Обществознание вопросы для итогового повторения. Что значит жить по правилам? Термины и даты

Учебник для 7 класса

Обществознание

Вопросы для итогового повторения

К главе I

  1. Что значит жить по правилам?
  2. Какие правила существуют в обществе?
  3. Что такое права человека? Где проходит граница прав человека?
  4. Какие группы прав существуют?
  5. Как права человека связаны с обязанностями?
  6. Почему важно соблюдать законы?
  7. В чём состоит воинский долг? Как можно подготовиться к его исполнению?
  8. Что такое дисциплина?
  9. Какое поведение называют правомерным, а какое - противоправным?
  10. Как закон охраняет справедливость?
  11. Какие задачи стоят перед правоохранительными органами?

К главе II

  1. Каким образом экономика способна удовлетворять потребности людей?
  2. Кто является основными участниками экономических отношений?
  3. Какие формы организации хозяйственной деятельности существуют в современном обществе?
  4. Что значит быть мастером своего дела?
  5. От чего зависит оплата труда?
  6. Почему производство считается основой экономики?
  7. Как организовать эффективное производство?
  8. Зачем и как люди занимаются бизнесом?
  9. Какую роль в жизни общества играют обмен и торговля?
  10. Какие функции в экономике выполняют деньги?
  11. Что значит рационально вести домашнее хозяйство?

К главе III

  1. Какие ресурсы человек получает от природы? Каковы исчер-паемые и неисчерпаемые ресурсы?
  2. Каковы основные причины загрязнения природы?
  3. В чём заключается опасность загрязнения воды и воздуха?
  4. Что значит относиться к природе по-хозяйски?
  5. В чём состоят правила и главный смысл экологической морали?
  6. Почему природа нуждается в защите?
  7. Почему закон стоит на страже природы?
  8. Какие объекты природы находятся под защитой закона?
  9. Какие наказания закон устанавливает за причинение вреда природе?
  10. Что может сделать гражданин для охраны природы?

Вопросы для итогового повторения

К главе I

1. Что значит жить по правилам?

Жить по правилам - это очень просто. Это значит не нарушать правила, правила, формируемые общественным мнением в данный период времени. Сложнее жить по принципам, это жить по внутренним правилам, которые согласны нашему взгляду на мир и не противоречат нашей совести, но могут противоречить общественному мнению. Ещё сложнее жить по совести. Лучше жить по уму.

2. Какие правила существуют в обществе?

Правила, регулирующие жизнь людей в обществе, называются социальными нормами.

Социальные нормы имеют ряд разновидностей, основные из которых перечислены ниже:

Обычаи и традиции - правила поведения, ставшие обязательными в силу привычки и повторяющиеся из поколения в поколение;

Моральные нормы - оценка поступков по шкалам морально-аморально, добро-зло, хорошо-плохо. Санкциями за неисполнение моральных норм являются общественное осуждение и муки совести;

Нормы этикета - совокупность формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях, в том числе нормы общения, деловой протокол и т.д.;

Правовые нормы - требования, закрепленные в государственных законах. Соблюдение правовых норм обеспечивается государственным принуждением;

Эстетические нормы - оценивание по шкале красиво-безобразно; применяется по отношению к искусству, природе, человеку и его поступкам;

Политические нормы - регуляторы политической жизни, выраженные в международных договорах, декларациях, хартиях, политических принципах;

Религиозные нормы - правила поведения, заповеди, содержащиеся в священных книгах и церковных установлениях;

Корпоративные нормы - правила поведения, установленные в крупных организациях, и закрепленные в уставе, кодексах, соглашениях и идеологии организаций.

3. Что такое права человека? Где проходит граница прав человека?

Права человека – это неотъемлемые права каждого человека, в независимости от его национальности, местожительства, пола, этнической принадлежности, цвета кожи, религии, языка или любых других признаков. Все люди в равной степени располагают правами человека, исключая всякого рода дискриминацию.

Граница прав человека проходит там, где начинаются права другого человека.

4. Какие группы прав существуют?

В правовой доктрине по основной сфере проявления в общественных отношениях права человека обычно делятся на личные, политические, социально-экономические и культурные, однако, в значительной степени и такое деление символично. Для ряда из них существенно лишь различие между правами человека и правами гражданина. Права человека также можно поделить на 1) личные + политические; 2) социально - экономические; 3) культурные + коллективные. Ниже приведена популярная теория классификации прав и свобод человека и гражданина.

5. Как права человека связаны с обязанностями?

Каждый человек по рождению наделен определенными правами – как то правом на жизнь, на защиту чести и достоинства, правом на труд, на отдых. Но эти права человеку должен кто-то гарантировать и обеспечивать их соблюдение. И, Государство, как субъект правовых отношений, создает и развивает соответствующие структуры. Но, опять же, по отношению к человеку – не безвозмездно, а обязывая его взамен к определенной линии поведения – самому соблюдать установленные Законом нормы поведения.

6. Почему важно соблюдать законы?

Законы разрешают, допускают или запрещают человеку совершать какие-либо действия. Законы нужны для соблюдения порядка.

7. В чём состоит воинский долг? Как можно подготовиться к его исполнению?

Воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее - граждане) предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

В данном случае правовая обязанность соединяется с моральной категорией (долгом), тем самым, образуя непреложный закон гражданского поведения.

Только человек физически развитый, умелый, волевой, дорожащий своей честью, верный слову, успешно выполняет в армии свои задачи, его высоко ценят.

Подготовка к воинской службе - это обязательная военная подготовка, хорошая учёба, занятия спортом, а также воспитание характера.

8. Что такое дисциплина?

Дисциплина - правила поведения личности, соответствующие принятым в обществе нормам или требованиям правил распорядка. Строгое и точное выполнение правил, принятых человеком к выполнению. В этом смысле говорят о школьной дисциплине, трудовой дисциплине, воинской дисциплине и т. п. Дисциплина поддерживается с помощью наказаний за её нарушение и поощрений за её соблюдение.

Дисциплина - правила поведения личности, соответствующие принятым в обществе нормам или требованиям правил распорядка. Строгое и точное выполнение правил, принятых человеком к выполнению.

Внешняя дисциплина - влияние, на ваши действия/привычки, извне.

Внутренняя дисциплина - это действия/привычки, контролируемые вашей силой воли.

9. Какое поведение называют правомерным, а какое - противоправным?

Правовое поведение - социально значимое осознанное поведение индивидуальных или коллективных субъектов, урегулированное нормами права и влекущее за собой юридические последствия.

Правомерное поведение - социально полезное поведение лиц, полностью соответствующее требованиям правовых норм.

Противоправное поведение (правонарушение) - социально вредное поведение лиц, нарушающее требования правовых предписаний.

10. Как закон охраняет справедливость?

1. Закон поддерживает равенство всех жителей нашей страны;

2. Закон определяет правила поведения в социальном обществе;

3. Конституция формирует определенные социальные аспекты защиты интересов каждого человека;

4. Наличие законов считается обязательным к исполнению, тем не менее, все законы изначально направлены на защиту каждого человека в отдельности.

11. Какие задачи стоят перед правоохранительными органами?

Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят:

1) либо в восстановлении нарушенного права, например в области гражданских правоотношений;

2) либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении некоторых преступлений, например при убийстве);

3) либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания.

Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т. д.

К указанным задачам мы можем предложить добавить функции по предупреждению правонарушений и преступлений, т.е. включить превентивные меры в число задач правоохранительных органов.

)? » Сделайте свой выбор и обоснуйте его.

2. Экономист Ф. А. Хайек писал: «В конкурентном обществе у бедных гораздо более ограниченные возможности, чем у богатых, и тем не менее бедняк в таком обществе намного свободнее человека с гораздо лучшим материальным положением в обществе другого типа» . Согласны ли вы с данным утверждением?

3. Какое положение вы можете признать нормальным: когда водитель такс и ищет пассажира или когда пассажир ищет такси? Объясните свою точку зрения.

4. Почему в рыночной экономике наряду с крупными супермаркетами существует множество мелких магазинчиков? Объясните, что позволяет им выжить.

5 . Предпринимательство называют четвертым фактором производства . Приведите примеры деятельности известных вам фирм или предпринимателей, когда именно этот фактор был использован для организации успешного производства.

6. «Всякая коммерция - это попытка предвидеть будущее», - утверждал английский писатель и философ С. Батлер. Почему автор наделяет предпринимательскую деятельность этой характеристикой? Что необходимо учесть, рассчитать и предвидеть предпринимателю, прежде чем рискнуть взяться за дело?

7. Вспомните реформы С. Витте и П. Столыпина, которые имели целью усилить воздействие государства на развитие экономики. Какие методы государственного регулирования были использованы и почему они способствовали подъему российской экономики накануне Первой мировой войны?

8. В 2004 г. в России введено обязательное страхование автомобилей. Этот процесс имел как сторонников, так и противников среди владельцев машин. Какую позицию поддержали бы вы? Ответ аргументируйте.

9. Молодая семья хотела купить однокомнатную квартиру стоимостью 1 млн р., но располагала только половиной необходимой суммы. Семья приняла решение воспользоваться банковским займом и оформила кредит на сумму 500 тыс.р. на 3 года под 20% годовых. Подсчитайте, какую сумму семье придется вернуть банку через 3 года.

10. Что продает человек на рынке труда? Объясните, почему раньше наемных рабочих называли пролетариатом, что означало «не имеющие ничего, кроме потомства». Чем отличается современный работник от наемных рабочих XIX в.?

11 . Представьте ситуацию: вы руководитель фирмы по производству прохладительных напитков. Зимой спрос на вашу продукцию временно падает. Какие меры вы предпримете для сокращения издержек производства?

12. Поинтересуйтесь, во что ваши знакомые, родственники, друзья предпочитают обращать свои сбережения: покупать иностранную валюту , ценные бумаги, приобретать товары длительного пользования, открывать счетв банке? Проанализируйте причины предпочтения того или иного выбора и влияние на него экономической ситуации в стране.

13. Изменяется ли структура расходов потребителя на различных фазах экономического цикла: спад, подъем, экономический кризис? Каким образом? Приведите примеры и аргументируйте свои выводы.

14. Как вы понимаете смысл английской поговорки: «Цена человека - его зарплата»? Разделяете ли вы мнение, что условием профессионального успеха в равной степени являются деньги и хорошее образование? Аргументируйте ответ.

ГЛАВА II.

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

1 . Русско-американский социолог П.Сорокин писал, что при голоде идеология человека деформируется в направлении усиления суждений, теорий, убеждений, при данных условиях «одобряющих » применение мер, способных дать пищу, и в сторону ослабления рефлексов, препятствующих утолению голода. Как вы понимаете эту мысль? Каково ваше отношение к данному утверждению?

2. Можете ли вы подкрепить конкретными фактами следующее утверждение: «В период Новой истории Европы генеральным направлением развития было освобождение индивида от разного рода норм и установлений, сковывающих его повседневную жизнедеятельность» ?

3. Какие из приведенных ниже определений понятия «свобода» вам представляются наиболее точными:

1) свобода - это отсутствие всяких преград и помех;
2) свобода - это осознанное следование необходимости;
3) свобода (свободна я воля) - это не своеволие, способное привести к каким угодно поступкам, а регулярность, постоянство, неумолимость в осуществлении человеком моральных требований;
4) свобода - это избавление жизни от ограничений и принуждения?

4. В представленном ниже фрагменте текста выделите тезис (основную идею) и аргументы. Оцените, являются ли эти аргументы: а) достоверными; б) проверяемыми.

«Ряд ученых полагает, что каждой исторической эпохе соответствует определенный тип основных умонастроений и эмоциональных отношений, своего рода «дух времени» . Он определяет преобладающую духовную атмосферу определенного исторического периода. Так, в эпоху классического Рима доминантой была гражданственность, а в период подготовки Великой французской революци и конца XVIII в. такой доминантой была свобода» . Согласны ли вы с тезисом, высказанным в фрагменте текста? Приведите собственные дополнительные аргументы.

5. Согласны ли вы с высказыванием: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя»? Свою позицию обоснуйте.

6. Известный мыслитель XIX в. утверждал, что «юридически признанная свобода существует в государстве в форме закона.. . Законы - это положительные, ясные, всеобщие нормы, в которых свобода приобретает безличное, теоретическое, независимое от произвола отдельного индивида существование. Свод законов есть библия свободы народов». Прокомментируйте это высказывание.

7. Прочитайте приведенный текст, ответьте на вопросы: «Понятие общественное мнение используется в двух смыслах:

1) мнение, поддерживаемое реальным числом людей, представителями определенной социальной группы и субкультуры в данном обществе;
2) доминирующее мнение среди всех представителей общественности.

Согласно первому определению, общественных мнений может быть много и их число зависит от степени гетерогенности * и степени неравенства в обществе. Если следовать второму определению, то общественное мнение представляет собой лишь мнение большинства представителей общественности, некий консенсус большого количества точек зрения по обсуждаемой проблеме.. .

Общественное мнение создается через межличностное общение и средства массовой коммуникации. При этом его роль в разных обществах далеко не одинакова... » {Фролов С. С. Социология. - М., 2003 . - С. 248.)

Как в данном тексте определяется, что такое общественное мнение? Как, по-вашему, связаны между собой общественное мнение и общественное сознание? Выскажите свою точку зрения, почему значительна роль общественного мнения в современных демократических обществах, какими обстоятельствами это обусловлено.

8. В данном ниже стихотворени и отражены особенности психологического портрета определенной социальной группы. Выскажите обоснованные предположения о том, кому свойственны такие черты:

Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!
Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так все й душой,
Коли пир, так пир горой!
А. К. Толстой

9. Л. Н. Толстой писал: «Сущность всякой религии состоит только в ответе на вопрос: зачем я живу и какое мое отношение к окружающему меня бесконечному миру». Согласны ли вы с мнением писателя? Аргументируйте свой ответ.

ГЛАВА III.

ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН

1. В международном законодательстве действуют два принципа определения гражданства: «принцип крови» и «принцип почвы». Согласно первому, гражданство ребенка определяется гражданством родителей. Согласно второму, он приобретает гражданство того государства , на территории которого родился, независимо от гражданства его родителей. Определите, какой принцип действует в России.

* Гетерогенность - неоднородность по составу.

2. Есть ли в современном российском семейном законодательстве юридическое понятие «глава семьи» ? Сформулируйте свой ответ, опираясь на основные принципы семейного права.

3 . При нарушении установленных условий заключения брака он признается недействительным. Сформулируйте перечень случаев, когда это может иметь место.

4 . Является ли брачный договор обязательным условием брака? Может ли брачный договор регулировать личные неимущественные отношения супругов, их права и обязанности в отношении детей? Обоснуйте свой ответ.

5. Как вы думаете, почему не могут стать опекунамии попечителями лица, лишенные родительских прав или ограниченные в них, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, а также лица, ранее отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей) ?

6 . Сделки по распоряжению недвижимостью могут совершаться одним супругом только при нотариально удостоверенном согласии второго супруга. Почему установлено такое требование? Какую юридическую основу брака оно иллюстрирует?

7. Почему алиментные, жилищные, наследственные права супругов защищаются только после предъявления свидетельства о браке?

8. Зарегистрировано немало случаев дискриминации русскоязычного населения на территории бывших республик СССР. Предложите несколько способов защиты ущемленных прав человека.

9. Немецкий писатель и ученый Г. К. Лихтенберг писал: «Будущее должно быть заложено в настоящем» . А австрийский философ Л. Витгенштейн утверждал: «Выводить события будущего из событий настоящего невозможно» . Каково ваше отношение к этим высказываниям? Как вы понимаете соотношение настоящего и будущего?

Обществознание : учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, А. И. Матвеев и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова и др. . - М. : Просвещение, 2006. - 349 с.

Библиотека с учебниками и книгами на скачку бесплатно онлайн , Обществознание для 11 класса скачать , школьная программа по обществознанию, планы конспектов уроков

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Вопросы для подготовки к итоговому зачету по обществознанию 8 класс

Тема 1 «Личность и общество»

    Какие признаки характеризуют человека как индивидуальность, а какие – как личность? Приведите примеры.

    Кого называют личностью? Как происходит становление личности?

    Что такое общество в широком смысле этого слова?

    Изобразите схематически основные сферы жизни общества. На примерах покажите взаимосвязи основных сфер общественной жизни.

    Три ступени развития общества: аграрное, индустриальное и постиндустриальное. Знать основные признаки каждой ступени.

    Глобальные проблемы современности.

Тема 2 «Сфера духовной культуры»

    Что представляет собой духовная сфера общества?

    Что такое культура? Культура внешняя и внутренняя.

    Что такое мораль? Основные ценности и нормы морали.

    Что такое совесть?

    Что значит быть человеком ответственным?

    Что такое образование?

    Система образования в РФ.

    Что такое наука? Что характерно для научного знания?

    Что такое религия? Что характерно для религиозной веры?

    В чем заключается принцип свободы совести?

Тема 3 «Экономика»

    Потребности и ресурсы. Проблема ограниченности ресурсов.

    Главные вопросы экономики.

    Типы экономических систем: традиционная, рыночная, командная. Знать основные признаки каждой системы.

    Что такое собственность? Что означает право собственности? Формы собственности.

    Спрос и предложение на рынке.

    Что такое товар?

    Производство. Факторы производства.

    Производительность труда. Специализация.

    Что такое предпринимательство? От чего зависит успех предпринимательской деятельности?

    Дайте характеристику малому предприятию.

    Налоги.

    Государственный бюджет.

    Доходы граждан.

    Социальная поддержка государства.

    Назовите различные виды страховых услуг.

    Инфляция. Как она влияет на доходы граждан?

    Банковский кредит. Потребительский кредит.

    Безработица, её причины и последствия.

    Мировое хозяйство, международная торговля.

Тема 4 «Социальная сфера»

    Что такое социальная структура?

    Что такое социальная мобильность?

    Назовите основные виды социальных групп.

    Социальный статус. Социальная роль.

    Что такое нация? Что такое этнос?

    Как можно предотвратить национальные конфликты?

Методическая разработка урока обществознания по теме:

«Повторение и обобщение по курсу «Обществознание» за 10 кл.» (профиль.)

Учитель истории и обществознания

МКОУ Черновской СОШ

Кыштовского района,

Новосибирской области.

Повторение и обобщение по курсу «Обществознание» за 10 кл. (профиль.)

Цель: обобщить полученные знания учащихся за курс10 класса.

Тип урока – урок – игра.

Подготовительный этап: формируются команды по пять человек, даются названия командам. Им поясняется содержание игры и правила. За каждый правильный ответ команды получают баллы (от 10 до 60) в зависимости от сложности вопроса. За неверный ответ вычитается соответствующее количество баллов. Выигрывает та команда, которая наберет большее количество баллов.

Игра проводится по шести номинациям:

    Термины и даты: данная номинация позволяет проверить знания о датах и терминах.

    Общество и человек: включает определение знаний в области происхождения человека и становления общества.

    Деятельность как способ существования людей: направлена на определение знаний, в сущности, и структуре деятельности людей.

    Кто есть кто: позволяет проверить знания учащихся о великих учёных, философах, которые занимались проблемами развития человека и общества.

    Сознание и познание: проверка знаний в области познаваемости мира, знание и сознание.

    Личность и межличностные отношения: систематизация знаний по теме личность и межличностные отношения.

Ход урока:

    Орг. Момент.

    Объявление темы и цели урока, а также правила игры.

Термины и даты:

    Название этого термина в переводе от греческого обозначает – сказание, предание. (миф)

    Тип общественного развития, основанный на ускоряющемся изменении природной среды, форм общественных отношений и самого человека (индустриальное общество).

    Постижение эмоционального состояния другого человека (эмпатия)

    Кто ввёл понятие «цивилизация» в научный оборот? (Вольтер, Дидро, Монтескье)

    Назовите дату возникновения 95 тезисов М. Лютера, которые критиковали церковь. (1546)

    Способность человека оперировать образами социального взаимодействия, природных и культурных связей, отдельными от непосредственных контактов с людьми и актов деятельности, рассматривать эти образы в качестве условий, средств, ориентиров своего поведения. (сознание).

Общество и человек

    Назовите отличительные черты человека от животных. (наличие связной речи, самосознание, прямохождение, нравственность, мышление и тд.)

    Перечислимте известные вам теории происхождения человека (Ч. Дарвина, космическая теория, теория магнитных полюсов, и тд.)

    Перечислите сферы общественной жизни как подсистемы общества (Экономическая, социальная, политическая, духовная).

    Дайте характеристику типологии обществ (традиционное, индустриальное, постиндустриальное)

    Социальные изменения могут происходить с помощью 3 различных форм. Какие это формы, дайте название и охарактеризуйте их. (эволюция, революция, реформа).

Деятельность как способ существования людей

    Опишите структуру деятельности (цель, действия, средства деятельности, результат)

    Перечислите виды деятельности (практическая, духовная, творческая, созидательная, разрушительная, познавательная, прогностическая, ценностно – ориентировочная, социально – преобразовательная, трудовая, политическая, материально – производственная и т.д.)

    В процессе трудовой деятельности возникают социально – трудовые отношения между работниками и работодателями – социальное партнёрство. Назовите формы социального партнёрства. (коллективные переговоры, участие в управлении, участие в досудебном разрешении трудовых споров.)

    Что такое политическая деятельность (управление государством, политические партии, участие народа в политической жизни общества).

    Что такое «легитимность власти»? (законность)

    Охарактеризуйте 3 типа легитимности по М. Веберу (традиционный тип, харизматический тип, рационально – легальный тип).

Кто есть кто

    Кто из философов сделал вывод о необходимости выделения 3 независимой ветви власти – судебной? (Монтескье).

    В его произведении «Книжка поистине золотая и равно полезная, так и забавная, о наилучшем устройстве государства и острове Утопия» представляется идеальное общество. Там живут счастливые люди, не знающие частной собственности, все трудятся, с общественных благ берётся всё необходимое. Денег нет, золото идёт на изготовление ночных горшков и кандалов для преступников. Жители городов по очереди переселяются в деревню для сельскохозяйственных работ. Назовите имя автора этого произведения. (Т. Мор)

    Его структура личности представляет собой 3 поля, которые включают в себя: ид, эго и супер – эго. Назовите имя этого психоаналитика. (З. Фрейд).

V . Сознание и познание

    Назовите виды познавательной деятельности (чувственное и рациональное познание)

    Перечислите формы чувственного познания (ощущение, восприятие, представление).

    Перечислите виды истины (абсолютная и относительная истина).

    Первой формой познания и объяснения общества является … (миф).

    Перечислите отличительные черты научного познания от обыденного (стремление к максимальной объективности, описание особым (научным) языком, специфические способы обоснования истинности полученных знаний, желание получить знания).

    Самооценка включает в себя..(самооценка = успех: притязания + оценка себя на основе оценки других+ отношение к собственным успехам и неудачам).

Личность и межличностные отношения.

    Какие признаки характеризуют понятие «личность»?

    Перечислите элементы из которых состоит личность (убеждения, мировоззрения, идеалы, стремления, интересы, привычки, умения, навыки и знания личности, особенности психических процессов: восприятия, мышления, памяти и т.д., биологические свойства – пол, возраст, темперамент)

    Какие критерии положены в основу периодизации развития личности? (ведущая деятельность, характерная для данного возраста человека, которую человек должен освоить).

    Охарактеризуйте основные виды направленности личности (общественная направленность – альтруист, эгоистическая направленность)

    Какими бывают малые группы? (формальные и неформальные, референтные)

    Опишите структуру и динамику межличностного конфликта (конфликтная ситуация, объект конфликта, участники. Динамика: проблема, осознание участниками, переход к конфликтному взаимодействию, полное или частичное разрешение конфликта.)

Итог урока.

После игры подводятся итоги. Определяются победители.