Что называют слова именительный падеж. Употребление предлогов со словами в предложном падеже. Именительный падеж: единственное и множественно число. Примеры

Падежи имён существительных.

Русский язык сложно представить без падежей. Именно они помогают нам правильно разговаривать, писать и читать.
Всего в русском современном языке существует шесть падежей , каждый падеж имеет свой вопрос и свое окончание .
Для того чтобы было более понятно, мы рассмотрим каждый падеж в отдельности, а также разберем, на какие вопросы отвечают падежи.

Именительный падеж является единственным падежом в русском языке, на вопрос которого отвечает подлежащее.

Родительный падеж определяет принадлежность, родство и некоторые другие отношения.
Дательный падеж определяет точную конечную точку действия адресата послания.
Винительный падеж обозначает непосредственный объект действия.
Творительный падеж определяет инструмент, некоторые виды временной принадлежности.
Предложный падеж можно представить в виде вопроса: «Вы думаете о ком, о чём?».

Именительный падеж отвечает на вопросы «кто? », «что? »

Вспомогательное слово "есть "

Кто? Собака Что? Книга Что? Море
Кто? Человек Кто? Дети Что? Лес

Родительный падеж отвечает на вопросы «кого? », «чего? »

Вспомогательное слово "нет ". Предлоги: от, до, из, без, у, для, около, подле, возле.

Кого? Волка Чего? Стола Кого? Наташи
Чего? Игрушки Чего? Болота Кого? Студента

Дательный падеж отвечает на вопросы «кому? », «чему? »

Вспомогательное слово "дам ". Предлоги: к, по .

Кому? Спортсмену Чему? Прянику Кому? Бабушке
Чему? Дороге Чему? Полю Кому? Школьнице

Винительный падеж отвечает на вопросы «кого? », «что? »

Вспомогательное слово "вижу ". Предлоги: в, на, за, про, через .

Кого? Птицу Что? Пляж Что? Крышу
Кого? Акулу Кого? Врача Что? Камыш

Творительный падеж отвечает на вопросы «кем? », «чем? »

Вспомогательное слово "творю ". Предлоги: под, над, за, с, перед, между .

Кем? Ребёнком Чем? Домом Чем? Кроватью
Кем? Медведем Кем? Учительницей Чем? Лужой

Предложный падеж отвечает на вопросы «о ком? », «о чём? »

Вспомогательное слово "думаю ". Предлоги: в, на, о, об, при .

О ком?
(О) Маме
О чём?
(О) Тракторе
О чём?
(О) Математике
О ком?
(О) Жирафе
О ком?
(О) Папе
О ком?
(О) Мыше

В именительном падеже имя существительное является в предложении подлежащим .
Утром Таня (И. п.) подошла к окну.

Чтобы определить падеж других имён существительных надо:
а) найти слово, с которым это имя существительное связано по смыслу и поставить от него падежный вопрос;
б) по падежному вопросу определить падеж имени существительного.
Воробей стучал клювом по стеклу.
Стучал
(чем?) клювом (Т.п.)
Стучал (по чему?) по стеклу (Д.п.)

Три склонения имён существительных.

У существительных женского, мужского и среднего рода бывают разные падежные окончания.
По окончаниям существительные делятся на три склонения .
Чтобы определить склонение существительного, нужно:

  1. Определите род существительного
  2. Выделить окончание в начальной форме

К 1-му склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я в именительном падеже (зима , дедушка , стая ).

Ко 2-му склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием в именительном падеже и среднего рода с окончаниями , в именительном падеже (стол, дождь, воробей , поле , море ).

К 3-му склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце и с нулевым окончанием в именительном падеже (лошадь, ночь, ель ).

Чтобы определить склонение существительного в косвенном падеже, нужно найти его начальную форму.

Изучение падежей и их различий.

Русский язык считается одним из наиболее сложных языков мира. Конечно, любому тяжело учить неродной лексикон. Но, именно из-за трансформирования слов по падежам, славянский диалект становится слишком тяжелым для понимания. Да и многие носители родного наречия часто путаются в данном вопросе, поэтому далее мы попытаемся в нем разобраться.

Изменение существительных по падежам: как называется?

Изменение существительных по падежам — называется склонением.

Склонение – это и есть наше преображение слов на концовке. А необходимо оно для того, чтобы слова между собой надлежащим образом скреплялись. Этаким путем и получаются высказывания в русском лексиконе.

Существительное – это тот компонент фразы, которая подразумевает субъект. Как живой, так и неживой. Поэтому дает ответы на поставленные вопросы: кто? И что?

Охватывает весьма обширные понятия:

  • название предметов (стул, нож, книга)
  • обозначение лиц (женщина, младенец, вегетарианец)
  • именование живых существ (дельфин, кот, амеба)
  • название субстанций (кофе, желатин, крахмал)
  • термины различных факторов и случаев (пожар, антракт, переписка)
  • обозначение всех пребываний, действий и свойств (плаксивость, оптимизм, бег)

Существуют шесть разных падежей:

  • именительный
  • родительный
  • дательный
  • винительный
  • творительный
  • предложный

Падежи существительных в русском языке: таблица с вопросами, предлогами и вспомогательными словами в единственном числе

Для восприятия и быстрейшего усваивания сведений зачастую пускают в ход таблицы. В них прекрасно показаны, какие вопросы используют.

  • Первое склонение — существительные женского и мужского рода, концовка которых — а, я
  • Второе склонение — существительные мужского рода без окончания и которые завершаются на мягкий знак, среднего рода с концовкой – о, е
  • Третье склонение – это слова женского рода, которые в конце финишируют на мягкий знак


Во множественном числе также, для лучшего восприятия, используется таблица, которая отличается, правда, только окончанием.


Неправильное применение падежей: какой вид ошибки?

Вроде бы, смотришь на таблицы и примеры, и становится все понятно. И думаешь, а что же тут сложного? А на деле оказывается, что многие допускают ошибки. Несмотря на то, что знают материал. И, как правило, это весьма распространенные ошибки, которые требуют отдельного внимания.

Выделяют 2 основные ошибки, которые связаны:

  • с неправильным определением склонения существительного
  • с неуместным применением предлогов

Особое внимание требуют предлоги:

  • благодаря
  • согласно
  • вопреки
  • подобно
  • наперекор
  • наперерез

ВАЖНО: Данные предлоги задействуют в дательном падеже.

Например, маневрировать согласно (чему?) закону. Или, благодаря (чему?) дружбе с семьей Федоровых.

Также следует выделить еще ряд высказываний, которые часто используют в ошибочном падеже:

  • Ввиду. Текущий предлог практикуется лишь в родительном падеже. Например, ввиду избытка (чего?) денег.
  • Такое высказывание, как «вместе с» требует творительного падежа, поскольку имеет весомость совместного действия. Например, играться вместе с (кем?) племяшкой.
  • Также, предлог «наряду с» запрашивает тоже творительного падежа. Например, наряду с прочими (чем?) вещами.
  • А вот после выражения «по» наречие запрашивает предложного падежа. Если имеется значение «после чего-то». Например, по завершению договора.

Как отличить именительный падеж от винительного?


С таким вопросами сталкивается каждый школьник. Да и взрослые частенько встают пред подобным выбором. И не удивительно, что часто данные аспекты путают. Ведь вопросы однотипные и окончания неодушевленных слов одни и те же, а вот окончания одушевленных существительных совершенно разные.

Как отличается именительный падеж от винительного падежа: инструкция.

  • Безусловно, ставиться вопрос.
    Выше в таблице уже была памятка, что именительный руководствуется вопросами кто? что? (как главный член предложения). А винительный – (вижу) кого? что? (второстепенный член предложения).
  • И есть небольшая хитрость. Т.к. слово в именительном падеже бессменно будет главным членом в предложении , то определяем главные члены предложения — подлежащее и сказуемое.
  • Если наше слово не главный член предложения, следовательно, оно стоит в винительном падеже, и будет второстепенным членом предложения.
  • Еще прием: поставьте вопрос к проверяемому слову в одушевленном виде. Например: кто? попугай (подлежащее в именительном падеже) клюет что? (кого?) зерно (второстепенный член предложения, винительный падеж).
  • Также весомая роль отходит предлогу, с которым связывается самостоятельная часть речи (или нет). В первом варианте (именительный падеж) существительное задействуют всегда без предлога . А вот во втором (винительный падеж), наоборот, чаще с ним (в, на, за, через и прочие).
  • Опознать падеж также поспособствует концовка. В таблице выше уже упоминалось, какие бывают завершения у всякого падежа.

Как отличить винительный падеж от родительного падежа?


  • Наиважнейшим помощником выступает вопрос, который нужно задать себе в уме. Родительный падеж, как известно, откликается на вопросы кого или чего нет? А вот винительный падеж на — вижу кого? Слышу что? Вопрос кого? одинаковый в обоих падежах.

Ниже читайте инструкцию.

  1. Мысленно замените одушевленный предмет неодушевленным.
  2. К неодушевленному в родительном падеже подходит вопрос – чего нет ? А вот в винительном неодушевленный предмет реагирует на вопрос что вижу, слышу?
  3. Пример: Я поймал (кого? ) бабочку. Ставим неодушевленный вопрос. Я поймал (что? ) бабочку. Вопрос чего? не подходит. Значит это винительный падеж.
  • Кстати, в родительном падеже будет означать привязанность кому-то или чему-то. Купили чемодан для (чего? ) поездки (родительный). Тумбочка сделана (из чего? ) из дерева (родительный). Также указывать на частицу чего-то. Цветок — это часть (чего?) растения (родительный). Или же идет сравнение предметов . Смартфон лучше (чего? ) кнопочного телефона (родительный).
  • Также важно то, что в родительном падеже глагол будет с отрицательной частицей . В магазине не было (чего? ) сметаны (родительный).
  • А вот в винительном падеже имеет место просторное или промежуточное касательство. Определить (что? ) погоду на завтра (винительный). А также, эффект переходит на объект всецело. Например, я закрыл (что? ) дверь (винительный). Выпил (что?) молоко (винительный). Или будет выражать желание и намерение. Я хочу съесть (что? ) яблоко.

Несклоняемые существительные: список

Вроде бы все нюансы рассмотрели, и пошло небольшое прояснение. Но не тут то было! Русский язык придумал еще некоторые ловушки – это существительные, которые не склоняются. И вот здесь у иностранцев случается шок.

Если совсем кратко, то это иностранные слова (практически). Но чтобы стало немного понятнее, ниже приведем список.

  • Существительные иностранного происхождения (собственные и нарицательные), окончание которых –о, -е, -у, -ю, -и, -а:
    • шоссе
    • интервью
    • фламинго
  • Опять слова иностранного происхождения. Но! Женского рода и с согласным окончанием:
    • мадам
    • Кармен
  • Фамилии. Русские и украинские, концовка которых завершается на –о и –ых, их:
    • Иванченко
    • Короленко
    • Седых и т.п.
  • Ну и, безусловно, аббревиатуры и сокращенные слова:

Склонение существительных по падежам: пример

Правила правилами, а на примере значительно легче воспринимается. Чтобы было проще визуально, также прибегнем к помощи таблицы.


Как быстро выучить падежи и их вопросы?

В принципе, нет ничего сложного. Если добротно разобраться и вникнуть. И не только приезжим с других стран бывает тяжело, но и нашим деткам. Поэтому, чтобы информация быстрее усваивалась, сейчас чего только не придумали. А вот мы в школьные годы учили, клали книжку под подушку. И, главное, действовало! Прочитал перед сном, поспал всю ночь на книжке и уже все запомнил.

  • Конечно, многие учителя прибегают к помощи стишков или игр. Но и родители должны помогать своим чадам в этом вопросе.
  • Первым делом – нужно запомнить, сколько всего падежей. Их всего 6.
  • А далее, на самых обычных и бытовых примерах объяснять ребенку, на какие вопросы отвечает существительное. А значит, и падежи определить легче.
  • Самое главное – это практика! Забрали ребенка из учебного заведения и едите в автобусе. Вперед! Практикуйтесь на тех словах, которые наблюдаете. Хоть на автобусе.
  • Кстати, небольшой образец легкого стишка. Он и деткам понравиться, и посодействует учебную информацию скорее усвоить.








Стишок про падежи: Иван родил девчонку, велел тащить пеленку

Этот стишок все родители могут повторить хором. Ведь, запомнился он, как «дважды два». А главное, детям он легок в восприятии.

  • Иван (И — именительный)
    Родил (Р — родительный)
    Девчонку, (Д — дательный)
    Велел (В — винительный)
    Тащить (Т — творительный)
    Пеленку (П — предложный)

Видео: Как легко выучить падежи? Простая техника заучивания

Представляет понятие, выраженное данным именем, как центр действия, означаемого глаголом. Таким образом самое частое употребление И. падежа в роли подлежащего. Реже И. падеж в предикативном употреблении (как сказуемое), а также и в качестве… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

именительный падеж - См. nominativo … Пятиязычный

именительный падеж - Независимая падежная форма,выполняющая номинативную функцию и в качестие “прямого падежа” противопоставляемая косвенным падежам … Словарь лингвистических терминов

именительный падеж - имен ительный пад еж … Русский орфографический словарь

именительный падеж - лингв. Исходная падежная форма, в которой имя существительное употребляется как название лица, предмета, явления; отвечает на вопросы: кто? что? … Словарь многих выражений

Именительный темы - (именительный представления, сегмент) – это фигура речи, на первом месте которой стоит изолированное имя существительное в именительном падеже, называющее тему последующей фразы. Его функция заключается в вызове особого интереса к предмету… … Википедия

ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ - ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ, именительная, именительное. В выражении: именительный падеж (грам.) падеж, отвечающий на вопрос: кто что?, или, в других случаях (напр. у прил.), зависящий от слова, стоящего в этом падеже. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков.… … Толковый словарь Ушакова

ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ - ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ: именительный падеж падеж, отвечающий на вопрос: кто (что)? Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

именительный представления - Именительный падеж существительного, называющий предмет или лицо с целью вызвать представление о них. Такой именительный интонационно обычно выделяется в изолированную синтаксическую единицу, за которой следует предложение, тематически с ним… … Словарь лингвистических терминов

Падеж - У этого термина существуют и другие значения, см. Падеж (значения). Падежи … Википедия

Книги

  • Заезжий музыкант , Булат Окуджава. Эту книгу Булат Окуджава составил из произведений автобиографического характера. Некоторые из них издаются впервые… Купить за 330 руб
  • Девушка моей мечты , Булат Окуджава. Книгу известного советского писателя Б. Ш. Окуджавы составляют автобиографические повести и рассказы, в разное время публиковавшиеся в периодике…

Как отличить Именительный падеж от Винительного?

  1. Именительный падеж от винительного падежа отличается вопросами. Вопросы именительного падежа - кто? что? Например: (кто?) девочка, (что?) мячик.
    А вопросы винительного падежа - кого? что? . Например: сказал (кого? что?) слово, сделал (кого? что?) работу.
    Чтобы отличить винительный падеж от именительного, можно подставить слово вижу. Вижу (кого? что?) мячик - это существительное стоит в винительном падеже.
    Так же:
    1Существительные в этих падежных формах выполняют разные синтаксические
    функции: в именительном падеже роль подлежащего, в винительном
    дополнения.
    2Существительные в именительном падеже употребляются без предлогов. В винительном падеже имеют предлоги в, на, за, через.
  2. Если ты имеешь ввиду в предложении, то Винительный (в предложении) отличается от Именительного тем, что: Если существительное подлежащее то это Им. падеж, а если второстеп. член то вин.
  3. Именительный отвечает на вопросы кто, что...а винительный кого, чего
  4. Нужно задавать два вопроса: кто? что? - Именительный, (винить) КОГО? что? - Винительный. Также КОГО? чего? - Родительный.
  5. Именительный падеж отвечаеи на вопрос кто, что. Например:кто?(лисица)
    Винительный кого, что. Например: Вижу кого? (лисицу)

  6. Задавать сразу два вопроса: кого? чего? - родительный; кого? что? - винительный.
    Еще помогает слово сестра. Ставим слово сестра вместо сщетвительного, падеж которого нам трудно определить, и, как бы нелепо ни выглядело получившееся предложение, но если вставляется СЕСТРЫ - родительный падеж, если СЕСТРУ - винительный.
  7. Им. -кто? что?, вин. -кого? что?
  8. Кто, что? без предлогов, в предложении всегда - подлежащее
    Кого, что? могут быть предлоги, второстепенный член предложения.
  9. Задав вопрос именительный падеж отвечает на вопросы (кто? что?) , а винительный (кого? чего?)

  10. Именительный падеж отвечает на вопросы КТО? ЧТО? (пример: земля, лиса, вода, дом...) А винительный на вопросы Кого? Что? (землю, лису, воду, дом)
  11. Спасибо большое за информацию, а то за 25 лет уже все забыла!
  12. Именительный падеж - это всегда подлежащее,
    Винительный падеж - это дополнение (если без предлога) .

    Чтобы не ошибиться, возьмите слово женского рода, например, "книга", и в предложении, где нужно определить падеж, замените проблемное слово на "книга".

    У вас будет или кто? что? - "книга" (Именит. п.) , или кого? что? "книгу" (Винит. п.)

  13. именит. падеж - вопросы кто? что? винительный - вопросы кого? что?
  14. Первый отвечает на вопросы Кто? Что?
    Второй на Кого? Чего???
  15. Существительное в именительном падеже отвечает на вопрос "Кто? " или "Что? ", в винительном падеже - на вопрос: "Кого? ", "Что? " (вижу кого, что? . Виню кого, что?)
  16. а как отлчить?
  17. В именительном падеже чаще всего стоит подлежащее (действующее лицо или предмет, о котором говорится в предложении).

Как известно наш язык является одним из самых разнообразных и богатейших языков в мире. В нем существует такое понятие, как « ». Если бы в разговорной речи не существовало понятия «падеж», то понять друг друга нам было бы крайне сложно. Всего насчитывается несколько падежей, а конкретно - шесть (предложный, дательный именительный, винительный, родительный, творительный).

На какие вопросы отвечает именительный падеж?

Более подробно рассмотрим падеж именительный. Он отвечает на вопрос «Кто?» - для одушевленного предмета и «Что?» для неодушевленного. Например «Кто?» - отвечаем «Иван» – имя нарицательное, или «парень» – одушевленное лицо. Иван вышел во двор или парень ждал на остановке автобус. Слова «Иван» и «парень» в данном предложении находятся в именительном падеже. При ответе на вопрос «Что?» выступают неодушевленные предметы, например – стол. Стол располагался посреди комнаты. В приведенном примере стол находится в именительном падеже.

Именительный падеж: единственное и множественно число. Примеры.

Падежи могут использоваться для такой части речи, как имя существительное. А как нам известно, существительные бывают множественного и единственного числа. В именительном падеже, хоть во множественном, хоть в единственном числе существительные будут отвечать на вопросы «Кто? », «Что? » Приведем несколько примеров:

Наша кошка недавно родила котят – существительное «кошка» в данном предложении отвечает на вопрос «кто?», соответственно находится в именительном падеже. Так как кошка одна, соответственно она в единственном числе.

Котята у нашей кошки родились совсем недавно – существительное «котята» в предложении тоже отвечает на вопрос «кто?», но только котята в данном примере находятся в множественном числе.