Анализ стихотворения Ахматовой А. А. «Я научилась просто, мудро жить…». Анализ стихотворения Ахматовой «Я научилась просто, мудро жить…» - лучшее сочинение

Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.

Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.

Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.

Анализ стихотворения «Я научилась просто, мудро жить» Ахматовой

А. Ахматова на себе почувствовала, как непросто добиться признания в поэтическом обществе. Ее долгое время воспринимали просто как супругу уже известного в то время Николая Гумилева. Первые сборник стихотворений («Вечер») поэтесса издала в 1912 г. на собственные средства небольшим тиражом. Вопреки ожиданиям сборник приобрел большую популярность и известность. В него и вошло стихотворение «Я научилась просто, мудро жить…».

Произведение Ахматовой свидетельствует о ее духовном становлении. Если в раннем возрасте будущая поэтесса часто мечтала, и жизнь рисовалась ей в исключительно радостных и счастливых оттенках, то с годами она становилась мудрее и спокойнее. Значительно повлиял на Ахматову и брак. Семейная жизнь требовала от нее создания уютной домашней атмосферы. Несмотря на холодное отношение к мужу, поэтесса чувствовала свой долг перед ним и стремилась упорядочить свою жизнь.

Ахматова убедилась в своем поэтическом даровании и решила посвятить ему всю жизнь. Поэтому она отбрасывает ненужные больше тревоги и спокойно воспринимает окружающее. Жизнь представляется ей медленным равномерным течением. В молодости Ахматова не отличалась особой религиозностью, но часто использовала христианские мотивы и символы в своих произведениях. Поэтому достижение внутренней гармонии она связывает со стремлением «молиться Богу».

Героиня подмечает мельчайшие детали окружающего («лопухи», «гроздь рябины»), которые в совокупности создают умиротворяющую атмосферу. Это атмосфера позволяет поэтессе писать «веселые стихи», посвященные красоте и радости бытия. Ахматова полностью погружается в себя, что не мешает ей воспринимать обычные радости жизни: мурлыканье «пушистого кота» и «огонь на башенке озерной».

В последних строках удивительно мягкого стихотворения возникает загадка в образе неизвестного, который может постучаться в дверь. Возможно, это просто неопределенный символ, означающий вторжение во внутренний мир героини внешнего человеческого общества. Некоторые исследователи считают, что в этом образе Ахматова имела в виду своего мужа, приход которого был ей неприятен.

В любом случае поэтесса достигает того состояния внутренней гармонии, при котором любое вмешательство извне может остаться просто незамеченным («я даже не услышу»).

«Я научилась просто, мудро жить…» Анна Ахматова

Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.

Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.

Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.

Анализ стихотворения Ахматовой «Я научилась просто, мудро жить…»

Анна Ахматова – одна из немногих русских поэтесс 20 века, которая в своих произведениях смогла доказать, что женщины в состоянии чувствовать окружающий мир гораздо глубже, а их личные переживания намного сильнее, чем у представителей сильного пола. Ее первый сборник стихов под названием «Вечер», увидевший свет в 1912 году, вышел небольшим тиражом, однако принес Ахматовой популярность в литературных кругах. Отныне ее перестали воспринимать исключительно как супругу поэта Николая Гумилева, с которым к тому времени у 23-летней Ахматовой сложились весьма непростые и даже враждебные взаимоотношения.

Одним из произведений, которое вошло в сборник «Вечер», стало стихотворение «Я научилась просто, мудро жить…», которое является яркой иллюстрацией духовного становления поэтессы. Менее чем за год она из романтичной провинциальной девушки превратилась во взрослую и опытную женщину, готовящуюся стать матерью. Даже увлечение поэзией в этот период отходит на второй план, так как Анна Ахматова начинает ценить простые житейские радости, мечтает о семейном уюте и благополучии. Однако ее ждет жестокое разочарование, так как Николай Гумилев по своей натуре является романтиком и заядлым путешественником. Ему неинтересно постоянно сидеть подле молодой жены, изображая примерного семьянина, так как в мире еще столько всего неизведанного и удивительного! В результате Анна Ахматова постепенно учится самостоятельно справляться со всевозможными бытовыми проблемами и вести хозяйство, поэтому и рождаются строки: «Я научилась просто, мудро жить».

Развивая эту тему, поэтесса отмечает, что ее удел – «смотреть на небо и молиться Богу» . О чем эти молитвы? Судя по всему, о семейном счастье, которого так желала поэтесса, понимая при этом, что согласилась стать женой человека, для которого домашний очаг не представляет особой ценности. Она молится для того, чтобы «утомить ненужную тревогу», которая, судя по всему, вызвана очередной разлукой с мужем, отправившимся на поиски приключений. И осознание того, что теперь ей нужно учиться быть сильной и самостоятельной, вызывает у Ахматовой смешанное чувство решимости, грусти и разочарования. Но поэтесса понимает, что только так она сможет стать по-настоящему мудрой и свободной женщиной, способной управлять собственной жизнью.

Разрываясь между желанием обрести независимость и семейное счастье, в стихотворении «Я научилась просто, мудро жить…» Ахматова использует несколько символов, которые ассоциируются у нее с домашним очагом . В первую очередь, это пушистый кот, который дома лижет ей ладонь и «мурлыкает умильней». Кроме этого, в произведении упоминаются яркий огонь «на башенке озерной лесопильни», где, судя по всему, проживает чья-то семья. Однако самым ярким символом дома и семьи для Ахматовой является «крик аиста, слетевшего на крышу». На фоне подобных знаков судьбы поэтесса чувствует себя особенно одинокой и несчастной, хотя и не смеет признаться в этом открыто. Но то, что ее семейная жизнь неуклонно летит под откос, уже очевидно. И об этом свидетельствует последняя строчка стихотворения, в которой Ахматова отмечает: «И если в дверь мою ты постучишь, мне кажется, я даже не услышу». Она адресована Гумилеву и может означать лишь одно – к собственному супругу поэтесса, и раньше не пылавшая страстью, теперь относится и вовсе с полным равнодушием. Ахматова словно бы предчувствует, что очень скоро они расстанутся навсегда, однако воспринимает это как неизбежность и даже необходимость, хороня в душе мечты о полноценной и счастливой семье.

Первая строфа - важное начало стихотворения - содержит, как это не парадоксально, выводы, которые сделала героиня. Перед нами два своеобразных совета, следование которым влечет за собой «мудрую» и «простую» жизнь: «Смотреть на небо и молиться Богу…» и «И долго перед вечером бродить…».

Гармонию лирическая героиня находит именно в общении с Богом и с окружающей природой. Не случайно во второй и третьей строфах стихотворения Ахматова использует прием психологического параллелизма: внутренний мир героини описывается через природные объекты, окружающие ее.

Признаки наступления осени (поникшая гроздь рябины, шуршащие лопухи) вызывают у читателя светлую грусть и печаль, связанные с осознанием тленности, конечности всего существующего. А умильно-приятно мурлыкающий кот и загоревшийся на башне лесопильни огонь показывают нам, что героиня воспринимает окружающий мир ясно и правильно.

Родная природа показана в стихотворении с восхищением, кроткой нежностью и огромной любовью, а эпитеты и инверсия, используемые А.А. Ахматовой, лишь только подчеркивают это восхищение, отражают всю уникальность каждого временного отрезка жизни лирической героини: именно в унылой осенней поре она находит свое вдохновение.

Сближение героини с окружающим миром способствует тому, что все ей кажется гармоничным и понятным, закономерно движущимся к своему логическому завершению. Об этом свидетельствует оксюморон во второй строфе стихотворения:

«Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной».

Также этот прием помогает проиллюстрировать многообразие и противоречивость всей человеческой жизни, где зачастую соседствуют полярные величины.

Конечный аспект «простого» и «мудрого» существования представлен в четвертом четверостишии произведения:

«И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу».

Здесь тесно переплетены две темы: любви и уединения. Героиня стихотворения А.А. Ахматовой хочет покоя, а не безумных страстей, именно поэтому она готова променять свидание с любимым на минуты одиночества вместе с мурлыкающим котом.

Такое отстраненное состояние, отрешенность от земных проблем и страстей позволяет переосмыслить многие вопросы, найти на них «простые» и «мудрые» ответы, начать жизнь с чистого листа. А это возможно лишь в гармоничном существовании с природой Богом и самим собой.

Первый сборник стихотворений Анны Ахматовой «Вечер» раскрывает перед читателем истинную суть мировоззрения поэтессы. Молодая женщина пытается донести до общественности мысль о том, что особи прекрасного пола намного сильнее и увереннее, чем это кажется со стороны. Ахматова однозначно знает о том, что мужчинам нечего соревноваться с женщинами, ведь последние намного решительнее и целеустремленнее.

Первый сборник стихотворных работ выводит Анну Андреевну в общество. О ней узнают не только как о жене Гумилева, а и как о состоявшейся поэтессе.

Стихотворная работа «Я научилась просто, мудро жить…» входит в число стихов из сборника «Вечер». Что наблюдает читатель? Духовное взросление главной героини, то есть самой поэтессы. Юная и неопытная девушка за год превращается в самостоятельную и сильную женщину, которая, ко всему, собирается в скором времени стать матерью.

Анна Андреевна мечтает о тихой и уютной семейной жизни. Однако, ее супруг, Николай Гумилев был иного мнения. Он любил путешествовать, он не желал тратить свою жизнь на унылые супружеские посиделки. Именно по этой причине, в строках стихотворения появляется такая фраза: «я научилась просто, мудро жить…».

На фоне развития таких событий, поэтессе не остается ничего кроме молитвы. Она подолгу вглядывается в небо и мечтает о простом женском счастье, о надежной мужской защите и опоре. Однако Ахматова осознает, что вышла замуж не за того человека. В его жизненном уставе нет никаких семейных ценностей. По этой причине, поэтесса испытывает гложущее чувство грусти и разочарования. Теперь она понимает, что должна стать сильной и самостоятельной, чтобы продолжать свой свободный жизненный путь. Внутренние ощущения, которые переполняли душу поэтессы, просто разрывали ее на части. Женщина так мечтает о домашнем уюте.

В своей стихотворной работе она использует несколько символов – ассоциаций, которые напоминают семейное счастье. Конечно же, это пушистый кот, который своим шершавым языком лижет ладонь. Это крики и звуки аиста, который расположился на крыше дома. Все эти знаки угнетают поэтессу, ведь на самом деле ее семейное счастье уходит все дальше и дальше.

В последних строках стихотворения Ахматова словно закрывает дверь перед своим супругом, говоря о том, что стук его прихода она уже не услышит. Женщина совершенно остыла в своих чувствах. Она разочарована и огорчена. И ей ничего больше не остается, как жить самостоятельно и мудро.