Анализ стихотворения Мандельштама “Как кони медленно ступают…”

«Как кони медленно ступают…» Осип Мандельштам

Как кони медленно ступают,
Как мало в фонарях огня!
Чужие люди, верно, знают,
Куда везут они меня.

А я вверяюсь их заботе.
Мне холодно, я спать хочу;
Подбросило на повороте,
Навстречу звездному лучу.

Горячей головы качанье
И нежный лед руки чужой,
И темных елей очертанья,
Еще невиданные мной.

Анализ стихотворения Мандельштама «Как кони медленно ступают…»

В ноябре 1933 года Мандельштам написал стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны…», направленное против Сталина. Он не только не пытался его скрыть, но и напротив – активно продвигал, читая друзьям и знакомым. Пастернак говорил, что произведение не имеет никакого отношения к литературе и может считаться актом самоубийства. В первую ссылку Осип Эмильевич отправился в 1934 году. Сначала вместе с супругой он проживал в Чердыни, что в Пермском крае, потом переехал в Воронеж. После завершения срока действия наказания Мандельштам недолго пробыл на свободе. В мае 1938 года его вновь арестовали. Скончался поэт примерно через восемь месяцев после заключения под стражу. Причина смерти – тиф, место – пересыльный лагерь Владперпункт.

По замечанию многих исследователей творчества Мандельштама, в лирике его часто содержится предвидение будущего. В нескольких стихотворениях он буквально предсказал и ссылку, и собственную трагическую гибель. К подобным текстам можно отнести и произведение «Как кони медленно ступают…», написанное в 1911 году и вошедшее в дебютный сборник поэта «Камень». Лирический герой вынужден куда-то ехать под охраной чужих людей, сопротивляться он даже не пытается. У него нет выбора – остается только ввериться их заботе. При этом действие происходит ночью, путь персонажа и его сопровождающих пролегает мимо леса или сквозь него: «…И темных елей очертанья…». Чужие люди в тексте возникают не случайно. Скорей всего, Мандельштам отсылает читателей к следующим строкам из пушкинской поэмы «Цыганы»:
…Чужие люди за него
Зверей и рыб ловили в сети…
Доказательством служит то, что произведение Александра Сергеевича поэт цитирует в двух статьях – в «Слове и культуре» и «О природе слова».

Стихотворение «Как кони медленно ступают…» пропитано обреченностью, покорным принятием своей незавидной судьбы. Лирический герой отчужден от окружающих его людей, погружен в себя, аморфен, словно потерян в пространстве. Мандельштам противопоставляет персонажа остальному миру при помощи яркой метафоры «нежный лед руки чужой», работающей на контрасте с ключевым смыслом всего произведения и подчеркнутой посредством словосочетания «горячей головы качанье». При прочтении рассматриваемого текста у чуткого читателя возникает ощущение многозначительности и бесконечности печали, растворенной в природе и человеке.

Произведение было создано в ранний период жизни и творчества поэта, в относительно благополучном для него 1911 году. Однако судя по всему, он и тогда предчувствовал свой трагический конец, был исполнен пессимизма.

Действительно, в своем аресте и смерти в заключении, Мандельштам в значительной степени виноват сам. Стихотворение, с едкой критикой, граничащей с высмеиванием Сталина, он написал в 1933 году, когда любой должен был понимать, кому теперь принадлежит реальная власть. У поэта не могло быть иллюзий по поводу гуманизма большевиков. Вероятно, в начале тридцатых годов он подсознательно (или осознанно) хотел уйти из жизни.

Однако корень его суицидальных настроений был глубже. Еще до революции и мировой войны он пишет стихотворение «Как кони медленно ступают…», проникнутое бессильной покорностью судьбе и ожиданием насилия над ним самим.

Лирический герой, который выражает ощущения автора, бездеятелен. Его куда-то везут некие чужие ему люди. Возможно, что это предчувствие ареста, выраженное другими словами, но вряд ли интуиция Мандельштама была так сильна.

Более вероятно, что речь он ведет о судьбе, а упомянутые в стихотворении люди – это олицетворение судьбы. Показательно, что поэт вверяется им и, несмотря на холод и дискомфорт, не пытается даже мысленно сопротивляться. Покорность его явно рождена усталостью от жизни и равнодушием к себе, вызванным ей. Обстановка вокруг лирического героя также безрадостная, намекающая на небытие. Фонари светят мало, все молчат, а кони идут медленно. Это очень напоминает медленное погружение в вязкий сон или умирание.

Напротив, в той реальности, куда его везут, поэт видит что-то хорошее для себя. Она показана в виде картин, связанных с яркими красками (звездный луч), а также приятными ощущениями.

В стихотворении использованы яркие и сильные метафоры. Смерть изображена ледяной, как и жизнь из которой поэт желает уйти, но это нежное прикосновение. Оно, одновременно, и нежное и чужое, что показывает, что поэт пытается описать то, чего он не понимает до конца. Еще не видимые им очертания елей выражают его веру и надежду на то, что в том, другом мире, который его встретит после кончины, все будет лучше. Здесь нет четких образов этой другой реальности, но это не просто сон без сновидений, хотя автор и пишет о том, что его герой желает заснуть. Отрицательные впечатления, накопившееся недовольство жизнью уже тогда вызывали желание отказаться от жизни, уйти глубже в свою печаль.

Анализ стихотворения Как кони медленно ступают по плану

Возможно вам будет интересно

В ноябре 1933 года Мандельштам написал стихотворение “Мы живем, под собою не чуя страны…”, направленное против Сталина. Он не только не пытался его скрыть, но и напротив – активно продвигал, читая друзьям и знакомым. Пастернак говорил, что произведение не имеет никакого отношения к литературе и может считаться актом самоубийства. В первую ссылку Осип Эмильевич отправился в 1934 году. Сначала вместе с супругой он проживал в Чердыни, что в Пермском крае, потом переехал в Воронеж. После завершения срока действия наказания Мандельштам недолго пробыл на свободе. В мае 1938 года его вновь арестовали. Скончался поэт примерно через восемь месяцев после заключения под стражу. Причина смерти – тиф, место – пересыльный лагерь Владперпункт.

По замечанию многих исследователей творчества Мандельштама, в лирике его часто содержится предвидение будущего. В нескольких стихотворениях он буквально предсказал и ссылку, и собственную трагическую гибель. К подобным текстам можно отнести и произведение “Как кони медленно ступают…”, написанное в 1911 году и вошедшее в дебютный

сборник поэта “Камень”. Лирический герой вынужден куда-то ехать под охраной чужих людей, сопротивляться он даже не пытается. У него нет выбора – остается только ввериться их заботе. При этом действие происходит ночью, путь персонажа и его сопровождающих пролегает мимо леса или сквозь него: “…И темных елей очертанья…”. Чужие люди в тексте возникают не случайно. Скорей всего, Мандельштам отсылает читателей к следующим строкам из пушкинской поэмы “Цыганы”:
…Чужие люди за него
Зверей и рыб ловили в сети…
Доказательством служит то, что произведение Александра Сергеевича поэт цитирует в двух статьях – в “Слове и культуре” и “О природе слова”.

Стихотворение “Как кони медленно ступают…” пропитано обреченностью, покорным принятием своей незавидной судьбы. Лирический герой отчужден от окружающих его людей, погружен в себя, аморфен, словно потерян в пространстве. Мандельштам противопоставляет персонажа остальному миру при помощи яркой метафоры “нежный лед руки чужой”, работающей на контрасте с ключевым смыслом всего произведения и подчеркнутой посредством словосочетания “горячей головы качанье”. При прочтении рассматриваемого текста у чуткого читателя возникает ощущение многозначительности и бесконечности печали, растворенной в природе и человеке.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. С 1908 по 1910 годы Осип Мандельштам учился в Сорбонне, где познакомился со многими русскими и французскими литераторами. Среди них был и Николай Гумилев, дружбу...
  2. Отношения Мандельштама к Великой Октябрьской революции было двойственным. С одной стороны – он испытывал радость, предвкушая кардинальные перемены в жизни страны. С другой – понимал,...
  3. В 1913 году на собственные средства Мандельштам напечатал дебютный сборник под названием “Камень”. Впоследствии книга несколько раз переиздавалась, причем содержание ее менялось. В 1916-м свет...