Азовские походы. Создание регулярного военно-морского флота

Стоит в ряду наиболее образованных и талантливых строителей вооруженных сил, полководцев и флотоводцев русской и мировой истории ХVIII века. Делом всей его жизни было усиление военной мощи России и повышение ее роли на международной арене.

По замечанию видного русского историка Василия Ключевского, "военная реформа была первоочередным преобразовательным делом Петра, наиболее продолжительным и самым тяжелым как для него самого, так и для народа. Она имеет очень важное значение в нашей истории; это не просто вопрос о государственной обороне: реформа оказала глубокое действие и на склад общества и на дальнейший ход событий".

Военная реформа Петра I включала комплекс государственных мероприятий по реорганизации системы комплектования армии и военного управления, созданию регулярного военно-морского флота, совершенствованию вооружения, выработке и внедрению новой системы обучения и воспитания военнослужащих.

В ходе реформ была упразднена прежняя военная организация: дворянское и стрелецкое войско и полки "нового строя" (воинские части, сформированные в XVII веке в России по образцу западноевропейских армий). Эти полки пошли на формирование регулярной армии и составили ее ядро.

Петром I была введена новая система комплектования регулярной армии. В 1699 году вводится рекрутская повинность, узаконенная указом императора в 1705 году. Суть ее состояла в том, что государство в принудительном порядке ежегодно набирало в армию и на флот из податных сословий, крестьян и горожан, определенное количество рекрутов. С 20 дворов брали одного человека, холостого в возрасте от 15 до 20 лет (однако в ходе Северной войны эти сроки постоянно изменялись из-за нехватки солдат и матросов).

К концу царствования Петра численность всех регулярных войск, пехоты и конницы, составляла от 196 до 212 тысяч человек.

Наряду с реорганизацией сухопутной армии Петр приступил к созданию военно-морского флота . К 1700 году Азовский флот насчитывал более 50 кораблей. В ходе Северной войны был создан Балтийский флот, который к концу царствования Петра I насчитывал в своем составе 35 больших линейных наружных кораблей, 10 фрегатов и около 200 галерных (гребных) судов с 28 тысячами матросов.

Армия и флот получили однотипную и стройную организацию, появились полки, бригады и дивизии, на флоте - эскадры, дивизии и отряды, была создана кавалерия единого драгунского типа. Для управления действующей армией была введена должность главнокомандующего (генерал-фельдмаршала), на флоте - генерал-адмирала.

Была проведена реформа военного управления . Вместо Приказов Петр I учредил в 1718 году военную коллегию, в ведении которой находились полевая армия, "гарнизонные войска" и все "воинские дела". Окончательное устройство Военной коллегии было определено указом 1719 года. Первым президентом военной коллегии стал Александр Меншиков. Коллегиальная система отличалась от приказной прежде всего тем, что один орган занимался решением всех вопросов военного характера. В военное время во главе армии стоял Главнокомандующий. При нем создавались Военный совет (как совещательный орган) и полевой штаб во главе с генерал-квартирмейстером (помощника главнокомандующего).

В ходе реформирования армии была введена единая система воинских званий, окончательно оформившаяся в Табели о рангах 1722 года. Служебная лестница включала 14 классов от фельдмаршала и генерал-адмирала до прапорщика. В основу службы и чинопроизводства Табеля о рангах была положена не родовитость, а личные способности.

Уделяя много внимания техническому перевооружению армии и флота, Петр I наладил разработку и производство новых типов кораблей, новых образцов артиллерийских орудий и боеприпасов. При Петре I пехота стала вооружаться ружьями с ударно-кремневым замком, был введен штык отечественного образца.

Правительство Петра I придавало особое значение воспитанию национального офицерского корпуса. Вначале всех молодых дворян обязывали пройти солдатскую службу в Преображенском и Семеновском гвардейских полках, в течение 10 лет, начиная с 15-летнего возраста. С получением первого офицерского чина дворянские дети направлялись в армейские части, где служили пожизненно. Однако такая система подготовки офицеров не смогла полностью удовлетворить возрастающие потребности в новых кадрах, и Петр I учредил ряд специальных военных школ. В 1701 году в Москве открылась артиллерийская школа на 300 человек, а в 1712 году в Петербурге - вторая артиллерийская школа. Для подготовки инженерных кадров были созданы две инженерные школы (в 1708 и 1719 годы).

Для подготовки морских кадров Петр I открыл в Москве в 1701 году школу математических и навигацких наук, а в 1715 году в Петербурге - Морскую академию.

Петр I запрещал производить в офицеры лиц, которые не получили соответствующей подготовки в военной школе. Нередки были случаи, когда Петр I лично экзаменовал "недорослей" (детей дворянских). Тех, кто не выдерживал экзамен, отправляли служить на флот рядовыми без права производства в офицеры.

Реформы вводили единую систему обучения и воспитания войск. На основе опыта Северной войны были созданы наставления инструкции и уставы: "Статьи воинские", "Учреждение к бою", "Для полевой битвы правила", "Морской устав", "Устав воинский 1716 года".

Заботясь о моральном духе войск, Петр I награждал отличившихся генералов учрежденным им в 1698 году орденом Святого Андрея Первозванного, солдат и офицеров - медалями и повышением в чинах (солдат также деньгами). В то же время Петр I ввел в армии суровую дисциплину с телесными наказаниями и смертной казнью за тяжкие воинские преступления.

Военная система , созданная правительством Петра I, оказалась настолько устойчивой, что без существенных изменений продержалась до конца ХVIII века. В последующие после Петра I десятилетия ХVIII века русские вооруженные силы развивались под влиянием петровских военных реформ, продолжали совершенствоваться принципы и традиции регулярной армии. Свое продолжение они нашли в боевой деятельности Петра Румянцева и Александра Суворова. Труды Румянцева "Обряд службы" и Суворова "Полковое учреждение" и "Наука побеждать" явились событием в жизни армии и большим вкладом в отечественную военную науку.

Материал подготовлен редакцией РИА Новости на основе открытых источников


Офицерский состав армии.

Готовясь формировать регулярную армию, Петр уделил большое внимание созданию офицерских кадров. Основной базой для организации офицерского корпуса стали командные кадры гвардейских и солдатских полков. В 1697-1698 гг. значительно расширились штаты офицерского состава Преображенского, Семеновского, 1-го и 2-го Московских выборных полков. Перед отъездом Петра за границу Автомон Головин получил приказ: «Чинить смотры и учения начальных людей и солдат, пополнять полковые припасы, вновь набирать младших офицеров». К 1699 году унтер-офицерский и офицерский состав намного превышал штатные нормы: так в Преображенском полку было 120 офицеров, в Семеновском – 90 (при норме в 40 офицеров).

В начале 1696 года началась широкомасштабная подготовка офицеров для пехоты из числа русских дворян. Желябужский, свидетель и участник этих событий, писал, что по царскому указу стольники явились в Преображенское к Головину и после смотра им было указано, чтобы они учились пехотному строю на житном дворе. После 2 месяцев обучения около 300 офицеров было распределено между дивизиями Репнина, Вейде и Головина. Вслед за этим были вызваны дворяне из других городов и отданы в учение.

При Преображенском и Семеновском полках были созданы школы для подготовки унтер-офицеров, а при бомбардирской роте организовали учебную артиллерийскую команду.

Надо отметить, что наемничество в то время было обычным явлением для всех европейских армий. Поэтому и в России, одновременно с подготовкой офицеров из русских дворян, практиковалось привлечение на службу иноземцев. В конце XVII века Иноземный приказ набрал около 300 таких офицеров. Однако в русской армии наемничество пока не привилось, так как быстро выявилась низкая воинская подготовка иностранцев. В начале 1700 года Автомон Головин доносил Петру: «Начальные, Государь, люди ко мне присланы из Иноземного приказа для учения, и по многим числам учения не приняли и апреля 15 я выкинул из них человек 150, а в остатке учения столько же… Начальных людей не повелишь ли набирать из царедворцев и из заморских, а я истинно то делать рад, лучше их учить нежели тех, которые присланы из Иноземного приказа; трудов к ним много положено, а иные и ныне за мушкет не умеют приняться». И Петр согласился и приказал взять в обучение для подготовки в офицеры стольников, дворян и жильцов «московского чина» (отборный полк поместного ополчения). Однако еще более 10 лет после этого Петру приходилось держать иноземцев в армии. Только после Прутского похода в отставку были уволены более 200 иностранных генералов и офицеров. Теперь их число в полках не должно было превышать 1/3 от всего офицерского состава. Через 3 года офицеры-иностранцы подвергались экзамену, и все, кто не выдерживал его, подлежали увольнению. В итоге в 1720 гг. офицерский корпус на 90% состоял из русских.

В то же время, среди офицеров было еще немало неграмотных. В 1720-1721 гг. в зависимости от рода войск насчитывалось от 4,4% до 31,2% неграмотных офицеров.

Набор дворян в пехотные полки, обучение их пехотному строю были новыми явлениями в истории русской армии, так как в XVII веке в солдатские полки записывали дворян только за проступки (как наказание) или за «оскудение воинского чину».

Петр жестко пресекал нежелание дворян служить в армии, учиться и подчиняться новой неведомой дисциплине. Дворяне от службы скрывались в своих поместьях или в монастырях. В ответ Петр издал указ: «Разобрать и годных в службу написать» и впредь запретил постригать в монахи до достижения 60-летнего возраста. Всех монахов, годных к службе, было приказано высылать в армию. Тут Петру на помощь пришли «прибыльщики и доносители». Так, например, брянский дворянин Безобразов донес, что в Брянске и в уезде «умножилось подьячих и дьяков и прочих нижних чинов, из которых гораздо возможно довольное число набрать на службу в драгуны или в солдаты». Такие же сведения сообщал и князь Трубецкой, за что и получил 500 рублей в награду…

Дворяне, уклонявшиеся от службы, лишались «кормовых денег» и подвергались суровым наказаниям.

9 июля 1699 года Петр лично осматривал записанных в списки непригодных к строевой службе. Действительно больным давали отставку, а симулянтов били кнутом и ссылали в Азов.

Организационная структура армии.

Петр I успешно провел преобразование всей армии. Регулярное войско получило четкую систему организации, которая была закреплена Воинским Уставом 1716 года. Армия Государства Российского состояла из трех родов войск: пехота, кавалерия, артиллерия.

Пехота – главный род войск (рис.3). Она делилась на гвардейскую, гренадерскую и линейную. В основу организации пехотных полков была положена организация существовавшая в России с конца XVII века. Затем она изменялась в зависимости от изменения способов ведения войны.

Первоначально пехотный полк состоял из 10 фузилерных (стрелковых) рот, сведенных в 2 батальона.

В 1704 году, в результате полученного боевого опыта, в штат пехотного полка была введена 1 гренадерская рота, а количество обычных фузилерных рот уменьшили до 8.

В 1708 году гренадерские роты вывели из состава линейных пехотных полков и свели в отдельные гренадерские полки.

По штатам 1711 года пехотные полки состояли из 1 гренадерской и 7 фузилерных рот, сведенных в 2 батальона. Численность полка была постоянной в мирное и военное время: полк насчитывал 40 офицеров, 80 унтер-офицеров, 1367 рядовых (из них 247 - нестроевых). Таким был штат и линейного, и гренадерского полка.

Гренадерские полки были созданы накануне решающих полтавских сражений. Они обладали большой ударной силой (которая определялась тем, что каждый гренадер был вооружен не только ружьем и штыком, но и ручными гранатами, а некоторые – и ручными мортирками). В то время как обычный пехотный полк имел на вооружении 4-6 орудий, гренадерский – до 12 орудий. Образование гренадерских полков было вызвано стремлением увеличить ударную силу армии, избежать слабости линейного порядка (которая была результатом равномерного распределения всех сил по фронту). Гренадерские полки придавались дивизиям и в бою выдвигались на самые ответственные участки. Состояли гренадерские полки из 8 рот, сведенных в 2 батальона.

Основной боевой единицей пехоты был полк. Он состоял из 2 батальонов. В каждом батальоне – по 4 роты. В каждой роте – по 4 плутонга (взвода). Полком командовал полковник (в заместителях у него был подполковник), батальоном командовал майор, ротой – капитан, а плутонгом – капрал. Помощники капитана: капитан-поручик (штабс-капитан), поручик и прапорщик (он же был и знаменосцем).

Кавалерия.

В 1699-1700 гг. Петр I восстановил полки регулярной конницы – драгун – которые с 1702 года состояли из даточных людей, а с 1705 года комплектовались рекрутами. Весь офицерский и унтер-офицерский состав кавалерии пополнялся русскими людьми.

Были выработаны более совершенные приемы применения конницы (по сравнению с остальными европейскими армиями, где кавалерия решала в основном пассивные задачи – защищала фланги пехоты. Это привязывало ее к своей же пехоте и не давало возможность использовать свой главный козырь - скорость).

Состав русской кавалерии при Петре I:

1. Драгуны-фузилеры (рис.4):

В 1701 году созданы – Новгородский, Псковский, Вятский, Владимирский, Казанский, Троицкий, Нижегородский, Черниговский, Рязанский, Пермский, Тверской, Ярославский, Невский, Ингерманландский, Белозерский, Вологодский, Ямбургский, Астраханский и Лейб-Регимент драгунские фузилерные полки.

В 1706 году созданы – Архангелогородский, Азовский, Ростовский, Олонецкий, Каргопольский, Санкт-Петербургский полки кавалерии.

В 1708 году созданы – Новотроицкий, Тобольский полки и Рославский «шквадрон» кавалерии.

В 1711 году сформированы – Сибирский полк и Лейб-Шквадрон.

2. Драгуны-гренадеры:

В 1708 году созданы полки (по именам командиров): Кропотова, Рожнова, Роппа, Гудовича.

3. Драгунские гарнизонные полки:

В 1711 году созданы – Казанский, Астраханский, Воронежский, Сибирский полки.

В 1709 году Петр имел до 40.000 конницы драгунского типа, т.е. способной действовать как в конном, так и в пешем строю. Русская конница могла действовать самостоятельно, крупными соединениями в 12.000 – 15.000 сабель, совершая глубокие рейды по тылам противника.

С 1701-1702 гг. на вооружении конницы появилась и легкая конная артиллерия.

Драгунский полк состоял из 10 рот. С 1704 до 1709 гг. в каждый драгунский полк входили еще и по 1 гренадерской роте. Каждые 2 драгунские роты составляли 1 эскадрон. По штату 1711 года драгунский полк насчитывал: 38 офицеров, 80 унтер-офицеров, 1210 рядовых (из них – 290 нестроевых). Драгуны были вооружены ударно-кремневым ружьем без штыка, палашом и 2 пистолетами.


Рис.3 Пехотный офицер Рис.4 Драгунский офицер

Артиллерия.

Петр I создал стройную организационную систему и для артиллерии. Артиллерия делилась на: полковую, полевую, осадную (брештовую или проломную), крепостную (гарнизонную).

При Петре был положен конец хаотическому состоянию материальной части артиллерии и установлено единообразие систем. С этой целью на литейные заводы посылались одинаковые чертежи орудий.

В 1701-1702 гг. была введена шкала орудийных калибров и наименование по калибрам. Вместо 20 – 25 различных калибров оставили только 8: 3-, 4-, 6-, 8-, 12- и 24-фунтовые пушки и полупудовые и пудовые гаубицы. Петр I от артиллерии требовал, наряду с огневой мощью, большой тактической мобильности и подвижности. Поэтому в артиллерийской мастерской под руководством русского инженера-артиллериста Василия Корчмина развернулись большие работы по облегчению орудий за счет модернизации лафета.

Полковая 3-фунтовая пушка была облегчена с 12 до 9 пудов весом, а полевая 6-фунтовая – с 46 до 36 пудов (рис.5). В то же время не удалось облегчить 12-фунтовые полевые орудия (вес – 150 пудов) и 9-пудовые осадные мортиры (вес – 300 пудов), для перевозки которых требовалось около 15 лошадей.

Рис.5 Чугунная 3-фунтовая пушка

Были созданы новые нарезные («винтовальные») орудия, орудия с коническими каморами, новые образцы зажигательных ядер… В Семеновском под большим секретом велись работы по созданию первых образцов легкой дальнобойной мортиры. Отливали ее русские мастера-литейщики Борис Волков и Яким Моляров. Русские артиллеристы первыми исследовали проблему изготовления и использования нарезного оружия.

В 1705-1706 гг., в связи с изменением тактики войны (армия от осады крепостей переходит к полевым сражениям), главное внимание уделяется развитию полевой и полковой артиллерии. Артиллерия, по мысли Петра I, во время боя должна осуществлять маневр, не теряя взаимодействия с пехотой и кавалерией.

Ответ от Валентина водолей [гуру]
Петр I вел амбициозную внешнюю политику. Молодому царю хотелось завоевать для России выход к незамерзающим морям. Для достижения такой цели России нужна была сильная армия. При Петре I в России появляться регулярная армия. Юридически, начало её построения было закреплено в 1699 году.
В тот год вышел указ, который определял источники формирования полков. Набирались: охотничьи люди – свободные подданные, служившие за 11 рублей в год; даточные люди – рекруты, набираемые из крестьян.
Рекрутов набирали следующим образом:
от монастырских крестьян 1 рекрут с 25 дворов;
дворяне на гражданской службе поставляли в армию 1 рекрута с 30 дворов;
дворяне – землевладельцы, служившие в армии 1 рекрута с 50 дворов.
В период с 1699 года по 1725 было проведено 53 рекрутских набора. Рекрутские наборы дали русской армии и флоту 250 тысяч человек. Рекруты получали казенное обмундирование и вооружение, проходили серьезную воинскую подготовку. Рекруты автоматически освобождались от крепостной зависимости и их дети, появившиеся во время отцовской военной службы, тоже считались свободными. Судьба рекрута – пожизненная служба в русской армии. Рекрутов клеймили специальными наколками на левой руке.
Военные реформы Петра 1Система рекрутских наборов в петровскую эпоху складывалась в течение 5 лет. К Концу царствования Петра Великого общая численность русской армии составляла 318 тысяч. Благодаря военной реформе Петра I сложилась регулярная русская армия. Подготовка армии к боевым действиям требовала от солдат и офицеров знаний, инициативы и дисциплины. Это было обязательным условием существования любой армии.
В 1716 году, был издан «Устав воинский», просуществовавший более 150 лет. Этот устав требовал от офицеров активности и самостоятельности, а от солдат дисциплины и исполнительности. Военная реформа Петра I предусматривала активную подготовку офицерских кадров для русской армии. Офицеров для русской армии готовили в двух школах Бомбардирской (артиллеристов) и Преображенской (пехотинцев).
Позже появились и морские, инженерные, медицинские военные школы. Военные реформы Петра I сделали русскую армию одной из сильнейших в Европе. Это покажет Северная война. Одновременно с создание регулярной армии, продолжается строительство русского флота. До 1702 года, в Воронеже будет построено 28 кораблей, 23 галеры и множество мелких судов.
Судьба Азовского флота печальна; частично корабли были проданы Турции, частично уничтожены. Однако уже в 1703 году на Балтике будет построена крупная верфь – Олонецкая верфь. К середине Северной войны на Балтике уже будет русский флот, состоящий из 22 кораблей, 5 фрегатов и множества мелких судов, лодок.
К концу правления Петра Великого на Балтике будет 32 линейных корабля, 16 фрегатов и 85 галер. Численность русского флота будет составлять порядка 30 тысяч человек. Военные реформы Петра I были очень своевременны и продуктивны. Именно благодаря военным реформам Петра I Россия очень успешно завершит Северную войну и получит выход к морю. Русская армия станет одной из самых сильных и многочисленных в Европе.

Мудрец избегает всякой крайности.

Лао Цзы

Азовские походы начались в 1695 году, когды Петр 1 начал военные походы на турецко-татарскую крепость Азов, которая находилась в устье реки Дон и была важным морским азовским портом. Молодой царь ставил своей задачей вывести Россию к морю. После того, как первый поход не удался, Петр не стал медлить и уже через пол года начал второй поход. На этот раз все прошло успешно для России: страна впервые получила выход к незамерзающему Азовскому морю. Однако дальнейшее продвижение к Черному морю требовало полноценной войны с тогда еще мощной Османской империей, поэтому Петр 1 начал готовиться к новой, Северной войне со Швецией. Статья посвящена описанию причин, хода и результатов Азовских походов, а также анализу оценок Азовских походов известными историками.

Предпосылки азовских походов

В 1689 году началось официальное царствование Петра 1. Молодой царь одной из своих главных задач видел обеспечение выхода России к морю. Во-первых, для создания мощного флота, во-вторых – для развития торговли и обеспечения культурных связей. Вариантов было два: Балтийское и Черное море. Первый вариант требовал войн со Швецией и Речью Посполитой. Второй – с Крымским ханством и Османской империей. После подписания «Вечного мира» с Речью Посполитой в 1686 году Московское царство не только устанавливает дружественные отношения со своим западным соседом, но и начинает включаться в антитурецкую коалицию в Европе. В результате начались Крымские походы (1687,1689), которые, однако, не принесли России успеха. Однако войны турецкой армии в Европе, а также мощный союз Польши, Австрии и Венецианской республики против Турции существенно ослабили Оттоманскую Порту.

Причины, цели и задачи сторон

После прихода к власти Петра он решил продолжать прежнее направление внешней политики, ссылаясь на возможные ослабления турецко-татарской мощи. Однако новой целью была выбрана турецко-татарская крепость Азов. Петр буквально бредил морем, поэтому Азовские походы были лишь вопросом времени.

Главными задачами России во время Азовских походов были:

  1. Штурм и захват крепости Азов для обеспечения плацдарма, с помощью которого можно было начать борьбу за выход к Черному морю.
  2. Превратить морскую крепость Азов в центр создания российского флота.
  3. Установление контроля за территорией речки Дон, что давало возможность развивать флот и в других городах на Дону, и в случае необходимости спускать их до Азовского моря.
  4. Ослабление влияния Турции в регионе Азовского моря.

Фактическая подготовка к походу началась с 1694 года. Для организации походов были задействованы донские казаки, а также украинское казачество во главе с гетманом Мазепой.

Ход походов

Всего было два похода. Так как первый был неудачным, Петру 1 пришлось организовывать второй. Давайте рассмотрим их подробнее.

Первый поход: июль - октябрь 1695

Для обеспечения успешного похода Петр 1 создал две армии. Первую возглавил Борис Шереметев, она должна была выполнять отвлекающую роль, нападая в районе Днепра на Крымское ханство. Это должно было вынудить турок переправить флот из Азова. Именно этого должна была ждать вторая армия, задачей которой был непосредственный захват азовской крепости. Эту армию возглавили три генерала: Ф.Лефорт, Ф.Головин и П.Гордон.

В июне 1695 года российские войска подошли к Азову и начали обстрел. Продовольствие было доставлено по рекам, так что российские войска были готовы осуществлять долгую осаду. Однако турки растянули цепи через Дон, чем не давали выйти российским судам в Азовское море и усилить обстрел. Кроме того, наличие трех генералов не пошло на руку российской армии: часто они действовали несогласованно, чем определили безрезультативности похода для России. В сентябре 1695 года российская армия вернулась в Москву. Однако молодой царь не сложил руки. Он дал команду готовиться к новому походу, но при этом пытался вынести максимум уроков из этого поражения.

Первый из Азовских походов не увенчался успехом. Причина - у России не было флота, без которого вести осаду морской крепости невозможно.

Карта первого Азовского похода Петра


Второй поход 1696

Царь нанял несколько инженеров из Запада, которые получили задание начать создание современного российского флота. Местом для эксперимента был выбран Воронеж. В конце 1695 года царь сильно заболел, кроме того 20 января 1696 года умер его брат Иван. Однако даже это не остановило планов Петра 1. Он лично отправился на верфи смотреть за производством российского флота. Кроме того, царь подготовил новое 70-тысячное войско, которое возглавил А.Штеин. Было принято решение нанести стремительный удар с помощью флота (его возглавил Ф.Лефорт), который позволял выйти в Азовское море и окружить крепость Азов. Кстати, Б.Шереметьев должен был во второй раз совершать отвлекающий удар на Крымский полуостров.

С апреля по июль 1696 года длилась осада и обстрел турецко-татарской крепости. 18 июля российские войска добились успеха – Азов был захвачен, а Россия смогла выйти к морю. Кроме того, командующий этим походом А.Штеин получил первое в истории страны звание генералиссимус.

Карта второго Азовского похода Петра


Оценка Азовских походов Петра 1

Несмотря на тот факт, что Азовские походы были успешными (как минимум был положительный итог в виде захвата Азова), среди историков нет однозначного мнения относительно походов. Проанализировав основные взгляды на Азовские походы, можно описать главные позитивные и негативные составляющие этого исторического события.

Позитивные оценки походов

Например, историк С.Соловьев утверждает, что после первого Азовского похода началось рождение российского царя-реформатора Петра 1. Ученый считает, что поражение в первом походе заставило царя воспитать в себе упорство, а победа во втором окончательно убедили в правильности и необходимости искать для России путь к морю.

Ученые, которые специализируются на военной истории, отмечаю, что в Азовских походах было окончательно доказано значение артиллерии для ведения осадной войны. Опыт Азовских походов был использован не только Россией, но и многими странами Европы.

Еще одним позитивным моментом азовских походов историки называют то, что 1696 году Боярская дума постановила «судам быть», фактически это означало создание полноценного морского флота. Кроме того, на это выделялись огромные деньги. Также после этих походов Россия начала колонизацию устья Дона, был построен Таганрог, а позже Ростов.

Негативные оценки

Часть историков делает акцент на фактической безрезультативности походов. Ведь, несмотря на захват Азова, выход к Черному морю требовал дальнейшей полноценной войны с Турцией и Крымским ханством, что требовало огромных ресурсов. В 1700 году началась Северная война, Россия полностью переключилась на войну со Швецией за выход к Балтийскому морю, отказавшись от идеи выйти к Черному морю, которое во время Руси называлось «Русским».

Таким образом, несмотря на наличие историков, которые критично рассматривают Азовские походы Петра 1, можно сказать, что они принесли России свои результаты, а главное – дали новый вызов, желание воевать за море и строить свой флот. Кроме того, они убедили Петра 1 в необходимости реформирования страны.

Годом рождения инженерных войск в России принято считать 1701 год. В этом году Петр I, в рамках проводимой им военной реформы подписал указ о создании первой инженерной школы.


Через одиннадцать лет, в 1712 году указом все того же Петра I была закреплена организация подразделений военных инженеров, определены и утверждены штат и численность инженерных подразделений при артиллерийском полку. В состав полка включались: понтонная команда, минерная рота и инженерная команда.

Также Петр I развернул масштабное инженерное обучение и подготовку не только артиллерийских полков, но и остальных регулярных войск в целом.

Указ Петра I от 1713 года гласил: «повелено было, чтобы пребывавшие в зимнее время в Санкт-Петербурге офицеры и унтер-офицеры Преображенского полка не проводили времени в праздности и гульбе, а обучались инженерству». В 1721 году этот приказ распространился и на другие полки. Дополнительным стимулом для офицеров, при обучении инженерному мастерству являлось повышение в чине: «Зело нужно дабы офицеры знали инженерство, того и унтер-офицерам оному обучатца, а егда и то не будет знать, то выше чинами производитца не будет».

С развитием военного инженерного дела, область использования инженерных подразделений расширилась и встал вопрос об отделении инженерной службы от артиллерии. Поэтому с 1724 года инженерные части получили новый штат и стали входить в состав войск, как отдельные подразделения, также они были включены в состав крепостных гарнизонов, а в каждой губернии появился инженерный инспектор.

Преобразования начавшие осуществляться при Петре I определили организацию и развитие военно-инженерного дела в России на весь 18-й век.

В начале Семилетней войны инженерные части состояли из военных инженеров, инженерных учеников, кондукторов (воинское звание, присваивавшееся чертёжникам и художникам в главных, окружных и полевых инженерных управлениях), роты минеров и мастеровых. В полевую же армию в 1756 году, в первый год войны входила только минерная рота и понтонная команда, которая находилась при артиллерии. В ходе боевых действий стало ясно, что этих подразделений явно недостаточно, поэтому зимой 1757 года минерная рота была заменена инженерным полком, а понтонная команда развернута в роту из трех отделений, по тридцать человек в каждом отделении. Всего инженерный полк насчитывал 1830 человек и имел все необходимое по штату снаряжение и инструменты.

В ходе сражений Семилетний войны, часто возникала потребность быстрого наведения переправ, совершенствовалась техника понтонных соединений. Стала развиваться и инженерно-конструкторская мысль, так в 1759 году капитаном А. Немовым был сконструирован и успешно применялся в боевых действиях парусиновый понтон, отличавшийся небольшим весом, простотой конструкции и значительной дешевизной по сравнению с медными понтонами.

В 1771 году кроме уже существующих подразделений, формируется «пионерный батальон генерального штаба» для содействия переправочно-мостовым работам при боевых действиях полевых войск. Но в 1775 году батальон был расформирован, ему на смену пришли еще одна понтонная рота и специалист дорожно-мостовой службы, входивший в состав рот пехотных полков.

К концу 18-го века численность инженерных войск существенно увеличилась, что однако привело к громоздкости и разбросу инженерных подразделений, да к тому же в целом инженерная служба пока оставалась в составе артиллерии, что не отвечало стратегическим принципам массовых армий.

Поэтому в начале 19-го века, в 1802 году, с появлением военного министерства инженерная служба окончательно отделилась от артиллерии и заимела свое ведомство под названием Инженерная экспедиция. Под началом Артиллерийской экспедиции остались только понтонеры.

В период с 1803 по 1806 годы с учетом боевого опыта было проведено еще несколько реорганизаций инженерных войск Русской армии.

К 1812 году действующая армия насчитывала 10 минерных и пионерных рот, 14 инженерных рот находились в крепостях, также в боевых действиях участвовали понтонные роты, прикрепленные к артиллерии.

Под командованием М. И. Кутузова все пионерные роты были объединены под общим командованием генерала Ивашева, начальника сообщений армии, который организовал из них две военные бригады.

Также Кутузов предписал Ивашеву для повышения подвижности инженерных подразделений при контрнаступлении организовать команду конных ратников, для исправления дорог перед наступающей армией. Именно так были созданы первые в конно-пионерные эскадроны.

Перед заграничным походом количество инженерных подразделений было доведено до 40 рот (24-пионерные, 8 минерных и 8 саперных). Задачей пионерных формирований было устройство мостов, дорог, полевых укреплений, а также разрушение заграждений и укреплений противника по направлению движения своих войск. Минеры и саперы использовались при постройке долговременных укреплений, при атаке и обороне крепостей. Наплавными мостами занимались понтонеры.

Военный опыт Отечественной войны 1812 года показал необходимость увеличения численности и очередной реорганизации инженерных войск. В период с 1816 по 1822 года такая реорганизация была проведена, был осуществлен переход к батальонной системе, каждый армейский корпус получил один саперный или пионерный батальон, сами пионерные и саперные батальоны были сведены в три пионерные бригады.

C 1829 года пионерные батальоны были переименованы в саперные, несколько позже в 1844 году, минерные роты также стали именоваться саперными. C этого момента, все инженерные подразделения стали именоваться саперными.

Также реорганизация коснулась и понтонных рот, они были переведены в подчинение инженерного ведомства и введены в составы пионерных и саперных батальонов, и стали обеспечивать переправами не только артиллерию, но и другие рода войск. Тогда же на основе боевых действий 1812 года были организованы армейский и гвардейский конно-пионерные эскадроны.

Таким образом, в результате проведенной реорганизации к концу первой четверти 19-го века инженерные войска полностью отделились от артиллерии и получили статус самостоятельного рода войск, в составе действующей армии, их численность составляла чуть более 21-й тысячи человек (2,3% от состава всей армии).

К началу Крымской войны (1853-1856 гг.) русская армия имела три саперные бригады.

Основным недостатками инженерных войск того времени являлось слабое техническое оснащение и существенный отрыв саперных батальонов от управлений армейских корпусов и бригад, которые они обеспечивали.

С течением времени, с развитием производственно-технических возможностей и техники, с появлением и строительством шоссейных и железных дорог, с началом широкого применения телеграфа и телефона развивалось и техническое оснащение армии.

Изменение материально-технических условий ведения войны привело к новым военным реформам, проводившимся в Российской армии в период с 2860 по 1874 года.

Не остались в стороне и инженерные войска, подвергшиеся очередной необходимой реорганизации и существенным изменениям. В составе инженерных войск появились железнодорожные батальоны (1870 г.), военно-походные телеграфные парки (1874 г.), понтонные батальоны получили в свое распоряжение металлический парк Томиловского.

В инженерных подразделениях появляется новый специалист подводно-минного дела. Для квалифицированного обучения таких специалистов создается специальное учебное заведение - техническое гальваническое, которое было открыто весной 1857 года.

К началу русско-турецкой войны (1877-1878 гг.), претерпев очередную реорганизацию, инженерные войска насчитывали 20,5 тысяч человек (2,8% от всего состава армии). После окончания войны к ним добавились новые специальности: голубиная связь и воздухоплавание и увеличилось количество электротехнических, железнодорожных и минно-крепостных подразделений. Также были основаны дополнительные полевые инженерные парки.

К концу 19-го века инженерные войска являлись самостоятельным родом войск в составе действующей армии и имели четко обозначенные задачи и цели при ведении боевых действий. В их задачу входило ведение крепостного строительства, обеспечение боевых действий пехоты, кавалерии и артиллерии, минная война, выполнение инженерных задач при обороне и осаде крепостей, устройство переправ и путей, а также телеграфных линий. Для выполнения этих задач в состав инженерных войск входили электрики, военные железнодорожники, связисты, воздухоплаватели, минеры, понтонеры и саперы

В начале 20-го окончательно оформившиеся в отдельный род войск, инженерные войска приобрели статус армейских новаторов. Имея в своих рядах талантливых инженеров-конструкторов они стали проводником всех военных технических новшевств, как в армии, так и на флоте.

Русско-японская война (1904–1905 гг) показала возросшую роль инженерных войск и дала много примеров для обеспечения и организации обороны. Обобщение опыта русско-японской войны в целом и особенно героической обороны Порт-Артура стало значительным вкладом в дальнейшее развитие военно-инженерной мысли. Именно в ходе этой войны окончательно утвердилась, как необходимое средство обороны полевая фортификация и главная, и одна из самых важных ее форм – сплошные траншеи большой протяженности. Выявилась непригодность редутов и остальных насыпных укреплений.

Впервые были заблаговременно возведены оборонительные позиции в тылу. В ходе обороны Порт-Артура была создана сплошная, укрепленная позиция, в нее был превращен фортовой пояс крепости Порт-Артур, где долговременные и полевые укрепления взаимно дополняли друг друга. Благодаря этому штурм крепости обошелся японской армии огромными потерями, 100 000 человек убитыми и ранеными, что превышало численность гарнизона Порт-Артура в четыре раза.

Также в ходе этой войны впервые была применена маскировка, как средство заграждения в огромном количестве применялась колючая проволока. Широкое применение получили электризуемые, минно-взрывные и другие заграждения.

Благодаря приказу главнокомандующего русскими войсками: «При каждой части войск, назначенной для атаки укрепленного пункта, должны быть саперы и охотничьи команды с материалом для разрушения препятствий», впервые в русской армии были созданы группы разграждения и инженерной разведки, участвующие в наступлении.

Это было зарождение комплексного инженерного обеспечения боя. Саперы следовали в голове штурмующей колонны, производя инженерную разведку и прокладывая через труднодоступные участки местности и через искусственны препятствия врага путь пехоте.

Русско-японская война также дала толчок к дальнейшему увеличению численности инженерных частей. Перед первой мировой войной контингент инженерных войск состоял из 9 понтонных батальонов, 39 саперных батальонов, 38 авиационных отрядов, 7 воздухоплавательных и 7 искровых рот, 25 парков и нескольких частей запаса, что в общем превышало количество инженерных частей в немецкой армии.

C развитием новых технических средств войны, которые впервые на поле боя применялись именно инженерными войсками, создавались новые подразделения и части для применения этих средств в бою, впоследствии переросшие в самостоятельные рода войск.

Железнодорожные войска (первые отделились от инженерных войск в 1904 г.)

Авиация (1910–1918 гг.),

Автомобильные и бронетанковые войска (1914–1918 гг.),

Прожекторные войска (1904–1916 гг.),

Химические войска (1914–1918 гг.),

Первоначальная разработка, способов применения подразделений этих видов войск, осуществлялась в рамках военно-инженерного искусства, инженерами и конструкторами инженерных войск.

C началом Первой мировой войны все европейские страны по достоинству оценили работу российских инженерных войск, ни одна из стран не подготовила свою территорию к ведению боевых действий так, как ее подготовила Россия, по сути в других странах подготовки не было вовсе.

В ходе этой войны была доработана, усовершенствована и внедрена в практику система полевых, хорошо укрепленных позиций из сплошных траншей, связанных между собой ходами сообщения и надежно укрытых проволочными заграждениями.

Большое развитие получили различные заграждения особенно проволочные. Хотя они довольно легко разрушались, тем не менее, подобные заграждения широко применялись в ходе боевых действий в виде рогаток ежей спиралей и т. д.

При оборудование позиций, также стали широко применяться различные укрытия, блиндажи, убежища стал использоваться железобетон, броня и волнистая сталь. Нашли свое применение передвижные бронезакрытия для пушек и закрытые сооружения для пулеметов.

В ходе боевых действий Первой мировой войны стали четко вырисовываться контуры более гибких форм организации обороны.

Новая организация обороны, впервые появившаяся в позиционный период Первой мировой потребовала также и внесения существенных изменений в проведении и подготовке наступательных операций. Теперь для прорыва позиций противника стала проводиться тщательная инженерная подготовка исходных плацдармов. При помощи инженерных подразделений создавались необходимые условия для скрытого развертывания войск и свободы их маневров, обеспечивалась возможность одновременной атаки переднего края противника и дальнейшее продвижение войск в глубину обороны.

Такая организация инженерной подготовки атаки было трудоемкой, но она неизменно способствовала успешному прорыву обороны противника, как например знаменитый Брусиловский прорыв.

В ходе первой мировой войны, инженерные войска в очередной раз доказали свою значительную роль в проведении успешных боевых действий. А военно-инженерное искусство получило еще одну отрасль – инженерное обеспечение наступательного боя и операции, которая зародилась и впервые была применена именно в ходе Первой мировой войны..

Подтвердила необходимость и правильность инженерного обеспечения штурмовых действий наступающих войск и начавшаяся вскоре Гражданская война. C началом войны, начался период военно-инженерного искусства советского времени.

Советские инженерные войска создавались с организацией РККА. В 1919 году были официально сформированы специальные инженерные части.

В период гражданской войны численность инженерных подразделений РККА выросла в 26 раз. Инженерные войска Красной армии в ходе этой войны даже в условиях острой нехватки переправочных средств успешно организовывали переправы войск через широкие водные преграды.

Непреодолимой преградой для войск Юденича стал мощный оборонительный узел, созданный саперами РККА на подступах к Петрограду.

При наступлении войск генерала Деникина на Москву инженерными войсками Красной армии была проведена огромная работа по фортификации полос обороны города.

Также большую роль сыграли красные саперы при овладении Крымом.

Такое успешное использование инженерных войск Красной армии в период Гражданской войны стало возможным вследствие того, что при создании РККА было уделено достаточно много внимания подготовке квалифицированных инженерных частей. Инженерная академия не прекращала своей учебной работы и кроме того в конце 1918 года большевики различными мерами разыскали многих преподавателей академии и даже слушателей старших курсов, и возвратили их на свои места, что и позволило произвести в том же 1918 году целых два выпуска военных инженеров с высшим образованием. Зимой 1918 года были возобновлены занятия в Николаевском инженерном училище (1-е Инженерные Петроградские курсы РККА), были открыты инженерные курсы в Самаре, Москве, Казани, Екатеринославе. Таким образом Красная армия практически с первого дня своего существования была обеспечена образованными военно-инженерными кадрами.

В 1924 году вместе с начавшейся военной реформой, начала создаваться структура инженерных войск РККА.

Была обозначена численность инженерных войск, 5% от общей численности армии (25705 человек). Армия располагала: 39 отдельных саперных рот, 9 отдельных саперных полуэскадронов, 5 понтонных батальонов, 10 отдельных саперных эскадронов, 18 саперных батальонов, 3 крепостных минных отряда, 5 крепостных саперных рот, 5 транспортных мото-понтонных отрядов, 1 учебный понтонно-минный дивизион, 1 минный отряд, 2 электротехнических батальона, 1 учебный электротехнический батальон, 1 отдельная прожекторная рота, 2 отдельные боевые маскировочные роты, 1 учебная маскировочная рота, 17 автогрузоотрядов, Петроградский автотранспортый батальон, 1 учебная автомотобригада, 39 автотрядов, Кронштадтская саперная рота, Инженерно-технический батальон Петроградского укрепленного района.

В тридцатые годы, в ходе индустриализации страны происходило техническое перевооружение инженерных войск. В этот период на вооружение инженерных войск поступили: миноискатель ИЗ, механизированный разборный мост, танковый мостоукладчик ИТ-28, комплект средств разведки и преодоления электрозаграждений, ножевые и катковые тралы к танками Т-26, БТ, Т-28; резиновая надувная лодка А-3, малая надувная лодка ЛМН, плавательный мешок для лошадей МПК, комплект ТЗИ для наводки легких наплавных мостов (для переправы пехоты), тяжелый понтонный парк Н2П (наплавной мост грузоподьемностью от 16 до 60т.), легкий понтонный парк НЛП (наплавной мост грузоподьемностью до 14т.), (наплавной мост для железнодорожных составов), специальный понтонный парк СП-19, разборные металлические мосты на жестких опорах РММ-1, РММ-2,РММ-4, буксирон-моторные катера БМК-70, НКЛ-27, подвесные лодочные моторы СЗ-10, СЗ-20, металлический разборный копер для забивки свай при строительстве мостов.

В области военно-инженерной науки и инженерного вооружения Красная армия значительно опережала армию Вермахта и армии других стран мира.


генерал Карбышев

Талантливый инженер, генерал Карбышев в эти годы разработал теорию созданий инженерных узлов заграждения и стройную тактику применения противопехотных и противотанковых мин. В этот же период было разработано и принято на вооружение большое количество средств взрывания стандартных подрывных зарядов (электрические подрывные машинки капсюля-детонаторы, огнепроводный шнур). Были разработаны новые противопехотные мины (ПМК-40, ОЗМ-152, ДП-1, ПМД-6,) противотанковые мины (ПТМ-40, АКС, ТМ-35 ТМ-35), а также целая серия противоавтомобильных, противопоездных и объектных мин. Была создана радиоуправляемая объектная мина (взрыв мины производился по радиосигналу). В 1941-42 годах именно при помощи этих мин радиосигналом из Москвы были подорваны здания в Одессе и Харькове, в которых находились немецкие штабы.

Высокая подготовка и оснащенность инженерных войск Красной армии обеспечила успех боевых действий на Халхин-Голе (1939 г.). В этой пустынной местности они снабжали войска необходимым количеством воды, поддерживали в рабочем состоянии огромной протяженности дороги, организовывали маскировку войск (японская авиаразведка так и не смогла обнаружить накопление сил Красной армии), обеспечивали успешное форсирование рек при наступлении войск.

Сложные задачи решали инженерные войска и во время советско-финской войны. Здесь им пришлось бороться с оборонительной линией, созданной финнами, с учетом естественных природных преград (большое количество озер, скальных гряд, гористой местности, лесных массивов), с применением дополнительных усилений в виде лесных завалов, обрушенных скал и заграждений в воде.

Намного тяжелее пришлось инженерным войскам в первый период Великой Отечественной Войны.

К началу июня 1941 года, практически все инженерные соединения западного направления находились на строительстве фортификационных сооружений, на новой границе в Польше. В момент начала боевых действий они не располагали ни (только карабины), ни автотранспортом, что и позволило немцам легко захватить возведенные укрепления, материальные средства саперов, личный состав был частично уничтожен, частично пленен.

Поэтому передовые соединения Красной армии, вступили в первые бои с фашистами не имея никакой инженерной поддержки.

Пришлось срочно формировать новые саперные части, для этого были даже расформированы инженерные и понтонные полки РВГК из личного состава которых формировались новые саперные батальоны.

На Северо-западном и Северном фронтах положение с инженерными войсками в первые дни войны было лучше. Саперы успешно прикрывали отход войск, разрушали мосты, создавали непроходимые зоны заграждений и разрушений, выставляли минные поля. На Кольском полуострове благодаря грамотным действия инженерных войск удалось вообще остановить наступление немцев и финнов. Частям Красной армии с незначительным количеством артиллерии и пехоты, при почти полном отсутствии танков, используя естественные препятствия и невзрывные, и взрывные заграждения удалось создать несокрушимую оборону. Настолько несокрушимую, что Гитлер отказался от наступательных действий на севере.

К началу битвы под по Москвой ситуация с инженерными войсками была уже не такой плачевной, количество инженерных частей удалось довести до 2-3 батальонов на армию к началу битвы, к концу было уже 7-8 батальонов.

Удалось создать Вяземскую линию обороны глубиной 30-50 километров. Можайскую линию обороны в 120 км. от Москвы. Непосредственно у границ города также были созданы оборонительные рубежи.

Без преувеличения можно сказать, что блокадный Ленинград выжил и не сдался именно благодаря инженерным войскам. Город не остался без снабжения благодаря Дороге жизни, проходящей по льду Ладожского озера проложенной и поддерживавшейся инженерными войсками.

На подходах к Сталинграду инженерными войсками было возведено 1200 километров оборонительных рубежей. Постоянную связь города с левым берегом обеспечивали понтонные части инженерных войск.

Важную роль сыграли инженерные войска и при подготовке обороны на Курской дуге.

C апреля по июль было возведено восемь оборонительных полос, глубиной 250-300 километров. Протяженность отрытых траншей и ходов сообщения достигала 8 километров на километр фронта. Было построено, отремонтировано 250 мостов общей длиной 6.5 км. и 3000 км. дорог. Только в полосе обороны Центрального фронта (300км.) было установлено 237 тыс. противотанковых, 162 тыс. противопехотных мин, 146 объектных мин, 63 радиофугаса, 305 километров проволочных заграждений. Расход мин на направлениях возможного удара доходил до 1600 мин на километр фронта

Была проведена большая работа по маскировке объектов и позиций.

И даже именно благодаря саперам, командованию удалось узнать точное время начала наступления немцев и направление удара. Саперам удалось захватить в плен своего немецкого коллегу, занимавшегося проделыванием проходов в наших минных полях, который и выдал точное время начала атаки.

Умелое сочетание минно-взрывных заграждений, фортификационных оборонительных сооружений и артиллерийского огня позволило Красной армии впервые в войне выстоять в обороне и перейти в контрнаступление.

Накопленный боевой опыт применения инженерных войск позволил им также успешно действовать и во всех последующих боях и сражениях за освобождение своей страны и стран Европы.

Сталин для того чтобы подчеркнуть значимость инженерных войск, в 1943 году издал указ вводивший в войска звания "Маршал инженерных войск" и "Главный маршал инженерных войск".

После капитуляции Германии началась война с Японией и здесь инженерные войска также успешно решали поставленные перед ними задачи. Для инженерных подразделений войск, наступающих из Приморского края, основной задачей была прокладка путей движения в тайге, через сопки и болота, реки Уссури, Сунгач, Сунгари, Даубихе и реки Северо-Восточного Китая. В Забайкалье основной задачей инженерных войск явилось обеспечение войск водой, маскировка, обозначение путей движения по пустынной степной местности и прокладка путей движения через горы.

Успешно решались инженерными войсками и задачи по прорыву долговременных укреплений японцев.

После окончания войны инженерные войска в силу своей возросшей и заслужено признанной значимости в значительно меньшей мере подверглись сокращению по сравнению с другими родами войск. К тому же и после войны инженерными войсками была проделана огромная работа по разминированию местности, восстановлению коммуникаций, мостов и дорог.

В послевоенные годы началось бурное техническое развитие инженерных войск.

Саперные подразделения получили на вооружение миноискатели ВИМ-625 и УМИВ, комплекты технических средств дистанционного обезвреживания боеприпасов бомбоискатель ИФТ. . В 1948 году на вооружение поступает танковый мостоукладчик МТУ. Позднее его сменили двадцатиметровые мостоукладчики МТУ-20 и МТ-55 и комплект тяжелого механизированного сорокаметрового моста ТММ (на 4 автомобилях КРАЗ) Были приняты на вооружение новые противоминные катковые танковые тралы ПТ-54, ПТ-55, позднее КМТ-5.

Значительное развитие получили переправочные средства - надувные и сборные лодки, более совершенный понтонный парк ТПП, железнодорожный понтонный парк ППС. В начале 60-х годов войска получили понтонный парк ПМП.

Столь стремительное техническое оснащение инженерных войск быстро вывело их на качественно новую ступень, когда они оказались в состоянии выполнять задачи инженерного обеспечения в соответствии с подвижностью и огневой мощью основных родов войск.

С распадом СССР начала распадаться и армия, а вместе с ней, и инженерные войска. Начиналась история новой Российской армии и соответственно инженерных войск вместе с ней, но это уже другая история, современная.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter