Где находится мангазея. Значение слова мангазея. Среди забытых и затерянных городов Мангазея занимает особое место, и не только потому, что она располагается в Заполярье. Если история создания и стремительного взлета Мангазеи вполне ясна и понятна, то с е

мангазея

русский город в Зап. Сибири, на правом берегу р. Таз, в 1601-72. Основатель и воевода (1601-03) В. М. Масальский-Рубец. Название по имени местного племени ненцев. Торговопромысловый центр и порт. Опустошен пожарами, перенесен на новое место (до 1780 название Новая Мангазея, ныне с. Туруханск - райцентр Красноярского кр.).

Мангазея

русский город 17 века, расположенный на севере Западной Сибири, на реке Таз, являвшейся частью так называемого Мангазейского морского хода. По этому пути (от устья Северной Двины через пролив Югорский Шар к полуострову Ямал и по рекам Мутной и Зелёной в Обскую губу, далее по реке Таз и волоком на реку Турухан, приток Енисея) ещё в 16 веке совершали походы поморы . В 1619 плавания по этому пути были запрещены, главным образом с целью преградить доступ западноевропейским торговым компаниям к богатым пушниной районам Сибири (полуморские путешествия русских через Обскую губу продолжались и позднее). В 1601≈07 на правом, высоком берегу реки Таз, в 300 км от её устья отрядом тобольских и берёзовских стрельцов и казаков был построен четырёхстенный пятибашенный город как опорный пункт для продвижения русских в глубь Сибири. М. быстро приобрела большое торгово-промысловое значение, жители её вели меновую торговлю (выменивали меха, особенно соболя) с окружающим местным населением, главным образом ненцами, сами промышляли соболя, занимались также рыболовством, скотоводством, судоходством, ремёслами (литейное, косторезное и другие). В М. приезжало много русских купцов, привозивших отечественные и западноевропейские товары и вывозивших пушнину.

Раскопками (1968≈70, 1973) экспедиции Арктического и Антарктического научно-исследовательского института установлено, что М. состояла из 2 частей: кремля-детинца (площадь 5200 м2) с внутренними постройками (воеводский двор, съезжая изба, соборная церковь, тюрьма) и посада (площадь около 25000 м2), делившегося на торговую половину (гостиный двор Е-образной формы, таможня, купеческие дома, 3 церкви и часовня) и ремесленную (80≈100 жилых домов, литейные мастерские, кузницы и др.). Крупное экономическое значение М. сохраняла до 1640-х годов. С середины 17 века в связи с истреблением пушного зверя в северной части бассейна Енисея и перенесением пушного промысла дальше на восток Сибири значение М. как торгово-промыслового и ремесленного центра стало падать. М. была оставлена населением, а её гарнизон переведён на Енисей в Туруханское зимовье, на месте которого в 1672 был заложен город Новая Мангазея (так до 80-х годов 18 века назывался город Туруханск, ныне ≈ село, районный центр Красноярского края).

Лит.: Бахрушин С. В., Мангазейская мирская община XVII века, в его книге: Научные труды, т. 3, М., 1955; Александров В. А., Русское население Сибири. XVII ≈ начало XVIII в., М., 1964; История открытия и освоения Северного морского пути, т. 1 ≈ Белов М. И., Арктическое мореплавание с древнейших времен до середины XIX века, М., 1956; его же, Раскопки «златокипящей» Мангазеи, Л., 1970.

М. И. Белов.

Википедия

Мангазея

Мангазе́я - первый русский заполярный город XVII века в Сибири. Располагалась на севере Западной Сибири, на реке Таз в месте впадения в неё реки Мангазейки.

Место, где располагался город, лежит в Западно-Сибирской низменности около 180 км вверх по течению реки Таз к югу от её впадения в Северный Ледовитый океан.

Предположительно, город-порт и торговая фактория Мангазея располагался на правом, более низком берегу глубокой судоходной реки Лососёвой при её впадении в Таз. Позднее Лососёвая была переименована в Мангазейку.

Название города, предположительно, происходит или от имени самодийского князя Маказея, или от старинного названия реки Таз.

В памятнике древнерусской литературы «Сказание о человецех незнаемых в восточной стране и языцех розных» конца XV - начала XVI века, встречающемся в рукописях с XVI по XVIII века и представляющем собой полуфантастическое описание 9 сибирских народов, живущих за «Югорской землей», сообщается: «На восточной стороне, за Югорскою землею над морем живут люди самоедь, называемые молгонзеи . А еда их - мясо оленье и рыба, да меж собою друг друга едят…»

В 1560 году английский дипломат и представитель Московской компании Антоний Дженкинсон, проникнув в присоединённое незадолго до этого к России Поволжье, сумел достичь Бухары. В 1562 году он опубликовал в Лондоне «Карту России, Московии и Тартарии», на которой указал уже название местности «Молгомзея».

По мнению историка Н. И. Никитина, название молгонзея восходит к коми-зырянскому молгон - «крайний, конечный» - и обозначает «окраинный народ».

После того как город был оставлен и прекратил своё существование, в местных языках городище теперь носит название «Тагаревы хард», что означает «Разломанный город».

Примеры употребления слова мангазея в литературе.

Оно было случайно найдено в царь-городском древлехранилище, и кто-то решил, что там идет речь о сокровищах, которые он вывез из Новой Мангазеи .

Укрепление Мангазеи было необходимым делом: местные охотники и оленеводческие племена восставали против ясачного обложения, не раз подступали к острожку.

Вышел Аверьян из Мангазеи богатым, с пушным товаром, а добрался до Холмогор на чужом судне: коч, едва дотянув до Пустозерска, развалился.

Альфонсо еще раз произнес мудреное название, -- и хотел бы засветло добраться до Новой Мангазеи , чтобы там заночевать.

Через окошко дон Альфонсо взирал на густой лес, подступавший к самой дороге, и прикидывал, на сколько времени растянется его путь и удастся ли еще засветло добраться если и не до самой Новой Мангазеи , то хотя бы до большой дороги, соединявшей Мангазею с Царь-Городом.

В конце ямальского волока, в устье реки Се-яха, на выходе в Обскую губу летом того года Мангазея держала стражу -- четверых стрельцов.

У заезжих промышленников появился могущественный и богатый соперник в торговле -- Мангазея с обилием самых разнообразных товаров, привозимых купцами с верховьев Оби, с Енисея, из Тобольска и Березова.

Если вкратце, то Новая Мангазея занимает особое положение в Кислоярском царстве, имея довольно широкую автономию.

Естественно, Мангазея , или Вендополь, как ее назвали греческие купцы -- это крупнейший центр торговли, ремесел, там даже кое-какая промышленность развивается.

До недавнего времени Мангазея расплачивалась с Царь-Городом в основном золотыми монетами, часто заморскими, это не считая натуральных продуктов.

Ну, отчего же, -- возразил Василий, -- ведь именно благодаря торговле Мангазея так поднялась.

В народе сохранились предания о тех стародавних временах, когда Новая Мангазея была вольным городом и сама торговала со всем миром, без оглядки на Царь-Город.

Вообще же отношения столицы и Новой Мангазеи были довольно своеобразными: Мангазея делала вид, что подчиняется Царь-Городу, а царь-городские власти делали вид, что управляют Новой Мангазеей.

Знающие люди утверждают, что так переговариваются лешие в русских лесах - Индиана слышал этот звук, когда был на раскопках в городе Мангазея , что на реке Таз в Западной Сибири.

Показал по карте ледовитые края, где государь искать новых путей хочет: Грумант, Кола, Мангазея и далее - Анадырь, Камчатка.

05.05.2015 1 12574


В 1601 году по приказу царя Бориса Годунова в низовьях реки Таз, вблизи енисейских волоков, был заложен город Мангазея . На местном, зырянском наречии слово означало «земля вблизи моря». Город строился недалеко от берегов Обской губы - залива Карского моря.

Неприютны эти берега: покрытые травой кочки, кустарник, низкорослые деревья. Вокруг ни души. Только всплески волн, ударяющихся о высокий правый берег реки. Ничто не нарушало сна здешней земли до той поры, как пришли царёвы люди и стали рубить деревья, да возводить крепостные стены будущего торгового посада.

В «Расписном списке» за 1626 год сказано: «над Тазом рекою... стоял красивый рубленый пятибашенный кремль - детинец...»

Мангазея стала конечной точкой следования купеческих торговых караванов из Европы в Сибирь. Она завершала ман-газейский морской ход- старинную арктическую трассу, связывавшую русское Поморье (Белое море) с великим Енисеем. В город устремились крестьяне со всей Руси, искавшие вольницы и желавшие разбогатеть на соболином промысле.

Жизнь закипела в Мангазее очень быстро. Торговый люд не переводился ни зимой, ни летом. Денег и товаров развелось так много, что хватило и церкви отстроить, и гостиный двор, да и собственные дворы обустроили весьма добротно.

О богатстве Мангазеи ходили всякие слухи и прозвали её неслучайно «златокипящей». Городские воротилы передрались, как водится, из-за денег. В 1630 году в результате артиллерийской дуэли между приверженцами двух крупно поссорившихся мангазейских воевод - Григория Кокорева и Андрея Палицына знаменитый гостиный двор был разрушен.

В 1619 году очередным царским указом Мангазейский морской ход под страхом сурового наказания был запрещён - с тем, чтобы, с одной стороны, преградить доступ иностранным торговым компаниям на богатый пушниной рынок - ежегодно до ста тысяч шкурок серебристого соболя добывали в енисейской тайге и везли на продажу в Мангазею! С другой стороны желали бояре прекратить бесконтрольные поездки туда крестьян Поморья.

В 1642 году город сильно погорел, а в 1672, очередным приказом нового царя Алексея Михайловича, совершенно оставлен. Уездный центр, каковым он являлся, переместился на берега реки Енисей, в Туруханское зимовье - в Новую Мангазею.

Прошли века - более 300 лет - и в места, где прославилась некогда «златокипящая» Мангазея отправилась научная экспедиция института Арктики и Антарктики во главе с доктором исторических наук Михаилом Ивановичем Беловым. Исследователи быстро нашли следы городского поселения за Полярным кругом.

Раскопки показали, что Мангазея была типичным средневековым русским городом с кремлём и посадом, с ремесленными мастерскими и торговыми рядами. Хорошо сохранились три кремлёвские башни - Спасская, Успенская и Ратиловская; две другие были смыты ранее оползнем.

Крепостные стены возводили в 1 604 году воеводы московские князь Мосальский и боярин Пушкин. На площади 800 квадратных метров был раскопан бывший воеводский двор. В центральной части посада обнаружены остатки зданий - литейных мастерских, а в них среди шлака - части тиглей и плавильных печей.

В жилище ювелира нашли необработанные драгоценные камни - агаты, сердолики, зерна изумруда, серебряные и медные перстни, кольца и нательные крестики. Была раскопана мастерская сапожника с кучей кожаных обрезков и специальным сапожным ножом.

На берегу реки Таз нашлись и остатки гостиного двора и тут же лежали великолепные костяные и деревянные шахматы, ларчики, нарты, лыжи, ножи и топоры, свёрла, фаянсовая и стеклянная посуда, кожаная обувь, одежда и многое другое. Среди находок - замечательный гребень, вырезанный из кости мамонта, несколько сотен монет времён Ивана III, Ивана Грозного, Бориса Годунова, медные монеты царя Алексея Михайловича - те самые, чей выпуск вызвал знаменитый «медный бунт» в Москве.

Исследователи определили не только границы кремля и контуры посада, но также следы трёх культовых построек, в первую очередь, соборной церкви Св. Троицы, Успенской церкви, стоявшей за крепостной стеной и часовни св. Василия Мангазейского - юноши, злодейски убитого местными язычниками. История гласит, что после пожара в 1642 году гроб с Василием «вышел» из земли, после чего произошли чудеса исцеления среди тех, кто касался мощей юноши. Позже гроб Василия был увезён в Новую Мангазею.

Всего несколько десятилетий просуществовал на тюменском севере знаменитый торговый посад. Приходили к нему «с Руси многие торговые люди - пермячи и вятчане, и вымячи и пустозерцы, и усольцы, и важане, и каргопольцы и двивяне, и вологжане - и всех московских городов торговые люди...»

Ходили по улицам, вымощенным, положенными на ребро килями древних судов - кочей. Им довелось увидеть Мангазею во всём блеске, слушать перезвоны колоколов деревянных церквей, жить в домах с двойными стенами для защиты от северных ветров...

Ныне только воображение позволяет восстановить облик некогда шумного заполярного «града Китежа». Мелькнула Мангазея на страницах истории и канула в небытие. Треть старинного городища уже отняла река, но то, что сумела спасти и сохранить для потомков экспедиция М.И. Белова является бесценным достоянием России.

Ирина СТРЕКАЛОВА

В конце XVI века отряд Ермака прорубил для Руси дверь в Сибирь, и с тех пор суровые края за Уралом упорно осваивались небольшими, но стойкими отрядами добытчиков, ставивших остроги и продвигавшихся всё дальше на восток. По историческим меркам это движение заняло не столь уж много времени: первые казаки схлестнулись с сибирскими татарами Кучума на Туре весной 1582 года, а к началу XVIII столетия русские закрепляют за собой Камчатку. Как и в Америке примерно в те же времена, конкистадоров наших студёных краёв манили богатства новой земли, в нашем случае это была в первую очередь пушнина.

Многие города, основанные во время этого продвижения, благополучно стоят и поныне — Тюмень, Красноярск, Тобольск, Якутск когда-то были передовыми фортами служилых и промышленных людей (не от слова "промышленность", это были охотники-промысловики), уходивших всё дальше за "меховым Эльдорадо". Однако не меньше городков постигла участь шахтёрских поселений времён американской золотой лихорадки: получив пятнадцать минут славы, они приходили в запустение, когда ресурсы окрестных краёв оказывались вычерпаны. В XVII веке на Оби возник один из самых крупных таких городков. Этот город просуществовал всего несколько десятилетий, но вошёл в легенды, стал первым заполярным городом Сибири, символом Ямала, и в целом его история оказалась короткой, но яркой. В свирепых морозных краях, населённых воинственными племенами, выросла быстро ставшая знаменитой Мангазея.

О существовании страны за Уралом русские знали задолго до экспедиции Ермака. Более того, сложилось несколько устойчивых маршрутов в Сибирь. Один из путей вёл через бассейн Северной Двины, Мезень и Печору. Другой вариант предполагал путешествие от Камы через Урал.

Самый экстремальный маршрут разработали поморы. На кочах — судах, приспособленных для плавания во льдах, — они шли по Северному Ледовитому океану, пробираясь к Ямалу. Ямал пересекали волоком и по мелким рекам, а оттуда выходили в Обскую губу, она же Мангазейское море. "Море" тут едва ли преувеличение: это пресноводный залив шириной до 80 и длиной в 800 (!) километров, причём от него отходит трёхсоткилометровое ответвление к востоку — Тазовская губа. По поводу происхождения названия однозначного мнения нет, но предполагается, что это адаптация к русскому языку названия племени молканзеев, обитавшего где-то в устье Оби.


Поморский коч на гравюре 1598 г.

Есть и вариант, возводящий название земли и города к зырянскому "земля у моря". "Мангазейский морской ход" при знании маршрута, соблюдении оптимальных сроков выхода в путь и хороших навыках ориентирования у команды выводил от Архангельска в Обскую губу за несколько недель. Облегчить путь могло знание множества нюансов погоды, ветров, приливов и отливов, речных фарватеров. Технология перемещения судов волоком тоже была давно отработана — грузы тащили на себе, суда перемещали при помощи канатов и деревянных катков. Однако никакое искусство мореходов не могло гарантировать благополучного исхода. Океан есть океан, и Заполярье есть Заполярье.

Даже в наши дни Севморпуть — не подарок для путешественников, а тогда плавания совершались на маленьких деревянных судах, и в случае чего на помощь МЧС с вертолётами рассчитывать не приходилось. Мангазейский путь был маршрутом для самых отчаянных мореходов, а кости тех, кому не повезло, навеки становились достоянием океана. Одно из озёр на ямальском переволоке носит название, которое с языка аборигенов переводится как "озеро погибших русских". Так что о регулярных безопасных путешествиях не приходилось и думать. Главное, отсутствовал даже намёк на какую-то базу в конце пути, где можно было отдохнуть, отремонтировать суда. Фактически, до Обской губы и обратно кочи проделывали один длинный путь.

Мехов в устье Оби хватало, но вот о постоянной фактории пока и мечтать не приходилось: слишком сложно снабжать её всем необходимым в таких условиях. Всё изменилось в конце XVI века. Русские разгромили рыхлую "империю" Кучума, и вскоре в Сибирь хлынули служилые и промышленные люди. Первые экспедиции выходили на бассейн Иртыша, первый русский город в Сибири — Тюмень, так что Обь просто силой вещей оказывалась первой в очереди на колонизацию. Реки для русских были ключевой транспортной артерией в течение всей сибирской конкисты: крупный поток — это и ориентир, и дорога, которую не надо прокладывать в непроходимых лесах, не говоря о том, что лодки повышали на порядок объём перевозимого груза. Так что в конце XVI века русские двинулись по Оби, застраивая побережье крепостями, в частности, там были заложены Берёзов и Обдорск. А оттуда по меркам Сибири оставалось шаг шагнуть и до Обской губы.

По мере продвижения на север лес сменяется лесотундрой, а потом и тундрой, пересечённой множеством озёр. Не имея возможности закрепиться здесь, придя с моря, русские сумели зайти с другого конца. В 1600 году из Тобольска вышла экспедиция в 150 служилых людей под началом воевод Мирона Шаховского и Данилы Хрипунова. Обская губа, до которой они сплавились без особых приключений, тут же показала характер: шторм побил кочи и баржи. Скверное начало не обескуражило воевод: было решено требовать у местных самоедов доставки экспедиции к месту назначения оленями. По дороге, однако, самоеды атаковали путешественников и сильно потрепали, остатки отряда отступили на отобранных оленях.

Интригу в эту историю добавляет вот какое обстоятельство. В переписке с Москвой имеются намёки на участие в нападении (или по крайней мере его провокации) со стороны русских. Это не такая уж неожиданность. Промышленные люди почти всегда обгоняли служилых, забирались в самые дальние края и не питали никаких тёплых чувств по адресу государевых людей, несущих централизованное налогообложение и контроль. Можно точно сказать, что какие-то русские люди в районе будущей Мангазеи уже строились: впоследствии археологи находили на Тазе здания конца XVI века.


Чертеж земли Туруханского города (Новая Мангазея) из «Чертежной книги Сибири» С. У. Ремезова (1701). Шведская копия; Мангазея в конце XVIII века.

Тем не менее, видимо, какая-то часть пострадавшего отряда всё же дошла до Тазовской губы, и на берегу выросло укрепление, собственно, Мангазея. Вскоре рядом с острогом возвели и город, причём нам известно имя градостроителя — это некто Давыд Жеребцов. В крепость отправился отряд в 300 служилых людей — крупное войско по меркам времени и места. Работа спорилась, и к 1603 году в Мангазее уже появились гостиный двор и церковь с попом, словом, начало городу было положено.

Мангазея превратилась в Клондайк. Золота там, правда, не было, зато вокруг простиралась огромная страна, полная соболей. Основная масса жителей разъезжалась по окрестностям, простиравшимся на многие сотни километров. Гарнизон крепости был небольшим, всего несколько десятков стрельцов. Однако в городке постоянно толклись сотни, а то и тысячи промышленных людей. Кто-то уезжал добывать зверя, кто-то возвращался и заседал в кабаках. Город быстро рос, за промышленными людьми приезжали и ремесленники: от портных до резчиков по кости. Туда же приезжали и женщины, которым не приходилось жаловаться на отсутствие внимания в суровом и лишённом тепла краю. В городе можно было встретить и купцов из центральной России (так, на одну из церквей жертвовал торговый человек из Ярославля), и беглых крестьян. В городе, само собой, функционировала съезжая изба (канцелярия), таможня, тюрьма, склады, торговые лавки, крепость с несколькими башнями… Интересно, что всё это пространство застраивалось в соответствии с аккуратной планировкой.

У аборигенов вовсю скупались меха, отряды казаков доходили из Мангазеи даже до Вилюя. В качестве валюты использовались металлические изделия, бисер, мелкие монеты. Поскольку циклопических масштабов Мангазейский уезд было невозможно плотно контролировать целиком из одного места, вокруг росли маленькие зимовья. Морской ход резко оживился: теперь, несмотря на весь риск, доставка товаров, в которых остро нуждались на месте, — от свинца до хлеба, и обратный перевоз "мягкой рухляди" — соболей и песцов — и мамонтовой кости, стала доступней. Мангазея получила прозвание "златокипящей" — как такового золота там не водилось, но вот золота "мягкого" — с избытком. В год из города вывозилось по 30 тысяч соболей.

Кабак не являлся единственным развлечением жителей. Позднейшие раскопки обнаружили и остатки книг, и превосходно сработанные, украшенные шахматные доски. Довольно многие в городе были грамотны, что не диво для торговой фактории: археологи часто находили предметы с вырезанными на них именами владельцев. Мангазея вовсе не была просто перевалочным пунктом: в городе жили дети, обыватели заводили животных и вели хозяйство близ стен. Вообще, животноводство, конечно, учитывало местную специфику: Мангазея была типичным старорусским городом, но вот ездить по окрестностям жители предпочитали на собаках или оленях. Впрочем, куски лошадиной сбруи впоследствии тоже находили.

Увы! Стремительно взлетев, Мангазея быстро пала. Причин тому оказалось несколько. Во-первых, приполярная зона — не слишком продуктивное место как таковое. Мангазейцы разъезжались на сотни вёрст от города по очевидной причине: слишком быстро пропадал пушной зверь из ближних окрестностей. Для местных племён соболь не имел особого значения как объект охоты, поэтому в северной Сибири популяция этого зверя была огромной и соболей хватило на десятилетия. Однако рано или поздно пушной зверь должен был иссякнуть, что и произошло. Во-вторых, Мангазея пала жертвой бюрократических игр внутри самой Сибири.


Карта Тобольска, 1700г.

В Тобольске тамошние воеводы без энтузиазма глядели на север, где из их рук уплывали огромные прибыли, поэтому из Тобольска принялись строчить жалобы в Москву, требуя закрыть Мангазейский морской ход. Обоснование выглядело своеобразно: предполагалось, что таким способом в Сибирь могут проникать европейцы. Угроза выглядела сомнительной. Для англичан или шведов путешествие через Ямал становилось вовсе бессмысленным: слишком далеко, рискованно и дорого. Однако тобольские воеводы добились своего: в 1619 году на Ямале появились стрелецкие заставы, разворачивавшие всех, пытавшихся преодолеть переволок. Предполагалось развернуть торговые потоки на города южной Сибири. Однако проблемы наложились одна на другую: Мангазея и так в перспективе беднела, а теперь ещё и добавлялись административные барьеры.

Вдобавок — царь далеко, Бог высоко — в Мангазее начались внутренние неурядицы. В 1628 году двое воевод не поделили полномочия и устроили настоящую междоусобицу: горожане держали собственный гарнизон в осаде, причём и те и другие имели пушки. Бардак внутри города, административные трудности, оскудение земли… Мангазея начала увядать. К тому же южнее быстро разрастался Туруханск, он же Новая Мангазея. Центр пушного промысла смещался, и за ним уходили люди. Мангазея ещё жила по инерции от пушного бума. Даже пожар 1642 года, когда городок полностью сгорел и в огне погиб среди прочего городской архив, не добил её окончательно, как и серия кораблекрушений, из-за которых возникли перебои с хлебом. Несколько сот промысловиков зимовали в городе и в 1650-е, так что Мангазея оставалась значительным центром по сибирским меркам, но это уже была лишь тень бума начала столетия. Город катился к окончательному упадку медленно, однако неуклонно.

В 1672 году стрелецкий гарнизон снялся и ушёл в Туруханск. Вскоре Мангазею покинули последние люди. Одна из последних челобитных указывает, что в некогда ломившемся от богатства городке осталось лишь 14 мужчин да некоторое количество женщин и детей. Тогда же закрылись и мангазейские церкви.

Руины были покинуты людьми надолго. Но не навсегда.

Путешественник середины XIX столетия как-то обратил внимание на торчащий из берега Таза…гроб. Река подмывала остатки города, и из-под земли виднелись обломки самых разных предметов и сооружений. Ещё в начале ХХ века там, где стояла Мангазея, были видны остатки крепостных сооружений, а в конце 40-х годов город-призрак начали изучать профессиональные археологи. Настоящий прорыв произошёл на рубеже 60-х и 70-х. Археологическая экспедиция из Ленинграда четыре года раскапывала Златокипящую.

Полярная мерзлота создавала огромные трудности, но в итоге руины кремля и 70 разнообразных построек, погребённых под слоем грунта и рощей карликовых берёз, оказались извлечены на свет. Монеты, кожаные изделия, лыжи, обломки кочей, нарт, компасы, детские игрушки, оружие, инструменты… Нашлись фигурки-обереги вроде резного крылатого коня. Северный город приоткрывал свои тайны. Вообще, ценность Мангазеи для археологии оказалась велика: благодаря вечной мерзлоте многие находки, которые иначе рассыпались бы в прах, отлично сохранились. Среди прочего нашёлся литейный двор с домом мастера, а в нём — богатая домашняя утварь, включающая даже китайские фарфоровые чашки. Не менее интересными оказались печати. Их в городе нашли много и среди прочих — Амстердамского торгового дома. Голландцы заходили в Архангельск, может быть, кто-то добрался и за Ямал, а возможно, это просто свидетельство вывоза части мехов на экспорт в Голландию. К находкам этого рода относится также полуталер середины XVI века.

Одна из находок исполнена мрачного величия. Под полом церкви нашлось захоронение целой семьи. На основании архивных данных существует предположение, что это могила воеводы Григория Теряева, его жены и детей. Они погибли во время голода 1640-х годов, пытаясь добраться до Мангазеи с караваном зерна.

Мангазея просуществовала всего-то чуть более 70 лет, а его население несравнимо со знаменитыми городами Старой Руси вроде Новгорода или Твери. Однако исчезнувший город Крайнего Севера — это не просто очередное поселение. Сначала Мангазея стала плацдармом для движения русских в глубину Сибири, а потом подарила настоящий клад археологам и впечатляющую историю потомкам.

Всё, что вы хотели знать об экспедиции "Тайны Мангазеи" - в презентации по ссылке.
https://yadi.sk/d/bOiR-ldcxrW6B
Информация о том, как стать участником экспедиции расположена здесь -

Россия, Сибирь, Легендарная Мангазея. Село Туруханск.

Мангазея- первый русский город Восточной Сибири, основан в 1600 году на правом берегу реки Таза, вел значительную торговлю и считался главным пунктом Нижне-Енисейского края, после двух пожаров обеднел настолько, что во 2-й половине XVII века окончательно запустел.

Местоположение и проезд

Аллегорический город

Село на берегу реки Нижняя Тунгуска, приток Енисея.
Географические координаты : Широта 65°47′36″N (65.793214);Долгота 87°57′33″E (87.95917).
Проезд из Москвы: самолетом до Красноярска-4 час. 30 мин, далее самолетом до аэропорта Туруханска-2 час. 30 мин или из Красноярска по Енисею на речном транспорте (речной вокзал на берегу Енисея в г. Красноярск)

Проезд из Санкт-Петербурга:самолетом до Красноярска-4 час. 50 мин, далее самолетом до аэропорта Туруханска-2 час. 30 мин или из Красноярска по Енисею на речном транспорте (речной вокзал на берегу Енисея в г. Красноярск)
Расстояние от Москвы- 5500 км., от Санкт-Петербурга- 6200 км.

Что посетить.Краткая история и интересные места

Что посетить. Интересные исторические и географические объекты.
В селе существует вся инфраструктура современного населенного пункта: Школы, детские сады, магазины, аэропорт.
Краткая история и описание этих земель.

В описаниях голландских экспедиций, сделанных Яном ван-Линшотеном и опубликованных в 1601 году с весьма интересными картами того времени, говорится, что вторая голландская экспедиция, состоящая из 6 судов, нагруженных товарами и деньгами, прибыла к Югорскому Шару 19 августа 1595 года, где встретила лед. От русских промышленников и самоедского князька она собрала чрезвычайно интересные сведения, что лед в скором времени исчезнет и что лето продолжится еще 7 недель, и что иногда пловучий лед держится в проливе все лето, что зимой пролив замерзает, но море по обе стороны пролива не замерзает; наконец, что русские корабли, нагруженные товарами, ходят ежегодно через пролив этот мимо Оби на реку Енисей, где зимуют, что жители по реке Енисей православного вероисповедания. Вместе с тем самоеды дали экспедиции также верные сведения о дальнейших берегах Ледовитого океана, лежащих за Енисеем.

Экспедиции удалось вскоре выйти в Карское море, но увидев плавающий лед и боясь подвергать опасности от льдов суда, нагруженные дорогими товарами, суда решили вернуться в Голландию.
Уже тогда, очевидно, было развито широко торговое судоходство между северным побережьем России и сибирскими реками- Обью и Енисеем. Все это ясно показывает, что путь по Ледовитому океану вдоль северных берегов России в Сибирь по воде, был еще раньше пройден русскими промышленниками и торговцами. Трудно сказать, кто и когда прошел первым по этому пути, но вероятнее всего, что честь принадлежит предприимчивым и отважным новгородцам. Профессор Буцинский , автор книги «Мангазея и Мангазейский уезд» высказывает мнение, что морской путь в Мангазею известен был новгородцам и суздальским колонистам задолго до основания Архангельска и на основании некоторых исторических указаний считает, что новгородцы еще в 1364 г. ходили именно из устьев Северной Двины, Белым морем, Карским морем и речками полуострова Ямала в Обскую губу на реку Обь и воевали тамошних инородцев. Некоторые историки склонны относить начало этих плаваний даже к XI веку. В „Историческом описании Российской коммерции» Чулкова читаем: „жители Северной страны для получения мягкой рухляди как прежде, так и по построении города Архангельска, ездили на реку Обь и до Мангазеи». Новгородцы совершали плавание ради обдорских и тазовских или мангазейских самоедов, у которых был в изобилии драгоценный пушной товар. Лерберг, имея в виду упомянутые выше попытки голландцев и англичан в XVI и XVII век пробраться в Северный океан через Карское море, замечает: „каких трудов и несчастий избавились бы голландские и английские мореплаватели, отыскивая северо-восточный путь в Индию, если бы могли пользоваться гидрографическими познаниями, которые в Великом Новгороде известны были за несколько сот лет до того». Мангазея была известна русским и инородцам северной Руси задолго до завоевания в 1581 г. Сибири Ермаком , торговля и промыслы в тамошнем крае давно привлекали туда предприимчивых людей. Но Московское правительство долгое время об этом ничего или очень мало знало, и только в самом конце XVI века до него начали доходить на этот счет разные сведения. На основами летописных данных известно, что в 1598 г. Царь Феодор Иоаннович отправил в Мангазею и на Енисей Федора Дьякова с товарищами для «проведания» этих стран и для обложения тамошних инородцев ясаком (натуральный налог, который до середины XIX в. народы Сибири платили преимущественно пушниной). Дьяков возвратился в Москву в 1600 г. Конечно, торговые люди, продолжает проф. Буцинский, проведали о посылке Дьякова и знали, чем она должна кончиться: правительство построит город в Мангазее, и тогда их вольной торговле в том краю настанет конец. И вот они, забегая вперед, в 1599 г., просят Царя Бориса „пожаловать их, разрешить им ездить для торговли и промыслов в Мангазею морем и рекою Обью, на реки Пур, Таз и Енисей и торговать «повольно» (Свободно, вольно, беспрепятственно) с самоедами, которые живут по тем рекам». Борис Федорович пожаловал челобитчиков,-разрешил им вольную торговлю в тех местах, но с тем, чтобы они выплачивали в государеву казну обыкновенную десятинную пошлину и не торговали заповедными товарами. Эта грамота дана в январе 1600 года.

Начальное расположение города Мангазея (по Карте Енисейской губернии (из Атласа Азиатской России 1914 года)

В следующем 1601 году, в царствование Бориса Годунова, был основан город Мангазея, в 200 верстах выше устья реки Таза, впадающей в Обский залив. Город этот в короткий промежуток, времени становится центром торговли, куда стекаются для менового торга отважные промышленные люди и торговцы со всей северной России.
Вся эта огромная территория, занятая Мангазейским уездом, соответствовавшая, приблизительно, нынешнему Туруханскому району, называлась тогда „заморской государевой вотчиной», и морской путь туда по „студеному морю» назывался „старым».
По описанию, город Мангазея имел 5 башен, а между ними стены, вышиною по полторы сажени (3 метра). в которых главным образом и ютились хаты местного населения. Внутри города было две церкви (Троицкая и Успенская), воеводский двор, съезжая изба, таможенная изба, гостиный двор, торговая баня, амбары, лавки и тюрьма.
Ежегодно там устраивалась ярмарка, когда торговые и промышленные люди с торгов и промыслов возвращались на Русь, и временно собиралось свыше двух тысяч человек приезжих гостей. Служилые люди, казаки и стрельцы, духовенство, толмачи составляли постоянное население города. Обороты торговли с Мангазеей для того времени доходили до крупных цифр, привозилось товаров на несколько сот тысяч рублей, много поступало средств и в государеву казну.
Кроме ясака, который собирался с инородцев мехами, были установлены разнообразные пошлины, крайне отягощавшие торговцев и промышленников, как-то: поголовные, амбарные, лавочные, поживотные, проезжие, отъезжие и др., но самая главная пошлина-это десятинная с промыслов, с купли и продажи всяких товаров и разных съестных припасов, которые торговые и промышленные люди привозили в Мангазею, за исключением хлеба, который пропускался безпошлинно. Потом была установлена пошлина и на хлеб, привозившийся сначала с Руси, но с развитием хлебопашества в Верхотурском, Туринском и Тюменском уздах доставляется по притокам р. Оби в Тазовскую Губу и Мангазею. В этих сибирских уездах в урожайные годы пуд муки стоил несколько копеек, а в Мангазее и Туруханске он продавался по 50 коп., по рублю и по 2 рубля.
Но кроме установленных пошлин крупною статьею денежных доходов в Мангазее была продажа вина и меду, там был открыт государев кабак.
Однако Тобольский воевода князь Куракин (в 1616 г.), не сочувствовавший торговым сношениям морем с Сибирью, начал писать в Москву, что „торговые и промышленные люди ходят кочами (Коч, в разных говорах — коча, кочмора, кочмара) – это судно, приспособленное как для плавания по битому льду, так и для волока.) от Архангельского города на Карскую губу и на волок в Мангазею, а другая дорога с моря в Енисейское устье большими судами, и что немцы нанимали русских людей, чтобы их от Архангельского города провели в Мангазею.
Сообщая в Москву сведения о морском пути в Мангазею, воевода князь Куракин высказывал свои опасения, что им могут воспользоваться немцы, „а по здешнему, государь», писал этот воевода: „по сибирскому смотря делу, некоторыми обычаи немцам в Мангазею торговать ездити позволить не можно; да не токмо им ездити (ездить), иное, государь, и русским людям морем в Мангазею от Архангельского города для немцев ездить не велеть, чтоб на них смотря немцы дороги не узнали и проехав бы воинские многие люди сибирским городам какие порухи не учинили».(не захватили бы землю).

По полученным на допросе воеводой сведениям- от Архангельского города ход к Мангазее близок: „по вся годы многие торговые и промышленные люди ходят кочами со всякими немецкими товарами и хлебными запасами и поспевают до Мангазеи в 4- 4 1/2 недели».
Эти донесения так всполошили московское правительство Михаила Федоровича , что в том же году было запрещено под страхом великой опалы и казни плавать этим путем в Мангазею и обратно, а всех торговых и промышленных людей приказано было направлять в Мангазею и из Мангазеи на г. Березов и Тобольск через Верхотурскую заставу. А одного из рассказчиков про немецких людей Еремку Савина даже велено „за то, что чает он по вся годы немецких людей приходу», бити батоги нещадно, чтобы, на то смотря, иным было неповадно воровством смуту затевать». Эти распоряжения, наносившие смертельный удар морской торговле и закрывшие сибирское северное поморье не только от Европы, но и от самой России, вызвали на имя Царя челобитную торговых и промышленных людей всех городов, которые ходят для торгов своих и промыслов в Мангазею. В челобитной своей они писали, - чтобы „их пожаловать, велеть им из Мангазеи к Руси и в Мангазею с Руси ходить позволить большим морем и через Камень по прежнему, чтобы им впредь без промыслов не быть, а государевой соболиной казне в их без торжищ и без промыслу в десятой пошлине убытку не было». И Царь пожаловал торговых и промышленных людей всех городов и велел им ходить с Руси в Мангазею и из Мангазеи на Русь большим морем и через Камень по прежнему; он велит только скрывать этот ход, чтоб об нем не проведали немцы.
Но воевода князь Куракин не успокоился на этом. В своих дальнейших отписках в Москву он продолжает настаивать на воспрещении плавать в Мангазею большим морем, так как невозможно будет пошлину собирать, поэтому необходимо направлять торговых и промышленных людей в Сибирь и обратно только сухим путем, через заставы. Тогда „государеве пошлине прибыль будет вдвое», и кроме того немецкие люди по следам русских могут пробраться в Мангазею и на Енисей и тогда государевой казне наверно будет ущерб. В заключение своей отписки князь Куракин добавляет, что о заказе государевом в сибирские и в поморские города к воеводам он писал, а „укрепится ль тот заказ или нет, и мне холопу твоему того неведомо, потому: места дальние, а поморские городы присуд не сибирский, и моих, холопа твоего отписок не слушают. И буде, государь, которыми мерами корабельной ход морем в Мангазею проищется, а мне бы в том от тебя государя в опале не быть».
Эти сообщения еще более испугали московское правительство, и в своих ответных грамотах оно приказывает: „а будет которые русские люди пойдут в Мангазею большим морем и учнут (начнут) с немцами торговать мимо нашего указу, а тем их не послушанием и воровством и изменою немцы или иные какие иноземцы в Сибирь дорогу отыщут, и тем людям, за то их воровство и за измену, быть казненным злыми смертьми и домы (дома) их велим разорить до основания».
Князь Куракин добился таким образом в конце концов того, что в 1620 году было повелело запереть морской ход в Сибирь и русским людям под страхом смертной казни, а для преграждения пути по волоку на реках Мутной (река Муртыяха) и Зеленой (река Сёяха) построить остроги.
„На остров Матвеев (Матвеев остров, Заполярный район, НАО, Россия, Широта: 69°27′58″N (69.466068); Долгота 58°31′53″E (58.531295) и и на Югорский Шар (пролив Югорский Шар, Заполярный район, НАО, Россия, Широта 69°43′33″N (69.725837); Долгота 60°33′56″E (60.56548) летом отправлялась стража, которая должна была собирать пошлины с промышленников и торговцев в пользу казны. Этот сбор производился с большими стеснениями и лихоимством. Такие меры имели до того гибельное влияние на русское, собственно, беломорское мореходство, что к концу XVII столетия не только купцы, но и зверопромышленники прекратили морские плавания на восток и даже на Новую Землю и ограничились только ближайшими водами».
С тех пор Мангазея быстро идет к упадку, становится мало кому нужной. Pусские торговцы и зыряне привозили на реки Таз и Енисей разные железные, медные, оловянные и деревянные изделия, мужские и женские рубахи, поношенные и новые, разноцветные зипуны английского и сермяжного сукна и пр. Плавания свои они совершали по Ледовитому океану без всяких морских карт, даже без компаса, на небольших судах-кочах, и между тем о крушениях на морском пути нет и помину. Весь путь морской из устьев Двины при благоприятной погоде совершался в один месяц, а если выплывали из Мезени, Пинеги, Печоры, то достигали Мангазеи гораздо скорее.
Для всех этих двинян, мезенцев, пинежан, устюжан, которые главным образом и вели там торговлю, морской путь был гораздо ближе и легче, чем тот, который установило московское правительство через Верхотурье и Тобольск. Одно только плавание из Тобольска до Мангазеи, при благоприятной погоде, требовало 8 недель, а при неблагоприятных условиях продолжалось и 13 недель, и суда часто терпели аварии в Обской губе. Да сколько еще нужно было времени для жителей северных губерний, чтобы добраться с товарами до г. Тобольска.

К концу царствования Михаила Федоровича торговля города Мангазеи значительно пала. К тому же и местные промыслы сократились: соболи и бобры опромышлялись, начали создаваться новые торговые центры. Наконец и некоторые случайные обстоятельства имели большое влияние на падение города Мангазеи, а именно: с 1641 г. и до 1644 г. в этот город не пришло ни одной кочи с хлебом: все они были разбиты бурями в Обской губе. И в Мангазее настал великий голод. К довершению несчастья в 1643 г. город почти весь выгорел: сгорели воеводский двор, государевы амбары, съезжая изба, некоторые городские стены, а оставшиеся от пожара постройки были или разломаны, или раскрыты.
Хотя из Казанского дворца и шлются распоряжения возобновить, построить погоревшие здания, но исполнить приказ оказывается уже невозможным, - не под силу для местного населения, которого, как оказалось, оставалось небольшое число: „нас служилых людишек всего 94 человека, отвечали в Москву, да из них 70 человек посылаются на государевы службы по ясачным зимовьям и с ясаком в Москву, 10 человек сидят в тюрьме и остается в Мангазейском городе для сбережения государевой казны всего 14 человек. Да и те, за не приходом судов с провиантом, терпят голод и разбегаются. Существование Мангазеи приносило уже один только вред торговым и промышленным людям, лишнюю тяготу, попадать в нее сделалось более доступным кружным путем, через Енисейск и Туруханск, чем через Обскую губу; между тем московское правительство продолжало сохранять этот город до самого 1672 года, когда он, наконец, был перенесен к устью р. Турухана на Енисее. В нынешнем Туруханске и в селе Монастырском при впадении реки Нижней Тунгуски в р. Енисей сохраняются и некоторые реликвии старой Мангазеи.

Башня при Туруханской церкви, где висят голландские колокола, привезенные из Мангазеи

И по настоящее время можно видеть на высокой, отдельно стоящей деревянной колокольне при церкви в Туруханске колокола, перевезенные из Мангазеи и доставленные туда, без сомнения, северным морским путем с голландской надписью следующего содержания „Anno 1616 haeccampana svmtibrei pvr peclesemens estoflata honore dei et bsannae» (с голландского перевести не удалось).
Мангазея перестает существовать, и совершенно исчезает с лица земли торговый город. На месте старой Мангазеи находится лишь небольшая построенная впоследствии часовня.
Что касается до значения Мангазеи в истории торговли сибирского края, то, как пишет князь М. А. Оболенский ясно видно, что она начинала уже занимать важное место, и, если бы не гибельная таможенная система, так деспотически господствовавшая над нашей древней торговлей, то нет сомнения, что Мангазея скоро стала бы одним из главных торговых пунктов Сибири. За это ручалось самое местоположение Мангазеи, исключавшее необходимость возить товары сухим путем и, напротив, представлявшее огромные выгоды водных сообщений, которые начинали уже становиться обыкновенными. Крайний север Сибири, говорит проф. Буцинский , Обдория и Мангазея был известен русским людям гораздо ранее, чем средняя или южная полосы этого края. А между тем в историческом отношении упомянутая местность для многих и очень многих-terra incognita, неведомая земля, покрытая мраком глубокой старины. И не удивительно Обдорск, но крайней мере, напоминает ныне существующий город Обдорск, а Мангазея давным давно сошла с географических карт. Та часть Сибири, которая в XVI и XVII веках известна была под именем Мангазеи, ныне ничем не обращает на себя внимания; поэтому глухому, неприветливому краю в настоящее время только бродят со своими оленями и собаками самоеды. А в старину было время, когда в этом крае кипела жизнь, процветали торговля и промышленность, доставлялись большие выгоды и московским Царям, и их подданным: о нем когда-то говорили, как говорят о стране, текущей медом и млеком. Ведь Мангазея в старину это золотое дно, своего рода Калифорния, куда жадно стремились за добычей драгоценного пушного зверя жители нынешних северных губерний: Архангельской, Вологодской, Пермской и др.
С воспрещением морских плаваний в Мангазею всякое морское торговое движение прекращается более чем на 250 лет, а северный морской торговый путь не только забыт, но исчезла даже вера в возможность плаваний по Карскому морю, считавшемуся впоследствии непроходимым ледником. „После экспедиции Вуда (1676 г.) плавания собственно с целью открытия северо-восточного прохода почти прекращаются, и наступает 200-летний промежуток до плавания Норденшельда на «Веге» в 1878- 1879 г.г., окончательно решившая этот вековой вопрос.

Замечательные люди Туруханска.
Суслов Иннокентий Михайлович -Историк и этнограф, минералог, общественный и политический деятель. Родился в семье дьячка и учительницы музыкальной школы.
Анатолий Седельников , поэт, погибший в годы войны под Люблином в Польше (1944 год).
Шестаков Юрий Григорьевич Заслуженный штурман-испытатель СССР (18.08.1977), полковник. Родился 20 апреля 1927 года в селе Торхан Заиграевского района (Бурятия). Детство провёл в городе Туруханск Красноярского края.
Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий - С 1923 по 1925 год здесь отбывал ссылку выдающийся хирург и доктор медицины, лауреат Сталинской премии позже епископ Красноярский и Енисейский, причисленный Православной церковью к лику святых.
Ариадна Эфрон — С 1949 по 1955 год в Туруханск выслали дочь Марины Цветаевой Ариадну Эфрон.

История названия(топоним).
Название:

  1. По имени местного племени ненцев.
  2. Слово «Мангазея» скорее всего- испорченное сибирским произношением-«Магазин», здесь раньше был устроен запасной склад (магазин) для хранения провианта, выдаваемого бесплатно крещеным самоедам, но есть и другие объяснения.

Видео

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

Фото и изображения


Современный вид на село Туруханск с берега Енисея.

Мангазея - первый город русского Заполярья, затерянный во тьме веков

Среди забытых и затерянных городов Мангазея занимает особое место, и не только потому, что она располагается в Заполярье. Если история создания и стремительного взлета Мангазеи вполне ясна и понятна, то с ее падением и забвением связана некая тайна, которую пытаются разгадать историки и археологи.

На берегу пустынных волн

Древний город на берегу реки.

Берега сибирской реки Таз и сегодня нельзя назвать оживленными - населенных пунктов на них мало, а природа поражает своей нетронутостью. А в XVI столетии, когда здесь появились поморы, эта местность и вовсе воспринималась как край света. В старинных книгах племена, живущие к востоку от Оби, называли «молгонзеями»: слово это происходит из старинного коми-зырянского языка и значит «народ окраины». Со временем название племен превратилось в название местности: на картах, составленных англичанином А.Дженкинсом, она обозначена как «Молгомзея». Позднее в форме «Мангазея» оно стало названием города.

Великолепная Мангазея.

Поморов в эти места привели дела судоходные: сперва они по океану шли к Ямалу, а потом, перетащив свои корабли по полуострову (это называлось «ямальский волок»), выходили на Обскую губу. Считается, что именно поморами было основано первое зимовье на реке Таз. Они же и поведали московским властям о неслыханных богатствах сурового Заполярья.

Старая карта – попробуй разберись.

А богатства и впрямь были велики: моржовые клыки, бивни мамонта, и, главное, пушнина. Одна соболиная шкурка, купленная у охотника на берегу Таза, обходилась купцу в 40 копеек; если в дело вступал перекупщик, за такую шкурку приходилось платить рубль. А на рынках Западной Европы за шкурку соболя можно было получить около трехсот рублей! Неудивительно, что государство вскоре пожелало наложить свою мощную длань на эти богатства и взять торговлю под свой контроль.

«Златокипящая» Мангазея

К своей цели - берегам Таза - отряду М.Шаховского и Д.Хрипунова пришлось пробиваться с боями: напали на них дорогой селькупские воины. Почти треть отряда пала в сражении, легла в холодную землю чужого края. Но выбора не было: не своей волей шли они в Заполярье, а по приказу царя Бориса Годунова. Уцелевшие в бою дошли и заложили в 1600 г. острог на пустынных доселе берегах. Так появилась Мангазея.

Мангазея развивалась с необыкновенной быстротой.

Перезимовали, а там и подмога пришла из Тобольска и Березова - двести служивых во главе с воеводами. Стало ясно: новому городу - быть. И впрямь, Мангазея развивалась с необыкновенной быстротой: за пару лет вырос большой деревянный кремль, появились церкви и дома. Хотя даже в период расцвета постоянное население Мангазеи было не так уж велико - не больше 1200 человек, город поражал благоустроенностью. Жители Мангазеи щеголяли в шелках и бархате, улицы были вымощены досками, а окна самого бедного дома были слюдяными - в европейской части России такое было доступно лишь самым богатым. Но, возможно, самым удивительным доказательством богатства города являются найденные археологами груды сливовых и вишневых косточек: в 17 в. мангазейцымогли себе позволить регулярную доставку в Заполярье свежих фруктов.

Мангазея: кого там только не было.

Еще сильнее, чем богатством, Мангазея удивляла пестротой уличной толпы. Рядом с селькупами и ненцами в малицах прохаживались богатые иноземные купцы в шляпах с перьями, а московская «акающая» речь смешивалась с архангелогородским говором. Днем и ночью шла в городе бойкая торговля мехами, приносившая огромные прибыли. Историками подсчитано, что в год из Мангазеи на запад вывозили до 30 тыс. одних только соболиных шкурок, а ведь были и песцовые, и куньи, и беличьи меха. За богатство и бурную деятельность Мангазею прозвали «Златокипящая».

Загадка исчезновения Мангазеи

Исчезнувшее великолепие.

Торговое великолепие, превратившее Мангазею в город-легенду, длилось очень недолго - около сорока лет. Еще какое-то время Мангазея влачила жалкое существование в качестве форпоста, но в 1672 г. гарнизон перевели на Енисей. И город исчез, ушел в ледяную заполярную землю. Лишь благодаря усилиям археологов, начавших здесь регулярные раскопки в 1960-х, мы знаем, что Мангазея- не миф, а реально существовавший город. Но что с ним случилось? Почему население, судя по результатам раскопок, просто ушло оттуда?

Мангазея.

Историки выдвигают как минимум три версии падения Мангазеи. Согласно первой, роковую роль сыграло то самое государство, которое и основало город: сперва царь Михаил Романов в 1720 г. запретил плавать по океану в Мангазею, а чуть позже, в 1729-м, два вновь прибывших воеводы, А.Палицын и Г.Кокорев, рассорились и устроили в городе гражданскую войну в миниатюре. Город начал хиреть и постепенно угас. Другая версия винит в гибели Мангазеи пожар 1642 г., действительно уничтоживший большую часть города. А согласно третьей версии, всему виной стало постепенное исчезновение пушного зверя вследствие слишком интенсивной охоты: нет товара - нечем торговать, не с чего жить горожанам.

Раскопки городища Мангазея.

Как было на само деле, мы не знаем, и вряд ли изыскания археологов когда-либо дадут точный ответ. Очевидно одно: Мангазея - один из первых в мире заполярных городов, и хотя ей не удалось долго продержаться, ее основание стало важной вехой в освоении природных богатств Сибири.

Стоит сказать, что Россия – удивительная и богатая на достопримечательности страна. Эти стоят того, чтобы их увидеть, а возможно.

Хотите получать одну интересную непрочитанную статью в день?