«Адмирал Кузнецов» — плавучий позор России. В сети появилось видео с места, где затонул плавучий док во время ремонта авианосца «Адмирал Кузнецов

Американский аналитический военно-политический журнал The National Interest назвал российский авианосец «Адмирал Кузнецов» худшим кораблем своего класса за всю историю существования военных морских судов - якобы из-за того, что на «Кузнецове» застопорилась «эволюция» караблестроения в ВМФ России и с тех пор ничего похожего, а тем более, усовершенствованного, у нас не создано.

Отчего его «запозорили» британцы

В прошлом году российский авианосец с удовольствием просклоняли западные СМИ, а впоследствии на эту историю эхом откликнулись и отечественные средства массовой информации - в адрес «Адмирала Кузнецова» разразился оскорблениями министр обороны Великобритании Майкл Феллон, когда «Кузнецов» вместе с атомным крейсером «Петром Великим» проходил мимо берегов королевства, возвращаясь после участия в боевой операции из Сирии домой.

«Кораблем позора» Феллон назвал «Адмирала Кузнецова» за то, что участие авианосца в военном конфликте «увеличило страдания сирийского народа». В унисон с британцами выступил тогда оппозиционный политик и бизнесмен Константин Боровой, также давший украинским СМИ уничижительные оценки деятельности авианосца в Сирии.

Российские корабли по приказу руководства британского Минобороны сопровождали истребители RAF Typhoon и фрегат HMS St. Albans. Официальная реакция Минобороны России на этот демарш была саркастической: российские военные заявили, что ни в каких эскорт-услугах со стороны Великобритании в данном случае авианосец не нуждается.

Что собой представляет российский авианосец…

Согласно открытым источникам, тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», входящий в состав Северного флота, до этого названия (на стадии проекта и до испытаний) имел 4 наименования - «Советский Союз», «Рига», «Леонид Брежнев» и «Тбилиси».

На авианосце размещены порядка 40 боевых самолетов и вертолетов, «Адмирал Кузнецов» вооружен12 противокорабельными комплексами «Гранит», 24 пусковыми установками зенитных комплексов «Кинжал», 8 зенитно-ракетными артиллерийскими комплексами «Кортик», двумя реактивными комплексами противоторпедной защиты «Удав» и шестью шестиствольными автоматическими корабельными артиллерийскими установками. Имеет свыше десятка систем радиолокационного и радиоэлектронного вооружения.

Длина «Адмирала Кузнецова» 305 метров, наибольшая ширина - 42 метра, полное водоизмещение 55 000 тонн. Авианосец может развивать максимальную скорость в 29 узлов, его предельное водоизмещение 58,6 тысяч тонн. Авианесущий крейсер за один поход может преодолеть 8 тысяч миль и пробыть в автономном плавании 45 дней. Экипаж авианосца - почти 2 тысячи человек, из которых треть приходится на авиаперсонал, в командном составе 55 человек.

… и его новейший американский конкурент

Самая последняя разработка мощнейших американских авианосцев типа «Нимиц» - авианесущий крейсер «Джордж Буш». Он введен в эксплуатацию всего 9 лет назад (российский «Адмирал Кузнецов» в строю уже более 20 лет). Водоизмещение «Буша» 97 тысяч тонн, длина свыше 332 метров, максимальная ширина - более 76 метров.

Скорость - 30 узлов. Как пишут сами американцы, корабли класса «Нимиц» могут передвигаться на неограниченные расстояния. В составе экипажа авианосца 5680 человек, из которых более 2,4 тысячи - авиаперсонал (на корабле 90 боевых самолетов и вертолетов).

На «Джордже Буше» три зенитно-ракетных комплекса малого радиуса действия «Си Спарроу», четыре 20-миллиметровые автоматические шестиствольные пушки с индивидуальной системой наведения.

В составе комплекса радиолокационного вооружения кораблей класса «Нимиц» три станции обнаружения и несколько систем управления, радиоэлектронное вооружение представлено самыми современными системами тактической и спутниковой связи, навигации, управления огнем.

Отключение насосов, вызванное скачком напряжения в электросети, стало причиной погружения в воду плавучего дока(ПД) в Росляково Мурманской области, где ремонтировали авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», сообщает ТАСС. В сети появилось видео с места происшествия.

«Сейчас обстоятельства выглядят так: в ходе операции по спуску „Адмирала Кузнецова“ на воду произошел скачок напряжения с берега, из-за этого встали насосы, и произошло нерасчетное погружение дока в воду. Пока не могу сказать, поврежден ли док», — сказал представитель ответственного за ремонт корабля Центра судоремонта «Звездочка» Евгений Гладышев.

На месте происшествия работают спецслужбы.

В сети появилось видео с места ночного ЧП.

Погружение

Погружение плавдока прошло нештатно, в нерасчетном режиме. Тем не менее, авианосец «Адмирал Кузнецов» встал на воду, сообщают в соцсетях сотрудники Центра судоремонта «Звездочка».

Матчасть корабля при нештатной ситуации не пострадала. Пострадавших среди работников «Звездочки» нет.

Сообщения очевидцев

Между тем в соцсетях очевидцы сообщают, что плавучий док ПД-50, где ремонтировался авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», полностью затонул. Сначала ПД-50 затонул частично(башня, где находился личный состав ПД), а затем ушел под воду целиком: «Порвало его и машинная башня ушла».

В результате происшествия пострадали четверо рабочих, их госпитализировали.

У пострадавших — переохлаждение

Четверых пострадавших при затоплении плавучего дока в Росляково доставили в больницу. Все они получили переохлаждение, а один человек также получил травму брюшной полости, сообщил начальник мурманского территориального Центра медицины катастроф Виктор Рогалев.

«Троих пострадавших увезли в медсанчасть „Севрыба“, одного — в городскую больницу Мурманска. Один тяжелый, трое — средней тяжести», — сказал Рогалев.

Отключение электроэнергии

Ранее в Мурманске из-за погодных условий произошло несколько аварийных отключений электроснабжения. Причиной послужило налипание снега и образование наледи на проводах. Электроснабжение в городе осуществляется по резервной схеме. 29 октября в 17:54 произошло отключение электроснабжения в Росляково, свет в микрорайоне дали через час, сообщает «Мурманский вестник». Видимо, во время подключения и произошел скачок напряжения в электросети.

Буксировка авианосца

ЧП в Росляково произошло ночью 30 октября. Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» буксируют на 35-й судоремонтный завод(СРЗ) в Росте.

По предварительной информации, авианосец не получил повреждений. Однако представитель «Звездочки» подчеркнул, что окончательные выводы о наличии повреждений на «Адмирале Кузнецове» сделают после осмотра корабля на 35-м судоремонтном заводе.

Сирийская кампания

Во время похода в Сирию в 2016 году, напомним, на «Адмирале Кузнецове» два ЧП с истребителем МиГ-29К и Су-33. Самолеты во время участия в военной операции в Сирии после обрыва тросов аэрофинишеров выкатились за пределы палубы авианосца и упали в море.

ПД-50

ПД-50 — крупнейший плавучий док в мире. Построен в 1980 году в Швеции по заказу ВМФ СССР. Длина дока составляет 330 метров, ширина — 67 метров, грузоподъемность — 80 тыс. тонн, он предназначен для ремонта крупных надводных кораблей и подводных лодок.

Именно там ремонтируются крупнейшие надводные корабли ВМФ РФ — авианосец «Адмирал Кузнецов» и тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Петр Великий».

Что известно об авианосце

«Адмирал Кузнецов», «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» — тяжелый авианесущий крейсер, единственный в составе ВМФ России в своём классе. Предназначен для поражения крупных надводных целей, защиты морских соединений от нападений вероятного противника с использованием авианосцев и большого количества подводных лодок; имеет также задачу поддержки десантных операций.

Назван в честь Николая Герасимовича Кузнецова, Адмирала Флота Советского Союза. Построен в Николаеве, на Черноморском судостроительном заводе.

Авианосец рассчитан штатно по проекту на базирование и обслуживание 28 самолётов и 24 вертолётов. Авиапарк палубной авиации России по самолётам и вертолётам в несколько раз больше числом возможностей авианосца по её размещению, поэтому состав авиагруппы меняется в зависимости от задач(по ).

«Мы будем внимательно следить за „Адмиралом Кузнецовым“, пока он прокрадывается обратно в Россию, кораблем позора, миссия которого только усилила страдания сирийского народа», - приводит слова Фэллона агентство Reuters.

____________________________

Зато британский авианосец Ark Royal, который бомбил Ирак в 2003 без санкции ООН - корабль чести и славы, ага.

Авианосец «Арк Ройял». Isaac Newton , 2006 год

Народ Ирака до сих пор со слезами счастья вспоминает солдат и матросов Её Величества, которые вторглись и оккупировали их страну под предплогом поисков «оружия массового поражения» у Садама Хусейна. Все 300 тысяч иракцев, которые с тех пор погибли, им по гроб жизни благодарны. А главари ИГИЛ так просто счастливы - где бы они были, если бы не эти славные парни?

____________________________

6 января Минобороны РФ объявило о возвращение авианесущей группировки от берегов Сирии в Североморск - на главную базу Северного флота РФ. «В соответствии с решением верховного главнокомандующего ВС России Владимира Путина Минобороны России приступает к сокращению группировки Вооружённых сил в Сирии», - сказал Глава ГШ Герасимов.

Командующий российской группировкой войск в Сирии генерал-полковник Андрей Картаполов, в свою очередь, отметил, что за два месяца участия в боевых действиях лётчики морской авиации выполнили 420 боевых вылетов, из них 117 ночью. По его словам, авиация поразила 1 252 объекта террористов.

Все очень логично. Ибо все же ТАВКР с группой был направлен к берегам Сирии ДО выборов в США и с учетом вероятного обострения конфликта. Фактически, актуальность ТАВКР у берегов Сирии была снята сразу после победы Трампа. И сейчас время для возвращения на родную базу. Заодно проработали все аспекты работы авианосца в реальном боевом режиме.

____________________________

25 января группа российских военных кораблей, возглавляемая тяжелым авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов», вошла в пролив Ла-Манш. Российские корабли идут по проливу под плотным наблюдением целой корабельной армады НАТО, в составе которой есть даже вертолетоносец.


, 2017 год

Количество кораблей НАТО превышает состав российской авианосной группы. В частности, за российскими кораблями следят не менее шести кораблей, в том числе британский фрегат «Сент-Олбанс», португальский фрегат «Бартоломеу Диаш», нидерландский патрульный корабль «Гронинген», норвежский фрегат «Руаль Амундсен», британский десантный вертолетоносец «Оушен» и вспомогательный немецкий корабль «Шпессарт».

В составе российской авианосной группы - авианосец «Адмирал Кузнецов», крейсер «Петр Великий», эсминец «Александр Шабалин», танкер «Лена» и буксир «Николай Чикер». Входившее ранее в состав группы судно снабжения «Сергей Осипов» уже прошло Ла-Манш и в настоящее время идет по Северному морю в направлении базы приписки в Балтийске.

Таким образом, как бы западные пропагандисты не пытались высмеять «Адмирал Кузнецов», цепляясь за «коптящий дым» и «старость» корабля, военные НАТО придерживаются противоположной точки зрения. Для них российская авианосная группа в Ла-Манше это вызов и одновременно способ удовлетворить своё любопытство.

Помимо натовской морской эскадры, встречал российских моряков также и американский самолёт-разведчик. Противолодочный патрульный самолет США Р-8А Poseidon совершил пролет на высоте всего лишь 150 метров над кораблями авианосной группы Северного флота. Американский разведчик вылетел ещё утром с аэродрома в Испании, чтобы своеобразно «пометить территорию» в «английском канале».

Российские моряки, разумеется, на провокации натовцев не поддаются, но не приходится сомневаться, что данный инцидент получит соответствующую оценку в МИД России. А вообще торжественный караул натовских сил становится доброй традицией. Сначала встретили, теперь проводили. Показательно, что войска западной коалиции уделяют больше внимание наблюдению за российскими силами, чем борьбе с терроризмом в Сирии и Ираке.

____________________________

Российское министерство обороны ответило на слова Майкла Фэллона. «Цель подобных заявлений и шоу, разыгранного с эскорт-сопровождением наших кораблей, - отвлечь внимание британских налогоплательщиков от реального состояния королевского военно-морского флота Великобритании», - заявил фициальный представитель Минобороны генерал-майор Игорь Конашенков. Конашенков добавил, что «российские боевые корабли в бессмысленных эскорт-услугах не нуждаются, фарватер и курс - знают». Кроме того, представитель Минобороны РФ отметил, что господину Фэллону стоило бы больше внимания уделять британскому флоту.

Вообще хочу сказать, что это прекрасно - слышать подобные высказывания от министра обороны островного государства, на текущий момент не имеющего вообще ни одного авианосца. В особенности министра обороны государства, в свое время придумавшего танки, который довел ситуацию до того, что теперь в Британии нет номеров танковых полков. Ибо полк всего один - Royal Tank Regiment.

____________________________

Авианосная группа Северного флота, куда входит «Адмирал Кузнецов», начала масштабную операцию 15 октября прошлого года. Цель похода - нанесение ударов по позициям террористов в сирийских провинциях Идлиб и Холмс. Примечательно, что российский ТАВКР впервые принимал участие в военных действиях.

Да и на других снимках больше трех-четырех самолетов вы на этой палубе не увидите. Почему? Потому что больше их у великой страны попросту нет, ни Су-33, ни летчиков, способных сесть на палубу.

Итак, самый крупный корабль России, авианосец «Адмирал Кузнецов» подходит к Сирии. После двух лет простоя у заводской стенки в Североморске он снова в походе. Асаду срочно понадобилась стратегическая неотложная помощь? Но в состоянии ли «Кузя» ее оказать? Каковы вообще глобальные интересы России?

Тяжелый авианесущий крейсер эффектно смотрится на снимках. Но этим его возможности и ограничиваются. Он вечно в ремонте, у него отвратительная силовая установка, морально и физически устаревшая электроника и сейчас, как сообщают военные, «головной ракетный комплекс «Гранит» в строю после ремонта, больше двух третей зенитной артиллерии в строю, средства наблюдения и наведения функциональны более чем на 60 %». Для похода путинская Россия собрала все, что смогла: восемь Су-33, пару экспериментальных МиГ-29К для индийского флота и пару вертолетов. Обычно же в ангарах гиганта (60 тыс. тонн водоизмещения!) стоит не более семи самолетов, остальное место занимают машины офицеров и всякие иные… А ведь по проекту он рассчитан на полсотни штурмовиков и вертолетов!

Поход начался со скандала. Би-Би-Си сообщило, что экипаж «Кузнецова», укрывшегося от шторма у берегов Шотландии (спасибо Британии, пошедшей на встречу и позволившей зайти в одну из бухт) загрязняет окружающую сред. «Избавляться от мусора, просто выбрасывая его за борт — это более чем дурной тон. Это идет вразрез с международными конвенциями и, в конце концов, просто неприлично», — заявил представитель комитета по обороне Шотландской национальной партии Ангус Робертсон. Так отблагодарили Британию за помощь.

«Кузю» как его не то ласково, не то презрительно называют моряки, сопровождают БПЛ «Адмирал Чабаненко», буксир и три танкера. По ходу дела подойдут сторожевик «Ярослав Мудрый» и танкер из Балтийска, да сторожевик «Ладный» из Севастополя. Все это называется корабельная авианосная группа (КАГ). С бору по сосенке, но все равно негусто. В таком же сопровождении пару лет назад «Кузя» плыл в Венесуэлу, к другу Чавесу (специфические друзья, однако, у России). По большому счету, это и все, что способно плыть за океан в российском флоте. Но обязательно в сопровождении буксира…
В американских АУГ (авианосная ударная группировка), пародией на которые является российская КАГ, преобладают крейсера, фрегаты и атомные подлодки. Возражают, что «Кузнецов», мол, универсальнее и кроме авиации несет также 12 пусковых установок противокорабельных крылатых ракет «Гранит». Но американским плавучим аэродромам (это и есть функциональное назначение авианосца) ударный ракетный комплекс ни к чему. Эту задачу выполняют самолеты, которых у «Кузнецова» унизительно мало, и ракетные крейсера сопровождения, которых в его эскорте вообще нет.

Какие же цели преследует поход в Средиземное море, который продлится как минимум до февраля будущего года? Трудно сказать. То, что плывет эта армада к Сирии, понятно. Непонятно, зачем. Поначалу начальник генштаба России утверждал, что поход связан с учениями. У России, мол, есть обязательства перед западными коллегами. В Средиземном море на постоянной основе проходит операция стран НАТО и их партнеров Active Endeavor, в которой время от времени участвуют и российские корабли , проводя досмотр подозрительных гражданских транспортов, контролируя режим нераспространения оружия массового поражения и ракетных технологий, присутствие там террористов.

Зачем для этого привлекать авианосец, который за один такой поход съедает чуть ли не весь запас топлива Северного флота? Для солидности, наверное. К тому же моряков надо обучать и тренировать: ракетные и артиллерийские стрельбы, полеты палубной авиации и т.д. И вообще, в Баренцевом море в это время года неуютно, вот адмиралов и тянет на юг.

Однако по ходу похода оказалось, что в учениях русские корабли участвовать не будут. Значит, имеет место демонстрация силы и моральная поддержка Асада? От которого даже арабы отвернулись? Планировался заход в сирийский Тартус, другой базы у России в Средиземном море нет. Да и эта неважная, хотя ее много лет углубляют. Даже пришвартоваться к ее плавпричалам «Кузнецов» не сможет, осадка не позволит. Но можно будет заправиться топливом, продуктами, пресной водой, чуток подремонтироваться, как всегда, когда наши дряхлые корабли сюда заходили. Да и не менее двух, как скупо сообщают источники в МО РФ противокорабельных комплексов «Бастион», вооруженных 36 ракетами «Яхонт» каждый, надо будет выгрузить для ВМС братской страны — будь они у Ливии, флот НАТО не смог бы так свободно ходить под берегом друга Каддафи.

Моряки и летчики смогут пройтись по магазинам, купить сувениры, отдохнуть. Не зря же плыли в такую даль. Впрочем, зря. Как стало известно на днях, от этой мысли отказались. И правильно сделали. Еще лучше было бы не устраивать подобных походов, настоящей демонстрации бессилия и потери ориентиров, как моральных, так и стратегических. А если уж принес черт, куда не нужно, то хотя бы не устраивать боевые тренировки летчиков у берегов Израиля. А то в прошлый поход, когда им вздумалось устроить высший пилотаж под боком у страны обетованной, израильских пилоты уже держали пальцы на пусковых кнопках ракет. Так «Кузя» мог вызвать грандиозный международный скандал. И остаться вообще без авиагруппы, и без того жалкой…

Хорошо, если ТАВКР вернется домой без серьезных ЧП. Обычно без них не обходилось. Тем более что почти половина его матросов и старшин срочники весеннего призыва. Салаги. Так что кузькину мать он никому не покажет, главной его опасностью будет не открытое море, не Сирия и не американцы, а он сам. После похода корабль планируется снова отправить на капремонт, который продлится как минимум до 2017 г. Спрашивается, если за двадцать лет, из которых большая часть приходится на период путинского процветания , страна так и не смогла привести в порядок свой единственный «авианосец», то нужны ли они ей вообще? По силам ли? Не проще ли «Мистрали» покупать?

Веское слово «Стенниса».

30 декабря «Кузнецов» находился вблизи от цели похода, у берегов Кипра. Хотя цель, как мы уже говорили, крайне сомнительна и вряд ли достижима. Кроме насмешек поход ничего не вызывает. Но он дает возможность еще раз сравнить технические возможности и уровни стратегии, а попутно и уровни мышления руководства России и США.

В тот же день, — в ответ на угрозы Тегерана перекрыть в случае дальнейших санкций против него Ормузский пролив и на провокационные учения иранского флота в районе пролива, не обращая никакого внимания на строгие предупреждения командования иранских ВМС, — через зону учений демонстративно, показывая, кто в море хозяин, проследовал американский атомный авианосец «Джон С. Стеннис». Гигант класса «Нимитц». Девять эскадрилий на борту.
Командование Пятого флота Соединенных Штатов выступило с жестким заявлением о том, что не позволит ВМФ Ирана блокировать водный коридор ни при каких обстоятельствах. Что намерения Ирана выходят за рамки международного права и любые попытки такого рода будут немедленно пресечены. И знаете, подействовало!

Перед нами великолепный пример, подтверждающий правоту американского адмирала Альфреда Тайера Мэхэна, который написал классический труд «Влияние морской мощи на историю». Он сформулировал знаменитый принцип Fleet in being. Собственно говоря, именно за эту книгу, за формулировку, за обоснование роли флота в геополитике, — редкий случай в истории литературы! — капитан Мэхен и был возведен в ранг адмирала. Суть его принципа заключается в том, что флот влияет на политику уже самим фактом своего существования. Разумеется, если это сильный флот. Такой, какой был у Британии. Или такой, какой есть у Америки.

В ответ на это напоминание об очевидном, я имею в виду рейд авианосца «Стеннис» и демонстрацию силы и решительности намерений США, Тегеран тут же заявил, что он белый и пушистый, что у него и в мыслях не было перекрывать пролив, через который перевозится более трети нефти, добытой в мире. Еще бы не подействовало — взгляните на палубу этого американского авианосца. Сравните ее с палубой «Кузнецова». Таких авианосцев у Америки много. И, как видите, они весьма эффективны.

Статья прислана в редакция читателями. Редакция газеты «Мир Путешествий» не несёт ответственности за содержание статьи.