Особенности на филевской линии. Филевская линия московского метрополитена. Филевская линия метрополитена

Филёвская линия Москвы, ранее носила название Арбатско-Филёвская,(на карте изображена голубым цветом) - четвёртая линия Московского метрополитена. Длина 14,9 км, 13 станций. Конечные пункты остановки Александровский Сад, Крылатское и Деловой Центр.

История Филёвской ветки Москвы необычна. Участок "Александровский Сад - Смоленская" входил в первую очередь строительства, как вилочное ответвление. Поезда ходили от Сокольников до станции Охотный ряд и через один до Парка Культуры и Смоленской. В 1937 году этот радиус продлен до Киевской. После открытия в 1938 году, участок "Площадь Революции - Курская" глубокого заложения, "Александровский Сад - Киевская", был включен в новую Арбатско-Покровскую линию. В настоящее время Филёвская ветка Москвы стоит особняком, собрав наибольшее количество нестандартных решений: самые протяженные в метрополитене открытые участки; линия включает самый старый и самый новый участки; самые короткие перегоны; самые короткие станции (за исключением Бутовской ветки легкого метро); самые крутые кривые; единственная линия со станциями, расположенными в кривой; единственная - с вилочным ответвлением; ни на одной конечной нет полноценных оборотных тупиков.

На Арбатской появится второй выход, который будет интегрирован в новый офисно-торговый комплекс. Сегодня на Арбат, одна из самых известных и первых московских пешеходных улиц, нет удобного выхода из метро. Строительство второго выхода на Арбатскую позволит выходить из метро непосредственно на пешеходную зону, расстояние пешего пути к объектам на Новом Арбате так же значительно сократится. Новый выход, несомненно, привлечет дополнительный пассажиропоток на сравнительно пустынную сегодня Арбатскую. Это первый объект в Московском метрополитене, который частично сооружается на средства инвестора, возводящего торговый комплекс, в который и будет встроен новый выход.

От открытой 30 августа 2006 года станцией Международной, планируется продлить линию до Западного Речного Порта. Ранее также предполагалось строительство нового кольца, первым участком которого станет продление Филёвского пути по маршруту Международная - Беговая - Динамо - Савёловская. Однако, планы поменялись и эта "территория" станет отдельной линией, начинающейся от станции Выставочная.

Московский метрополитен может похвастаться не только самыми красивыми станциями в мире, многие из которых являются настоящими памятниками архитектуры. Здесь, помимо подземных, имеются и наземные остановки.

На каких-то линиях подобные станции встречаются в единственном экземпляре, на каких-то и вовсе отсутствуют. Однако есть две ветки метрополитена, которые преимущественно расположены именно на поверхности, а не под землей. Это Бутовская, а также Филевская линия метро.

Появление последней началось еще в 1935 году, когда Московский метрополитен только начал свою работу. Множество изменений и даже весьма агрессивных воздействий с тех пор претерпела в метро Филевская линия. Ремонт станций и путей здесь ранее не проводился, однако 2016 год исправил эту ситуацию.

История Филевской линии

В еще довоенном 1935 году в Московском метрополитене появился участок между станциями «Улица Коминтерна» и «Смоленская», который отличался мелким заложением. По прошествии двух лет он был продлен до остановки под названием «Киевская». Созданный участок был частью Кировско-Фрунзенской линии (ныне Сокольническая), на которой действовало движение вилочного типа от станции «Охотный ряд». Уже в 1938 году участок поменял свою принадлежность: он оказался в составе новой Арбатско-Покровской линии.

Во время Великой Отечественной войны в тоннель между станциями «Смоленская» и «Арбатская» попала бомба, вызвавшая очень серьезные повреждения. Именно поэтому после окончания войны было принято решение построить новый участок метрополитена, который проходил бы параллельно уже существующему, но отличался бы глубоким заложением. Из-за этого в 1953 году дорога между станциями «Киевская» и «Калининская» оказалась закрытой. Все станции этого перегона начали использовать как склады, а тоннели превратились в депо, где хранились резервные вагоны.

Но недолго этой линии пришлось бездействовать. Во время правления Хрущева в целях экономии средств Арбатско-Покровскую ветку продлевать не стали и решили создать совершенно новый участок, который шел бы на запад, причем не под землей, а по ее поверхности. Заброшенные перегоны между «Киевской» и «Калининской» были снова открыты, также в эксплуатацию был введен новый участок между станциями «Киевская» и «Кутузовская». Произошло это в 1958 году, на праздник 7 Ноября. Именно эта дата и считается моментом, когда была открыта Филевская линия метро. Сама же станция «Фили», в честь которой эта ветка и получила свое названия, была открыта лишь спустя год.

Позже линия была продлена до станций «Пионерская» (в 1961 году), «Молодежная» (в 1965 году) и «Крылатское» (в 1989 году). Работа Филевской линии метро должна была продолжиться и в новых районах с названиями Митино и Строгино. Однако экономические проблемы страны помешали такому продлению ветки, поэтому метрополитен появился там только в 2009 и 2008 годах соответственно.

К этому времени на запад была продлена Арбатско-Покровская линия, которая включила в себя эти две новые станции, а также уже существующий участок Филевской ветки от «Кунцевской» до «Крылатского». Так Филевская линия метро сократилась до конечной остановки «Кунцевская».

Современная Филевская линия

Филевская ветка, которая обозначается голубым цветом и номером 4 на схеме метрополитена, берет свое начало от станции «Александровский сад», расположенной в центре города, и уходит в западную часть Москвы в районы Фили и Кунцево. Ее протяженность составляет 14,9 километров, и включает она в себя всего 13 станций.

Сегодня Филевская линия метро является практически целиком наземной. Ряд интересных особенностей выделяет ее среди прочих веток Московского метрополитена. На ней оказались сосредоточены самые короткие перегоны между станциями, наиболее длинные открытые участки, одни из самых коротких станций. Линия славится своими крутыми кривыми, и за счет этого она является единственной веткой, где станции располагаются по кривой.

Единственная линия метро с разветвлением

Главной же особенностью Филевской линии является то, что она не представляет собой единый участок. У нее есть вилочное ответвление, из-за которого она состоит из двух разных частей. На сегодняшний день такое решение больше не встречается в метро Москвы.

Филевская линия благодаря второму небольшому участку стала прекрасным связующим звеном между новым важным районом и обширной транспортной сетью всего города. Ведь это ответвление заканчивается в Московском международном деловом центре «Москва-Сити», который должен быть доступен любому городскому общественному и личному транспорту.

Список станций

Если сравнивать Филевскую линию с другими ветками метрополитена Москвы, то она является одной из самых коротких. Конечно, Каховская, Бутовская и Калининская линии еще меньше, но и 13 станций, входящих в состав Филевской ветки, не могут конкурировать своим числом с другими очень протяженными линиями.

Станции Филевской линии метро начинаются с подземной остановки под названием «Александровский сад». С нее можно перейти на станции «Арбатская», «Библиотека имени Ленина» и «Боровицкая». Располагается данный пересадочный узел в самом сердце столицы вблизи Манежной и Красной площади. Поэтому здесь ежедневно бывают не только тысячи москвичей, но и огромное количество туристов.

Далее, идет подземная «Арбатская», которая не пользуется особой популярностью у пассажиров. Ведь на Арбатско-Покровской ветке есть остановка с таким же названием. Выход этой станции Филевской линии располагается рядом с началом улиц Арбат и Новый Арбат, а сам вестибюль выполнен в форме пятиконечной звезды.

Подземная станция метро «Смоленская» также имеет одноименного клона на синей ветке метро, причем располагаются они недалеко друг от друга, около пересечения Садового кольца и улицы Арбат.

Остановка под названием «Киевская», которая является подземной, расположена рядом с одноименным вокзалом. С нее можно перейти на станции с таким же названием Кольцевой и Арбатско-Покровской линий. Именно на этой станции организовано разветвление Филевской ветки.

Метро «Студенческая» находится на Киевской улице, прямо возле ее пересечения с Можайским переулком. Она является наземной. Это одна из немногих станций Московского метрополитена, возле которой нет развитой системы наземного городского транспорта.

С наземной станции «Кутузовская» пассажиры сразу попадают на одноименный проспект ведь располагается она прямо под ним. Именно в честь Кутузовского проспекта она и получила свое название.

Наземная станция «Фили» находится возле Новозаводской улицы и Багратионовского проезда. Здесь можно совершить пересадку на железнодорожную станцию с таким же названием Белорусского направления.

Под улицей Барклая находится наземная остановка «Багратионовская». Рядом располагается электродепо «Фили», а также известные в Москве торговые центры «Горбушкин двор» и «Горбушка».

Станция «Филевский парк» обязана своим названием находящемуся неподалеку большому парку. Располагается она на Минской улице и является наземной.

Находящаяся на улице Мазиловская наземная остановка «Пионерская» изначально должна была называться «Мазилово» в честь расположенной в этом месте деревни, которая присоединилась к Москве в 1960 году.

Конечная станция «Кунцевская» также является наземной, как и большинство станций Филевской ветки. Располагается она на пересечении Рублевского шоссе, Молдавской и Малой Филевской улиц.

Станции второго направления

Небольшой участок Филевской линии, который доставляет пассажиров к «Москве-Сити», включает в себя всего две подземные станции:

  • «Выставочная» располагается возле Центрального Выставочного комплекса «Экспоцентр». Она имеет переход на остановку «Деловой центр» Солнцевской линии. Также здесь планируется создание перехода на Третий пересадочный контур, когда он будет построен.
  • «Международная» является одной из конечных станций Филевской линии. Находится она также около «Москвы-Сити», рядом с Третьим транспортным кольцом.

Старые названия некоторых станций

Не все станции Филевской линии метро свои сегодняшние названия получили в момент открытия.

Так, остановка «Александровский сад» в разные годы носила абсолютно разные имена:

  • со дня открытия в 1935 году и до 1946 года она называлась «Улица Коминтерна»;
  • далее, до ноября 1990 года, все знали ее как станцию «Калининскую»;
  • в течение нескольких дней в конце 1990 года она официально называлась «Воздвиженка».

Станция «Выставочная» свое сегодняшнее название получила только в июне 2008 года. Открывали же ее в сентябре 2005 года как «Деловой центр».

Переходы на МЦК

Не только с несколькими другими ветками метрополитена связана Филевская линия. Две ее станции имеют переходы на Московское центральное кольцо.

С «Кутузовской» оказаться на одноименной остановке МЦК можно с помощью перехода через южный вестибюль станции. Вестибюль станции «Международная» совмещен с остановкой МЦК под названием «Деловой центр».

Ремонты на Филевской линии

В последние годы все чаще стали появляться разговоры о ремонте такого довольно старого пути, как Филевская линия метро. Реконструкция здесь нужна как вестибюлям станций, так и всей их инфраструктуре. Ведь некоторые остановки здесь построены уже более 70 лет назад, а станции, находящиеся на поверхности, постоянно подвергаются различным погодным явлениям, которые не несут ничего хорошего их состоянию.

И вот, наконец, в конце 2016 года, а именно с 29 октября, здесь начался капитальный ремонт. Конечно, он будет проходить в несколько этапов, ведь закрыть всю ветку целиком не представляется возможным.

И теперь всех пассажиров, которые регулярно пользуются метрополитеном, интересует вопрос: какие станции метро закрыты на Филевской линии? К счастью, полностью не закрыли ни одну остановку.

Однако на станциях «Студенческая» и «Фили», которые и стали первыми в череде ремонтов на этой ветке, пассажиры не смогут пользоваться платформами, у которых останавливаются поезда, следующие в сторону центра. Терпеть же подобные неудобства жителям и гостям столицы недолго: 1 марта 2017 работы должны быть закончены.

Филёвская линия - четвёртая линия Московского метрополитена по номеру на схемах - радиальная линия, соединяющая центр Москвы с западными районами и Московским международным деловым центром. В основном наземная линия включает в себя участки мелкого заложения, короткий участок глубокого заложения и метромост через Москва-реку. Линия работает по двум маршрутам с вилочным разветвлением, обозначается на картах голубым цветом. На настоящий момент это единственная линия в Московском метро, имеющая постоянное маршрутное движение.

Участок Филёвской линии от ст. «Александровский сад» до ст. «Смоленская» - Арбатский или Староарбатский радиус - является одним из трёх старейших радиусов I очереди строительства.

Проект I очереди строительства метрополитена был завершён в мае 1932 г. В неё помимо Мясницко-Усачёвского диаметра вошёл и Арбатский радиус. Первоначально предполагалась проходка радиуса парижским способом непосредственно под ул. Арбат без вскрытия поверхности, для чего в августе-ноябре 1933 г. были заложены шахты. Однако, проходка закрытым способом под улицей затрагивала бы многочисленные коммуникации и не давала возможности сдать радиус в эксплуатацию одновременно с двумя другими. В результате, в конце ноября 1933 г. было принято решение о перетрассировки участка со смещением трассы от линии улицы во дворы и сменой способа проходки на траншейный. 3 января 1934 г. уже начались земляные работы на новой трассе.

Александровский сад
Арбатская
Смоленская
Киевская
Студенческая
Кутузовская
Фили
Багратионовская
Филёвский парк
Пионерская
Кунцевская

Проектом трассировки радиуса конца 1934 г. на нём предполагалось строительство четырёх станций: «Библиотека Ленина», «Арбатская площадь», «Вахтангова улица» и «Смоленская площадь» (ранее - «Смоленский рынок»). При этом в рамках I очереди предполагалось строительство двух станций с островными платформами: «Арбатская площадь» и «Смоленская площадь», две другие станции: «Библиотека Ленина» и «Вахтангова улица» (между ул. Вахтангова, сейчас - Большим Николопесковским, и Малым Николопесковским переулками) предполагались на перспективу и должны были иметь береговые платформы. В последний момент ст. «Библиотека Ленина» была включена в пусковой участок под названием «Улица Коминтерна» (проект станции был утверждён только в мае 1934 г.), а ст. «Вахтангова улица» осталась в числе нереализованных заделов.

15 мая 1935 г. в 6:45 станции радиуса были открыты для входа вместе со всеми станциями I очереди. С 7:00 началось графиковое движение. Поезда следовали поочерёдно по двум маршрутам: «Сокольники» - «Охотный ряд» - «Парк Культуры имени Горького» и «Сокольники» - «Охотный ряд» - «Смоленская». В течение всего дня действовало неизменное тактовое расписание с 12-парным графиком: 5-минутным интервалом на общем участке и 10-минутном на ответвлениях. На линии одновременно работали 9 четырёхвагонных составов, состоявших из двух двухвагонных секций (моторный и прицепной вагоны типа А). Оборот по ст. «Смоленская» выполнялся по съезду перед станцией.

20 марта 1937 г. Арбатский радиус был продлён от ст. «Смоленская» до новой - 14-ой станции метро - «Киевская», первой станции II очереди строительства. В эксплуатации появился первый открытый участок: Смоленский метромост с подходом. Оборот на ст. «Киевская» выполнялся в оборотных тупиках.

24 октября 1937 г. начались работы по присоединению к действующему участку пускового Покровского радиуса. 28 октября основной объём работ по укладке двух стрелочных переводов и единственного в метро глухого пересечения был закончен. Построенный ещё к пуску I очереди задел в тоннеле мелкого заложения под Манежной площадью был соединён с тоннелями глубокого заложения, выводящими на ст. «Площадь Революции». Вечером 3 ноября с Арбатского на Покровский радиус был торжественно пропущен пробный поезд, сделавший рейс до ст. «Курский вокзал» и обратно.

13 марта 1938 г. с утреннего открытия метро изменилась схема движения: поезда от ст. «Сокольники» следовали только до ст. «Парк Культуры имени Горького». Поезда от ст. «Киевская» после ст. «Улица Коминтерна» следовали на новый радиус, открылись две станции: «Площадь Революции» и «Курская». Таким образом, в метро появились две самостоятельные линии: Кировско-Фрунзенская и Арбатско-Покровская .

Во время вражеских авианалётов на Москву в 1941 г. именно Арбатский радиус получил наибольшие повреждения среди объектов метрополитена. Так в результате ночной бомбардировки 23 июля прямым попаданием авиабомбы было пробито перекрытие тоннеля на перегоне «Арбатская» - «Смоленская». Взрывной волной, осколками и обломками перекрытия было убито 14 человек и до двух десятков ранено. Также прямым попаданием другой авиабомбы была повреждена эстакадная часть Смоленского метромоста. Восстановительные работы продолжались двое суток. Ранее, днём 23 июля, фугасная бомба была сброшена на площадь перед входом на ст. «Арбатская». В вестибюле станции началась паника, в результате чего на лестнице насмерть было задавлено 46 человек.

24 декабря 1946 г. в метро произошло первое переименование: ст. «Улица Коминтерна» сменила название на «Калининскую».

В 1951–1953 гг. велось строительство нового Арбатского радиуса глубокого заложения взамен действовавшего. 5 апреля 1953 г. были открыты 3 станции: «Арбатская», «Смоленская» и «Киевская». Поезда от «Площади Революции» пошли по новым тоннелям к ст. «Арбатская», а станции Староарбатского радиуса были закрыты. В дальнейшем пути радиуса использовались для хранения вагонов типа В, а станции - в качестве складских помещений.

В 1955 г. Метрогипротранс разработал проектное задание на сооружение новой линии: было принято решение восстановить эксплуатацию Староарбатского радиуса с продлением его в виде наземной линии и созданием отдельного радиуса от ст. «Калининская» до ст. «Фили». Было запланировано строительство трёх наземных станций: «Резервный проезд», «Кутузовская» и «Фили». Согласно разработке Метрогипротранса в дальнейшем линию предполагалось продлить до города Кунцево. Рассматривается также строительство станции на Смоленском метромосту. В феврале 1956 г. Моссовет утвердил проект линии. В мае 1956 г. начинается модернизация вагонов типа В-2 для работы на открытых участках. Переоборудование производилось на ЗРЭПСе, а испытание вагонов - на закрытом радиусе. После переоборудования вагоны зачислялись в парк ТЧ-3 «Измайлово».

3 ноября 1958 г. по пусковому участку прошёл пробный поезд, и 7 ноября 1958 г. новая Арбатско-Филёвская линия была введена в строй. Были пущены первые в СССР две наземные станции открытого типа: «Студенческая» (проектное название до сентября 1958 г. - «Резервный проезд») и «Кутузовская». Движение поездов было организовано от ст. «Калининская» до ст. «Кутузовская». Использовались четырёхвагонные составы из вагонов типа В-2 ТЧ-3 «Измайлово», всего было сформировано 9 составов. Помимо двух новых станций заработал и новый вестибюль ст. «Смоленская» в доме архитектора Жолтовского.

Ровно через год, 7 ноября 1959 г., линия была продлена от ст. «Кутузовская» до следующей ст. «Фили» (пробный поезд прошёл по участку 2 ноября). Сразу после ноябрьских праздников 1959 г. СМУ-5 Метростроя начало строительство продления наземной линии дальше в сторону Кунцева. Проектные названия станций на участке: «Орджоникидзе», «Пятое кольцо» и «Мазилово».

Март 1961 г.: строительство ст. «Мазилово».
Фото: А. Заенцов.

1 мая 1961 г. на линию вышел первый состав из вагонов типа Д ТЧ-3 «Измайлово». 13 октября 1961 г. были открыты три однотипные наземные станции: «Багратионовская», «Филёвский парк культуры и отдыха» и «Пионерская». Новые названия станциям взамен проектных были присвоены решением исполкома Моссовета 6 июня 1961 г. Через три года название станции «Филёвский парк культуры и отдыха» (на табличках станция обозначалась как «Филёвский парк К. и О.») будет сокращено до привычного «Филёвский парк».

С 1 января 1962 г. на линии появляется собственное электродепо - ТЧ «Фили», однако первоначально его существование было исключительно юридическим: поезда продолжали обслуживаться и отстаиваться в ТЧ «Измайлово». Лишь в 1963 г. депо было введено в строй.

В 1964–65 гг. велось продление радиуса от ст. «Пионерская» до подземной станции «Кунцево», сначала без промежуточных станций, но в конце 1964 г. в проект была добавлена промежуточная наземная ст. «Рублёвское шоссе». Современные названия - «Молодёжная» и «Кунцевская» - станции получили незадолго до ввода в строй. 1 июля 1965 г. от ст. «Пионерская» до ст. «Молодёжная» прошёл пробный поезд, а 5 июля участок «Пионерская» - «Молодёжная» вступил в строй. Промежуточная ст. «Кунцевская» открылась для пассажиров 31 августа 1965 г.

В 1970 г. название линии было сокращено до Филёвской. Более 20 лет схема движения оставалась неизменной, и только 31 декабря 1989 г. линия была продлена от ст. «Молодёжная» до следующей ст. «Крылатское». Оборот на ст. «Крылатское» выполнялся по перекрёстному съезду перед станцией, поезда поочерёдно прибывали и отправлялись с обеих платформ. Таким образом, ни с одного конца линии на ней не было оборотных тупиков.

В ноябре 1990 г. в рамках масштабного единовременного переименования ст. «Калининская» была переименована в «Александровский сад» (при этом вариант «Воздвиженка» был отклонён в последний момент).

В 1992 г. на линии была прекращена работа вагонов типа Д, с этого времени эксплуатировались только вагоны типа Е и Еж. Продолжали работать шестивагонные составы, на которые линия была переведена в 1974 г.

В июле 1998 г. началось строительство центрального ядра Московского международного делового центра «Москва-Сити». При проектировании ядра сразу закладывалась возможность возведения четырёх станций метро на нижнем уровне комплекса. Однако подводка линий, в частности Солнцевско-Мытищинской хорды и Калининско-Строгинской линии, при практически полном отсутствии финансирования заняла бы многие годы, и для скорейшей связи ММДЦ было принято решение о строительстве так называемой линии мини-метро. Вариант со строительством отдельной линии требовал новой четвёртой станции и без того перегруженного Киевского узла, и для уменьшения издержек был утверждён проект ответвления линии мини-метро от перегона «Студенческая» - «Киевская» Филёвской линии.

Строительство силами двух подрядчиков, возводивших собственно ММДЦ - ЗАО «Объединение „Ингеоком“» и ОАО «Мосинжстрой» - началось в 2001 г. Над тоннелями перегона «Студенческая» - «Киевская» был возведён бетонный «саркофаг» камеры съездов, а тоннели перегона между ядром ММДЦ и камерой съездов были пройдены глубоким заложением механизированным способом.

В августе 2005 г. на линии началась опытная эксплуатация четырёхвагонного состава «Русич». 10 сентября 2005 г. была открыта ст. «Деловой центр», поезда от ст. «Александровский сад» пошли по двум маршрутам: «Александровский сад» - «Киевская» - «Крылатское» и «Александровский сад» - «Киевская» - «Деловой центр». В третий раз в Московском метро было организовано маршрутное движение. Всего на линии в час-пик частота движения составила 32 пары в час. При этом, 28 пар следовало по основному маршруту, и лишь 4 пары - до «Делового центра», то есть интервал на ответвлении составлял 15 минут. Оборот осуществлялся по перекрёстному съезду за станцией в пределах ядра ММДЦ, при этом поезда выходили на платформу не открытой ещё ст. «Международная». На линии имелся зонный оборот в час-пик по ст. «Молодёжная». На ст. «Александровский сад» поезда до «Делового центра» отправлялись с I пути, а до «Крылатского» («Молодёжной») как с I, так и со II пути.

30 августа 2006 г. участок ответвления был продлён до ст. «Международная» (проектное название - «Москва-Сити»). Проектируемая как станция мини-метро ст. «Международная» имела уменьшенный габарит: станционные тоннели диаметром 7,5 м, при этом для возможности эксплуатации в составе Филёвской линии платформы при строительстве были удлиннены, и часть станции оказалась в кривой - «Международная» стала единственной станцией глубокого заложения в кривой. Расстояние между двумя станциями составило всего 506 м. Оборот продожал осуществляться по тому же перекрёстному съезду, таким образом, все три конечных линии имели оборот по съёзду перед станциями.

Одновременно со строительством мини-метро на параллельной Арбатско-Покровской линии возобновлялось строительство продления от ст. «Парк Победы» до «Строгина». При этом было запланировано включение участка «Кунцевская» - «Крылатское» в состав АПЛ, при котором Филёвская линия обрезалась по ст. «Пионерская». Это решение сильно ухудшало связность сети. В результате общественных протестов 8 июня 2004 г. правительство Москвы было вынуждено согласиться оставить перегон «Пионерская» - «Кунцевская», и 15 ноября 2004 г. был утверждён новый вариант трассировки с созданием пересадочного узла между Филёвской и Арбатско-Покровской линиями вкупе со строительством второй платформы ст. «Кунцевская».

В 2005 г. рассматривался вариант продления Филёвской линии от ст. «Международная» дальше: к проектируемому Олимпийскому центру на Шелепихинской набережной, ст. «Полежаевская», Ходынскому полю до ст. «Динамо» и «Савёловская». Однако обеспечить необходимую парность на такой линии было невозможно, и от этой идеи отказались, а продление линии стало в будущем отдельным участком Третьего пересадочного контура . Также на перегоне от камеры съездов до «Делового центра» была запроектирована ст. «Дорогомиловская», строительство которой сначала было отложено на перспективу, а потом исчезло из планов.

2 января 2008 г. для переустройства путей и системы СЦБ были закрыты станции «Кунцевская», «Молодёжная» и «Крылатское», движение на главном ходу Филёвской линии осуществлялось до ст. «Пионерская». С этого момента ст. «Молодёжная» и «Крылатское» становятся частью Арбатско-Покровской линии. 7 января 2008 г. весь участок АПЛ от «Парка Победы» до «Строгина» был открыт. На ст. «Кунцевская» была открыта новая платформа с выходом в новый наземный вестибюль, принимающая поезда в сторону «Парка Победы». Старая платформа начала принимать поезда со ст. «Пионерская» на один путь (с оборотом по станции) и поезда со ст. «Парк Победы» на второй путь. Отныне движение на Филёвской линии осуществлялось на участках «Александровский сад» - «Киевская» - «Кунцевская» и «Александровский сад» - «Киевская» - «Международная».

3 июня 2008 г. ст. «Деловой центр» получила новое название - «Выставочная». С открытием 31 января 2014 г. первого челночного участка Солнцевского радиуса ст. «Выставочная» стала пересадочной на ст. «Деловой центр» Калининско-Солнцевской линии.

Последнее обновление в мае 2016 г.

Филёвская линия - четвёртая линия Московского метрополитена. Проходит в западной части города через исторический район Фили, что объясняет её название. Одна из двух линий московского метро (вторая — Бутовская линия), большая часть которой находится на поверхности. Станции на линии короткие, рассчитанные на прием составов максимум из шести стандартных вагонов. На трассе линии много кривых и уклонов. На схемах линия обозначается голубым цветом.

1. Официальный номер линии — четыре, однако по дате открытия она является шестой (официальной датой открытия линии считается 7 ноября 1958 года, в то время как Рижский радиус Калужско-Рижской линии был открыт на несколько месяцев раньше), а с 1958 по 1990-й годы обозначалась как "3-А" и считалась одним из контуров Арбатско-Покровской линии. При этом первый участок Филёвской линии был открыт вообще в составе первой очереди как участок Кировско-Фрунзенской (Сокольнической) линии.


С сайта metro.ru

Количество станций на линии - 13:
- - - - - - - - - - - -

2. Линия ведёт своё начало от участка мелкого заложения первой очереди "Улица Коминтерна" — "Смоленская", построенного в 1935 году и спустя два года продлённого до станции "Киевская". Между "Смоленской" и "Киевской" находится открытый участок и построенный в 1937 году Смоленский метромост.

3. 5 апреля 1953 года движение поездов Арбатско-Покровской линии было переведено на новую линию глубокого заложения, регулярное движение по мосту прекращено. Оно было возобновлено 7 ноября 1958 года с открытием новой Филёвской линии, использовавшей метромост и станции 1935 и 1937 гг. постройки. В 1978 году мост был накрыт шумопоглощающим коробом, открытыми остались только участки над набережными и над рекой.

4. После попадания бомбы в тоннель "Арбатская" - "Смоленская" во время одной из бомбардировок 1941 года было принято решение о необходимости строительства параллельного участка глубокого заложения. В 1953 году участок "Калининская" — "Киевская" был закрыт, на станциях были организованы склады, а в тоннелях — депо для хранения резервного подвижного состава. Именно там стояли до 1958 выходившие из строя "берлинские вагоны", которые разбирали на запчасти.

5. Однако спустя несколько лет, после прихода к власти Н. С. Хрущева был взят курс на максимальное удешевление строительства, и Арбатско-Покровская линия продлена не была, вместо этого на запад по поверхности земли решили строить новый Филёвский радиус.


На станции "Арбатская" имеется, действующий с советских времен, буфет для машинистов подвижного состава и пассажиров.

6. Участок "Калининская" — "Киевская" был расконсервирован и открыт повторно (уже в составе новой Арбатско-Филевской линии) 7 ноября 1958 года вместе с новым наземным участком "Киевская» — "Кутузовская".


Перегон "Киевская" - "Студенческая".

7. Изначально планировали открыть участок от "Киевской" сразу до "Филей", но так как тоннели на перегоне "Кутузовская" — "Фили" не успели сдать в срок, было принято решение пустить поезда до "Кутузовской".


Станция "Студенческая"


Перегон Фили - Багратионовская. С сайта oldmos.ru


Деревянные шпалы в районе станции "Багратионовская"

10. В дальнейшем линия была продлена до "Пионерской" (1961), потом до "Молодёжной" (1965) и только в 1989 году — до "Крылатского".


Поезда на перегоне "Кунцевская" - "Молодёжная".

11. В 1985 году в связи с реконструкцией Смоленского метромоста на несколько месяцев вновь был закрыт участок "Калининская" — "Киевская", поезда в это время ходили от "Молодёжной" до "Киевской".


К запуску поезда Москва - Париж - Москва в 2006 году один из выходов ст. "Киевская" был стилизован под выход Парижского метро.

12. Станция "Крылатское" была построена как временная конечная (в дальнейшем планировалось продолжить ветку в новые спальные районы — Строгино и Митино). Этим объясняется наличие на ней перекрёстного съезда вместо полноценных тупиков. Но экономический спад в стране отложил эти планы на 20 лет. Станции "Строгино" и "Митино" были открыты лишь в конце 2000-х годов. К этому моменту было принято решение развивать Арбатско-Покровскую линию от Парка Победы дальше на запад как полноценный диаметр. Она была доведена до Кунцевской, поглотила в себя участок Филевской линии Кунцевская-Крылатское, и новые станции открылись уже в её составе. Филёвская же линия была «урезана» до "Кунцевской" и почти целиком стала наземной.


Переходный мост с "Кунцевская" ФЛ на "Кунцевская" АПЛ.

13. В 2005 году от станции "Киевская" было проложено ответвление в строящийся Московский международный деловой центр, организовано вилочное движение на станцию "Деловой центр" (ныне - "Выставочная"). Первоначально выход из станции "Деловой центр" был организован на мост "Багратион", потом был перенесен на нижний этаж торгового центра "Аффимол". Выход на мост "Багратион" закрыт на длительную реконструкцию с 1 октября 2007 года. Когда будет открытие выхода после реконструкции — неизвестно.

В 2006 году была открыта следующая за "Деловым центром" станция - "Международная".

14. После открытия участка Арбатско-Покровской линии от станции "Парк Победы" до станции "Строгино" в 2008 году, участок Филёвской линии от "Кунцевской" до "Крылатского" отошёл к Арбатско-Покровской линии. Станция "Кунцевская" реконструирована, и для Филёвской линии теперь предназначен только 1 путь.


"Русич" на Филевской линии со стороны "Пионерской". Два пути справа - Арбатско-Покровская линия


Строительство перегона "Парк Победы" - "Кунцевская"

16. Ранее, в 2007 году, для обустройства "Кунцевской" в целях будущих изменений, участок "Крылатское" - "Пионерская" неоднократно закрывался в выходные дни или в позднее время с назначением автобуса «М» между этими станциями с остановками на всех промежуточных станциях.

Закрытие 2 января 2008 — 7 января 2008 стало последним и решающим, после этого поезда ходили по уже новому направлению в сторону станции «Парк Победы».

Станции Московского метрополитена отснятые мной в разное время в рамках проекта "". Кто еще не видел, заходите.

Всё самое оперативное можно смотреть у меня в

Москва. 30 июня. сайт - В рамках второго этапа реконструкции станций и сопутствующей инфраструктуры наземного участка Филевской линии Московского метрополитена с 1 июля для пассажиров закроют платформы четырех станций, сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе подземки.

"Для пассажиров станут недоступны платформы станций "Студенческая", "Фили" и "Багратионовская" при следовании в центр, а также платформа станции "Филевский парк" при следовании из центра. По-прежнему будет закрыта платформа "Пионерской" по направлению из центра. Также работы будут продолжены в восточных вестибюлях станций "Фили", "Кунцевская" и "Филевский парк", реконструкция затронет и западный вестибюль станции "Пионерская", - рассказал собеседник агентства.

Для проезда в центр города пассажиры станций "Багратионовская" и "Фили" смогут проследовать до станции "Кунцевская" и пересесть на поезд в сторону станции "Киевская", либо воспользоваться Арбатско-Покровской линией. Пассажирам "Студенческой" в этом случае достаточно будет доехать до "Кутузовской". Для выхода в город со станций "Филевский парк" и "Пионерская" при следовании из центра нужно будет доехать до "Кунцевской" и вернуться обратно. При следовании в центр для выхода со станций "Багратионовская" и "Фили" необходимо доехать до "Кутузовской", а для выхода со "Студенческой" - до "Киевской", затем проехать в обратном направлении. Все ремонтные работы на закрываемых платформах планируется завершить до ноября.

Для входа и выхода в город на станциях "Фили", "Кунцевская" и "Филёвский парк" на момент закрытия их восточных вестибюлей пассажиры смогут воспользоваться противоположными западными. Таким же образом поступают пассажиры станции "Пионерская", где западный вестибюль уже закрыт на реконструкцию.

Во время первого этапа реконструкции наземного участка Филевской линии заменены платформы станций "Студенческая" и "Фили" по направлению из центра, которые в пятницу вновь открылись для пассажиров. На этих же станциях при реконструкции в среднем на 100 кв. м увеличены площади вестибюлей, благодаря чему станции теперь смогут принять большее число пассажиров.

Филевская линия - одна из старейших в Московском метрополитене, она функционирует с 1958 года. Реконструкция ее наземного участка от станции "Студенческая" до станции "Кунцевская" - это плановая мера, обусловленная естественным износом инфраструктуры линии. Почти за 60 лет эксплуатации все конструктивные элементы и инженерные системы станций износились более чем на 70%.

Капитальный ремонт линии проводится в несколько этапов, что позволяет избежать ее полного закрытия. Увеличение времени пассажиров в пути из-за "оборотов" - необходимости доезжать до другой станции и возвращаться обратно - не превышает 10 минут. Ожидается, что реконструкция "голубой" ветки полностью завершится в середине 2018 года.