Конспект занятия «Планета – наш дом родной», подготовительная к школе группа. Тематическая неделя в ДОУ подготовительная группа: "Уголок планеты, где мы живем". с использованием ЭОР, составлен воспитателем

Тюлина Елена Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБДОУ №124
Населённый пункт: г. Санкт- Петербург
Наименование материала: конспект
Тема: Конспект занятия "Разноцветная планета"
Дата публикации: 13.06.2016
Раздел: дошкольное образование

Конспект комплексного занятия в

подготовительной группе «Разноцветная планета»

с использованием ЭОР, составлен воспитателем

подготовительной группы Павлович Н.В. и

музыкальным руководителем Тюлиной Е.Н.

ГБДОУ№124

Возраст:
старший дошкольный возраст.
Место проведения
: музыкальный зал
Время проведения:
21.05 2014, 9.30
Цель:
 Обобщить знания детей о том, что Земля – общий дом для всех живущих на Земле.  Конкретизировать представления о жителях на нашей планете.  Приобщение детей подготовительной к школе группы к восприятию народной музыки, развитию способности выражать её характер с помощью исполнительских и творческих умений.
Программные задачи
:
Обучающие:
 Формирование представлений о том, что на Земле много стран и разных народов.  Закрепить названия стран, познакомить с флагами разных стран, национальными костюмами, музыкой, танцами.  Расширить кругозор детей через знакомство музыкальной культурой других стран.  Развивать творческие способности и навыки музыкально- ритмических движений;  Выразительность исполнения музыкального материала.
Развивающие:
 Развивать познавательную активность и кругозор детей.  Развивать эмоциональное восприятие.  Развивать выразительность речи, активизировать словарь детей.  Обогатить знания и музыкальные впечатления детей о национальных особенностях и обычаях других стран.  Активизировать словарный запас детей.  Развивать творческую активность детей, чтобы дети получали радость и удовольствие от выступления.

Воспитательные:
 Воспитывать чувство уважения к людям разных национальностей, стремление жить в дружбе со всеми народами Земли.  Формировать у детей навыки толерантных отношений.
Технологии:
 Организация восприятия музыки разных стран, направленная на эстетическое развитие детей.  Игровые;  Мультимедийные;  Технологии сотрудничества. Ребенок, успешно взаимодействующий в коллективе; Ребёнок, противостоящий нетолерантным отношениям; Социально адаптированный ребёнок.
Оборудование и атрибуты:
Модель глобус, иллюстрации, энциклопедии, ноутбук, мультимедийный проектор, экран.
Дидактический материал:
диск с материалами для проведения « Страны мира» по материалам сайта «Твой ребёнок» //tvoyrebenok,СД с музыкальным оформлением.
Дети:
финны, итальянцы, француз, русские.
Методические приемы:
Беседа, рассматривание иллюстраций, художественное слово, дидактическая игра «Кто где живет? », « Узнай, чей флаг?», занимательная викторина, просмотр танцев и слушание музыки народов мира.
Музыкальный материал:

1.Песня «Карнавал» (муз. и сл. Ващенко)

2.Песня «Планета детства»(Муз. А.Журбина, сл.П.Синявского)

3.Финская полька (фин. нар)

4.Тарантелла (итал. нар)

5.Песня «Я живу в России»

(В.Цветков, Н.Загуменников)

6.Кадриль (рус. нар.)

7. «Солнечный круг»(Л.Ошанин, А.Островский)

Предварительная работа:
Рассматривание атласа «Мир и мы», рассматривание иллюстраций о народах мира, чтение стихотворений В.Орлов «Разноцветная планета». Слушание музыки других народов, рассматривание слайдов с изображением разных стран. Разучивание стихов, песен, танцев.
Ход занятия:
Звучит ф/г песни «Карнавал» муз и сл. Ващенко, дети заходят в зал змейкой, танцуют.
Воспитатель:
Наш дом родной, наш общий дом – Земля, где мы с тобой живем! Ты только посмотри вокруг: Тут речка, там – зелёный луг. В лесу дремучем не пройдёшь, Воды в пустыне не найдешь! А где-то снег лежит горой, А где-то жарко и зимой… Одно у них названье есть: Леса, и горы, и моря – Всё называется Земля!
Песня «Планета детства» сл. П. Синявского, муз.А
.
Журбина.

Воспитатель
: Дети, кто знает, что это? - показ глобуса. Ответы детей.
Воспитатель:
Правильно. Это-глобус, модель земного шара. На земном шаре пять континентов: Европа, Азия, Америка, Африка, Австралия (показ на глобусе).
Воспитатель.
Дети, какие вы страны знаете? (Ответы детей с показом на экране.)
Воспитатель:
На нашей Земле много стран, где живет много людей. Они и разные, и похожи друг на друга. Отличаются люди и цветом волос, и разрезом глаз. Люди по-разному поют, танцуют, носят одежду, в разных странах разные традиции, люди говорят на разных языках.
Стихи детей «Разноцветная планета» (Саша Д.).

Саша Д.:
Много разных стран на свете, И на каждой солнце светит, И везде смеются дети, Подрастая день за днем, Мы и вас с собой зовём, Путешествовать по свету, Изучать планету эту.
Ну смелее же, идем!
Вика:
На свете живут Разноцветные дети Живут на одной Разноцветной планете. И эта планета На все времена У всех разноцветных Всего лишь одна.
Никита:
Кружится планета, Большая планета, Ладонями солнца Она обогрета, Но греют планету Намного теплей Улыбки и смех Разноцветных детей!
Воспитатель.
Дети, у каждой страны есть свой флаг, давайте посмотрим? (Ответы детей с показом на экране).
Воспитатель:
Я предлагаю поиграть в игру «Кто где живет? » Я называю страну, а вы - народ, который там живет.
Воспит-ть - дети
: Америка - американцы Россия - россияне Англия - англичане Франция – французы Индия - индийцы Австралия - австралийцы Германия – немцы
Воспитатель
: Правильно, дети! Вместе с нами на земном шаре живут люди разных национальностей. Они различаются по цвету кожи, языку, национальным традициям. -Давайте помечтаем с вами. В какой стране вы хотели бы побывать, найти себе друзей и почему?

Дети:
рассказывают 2 - 3рассказа.
Воспитатель
: Правильно, дети! Я хочу пригласить Вас в путешествие по странам и посмотреть какие танцы любят танцевать в разных странах, а поможет нам в этом наш волшебный экран. Итак, ребята мы с Вами в Финляндии.

Звучит музыка. На экране появляются виды ФИНЛЯНДИИ.

Воспитатель:
Мы с вами в Финляндии. Эта холодная, но такая дружелюбная страна на севере Европы.– Финляндия - страна образцовой чистоты. Здесь вас ждут бескрайние озера и реки, воду из которых можно пить, берёзовые и хвойные леса, где прямо под ногами растут грибы и ягоды и настоящая финская экзотика - Северное сияние - фейерверк, рожденный самой природой - действительно захватывающее зрелище в арктическом небе. Финны называют это явление "лисьим огнем".
Стихотворение Гриши П.:
Реки, озёра, полярная ночь, Это Финляндия - севера дочь! Тролли из сказки, Лыжи, салазки, Сосны, сиянье, упряжки оленьи, Хвойного духа в лицо дуновенье. Хаски - собаки, " уги" - сапожки Финскую польку танцуют, ножки!
Воспитатель:
В этой стране очень любят танцевать польку.
Танец «Финская полька».(фин.нар.)
Хорошо Финляндии, но мы отправляемся дальше. Наш путь лежит в Италию. Итальянцы танцуют «Тарантеллу».
Звучит музык, на экране - ИТАЛИЯ.

Воспитатель:


Ребята, мы в Италии!!! Представьтесь, что вы потерялись в Италии! Вокруг - ни друзей, ни знакомых… Представили? Так вот, никакеая беда не страшна, Если в Италии знать имена: Альдо, Адольфо, Никколо,Анджела, Нанни, Джузеппе, Томмазо, Кармела, Бьянка, Розина, Умберто, Лучано, Джанни, Джованни, Сибилла, Сильвано,
Энцо, Лоренцо… ну и так далее… В общем, сбежится на крик пол – Италии. Что не поместятся все в Колизей! (стихи А. Усачёва)
Вика:
Италия, Италия Чудесная страна! Как много солнца, света, И музыка слышна!
Роберт:
Веселой тарантеллой Порадуем мы вас. Звенит веселый бубен Зовет он к танцу нас!
ТАНЕЦ ТАРАНТЕЛЛА. (итал. нар.)

Воспитатель:
Замечательная страна Италия, но нам надо отправляться дальше. Мы отправляемся во ФРАНЦИЮ!!!
Стихи про Францию (читает Артур М.).

Артур:
Я очень Францию люблю, Хотя я не француз. И я места в ней нахожу На самый разный вкус: В чудесном городе Пломбьер Придуман был ПЛОМБИР. А из РОКФОРА, например, Пошел известный СЫР. Наверно, в месте Лангедок Готовили ЛАНГЕТ, А где чудесный городок, В котором раньше всех едок Отведал ВИНЕГРЕТ? Я очень Францию люблю, Хоть я и не был в ней. Я карту Франции куплю – Побольше и вкусней!
Вед. спрашивает у детей о столице Франции и её достопримечательностях.

(
назвать столицу Франции, главную реку в Париже, музей во Франции, парк развлечений….)

Викторина:
1.Какую страну называют «туманный Альбион» 2.Назовите самую большую страну в мире 3.Жители какой страны очень любят макароны 4. Как по другому называется страна Япония 5. Назовите символ Франции. А сейчас пришло время отправляться домой в Россию.
На экране заставка с видами России.
Наша страна очень красивая и очень большая. Какой главный город в России, назовите какие города вы еще знаете? (Ответы детей) В старину русские люди очень любили проводить ярмарки, главная забава на ярмарке была катание на качелях. Хотите попробовать?.
Д/игра «Русские мастера».

Даша:
Ах, Россия, ты, Россия, Как поет твоя душа, Сторона моя родная, До чего ты хороша!
Аким:
Волги –матушки разливы, Березы здесь шумят и нивы, Восходит алая заря, Россия, ты нам дорога!
Егор:
Золотые поля И березки кругом, Ты, Россия моя, Ты любимый наш дом!
Воспитатель:
Русь талантами богата, Поют девчата и ребята. Мы любим наши песни вольные, И березки белоствольные!
Песня «Я живу в России» (В.Цветков, Н.Загуменников) – исполняет

Лиза.

Воспитатель:
Какой танец любят танцевать в России?
Дети:
Кадриль!
Игорь:
Мы покажем русский стиль Мы выходим на кадриль!!!
Танец «Кадриль».(рус. нар.)

Воспитатель
: Как вы думаете, о чем мечтают все люди на земле? (Высказывания детей.)
Воспитатель
: Конечно, все люди мечтают о мире. Они хотят жить под солнцем вместе, дружной семьей. Это главное желание всех людей, всех детей на планете.
Воспитатель
: Что бы вы могли пожелать детям всей земли? (Ответы детей) Давайте послушаем о мире и дружбе стихи, которые прочитает Ира Т.
Ира:
Давайте беречь От невзгоды любой Большой и доверчивый Шар голубой! Давайте же, ребята, Назло непогодам Обнимем планету Своим хороводом! Развеем над нею Тучи и дым, В обиду ее Никому не дадим!
Дети под музыку «Солнечный круг»(Л.Ошанина, А.Островского) выходят из зала.

Цель: формирование толерантного отношения к собственной этнической культуре и культуре других народов.

Задачи:

— обогащать первоначальные представления о планете Земля, людях, ее населяющих, их равноправии;

— стимулировать проявление познавательного интереса к явлениям планеты Земля;

— формировать навыки самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности.

Оборудование : проектор, слайды с изображением планет Солнечной системы, планеты Земля, государственных флагов разных стран (России, Америки, Японии, Египта), природы России, глобус, аудиозапись песни «Мы — дети Галактики» (муз. Д. Тухманова, сл. Р. Рождественского), настольно-печатные игры «Кто где живет?», «Одень куклу», флаги разных стран, иллюстрации с изображением природы и животного мира России и других стран.

Ход занятия

Воспитатель . Ребята, к нам за помощью обратилась библиотекарь Людмила Николаевна. Она попросила помочь в подготовке и проведении праздника для маленьких читателей, посвященного Дню Земли. Она уже подобрала много книг и энциклопедий с картинками для выставки о нашей планете. Но маленькие читатели, посещающие ее библиотеку, так любят играть в разные игры и слушать интересные истории! Людмила Николаевна знает, что многие дети нашей группы путешествовали вместе с родителями по разным странам и могут интересно рассказать о том, какие люди там проживают, на каком языке они говорят, о культуре этих стран. Ребята, вы согласны помочь библиотекарю? Как ей можно помочь?

Дети . Можно вместе с родителями придумать рассказы о путешествиях, принести наши альбомы с фотографиями, рассказать об играх, о культуре разных стран.

Воспитатель. Молодцы, как вы все хорошо придумали! Предлагаю сделать вместе с родителями газеты о путешествии в ту страну, где вы побывали. А чтобы газеты получились интересными, давайте сегодня на занятии вспомним все, что вы знаете о планете Земля.

Воспитатель вносит в группу глобус.

Кто из вас знает, что это такое?

Дети . Это глобус.

Воспитатель . Мы с вами уже рассматривали карту. А это — глобус. Он круглый, т.е. такой же формы, как и планета Земля, на которой мы живем. Глобус — модель Земли. Слово «глобус» обозначает шар. Изображение на глобусе напоминает изображение на карте. Вокруг солнца вращаются планеты, которые составляют Солнечную систему. (Рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов с изображением планет Солнечной системы через проектор.) Самая красивая из всех планет — Земля. Вот так наша планета выглядит из космоса.

Воспитатель показывает слайд с изображением Земли.

На что она похожа?

Дети . На шар.

Воспитатель. Планета Земля — огромный шар, который вращается вокруг Солнца и одновременно вокруг своей оси. Облетела Земля вокруг Солнца — прошел год. Повернулась вокруг себя — прошли сутки. Посмотрите на глобус. Какого цвета на нем больше всего?

Дети. Голубого.

Воспитатель . Вы уже знаете, что обозначает на карте голубой цвет. Что же?

Дети . Воду — моря и океаны.

Воспитатель . Да, действительно, это вода, которая окружает материки со всех сторон. И поэтому, когда смотришь на нашу планету из космоса (обращает внимание на слайд), она кажется голубой. А вот суша раскрашена разными цветами. Что обозначает зеленый цвет?

Дети. Леса, равнины.

Воспитатель . А коричневый?

Дети . Горы.

Воспитатель. А вот здесь много желтого цвета, что это означает?

Дети . Здесь находится пустыня.

Воспитатель. На суше встречаются голубые пятнышки и линии. Что это?

Дети. Озера и реки.

Воспитатель . Вы хорошо запомнили все, что я вам рассказывала, когда мы знакомились с картой. Все люди любят и берегут свою планету, о ней придумано много песен, стихов. Послушайте одно из них.

Ребенок

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно...

Береги свою планету —

Ведь другой, похожей, нету!

Я. Аким

Воспитатель . Попробуйте найти на глобусе нашу страну.

Дети выполняют задание.

Молодцы, вы правильно показали ее на глобусе. Россия со всех сторон окружена другими государствами. Если посмотреть на глобус, то увидишь, что на материках много стран, раскрашенных разными цветами. А скажите мне, какие страны вы знаете?

Дети отвечают.

А по каким странам вы путешествовали вместе со своими родителями?

Дети отвечают.

Сейчас мы поиграем в игру, во время которой вы вспомните о том, что в каждой стране есть свой главный город, есть свой флаг.

Игра «Узнай страну»

Воспитатель показывает флаг страны, называет материк, на котором она находится, и столицу, а дети должны угадать ее.

Россия — материк Евразия — столица Москва.

Египет — материк Африка — столица Каир.

Япония — материк Евразия — столица Токио.

Украина — материк Евразия — столица Киев.

Воспитатель . Ребята, как вы думаете, эта игра понравится ребятам, которые будут на празднике в библиотеке?

Дети . Да.

Воспитатель . Давайте поиграем в игру, которая напомнит вам о том, что в разных странах природа разная.

Игра «Что лишнее?»

Воспитатель показывает детям четыре иллюстрации с изображением природы и животного мира России и других стран, например пальмы, слоны, жирафы и т.д., хлебных, рисовых, хлопковых полей и др. Одна из них не относится к России. Дети должны сказать, какая картинка лишняя, и почему они так решили.

Воспитатель показывает слайды с изображением природы России.

Воспитатель . Давайте еще раз полюбуемся красотой русской природы.

Ребенок читает стихотворение М. Исаковского «Поезжай за моря- океаны...».

Ребята, на Земле живет много людей. Они отличаются цветом кожи, который означает их расу. Какие расы вы знаете?

Дети. Европеоидную, монголоидную, негроидную.

Воспитатель . Предлагаю поиграть в игру, в ходе которой вы вспомните о том, где проживают люди разных рас и чем они внешне отличаются друг от друга.

Игра «Кто где живет?»

Детям предлагаются карта с частями света: Европа, Азия, Африка и карточки с изображениями людей разных рас. Нужно положить карточки в то место на карте, где они проживают. При выполнении задания дети по предложению воспитателя рассказывают об особенностях внешнего вида людей разных рас (цвет кожи, цвет и разрез глаз, особенности волос — цвет, мягкость, жесткость, курчавость).

Воспитатель. Ребята, послушайте стихотворение, которое напомнит вам о том, чем еще отличаются друг от друга люди, живущие на Земле.

Ребенок

Все люди в разных странах,

На всех материках.

Мы говорим — так странно! —

На разных языках.

Я знаю, час настанет.

Я знаю, час придет:

— Я друг твой! — скажет Ваня,

И Джон его поймет.

А Ване Джон ответит:

— Я друг твой навсегда!

И все на всей планете

Поймут их без труда!

А. Усачев

Дети . Они разговаривают на разных языках.

Воспитатель . Верно! Люди бывают не только разной расы, но и разной национальности. У людей каждой национальности есть свой язык, на котором они разговаривают. Давайте поиграем в игру.

Игра «Угадай язык»

Воспитатель называет национальность, а дети — язык, на котором говорят ее представители.

Немцы — немецкий язык.

Китайцы — китайский.

Японцы — японский.

Русские — русский язык.

Воспитатель . Ребята, а чем еще отличаются друг от друга люди разных национальностей?

Дети . У них разные национальные костюмы, свои песни, игры, танцы, национальные блюда.

Воспитатель. Верно! У людей разных национальностей есть свои народные песни, танцы, ремесла, музыкальные инструменты, т.е. своя культура, есть своя традиционная кухня. Ребята, библиотекарь Людмила Николаевна просила подобрать интересные игры, с помощью которых можно будет познакомить маленьких читателей библиотеки с культурой разных стран. Есть ли у нас в группе игра, которая может познакомить с тем, что разные народы носят разные народные костюмы?

Дети . Да.

Воспитатель . Как она называется?

Дети. «Одень куклу».

Игра «Одень куклу»

Детям дают бумажные куклы с ярко выраженными внешними особенностями: цвет кожи, волос, черты лица (национальности проговариваются) и несколько национальных костюмов. Дети должны подобрать костюм для каждой куклы и рассказать о его отличительных особенностях.

Воспитатель . Ребята, а хотите поиграть в американскую игру «Пять обезьянок»?

Пальчиковая игра «Пять обезьянок»

(проводится под музыкальное сопровождение)

Пять обезьянок прыгали в кроватке,

(Дети делают свободные движения руками с расставленными пальцами, показывают цифру «5».)

Одна из них упала

(Дети поднимают указательные пальцы обеих рук (остальные собраны в кулачки).

Головою вниз.

(Касаются указательными пальцами головы и слегка наклоняют ее вниз.)

Мама — к телефону.

(Изображают, что набирают номер на диске телефона.)

Доктор отвечает:

(Изображают, что держат трубку телефона.)

Запретите детям прыгать, мисс!

(Проговаривая текст, грозят указательным пальцем правой руки.)

Воспитатель . Ребята, понравилась вам игра?

Дети . Да.

Воспитатель . Давайте расскажем о ней Людмиле Николаевне. Пусть она научит играть в нее маленьких читателей. Эта веселая игра им очень понравится! А еще какие игры народов мира вы знаете?

Дети . «Салки» — русская народная, «Салки по кругу» — африканская, «Хромая уточка» — украинская, «Поймай дракона за хвост» — китайская.

Воспитатель . Вот мы и вспомнили о том, что у людей разных стран свои история и культура, их любит и ценит каждый человек. Почему нужно уважать культуру других народов?

Дети . Потому что все народы бережно относятся к своей культуре, культурное наследие создают сами люди.

Воспитатель . Культуру других народов нужно уважать, в ней отражены все ценности, которые важны для каждой страны. Думаю, что все, о чем мы сегодня говорили на занятии, поможет вам вместе с родителями сделать интересные семейные газеты о ваших путешествиях в разные страны. Какие игры мы можем подобрать для Людмилы Николаевны?

Дети . «Узнай страну», «Что лишнее?», «Кто где живет?», «Угадай язык», «Одень куклу», «Пять обезьянок».

Воспитатель . Сегодняшнее занятие мне хочется закончить замечательной песней о планете Земля.

Звучит аудиозапись песни «Мы — дети Галактики» (муз. Д. Тухманова, сл. Р. Рождественского).

Воробьева Алла Сергеевна – воспитатель МБДОУ «ЦРР-детский сад №5» г. Дальнереченск
Дата поступления работы на конкурс: 08.10.2016г.

Конспект занятия «Мир на всей планете» для подготовительной группы.

Цель: формировать представления о том, что на Земле много стран и разных народов; воспитывать уважение к людям различных национальностей, стремление жить в мире и дружбе со всеми народами мира.

Материал: картинки с костюмами разных народов.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята послушайте песенку Шаинского и подумайте, о чем она, и чем мы сегодня с вами будем говорить. (О дружбе).

Воспитатель: Правильно о дружбе людей и детей. Ребята не только нас с вами, но и о дружбе людей разных стран.

Ребята, какие вы знаете страны? (Америка, Франция, Англия, Бельгия, Россия и т.д.)

Давайте поиграем в игру «Кто, где живет?». Я называю страну, а вы называете народ, который там живет.

Америка - …(американцы)

Россия - …(россияне)

Англия - …(англичане)

Франция - …(французы)

Индия - …(индийцы)

Китай - …(китайцы)а

Вьетнам, Украина, Азербайджан, Корея, Ирландия, Испания, Италия, Куба и т.д.

Вместе с нами на земном шаре живут люди различных национальностей. Посмотрите на эти картинки и попробуйте по костюмам определить, что это за народ и из какой он страны. (Показ картинок).

Молодцы! Ребята они отличаются не только костюмами, но и по цвету кожи, языку, национальным традициям. Каждый народ имеет свой родной язык, свои национальные костюмы, любимые праздники, кушанья, обычаи, песни, танцы.

Вот вы сейчас подумайте и скажите, в какой стране вы хотели бы побывать? Почему? (Ответы детей).

Молодцы! Сейчас я вам включу латиноамериканский танец, под который мы немного отдохнем.

Физ.минутка.

Хорошо! А теперь скажите мне чем похожи дети всех стран? (Ответы). Конечно, очень много общего у вас и детей других стран. Все дети Земли, несмотря на цвет кожи, национальность, одинаково плачут, смеются, любят петь и танцевать, ходят в детский сад и школу, любят бегать, играть, шалить, смотреть мультики, заниматься спортом.

Ребята, а вы любите сказки зарубежных писателей? Какие сказки вы знаете?

Вы с удовольствием смотрите диснеевские мультфильмы. А наш мультфильм «Ну, погоди!» смотрят дети других стран.

Все дети мечтают поскорее стать взрослыми, пойти в школу. И в школе вы будете изучать иностранный язык. Вы и сейчас, наверное, знаете или слышали какие-нибудь иностранные слова?

А теперь послушайте, как люди говорят: «Здравствуйте!» на английском, французском, немецком языке. («Гуд монинг!», «Бон жур!», «Гутен таг!»).

Как вы думаете, о чем мечтают дети и взрослые на всей планете? (Ответы детей).

Люди разного возраста, разных национальностей мечтают о самом важном – о дружбе и мире на Земле! Чтобы все жили дружно и никогда не было войн. Каждый человек хочет, чтобы его дом, улицу, город, страну война обошла стороной. Чтобы его дом, улицу, город, страну освещало яркое солнце, чтобы дети смеялись и радовались жизни, любили друг друга.

Чтобы вы могли пожелать людям всей Земли? (Ответы).

Послушайте стихотворение:

Давайте, люди, дружить друг с другом,

Как птицы с небом, как травы с лугом,

Как ветер с полем, поля с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами!

Давайте, люди, беречь планету,

Во всей вселенной похожей нету.

Во всей вселенной на всех одна,

Что будет делать без нас она?

Я надеюсь, что, когда вы вырастите, будете добрыми людьми и никому не дадите в обиду нашу планету. Теперь давайте встанем, возьмемся за руки и встанем вокруг глобуса.

Давайте беречь от невзгоды любой

Большой и доверчивый шар голубой!

Давайте, ребята, назло непогодам,

Обнимем планету своим хороводом,

Развеем над нею тучи и дым,

В обиду ее никому не дадим!

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Республика Саха (Якутия)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Цветик-семицветик»

п. Беркакит, Нерюнгринский район

678990, Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район, п. Беркакит, ул.Башарина, д.5.

Конспект занятия по познавательному направлению (региональный компонент)

Тема: «Уголок планеты, там, где мы живём»

Подготовила:

Воспитатель Лескова А. А.

«Уголок планеты, там, где мы живём»

Цель: Реализация регионального компонента посредством ознакомления детей старшей группы с Родным краем.

Задачи:

Образовательные задачи: Расширить и закрепить знания детей о природе родного края, культуре, быте коренных народов Севера;закрепить знания детей о животном мире Якутии, формировать первоначальное представление о «Красной книге Якутии», о некоторых птицах и животных, занесенных в красную книгу.

Развивающие задачи : учить поддерживать беседу о природе, высказывать свою точку зрения рассуждать и давать необходимые пояснения, развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы; развивать самостоятельность.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, желание принять посильное участие в ее охране и защите. Активизировать словарь детей (Красная книга, заповедник).

Ход занятия:

Ребята посмотрите, сколько гостей в нашем зале, давайте поздороваемся с ними.

Эбэрдэ (привет).

Ребята,сегодня я вас приглашаю на экскурсию в музей.

Воспитатель: как называют человека, который проводит экскурсию?

Дети: Экскурсовод.

Давайте вспомним правила поведения в музее.

Дети: Не разговаривать. Руками не трогать экспонаты.

Не шалить, внимательно слушать, отвечать на вопросы полным ответом, тихо передвигаться.

Экскурсовод: Молодцы, тогда начинаем нашу экскурсию.

Подойдём к карте. Скажите, как называется наша страна?

Дети: Россия.

Экскурсовод: Правильно, а наша с вами страна большая или маленькая?

Дети: Большая.

Экскурсовод: Конечно большая, и поэтому нашу страну поделили на много Республик.

Экскурсовод: Ребята, есть такое понятие «малая Родина», как вы понимаете что такое «малая Родина»? Малая Родина – это место, где ты родился, где живут твои родители. Это – твой поселок, где ты учишься или посещаешь детский сад. Это наша Республика.Ребята скажите, а как называется наша республика?

Дети: Саха Якутия.

Экскурсовод: Посмотрите на карту России. Наша Якутия занимает довольно большую территорию и является самым большим регионом России. (Воспитатель проводит указкой по границе Якутии) .

А теперь давайте рассмотрим карту Якутии.

Что можно увидеть на карте?

Дети: Реки, моря, города.

Экскурсовод: Какие города Якутии вы знаете?

Дети: Якутск, Мирный, Алдан, Ленск и конечно наш родной город - город Нерюнгри!

Экскурсовод: Ребята , Якутия очень многонациональная республика, среди большого количества национальностей есть представители коренных народов Республики Саха.

Коренной народ- народ, который жил на этих землях с давних времён.

К коренным народам Республики Саха (Якутии) относятся:

Якуты, долганы, эвенки, эвены, юкагиры, чукчи.

Экскурсовод: Давайте пройдем и посмотрим, как же живут коренные народы Якутии.

Жилищем якутов являлся балаган или чум - шалаш из жердей в виде конуса, покрываемый берёстой, войлоком или оленьими шкурами; Балаган - это зимнее жилище якутов, летнее жилище якутов называется ураса (рассматривание жилища).

С XX в. якуты стали строить избы .

А сейчас я предлагаю нам с вами посмотреть видеоролик о культуре и быте народов севера.

  1. К условиям кочевого образа жизни приспособлено разборное жилище - чум. В центре чума раньше разжигали костер, сейчас растапливают железную печь.
  2. Мужчины занимаются рыболовством, охотой, разводят оленей. Олени имеют огромное значение для народа – это и транспорт для передвижения по огромным просторам Якутии. Шкуры оленя идут на утепление жилища, а также на изготовления одежды и национальной якутской обуви - унтов. Мясо оленя идет на приготовление пищи.
  3. Женщины готовят пищу, растят детей, вышивают бисером узоры на меховой одежде. Одежду украшают аппликацией в виде геометрических орнаментов.
  4. В настоящее время национальная одежда чаще используется как праздничная. Лишь кочевники-оленеводы одеваются в одежды из оленьего меха, наиболее приспособленные к суровому северному климату.
  5. Фольклор народов Севера разнообразен:

обрядовый (ритуальный);

песенный,

танцевальный.

  1. Якутскими национальными инструментами являются барабан, бубен,

кырыымпа - струнный инструмент со смычком и хомус.

Экскурсовод: Якутия край особенный, необыкновенный. Здесь растет много разных деревьев и ягод. Давайте вспомним, какие деревья и ягоды растут в Якутии.

Пройдите к столу, возьмите карточки и назовите что на них изображено?

Дети: сосна, ель, береза.Кедр, красная рябина, верба, осина, черемуха.

Дети: голубика, клюква, брусника, смородина, жимолость.

Экскурсовод: Прикрепите ваши карточки на нашу карту.

Экскурсовод: В лесах Якутии обитает много разных животных и птиц. Давайте подойдем и рассмотрим их (детям предлагаются для рассмотрения чучела птиц и животных).

  1. Глухарь – крупная птица, его можно определить по ярко-красная бровям. Предпочитает глухарь глухие места в лесах. Любят эти птицы и болота, которые богаты разнообразными ягодами. Характерно для этой птицы весеннее токование.

Давайте послушаем токование глухаря.

  1. А эта птица кедровка .

Свое название - «кедровка» - птица оправдывает сполна: в тайге она питается практически исключительно одними орехами кедра, доставать которые из шишек ей помогает хорошо приспособленный для этого клюв. Они до последнего зернышка выклевывают орешки, набивают орешками зоб, а потом прячут их в удаленных уголках леса

От численности этой птахи во многом зависит популяция кедра. Вот насколько полезна деятельность этой маленькой птахи! Послушайте голос этой птицы.

  1. А эту птицу вы узнали?Это Дятел - небольшая птица. Что вы можете рассказать про эту птицу? Клюв острый и прочный. Он пробивает кору дерева чтобы найти домики насекомых. У них очень длинный язык, а всё для того чтобы можно было добыть себе пищу. Давайте послушаем и его голос.
  2. Птица чибис . На голове имеется хохолок. Птицы эти очень подвижны, они ловко и быстро бегают среди травы. При появлении на лугу или на поле человека или животного, сразу несколько птиц взлетают на встречу друг другу, с криками «чьи-вы, чьи-вы». Для сельского хозяйства птица чибис приносит большую пользу, уничтожая насекомых-вредителей.

А теперь давайте рассмотрим некоторых животных обитающих в лесах Якутии.

  1. Медведь . Самое большое хищное животное наших лесов. Медведь зимой спит в берлоге. Воспитатель: Почему медведь зимой спит?

Дети: Зимой медведю трудно найти пропитание.

Экскурсовод : Как он всю зиму спит и ничего не ест?

Дети: Медведь осенью наедается хорошенько, и у него под кожей накапливается жир.

  1. А эта неуклюжая с виду, но очень быстрая, сильная и ловкая хищница – росомаха. Всеядный хищник – питается зайцами, птицами, грызунами, рыбой, ягодами. Несмотря на большую силу, крепкие зубы и острые когти главным оружием является неприятный запах, который не выдерживает ни один зверь, поэтому никто не нападает на росомаху. И мы пойдем дальше.
  2. Это лиса. Лиса зимой шубу не меняет. Как вы думаете, зачем лисе такой пушистый хвост? Хвост согревает, следы заметает.

Знает лисонька - лиса, в шубе вся её краса. Ребята, как вы думаете, чем питается лиса?

кого лиса под снегом вынюхивает?Лиса охотится на мышей. Зимой жизнь в лесу замирает и главным лисьим кормом становятся мыши – полёвки. Лисица мышкует – это значит, охотится на мышей.

  1. Заяц - беляк зимой роет нору в снегу, зимой он белый, а летом мех серый. Питается травой, корой деревьев, веточками кустарников. Спасают зайца от хищников быстрые ноги и острый слух.

Ребята, предлагаю рассказать стихотворение, про этого зверька.

Экскурсовод: А сейчас давайте поиграем в игру «Найди лишнее животное и птиц» .

Среди картинок вам нужно найти лишних животных или птиц, и сказать, почему они лишние.

(Заяц, лиса, волк, песец, бурый медведь, северный олень, тигр, коала, бегемот)

Тигр, коала,……, – лишние, так как они не живут в Якутии. Молодцы!

Тогда выберите то животное, которое обитает в Якутии, и прикрепляете на карту.

Теперь посмотрим на нашу карту. Какая красивая она стала.

Экскурсовод: Ребята, а вы знаете, есть еще очень много животных, которые обитают в Якутии и некоторые из них занесены в эту книгу. Вы знаете, как называется эта книга?Это Красная книга.В нее записаны все животные и растения, которым угрожает гибель. Их осталось на Земле очень мало!

– А кто скажет, как можно помочь животным, которым угрожает гибель?

Дети: Их надо охранять! Им надо помогать. Запретить охоту, надо подкармливать, не разорять их гнезда .

Экскурсовод: Правильно, а также, для охраны редких животных и растений созданы заповедники. Заповедник - участок природы, который охраняется. На его территории нельзя охотиться, ловить рыбу, рубить деревья. У нас в Якутии много заповедников.

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Полярная сова и евражки».

Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.

Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие – евражки.

Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают на площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражки и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой.

Правила игры: Громкие удары не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов.

Экскурсовод: А еще ребята я хочу вам рассказать о северном чуде, это северное сияние. Вы знаете, что такое северное сияние - это поразительное световое представление на Земле, сверкающее, многоцветное сияние на небе.

Северное сияние можно наблюдать только в южной и северной полярных областях Земли. Увидеть северное (полярное) сияние можно зимой, когда ясная погода (показ видеоролика о полярном сиянии).

Вопросы к детям:

  1. Как называется край, в котором мы живем?
  2. Чем богат наш край?
  3. Какие меры приняты для охраны природы нашего края?
  4. Чем занимаются коренные народы Республики Саха?

Экскурсовод : «Сегодня мы с вами продолжили знакомство с краем, в котором живем с самого рождения, узнали какой он огромный, бескрайний, богатый, много разных народов живет в нем. Хоть и суровый наш край, но природа очень красивая.

Экскурсовод : И в заключении, давайте послушаем стихотворение, которое расскажут наши ребята. "Край любимый" (автор Татьяна Демина)

  1. Над тайгою солнце светит,

В глубине шумит река,

А по небу гонит ветер

Золотые облака.

  1. Косолапый мишка ходит,

Мнёт зелёную листву,

По кустам олени бродят,

Щиплют ягель и траву.

  1. Я люблю твои просторы,

Край якутский, край родной,

Где леса, поля и горы.

Покоряют красотой.

  1. Будь всегда таким красивым,

Яркой звёздочкой гори,

Край якутский, край любимый

Вечно в памяти живи!

До свидания.

көрсүөххэ диэри. (Көрсүөххэ диэри )


Конспект НОД Познание

Программное содержание:

1. Образовательные задачи: дать знания о богатстве родного края, о том, что богатством родного края пользуются народ России и народы других стран; расширить и закрепить знания детей о природе родного края, культуре, быте коренных народов Севера.

2.Развивающие задачи: учить поддерживать беседу о природе, высказывать свою точку зрения рассуждать и давать необходимые пояснения, развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы; развивать самостоятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД Познание

« Уголок планеты, там, где мы живём» .

Программное содержание:

1. Образовательные задачи: дать знания о богатстве родного края, о том, что богатством родного края пользуются народ России и народы других стран; расширить и закрепить знания детей о природе родного края, культуре, быте коренных народов Севера.

2.Развивающие задачи: учить поддерживать беседу о природе, высказывать свою точку зрения рассуждать и давать необходимые пояснения, развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы; развивать самостоятельность

Организационный момент.

Воспитатель:

"Пускай бураны злятся - все напрасно

Пусть темень 9 месяцев в году

А все-таки земля моя прекрасна,

Другой такой я в мире не найду.

Детки скажите, о чём идёт речь в стихотворение? (ответы детей)

правильно в этом стихотворение говорится о севере, как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие (ответы детей) совершенно верно, взгляните пожалуйста на доску что вы видите? (Ответы детей)

Это карта с изображением полуострова Ямал его имя говорит само за себя, какой он? (ответы детей)

Воспитатель : Правильно молодцы (Ямал т.е. «Я маленький»)

Я предлагаю отправиться в путешествия по нашему краю (по Ямало –ненецкому автономному округу). В конце путешествия вас ждет сюрприз. Но добраться до него не так уж просто. На пути будут встречаться препятствие, которые нам с вами предстоит преодолеть. Для начала вам необходимо вспомнить и определиться на чем мы отравимся в тундру?

Предложения свои дети поясняют (на каком транспорте можно проехать по тундре)

Воспитатель : Усаживайтесь «поудобней», поехали!

Итак, первая наша остановка «Стойбище» (на столе оформлено стойбище 2 макета чума (летний и зимний) нарты, люлька, мальчик и девочка в национальной одежде, макеты оленей)

Предложить детям рассказать о людях, жилище, оленях. (рассказы детей) (для чего, из чего сделано)

Воспитатель : вы абсолютно правы!

(В одном из чумов дети замечают конверты в котором находятся пазлы с изображением оленя и чума). Дети по выбору делятся на две команды и проходят на специально подготовленное место)

Воспитатель : Что же у вас получилось? (ответы детей) Молодцы!

Детки, подумайте и скажите без какого, самого главного животного не смогли бы прожить коренные жители тундры? (ответы детей)

Воспитатель : правильно – это олень он очень неприхотлив. Он не требует от хозяина корма, ни укрытий от непогоды. Оленей охраняют пастухи и их помощники - собаки.

Чем питаются олени? что кушают? (ягель)

Воспитатель : Отправляемся дальше. (Работа на Интерактивной доске)

Следующая препятствие называется «Отгадайка». На доске перед вами пять картинок, вам необходимо назвать номера тех, которые относятся к нашему краю:

Первых пять слайдов «Северные ягоды»;

Вторые пять слайдов «Рыбы, обитающие в обской губе»;

Третьи пять слайдов «Животные нашего края»;

Воспитатель : Молодцы и с этим препятствием вы справились теперь пора и отдохнуть.

ФИЗМИНУТКА :

Полярное небо ночи темней. Струйками пар из оленьих ноздрей.

Хэй, хэй, хэй! (бег по кругу с поднятыми руками над головой).

Свистят по дороге полозья саней. Поземка скользит и струится по ней.

Хэй, хэй, хэй! (лыжный шаг).

И ветер с веселою песней моей. Летит над просторами снежных полей.

Хэй, хэй, хэй!

Летит за оленями песня мой друг, и стадо само собирается в круг.

Хэй, хэй, хэй! (бег по кругу).

Воспитатель : Отправляемся дальше. Дети посмотрите и подумайте, что это за остановка? (ответы детей) «Вышка». (На столе оформлено: макет буровой вышки, вертолёт, машинки, вывешены фотографии с изображением буровиков и нефтяников, буровых вышек, прокладывание труб)

Молодцы, правильно –это буровая вышка. Богат наш край, в его недрах неоценимое богатство – нефть и газ. Пользуются газом и нефтью не только ямальцы, не только люди России, но и люди крайнего Зарубежья. Газ и нефть отправляется далеко по трубам по всей нашей стране, а также и в другие государства.

Детки как вы думаете, для чего людям нужен газ. (рассуждения детей)

Послушайте пожалуйста загадку:

Без него не побежит.

Ни автобус, ни машина,

Не поднимется ракета,

Отгадайте, что же это? (бензин)

А из чего делают бензин?

(Бензин делают из нефти)

Молодцы, ребята вы всё правильно сказали. Нефть, очень нужна человечеству, из неё получают бензин и другое топливо, которое приводит в движение двигатели самолётов, морских и речных судов, тракторы, автомобили - всё то, без чего мы сейчас не представляем своей жизни.

Воспитатель : Детки посмотрите пожалуйста на небо (включается интерактивная доска с изображением северного сияния)

Ночное небо озарило

Что же диво –дивное?

И в тундре от него

Светлей становится.

Дети: Северное сияние.

Воспитатель: правильно вы знаете, что такое северное сияние - это поразительное световое представление на Земле. Это сверкающее, многоцветное сияние на небе. Типичное северное сияние выглядит как сияющая занавеска, переливающаяся сине – зелеными огнями с вкраплениями розового и красного.

Когда в верхние слои атмосферы на большой скорости вторгаются заряженные частицы из космоса, они сталкиваются с молекулами воздуха, и те начинают светиться. Северное сияние можно наблюдать только в южной и северной полярных областях Земли. Увидеть северное (полярное) сияние можно зимой, когда ясная погода

Ну вот мы и закончили наше путешествие по нашему такому маленькому, но такому красивому и интересному полуострову Ямал. Нам пора возвращаться в детский сад, давайте закроем глаза и досчитаем до 3, вот мы с вами вернулись

ИТОГ: -Где вы сегодня побывали?

Что интересного и нового вы узнали в течении нашего путешествия по Ямалу

(ответы каждого ребёнка)