не стоит быть или становится буддистом, иначе все будет выглядеть в духе празелитизма: «не хочешь, а мы тебя заставим! » Нет, чтобы такого не было, специально публикую эту статью с самоговорящим названием — десять причин, чтобы не стать буддистом .

Первая причина не становиться буддистом — вам нравиться страдать и болеть

Первая уважительная причина, для того, чтобы не стать буддистом довольно простая вам просто нравиться страдать и нравиться смотреть на то, как разнообразными способами страдают вы и ваши близкие, родные друзья, знакомые, весь мир вокруг. Тогда буддизм не для вас, так как цели его как раз в том, чтобы избавиться от страданий.

Вторая причина вы верите в Бога и авраамитские принципы «терпилы»

Вторая причина вытекает из первой, вы верите в Бога и считаете, что верна христианская поговорка Бог терпел и нам велел, быть терпилой для вас самое важное в жизни, любите когда вас бьют по щекам и вытирают об вас ноги разными способами, смирение, сильные страдания и полную слабость вы считаете главными добродетелями человека.

И вообще иудейская, христианская и мусульманская (в целом все семитские веры для вас смысл и суть жизни).

Что же тут уже не поделаешь, это ваш личный выбор быть близким с Богом уже означает любить иудаистские течения и быть мощно терпеливым к всевозможному насилию по отношению к себе и своим близким.

Вообщем вас определяют все ваши знакомые под одним знаком — религиозный фанатик и вам абсолютно фиолетово — главное и правильно лишь то, что написано в вашем талмуде!

Третья причина вы ни на йоту не верите в науку и научные достижения

Вы до сих пор верите, как учили христианские богословы в плоскую землю, которая стоит на известных животных, а прямо над нами восседает Бог на небе, вы верите также в святую инквизицию и всех неверных типа Коперника, готовы сжечь на костре, лишь за то, что его научные изыскания опровергают догматы вашей религии, ну или типа того. Вообщем наука для вас пустой звук, вы не используете интернет, когда болят зубы вы не идете к врачу, а предпочитаете сами лечить себя, вы живете в глухой деревне и общаетесь с деревьям и животными… Вероятно, это тоже уважительная причина, чтобы не становится буддистом.

Четвертая причина — вы выступаете за социальную и национальную дискриминацию

Если вы националист или что-то вроде ратуете и агитируете других по поводу усиления таких видов дискриминации как: социальная, экономическая, политическая, религиозная, гендерная, национальная и поддерживаете другие виды дискриминации и отчуждения в обществе, то буддизм вероятно не для вас, ибо эта тема из другой оперы. Так как буддийское учение не поддерживает ни один из видов дискриминации или насилия будь-то в уме или на уровне речи, не говоря уже обо всех остальных.

Пятая причина — вас не интересует духовный путь и духовная практика

Если вас в целом не интересует ни духовный путь, ни духовная реализация, ни тем более, духовная практика, то тогда буддизм не для вас. Если вам достаточно быть верующим и соблюдать ритуалы в стиле — «зажги свечку и будет тебе счастье «, тогда буддизм не является той системой, где вам будет хорошо или удобно. Так как ритуалы, подношения и пуджи всегда для буддистов на втором месте, а на первом месте личная духовная практика по изменению и улучшению себя.

Шестая причина вы счастливы и ни в чем не нуждаетесь

Вы вполне уверены в том, что у вас все есть: женщины (мужчины) или муж (жена), дети, родственники, машина, дом, дача, кошка (собачка) — вообщем вы находитесь постоянном стрессе и погрязли в постоянных проблемах из-за всего этого, но считаете, что это и есть счастье. Тогда вы действительно не нуждаетесь в буддийском учении. Тем более, если думаете и глубоко уверены, что счастье можно купить или продать, заработать в качестве премии и зарплаты, получить силой или просто заняться сексом или мастурбацией и получить оргазм (некоторые имаго думают, что оргазм — это счастье).

Седьмая причина вас не интересует быстрое просветление или нирвана

Вы настоящий христианин (мусульманин, иудей) и вас не интересуют чужие ложные взгляды, какими бы красивыми и логичными они бы не выглядели. То есть вы, в полном смысле фанатик своей религии, и вам совершенно не интересны чужие истории о мире и духовном развитии или вы просто мало понимаете связь распятий и вечных страданий в аду за грехи, и вообще страдания и мучения с нирваной. Вы искренне думаете, что все представители не вашей религии попадут в вечный ад, а в своем нынешнем состоянии одержимы бесом, и только благодаря тому, что инквизиция до них еще не добралась, вы готов их пожалеть. А вообще вы серьезно думаете над тем, как привлечь их к суду по закону оскорбления чуств верующих и сослать их куда-нибудь далеко, скажем, .

Восьмая причина вас не интересует тантра и мощные древние практики

Вы отлично понимаете, то тантра опасная вещь и имеете опыт скорее негативный, чем позитивный. Вы понимаете, что не сможете практиковать экстремальные вещи порой или часто, тогда не для вас, а также тантра в целом и древние мощные практики, которые ведут к быстрой духовной реализации. Вы также считаете, что буддисты — это эгоисты или люди-эгоцентрики.

Девятая причина вам не интересна медитация

Вы понимаете медитацию, как чисто посредственную вещь, как практику, которая связана со всевозможными заблуждениями. А также вы думаете, что медитация это удел бесноватых еретиков или полоумных, которые вместо того, чтобы зарабатывать деньги увлечены не существующими вещами и фантазиями по поводу себя.

Десятая причина вы сам себе бог, Наполеон или вы просто нигилист

Тут вроде все понятно, если вы самоопределились в себе и поняли себя как личность или высшая личность, то тогда вам вовсе незачем практиковать буддийские учения и становится буддистом.

Вопрос, послуживший заголовком для нашей статьи, может показаться, по меньшей мере, праздным: буддизм и христианство – совершенно разные религии, ничем не связанные между собой. Если человек является буддистом, он никак не может одновременно с этим быть христианином, так же как никто, будучи христианином, не может, вместе с тем, считать себя буддистом. Таким образом, сама постановка подобного вопроса кажется бессмысленной, однако, как ни странно, лишь на первый взгляд. Мы сформулировали этот вопрос, познакомившись с трудами ныне здравствующего четырнадцатого Далай–ламы Тэнзин Гьяцо.

Для пояснения обратимся в прошлое. Весной 1988 года, в Лондоне, Тэнзин Гьяцо провел четырехдневный цикл лекций о тибетском буддизме, организованный лондонской Тибетской миссией. Открывая свой лекционный цикл, Далай-лама, в частности, сказал: "Здесь … присутствуют люди, хотя и не считающие себя буддистами, однако искренне стремящиеся узнать побольше о буддизме вообще и о тибетском буддизме в частности. Сюда так же относятся те, кто, следуя своей религии, живо интересуются чужими духовными традициями. Я уверен, что в буддийском учении они смогут найти решение различных близких им вопросов…" . Англия - страна, имеющая глубокие христианские корни. Несложно предположить, что большая часть тех, кто присутствовал на лекции Далай-ламы и кто "следует своей религии", - христиане, а значит, пожелание Тэнзин Гьяцо "обрести решение различных вопросов" в буддизме относится именно к ним.

Эта уверенность в том, что христианин может найти духовную пользу в буддизме, и послужила основой написания данной статьи. В ней мы попытаемся ответить на следующие вопросы: совместимо ли мировоззрение, формируемое буддизмом, с мировоззрением христианина, может ли христианин практиковать буддизм и имеет ли он право при этом продолжать считать себя христианином, а также может ли христианин с помощью буддизма решить какие-либо духовные проблемы? Статья предназначена для неукрепленных в вере христиан, которые по неосведомленности полагают, что между религиями нет серьезной разницы, и пытаются расширить свой духовный опыт с помощью чуждых христианству религий.

Прежде всего, немного познакомимся с буддизмом. Буддизм был основан Гаутамой Сиддхартхой из рода Шакья, жившим примерно в VI-V вв. до Р.Х., буддисты называют Сиддхартху Буддой, но Будда – это не имя, а титул, в переводе с санскрита означающий "пробудившийся". Гаутама был принцем и жил на территории нынешнего Непала. Познакомившись с людьми, страдающими болезнями, вплотную столкнувшись со старостью и смертью, Сиддхартха был потрясен, отказался от царства и стал отшельником. Как считают буддисты, в возрасте 35 лет Гаутама достиг состояния пробуждения. В течение всей своей жизни - он прожил 80 лет - Будда проповедовал учение, основой которого послужило его собственное мистическое озарение. Буддизм зародился на территории нынешнего штата Бихар в Индии. От традиционного индуизма буддизм отличается неприятием ведийского канона , а также отрицанием ключевого понятия индуизма "атман". Понятие "атман" имеет в индуизме множество значений, например оно может использоваться как синоним понятия "абсолют" . Так как сейчас в России не составляет труда найти в продаже книги, посвященные буддизму, мы не будем здесь подробно рассказывать о нем и перейдем к рассмотрению сформулированных выше вопросов.

Огромное значение в буддизме играет личный духовный опыт: в основе буддизма лежит мистический опыт Будды : "…великая религиозная традиция, возникшая в Индии и распространившаяся по всей Центральной и Восточной Азии и даже за пределами этой части света, не была скована скриптуральными авторитетами индуизма и прямо возводила доктринальные основания к психотехническому опыту своего коренного Учителя. Речь идет о буддизме" . Помимо того, буддизм учит, что духовный опыт является критерием истинности любого духовного учения, и буддизма в частности: "…психотехника и йогический опыт всегда играли определяющую и доминирующую роль в буддизме,… именно результаты созерцания ложились в основу того или иного учения и именно они служили критериями его истинности…" ; "…истина выражается не в теории, а переживается в йогическом опыте, приводящем к… способности интуитивировать онтологическую реальность, то, что есть в действительности" . Это представление не ново, но, по сути, несостоятельно : любой духовный опыт содержит элементы теоретического знания и всегда интерпретируется на основании имеющихся у мистика мировоззренческих установок, не говоря уже о том, что мистический опыт может быть неверно истолкован. Если духовный опыт является главным критерием истинности буддийского учения, то каким образом можно объяснить тот факт, что для обретения этого опыта требуется ни больше ни меньше, как "…трансформация сознания, переворот в самой его основе…. Но для этой трансформации необходимо понимать природу обыденного, эмпирического сознания и характера психических процессов" . Разве понимание природы обыденного и характера психических процессов уже не заложено буддийской философией? Согласно буддизму, любое философское буддийское учение является указателем пути и методов, с помощью которых достигается высшая цель буддизма, нирвана . В сущности, буддисты признают, что для достижения поставленных перед ними духовных целей необходимо иметь правильное видение проблемы и правильную решимость для ее разрешения, но такая логика вызывает удивление. По сути, она призывает к получению "непредвзятого" духовного опыта, изначально определяя рамки этого опыта в своем учении. Главная цель, которую ставит перед собой буддизм, заключается в преодолении страдания, но для этого оказывается необходима "религиозная буддийская установка": "религиозная буддийская установка – вот то единственное, что приведет к окончательному решению проблемы страдания" . Если я ожидаю, что в результате какой-либо психотехники ко мне явится Будда, мой мистический опыт уже не может считаться непредвзятым, потому что я буду интерпретировать его в соответствии со своими ожиданиями. А если пришедший был не Будда, а, например, бес в образе Будды? К тому же, даже если в процессе какой-либо медитации мистика посещает некое видение, это доказывает только то, что в результате исполнения данной медитативной техники это видение может предстать перед человеком, любое же описание видения, тем более формулировка каких-либо мировоззренческих установок, основанных на содержании видения, является уже творчеством самого мистика, его собственной интерпретацией смысла всего увиденного, однако здесь не следует забывать, что эта интерпретация может быть ошибочна.

Изучая буддизм, мы узнаем, что "…ни одна буддийская система никогда не рассматривалась в качестве учения, возвещающего истину в последней инстанции,… буддийский взгляд вообще заключается в том, что истина не может быть постигнута дискурсивно, ни описана в категориях дискурсивного мышления, ни быть выражена средствами дискурса" . Мы можем согласиться с тем, что любое описание истины не выражает всей ее полноты, но не с тем, что имеющееся выражение объективной реальности не является истинным только в силу того, что представляет собой описание истины, а не саму истину. Впрочем, лишь при условии, что под "истиной" понимается объективная реальность и ее описание адекватно реальной действительности . Дискурсивными средствами нельзя отразить полноту истины, но это не означает, что все, отражаемое методами дискурса, является ложным по определению. Ведь если это так, то буддистам придется выбросить все книги, посвященные буддизму. Если ни одно буддийское учение не "возвещает истину в последней инстанции", а главным источником истинности для буддистов является их личный духовный опыт, который, как выше уже указывалось, в свою очередь, так же абсолютным критерием истинности выступать не может, то какие выводы из этого можно сделать? На наш взгляд, вывод очевиден: у буддизма нет надежных критериев истинности, и все, чему учит буддизм, фактически принимается буддистами на веру!

Для христианина, знакомящегося с любым религиозным движением, имеет огромное значение образ Бога в этой религии. Каким представляют себе Бога буддисты; тождественно ли буддийское представление о Боге образу Бога в христианстве? Процитируем здесь слова современного нам Далай-ламы: "В одной своей речи сам Будда говорит, что Будды не могут смыть водой причину несчастья, которой являются все злые дела и свойства. Не могут они смыть и само несчастье, не могут передать просветление другим. Будды могут только дать нам свое учение и показать нам дорогу к просветлению. Мы сами, в конечном счете, являемся своими собственными спасителями, и счастье находится в наших руках. Несчастье и счастье существ находится в их руках, зависит от их дел и не зависит от Будд. Поэтому в буддизме не принимается существование одного Бога как творца мира. Мы сами являемся господами самих себя. Ответственность за наше счастье или несчастье несем мы сами" . В отличие от буддизма, христианство учит о Боге-Творце, Боге-Спасителе мира: "всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший все [есть] Бог" (Евр.3:4), "Отец послал Сына Спасителем миру" (1Ин. 4:14), "ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Деян. 4:12), Бог христиан – это Бог любви, Которому далеко небезразлична как земная судьба человека, так и его посмертная участь: "Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его, сотворившего небо и землю, море и все, что в них, вечно хранящего верность, творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников, Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных. Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову" (Пс.145:5-9); "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3:16). Будда же закончил свою жизнь "призывом к своим ученикам, дабы они надеялись на собственные силы, были бы сами себе светильниками и усердно трудились во имя освобождения" . Подобное учение о спасении и источнике спасения является выводом из следующей предпосылки: "…согласно Махаяне1, каждое живое существо наделено природой Будды (то есть является Буддой потенциально), которую оно может реализовать через достижение пробуждения (бодхи) и таким образом стать Буддой"2. Если Православие учит, что между природой Бога и человека лежит пропасть, преодолеть которую невозможно, что обожение есть результат стяжания благодати Божьей, то учение буддизма основано на вере в возможность человека раскрыть якобы имеющуюся божественность собственной природы. Последователи махаяны учат: "Махаянская концепция Будды называется сверхмирской…. В ней Буддой в собственном смысле этого слова называется Дхармовое тело Будды (дхармакая ), которое представляет собою вечное и изначальное пробужденное сознание, составляющее основу и природу всех прочих состояний сознания" . В махаяне "дхармакая явно приобретает черты некоего вечного, неизменного и недвойственного Абсолюта…. Сколько бы не являлось Будд в бесчисленных мирах сансары , их подлинная природа, Дхармовое тело, будет одной и той же же. Другими словами, у всех Будд одно и то же Дхармовое тело. Более того, дхармакая образует истинную природу сознания всех живых существ, которые таким образом оказываются потенциальными буддами" . Подобная теория позволяет буддийским учителям "…рассматривать собственную личность и личность Шакьямуни как тождественные, а следовательно, они могли на полном основании писать сутры от имени Будды" . Концепция буддистов о дхармовом теле Будды очень похоже на оккультное учение о Христе . В силу того, что в буддизме человек сам для себя бог, то "бессмысленно молится Будде и о чем-либо просить его" .

Интересно учение буддистов о личности. Сразу нужно отметить, что христианское понимание личности буддизм отвергает . Для буддиста личность "не является некоей единой сутью, единой "вещью"…. Она "лишь имя", данное агрегату различных психофизических элементов, структурно упорядоченное соединение которых и образует личность" . Личность в буддизме - это конгломерат дхарм , при этом "дхарма" понимается не как субстанция, а как психофизическое состояние, которое обладает каким-либо одним качеством, дхарма мгновенна. Каждая новая дхарма обусловлена предыдущей. Такое понимание личности приводит буддистов к отрицанию индивидуальной души . Следствием отрицания существования индивидуальной души является следующая идея: "…с точки зрения абсолютной истины Бодхисаттвам спасать некого и не от чего" . Спасение, с точки зрения буддизма, это самоуничтожение своего "я", своей души: "Бодхисаттва изживает саму идею "я", которое может быть спасено…" . При этом, нирвана – духовное состояние, к которому устремляются буддисты, – понимается как "… высшее внеличностное бытие, состояние покоя и блаженства" . Правда, возникает вопрос – бытие и блаженство кого? Ведь никого нет. Фактически "спасение", с точки зрения буддизма, выглядит так: жизнь есть кошмарный сон, но когда спящий просыпается, оказывается, что его самого не существует. Приняв буддийскую концепцию личности, христианину придется вычеркнуть из своей жизни, например, такое понятие как "любовь". Профессор Верховский прекрасно сказал о любви: "Любовь есть абсолютная воля к единству со всем сущим или со всем благим" . Говоря о тайне любви Бога, он продолжает: "В Боге каждое Лицо Пресвятой Троицы любит другие, т.е. всецело живет Ими как Собой" , прот. Сергий Булгаков писал о Божественной внутритроичной любви: "Бог есть самоотвергающая любовь Трех, которая имеет такую полноту взаимности, что соединяет Трех в одной жизни" , ведь "величайшее значение и назначение любви в том, что она соединяет любящих, так что у них становится одна общая жизнь, они живут друг в друге, обладая всем сообща" . Если нет личности, то нет любящих, которые могут соединиться. Буддизм отвергает личность, следовательно, он отвергает любовь, так как любовь личностна по своей природе. Буддизм – религия, которая призывает к милосердию, но при этом убивает любовь. Хорошим примером тому служит следующая история: "Два великих монаха-йогина плыли из Индии на Ланку и везли с собой много золота на строительство на Ланке буддийской ступы. Об этом прознала команда корабля и решила убить монахов, чтобы завладеть золотом. Монахи благодаря своим телепатическим способностям узнали об этом и решили защищаться. Они рассудили так: если эти матросы убьют монахов- бодхисаттв, они совершат ужасный поступок, из-за которого они наверняка попадут в ад … (пять поступков, непременно ведущих к рождению в наихудшем из адов- убийство отца, убийство матери, убийство архата, внесение смуты и раскола в монашескую общину и пролитие крови Будды), а население Ланки останется без ступы, которая тоже нужна для его совершенствования. Поэтому монахи и их сопровождающие первыми напали на матросов, повязали их и бросили в море. Побудительным мотивом такого, казалось бы, жестокого поступка было сострадание как к самим матросам (чтобы спасти их от адских мук), так и к жителям Ланки, которые могли остаться без буддийской святыни" . Представить, что православный святой действовал бы в соответствии с логикой буддийских монахов, принципиально невозможно.

Вышеописанная история с монахами демонстрирует нам характерную черту буддийского мировоззрения: для буддиста мотивация совершенного поступка важнее самого поступка, так как благая, с точки зрения, буддиста, цель является оправданием средств ее достижения: "…во всех школах буддизма наиболее важна мотивация, в соответствии с которой практик принимает решение и ответственность за свои поступки" . История буддизма знает немало случаев, когда буддийские подвижники, борясь с тем, что они считали злом, прибегали к насилию. Эта вероучительная установка буддизма заставляет исследователей этой религии сделать интересный вывод: "…в современном буддизме есть тенденции, которые со временем могут привести к появлению организаций, склонных к насильственным, даже террористическим действиям" . Такие организации в буддизме уже существуют: можно привести пример буддийской школы "Новая традиция кадампа", созданной Геше Келсанг Гьяцо, объявленным своими сторонниками третьим Буддой, задачей которого является распространение буддизма на Западе. Эта организация имеет около ста центров в тридцати шести государствах. Последователи "Новой традиции кадампа" – противники далай-ламы, они обвиняют его в модернизме, суеверии и проамериканизме. Одним из деяний последователей школы "Новая традиция кадампа" является убийство 6 февраля 1997 года в Индии в Дхарамсале (штаб-квартира тибетского правительства в изгнании) трех монахов: директора школы буддийской диалектики Лобсанга Гьяцо и двух его воспитанников. В результате проведенного расследования выяснилось, что помимо совершенных злодеяний, сторонники Геше Келсанга Гьяцо планировали убийства еще более десяти человек, включая далай-ламу . Таким образом, несмотря на то, что буддизм имеет репутацию "мирной" религии, его учение уже сейчас позволяет совершать буддистам далеко не мирные поступки.

Что буддизм говорит о страдании? "Страдание, согласно буддизму, не является следствием утраты некоего совершенного состояния (грехопадение), а есть фундаментальная и безначальная характеристика существования как такового, что сильно отличает позиции буддизма от позиций других мировых религий" .

В буддизме, как и в индуизме, важнейшую роль играет закон кармы, учение о котором никак не может быть совместимо с христианством : "…огромную роль в буддизме играет закон кармы, который поистине можно считать стержнем буддийской доктрины" .

Вывод, который может сделать христианин, познакомившись поближе с буддизмом, прекрасно сформулировали И.М. Концевич и В.А. Кожевников: "Мрачно и жутко становится при соприкосновении с буддизмом, хотя последний и рядится в тогу величия. Он ведет человека к величайшему греху – греху духовного самоубийства, вечного отлучения бессмертной души от источника жизни – Бога. На нем печать гордого отвержения духа отрицания, смерти" ; "В лице буддизма тварь забыла и отринула своего Творца и Промыслителя, поставив на его место роковой, бессмысленный круговорот будто бы безначальных, слепых, космических сил. Отсюда неутешная, неисцелимая скорбь буддийского пессимизма, этого законченного воплощения "души, не имеющей упования"" . Как видим, буддийское мировоззрение принципиально отлично от христианского, практиковать буддизм, рассчитывая на его духовную помощь, и при этом оставаться христианином невозможно, конечно, если христианин не решит совершить духовное самоубийство, в чем буддизм, несомненно, ему сможет помочь.

Виталий Питанов