Как остаться спокойным в конфликтной ситуации. Как сохранять спокойствие в конфликтных ситуациях. Важность физической нагрузки

Самообладание, как часто вам приходилось его терять, а потом жалеть об этом? Особенно этому подвержены впечатлительные и неуравновешенные натуры, от которых то и дело слышишь: «Вышла из себя» или «Слетела с катушек». Но как научиться справляться со стрессовой ситуацией без особых встрясок для нервной системы?

Вам будет интересно сразу ознакомиться:

Самообладание и воспитание

Потеря контроля над своими эмоциями – ответ эндокринной системы и мозга на стресс, который провоцирует сложные химические процессы в организме. Проще говоря, все дело в гормонах. Но почему одни в состоянии контролировать свое поведение во время ссоры, а у других конфликты заканчиваются бранью, битьем посуды или того хуже, пощечинами и кулаками?

Самообладание – это способность трезво думать во время пика эмоционального напряжения, и эта способность сугубо индивидуальная. Во многом она зависит от поведенческих стереотипов – социальных и культурных установок, которые прививались с малых лет. И то, что для первых признак дурного тона, для вторых – норма. Потому-то мы и наблюдаем совершенно разную реакцию в похожих ситуациях.

На способность сохранять самообладание влияют и другие не менее значимые факторы: особенности психики и нервной системы, сила раздражителя (насколько серьезна стрессовая ситуация), физическое состояние. Если вы голодны, чересчур утомлены, у вас болит голова или ноет зуб, что-то неладно дома или произошел … вполне естественно, что сдержаться будет очень сложно.

Плюсы и минусы развитого самообладания

Человеку, умеющему контролировать свои эмоции, не будет впоследствии стыдно за свое неуравновешенное поведение. И это большой плюс. Однако так ли много он выигрывает в итоге?

Уже давно доказана связь между негативными эмоциями и состоянием здоровья в целом. Тщательно скрываемые душевные страсти, постепенно накапливаясь, приводят к истощению нервной системы. Невыраженная агрессия рано или поздно даст о себе знать, приняв форму , повышенной раздражительности или какого-либо заболевания.

В развитом самообладании действует принцип: все хорошо в меру. Поэтому нет нужды всегда держать себя в ежовых рукавицах, необходимо время от времени давать волю эмоциям. Гиперконтроль опасен еще и тем, что заставляет человека постоянно повышать планку требовательности к себе и к окружающим, а накопленный негатив выплескивать на более слабых. Психологи также утверждают, что незнание, приводит к мышечным болям и спазмам в области шеи, плеч и спины. А иногда неумение сбрасывать стресс является и развития алкоголизма.

Потеря контроля

В определенных случаях, когда человек полностью теряет самообладание, наблюдается особая психологическая реакция. Пик эмоционального напряжения сопровождается учащенным сердечным ритмом, головокружением, потемнением в глазах, ощущением того, что голова сейчас попросту взорвется, после чего наступает ощущение слабости. Если вы впадаете в такое состояние регулярно, значит, ваша нервная система не готова к тем нагрузкам, которым вы ее подвергаете, и дает сбой. Как правило, в таких случаях необходима профессиональная помощь психотерапевта.

Как сохранить самообладание и «выпустить пар»

Чтобы уметь контролировать отрицательные эмоции, нужно уметь их расходовать. Нервная система «сбрасывает» напряжение во время сна, активного отдыха, занятия сексом или спортом. Некоторым помогают расслабиться адреналиновые всплески от просмотра фильмов ужасов, банджи-джампинга или катания на американских горках. Чтобы не впасть в состояние постоянного стресса, вам необходимо найти эффективный способ выплеска накопившегося негатива.

Старайтесь не накапливать ситуации, в которых вам приходится подавлять гнев, убеждая себя, что все в порядке и ничего не произошло. Необходимо вырабатывать физиологическую реакцию на стресс, «выпуская пар» не криком, а по средствам цивилизованной формы выражения агрессии. Попытайтесь выиграть у оппонента в спортивную или интеллектуальную игру, либо же отвечайте на его выпады едкими фразами, но спокойным тоном. Если же чувствуете, что негативной энергии слишком много, направьте ее для достижения мирных целей: в пылу ярости решайте те вопросы, на которые в обычном состоянии не хватает смелости.

В случае, когда возможность достойно ответить обидчику отсутствует, избавиться от эмоционального напряжения поможет фитнессклуб, бассейн, пробежка в парке, или спа-салон. На крайний случай подойдет и обычная подушка, которую можно вдоволь поколотить дома.

Однако все эти действия помогут лишь на короткий срок обрести самообладание. Они не в состоянии избавить организм от последствий стресса. К тому же, на контроль собственных эмоций часто расходуется много сил, которых порой не хватает. Все популярные методы, помогающие сохранять самообладание, – это лишь вспомогательные средства. Приводить расшатанную нервную систему в порядок должен специалист.

…не путайте с аффектом

Люди склонны путать понятия потери самообладания с состоянием аффекта. Аффект – это абсолютная потеря контроля, быстропротекающая защитная реакция, сопровождающаяся сильнейшими переживаниями. Впадая в состояние аффекта, человек способен на действия, совершенно ему не свойственные: вытянуть из горящего дома стокилограммового соседа, одолеть противника, намного превосходящего физически… После чего наступает прострация, и переживший аффект полностью или частично забывает о событиях, происходивших с ним в этот момент.

Несколько способов вернуть самообладание

Что делать, когда вы чувствуете, как эмоции быстрым шквалом переполняют вас и вот-вот выплеснуться наружу? Как за короткое время вернуть контроль над собой и не наделать глупостей? Для этого психологи придумали несложных приемов:

— Визуализация. Постарайтесь подавить неприятные эмоции приятными воспоминаниями или фантазиями. Представьте, что вы на лазурном берегу океана и бриз доносит до вас соленые капли морской воды. В ход могут пойти даже сексуальные фантазии.

— Воображаемый образ. Включите воображение и представьте своего обидчика (начальника или недовольного клиента) в образе смешного героя комиксов в костюме супермена, приделайте ему уши Чебурашки, облачите в желтые носки и трусы в цветочек или балетную пачку.

— Релаксация. Даже если вы в сильном напряжении, все равно постарайтесь полностью расслабить все тело, особенно мышцы лица, шеи и плеч. Представьте, что при этом вы качаетесь в гамаке или просто летите. Сконцентрируйтесь на своих ощущениях.

Разрешать конфликтные ситуации - не самое приятное занятие, но даже самые агрессивные люди способны к эмпатии и компромиссу гораздо больше, чем нам кажется на первый взгляд. О том, как общаться, чтобы быть услышанным, рассказала издатель, переводчик и ведущая семинаров по сетевому этикету и ненасильственной коммуникации Шаши Мартынова на в Dl Telegraph. T&P записали основные тезисы.

В момент общения мы не задумываемся о том, как устроена наша речь. Однако это сложный процесс, состоящий из формирования образов и картинок, выстраивания грамматической системы и самого говорения. Речь обладает четырьмя свойствами: содержательность - набор смыслов, произносимый вслух; понятность (если обращаться к человеку на японском языке, а он его не знает, то речь содержательна, но не понятна); выразительность (тембр голоса, интонации), громкость и действенность, то есть ожидание ответной реакции на сказанные слова.

Когда речь произнесена и доходит до собеседника, образуется «четырехухая» модель коммуникации, разработанная лингвистом Романом Якобсоном. Между отправителем и получателем сообщения возникает четыре канала, действующих одновременно: канал фактов (только факты, сообщенные одним человеком другому), канал отношений (выбор обращения на ты или на вы, тон, определение отношений - близкие или формальные), канал призыва (что мы хотим получить от общения - начиная от того, чтобы нас выслушали, и заканчивая тем, чтобы в ответ на наше послание что-то сделали) и канал исповеди - сообщение о себе, о своем состоянии.

Необходимо помнить: только сам человек несет ответственность за свои эмоции. «Гадость» - лишь субъективная оценка услышанных нами слов

Американский психолог Маршалл Розенберг, ученик классика гуманистической психотерапии Карла Роджерса, в семидесятых разработал систему «Nonviolent communication», базовая гипотеза которой гласит: человеку свойственно испытывать эмпатию к другому человеку, а удовлетворение потребностей в ходе общения зависит от отчетливости коммуникации.

Чтобы понять, как работает «Ненасильственная коммуникация», обратимся к примеру: в момент разговора собеседник начинает кричать. Сначала Розенберг советует наблюдать за происходящим. Здесь важно отделить факт от оценки: факт - голос повысили, оценка - кричат, потому что я что-то делал не так или собеседник просто неуравновешенный. Потом определить собственную реакцию, не обманывая себя (гнев, раздражение или грусть). Сформулировать потребность (чего бы вам хотелось?). И, не стесняясь, попросить этого - в данном случае говорить тише. Но такая система - наблюдение, оценка чувств, формулирование потребностей и их озвучивание - требует ежедневной практики для достижения автоматизма.

Также следует избегать эмоционального шантажа: нужно выражать подлинную искренность, ответственно подходить к собственной уязвимости (некоторые специально терпят унижения, чтобы потом манипулировать человеком, давя на чувство вины), различать мысли и чувства (когда возникает ощущение «я чувствую, что ты меня обманываешь», стоит помнить, что это всего лишь догадки) и стараться заменять страдательный залог на действительный в описании своих ощущений («я огорчился», а не «я огорчен»).

Необходимо помнить: только сам человек несет ответственность за свои эмоции. «Гадость» - лишь субъективная оценка услышанных нами слов, и не надо ругать себя или другого, углубляться в собственные потребности и чувства. Помимо работы над собой, надо работать и с собеседником (возможно, он кричит просто потому, что он глуховат - эту гипотезу стоит проверить).

Каждый человек имеет право удовлетворять свои потребности и просить помощи в этом - но иногда он все равно будет получать отказ. Одна из причин - в том, что когда просят, чаще говорят, что собеседнику не нужно делать, забывая сообщить о том, что нужно. «Не ори» - ошибочная формулировка, гораздо лучше попросить «говори тише». В просьбе о помощи или в претензии должна выражаться сама суть дела, конкретика, но не приказ. Чтобы проверить, дошел ли «запрос» до собеседника, спросите, понял ли он, что от него хотят. Говоря «спасибо», лучше не употреблять льстивых слов («красивый», «щедрый» и т.д.), а благодарить за то, что действительно сделано. И не держите себя в эмоциональном рабстве. Важно смело решаться на искреннюю реакцию, отдавая себе отчет в том, к чему она может привести.

За понимание эмоционального состояния другого человека отвечают определенные области в мозгу: за отвращение и оргазм, за обучение и способность вспомнить знания в нужный момент и за одновременное переживание чужой боли как своей при понимании, что это не твое тело. И это доказывает врожденность сопереживания. Однако надо отличать эмпатию от других реакций: советов, поучений, утешений, попыток отшутиться или отвлечь от проблемы («не обращай внимания»), детальных расспросов, уличения в неправильных поступках. Сопереживать - значит выслушать без оценок, не комментируя поступки человека даже про себя.

В каждом из нас живут два внутренних голоса, мешающие общению. Один из них навешивает ярлыки на поведение окружающих, а другой ищет оправдания (меня заставили; я такой, потому что; мне велели; не знаю, как это получилось). Они опасны, потому что так мы снимаем с себя ответственность за свои же решения.

Ненасильственное общение помогает сохранять энергию, которую мы тратим на агрессию, перестать завоевывать очки за чужой счет (ведь осуждающие ярлыки, навешанные на других людей, делают нас лучше в собственных глазах), не лениться чувствовать и думать, мирно работать над совместными целями и принимать людей такими, какие они есть на самом деле. Гнев - это вполне естественная реакция, но человек ответственен и за него. Энергию гнева лучше направлять на что-то другое.

Умение перебороть страх, растерянность, спокойно оценить обстановку и принять правильное решение, а также избегать ссор, скандалов может оказать очень хорошую услугу.

Старайтесь не драматизировать ситуацию там, где не надо. Некоторые люди, особенно, эмоциональные, впечатлительные, склонны к излишней драматизации. В наиболее тяжелых случаях они способны любой пустяк возвести в ранг чуть ли не вселенской трагедии. Это вредит и им, и окружающим, ведь общаться с таким ранимым и эмоциональным человеком – нелегкое испытание.

Освойте методику самовнушения, убеждайте себя, что проблема вовсе не так серьезна (тем более, опасна) как вам кажется. Она не стоит того, чтобы вы нервничали сами и нервировали окружающих. Старайтесь избегать немедленной реакции на неприятное известие или на чьи-то обидные слова. Сначала сделайте несколько глубоких вдохов, мысленно сосчитайте до десяти (еще лучше – до двадцати). Этот исключительно простой метод поможет вам сохранить спокойствие, удержаться от вспышки гнева или обиды.

Не торопитесь сразу же посвящать в свои проблемы других, делиться своими опасениями в блогах, на страницах социальных сетей. Друзья и доброжелатели, скорее всего, будут лишь усугублять ваше состояние своими сочувствиями (нередко чрезмерными), а случайные собеседники, да и просто не слишком умные люди, могут поднять вас на смех. Спокойствия это вам явно не прибавит.

Как научиться контролировать эмоции

Избегайте того, что вас нервирует и беспокоит. Последите за собой. В какой ситуации, при каких обстоятельствах вы быстрее всего теряете самообладание, способны вступить в конфликт? Это может быть все, что угодно: время суток, степень загруженности служебными и домашними делами, чувство голода, головная боль, надоедливый шум, неудобная тесная обувь, общение с неприятными людьми и т.д. Исключите эти факторы или, по крайней мере, постарайтесь свести их к минимуму. И напротив, всячески используйте то, что вас успокаивает, приводит в умиротворенное состояние, будь то тихая минорная музыка, чтение любимых книг или ароматическая ванна.

Чаще бывайте на свежем воздухе, старайтесь вести размеренный и упорядоченный режим дня. Даже при большой загруженности очень важно уделять внимание полноценному отдыху и сну. Поскольку причиной повышенной нервозности, конфликтности часто бывает элементарное физическое и нервное переутомление.

Научиться сохранять спокойствие в любой ситуации – дело, важное для каждого человека. Вадь негативные эмоции, такие как злость, страх и паника, способны измотать любого, а взамен они не дают ничего полезного. Наоборот, те, кто не могут контролировать эмоции, нередко зарабатывают какое-нибудь неприятное хроническое заболевание. Люди, которые умеют сохранять хладнокровие , достигают успеха, не портят отношений с близкими и все успевают вовремя.

Инструкция

Не делайте из мухи слона. В любой ситуации старайтесь трезво оценивать происходящее. Следите за тем, что вы думаете. Как часто такие обороты, как «всегда» или «когда уже наконец», мелькают у вас в голове? Если вместо этого вы будете думать «это не так страшно» и «я сильнее этих обстоятельств», то все начнет казаться проще, а вы избавитесь от волнения.

Если у вас появилась проблема, то сначала постарайтесь обдумать ее самостоятельно, а потом уже делитесь с окружающими. Как часто, передавая друзьям сведения, которые вас самих ужасают, вы видите на их лицах ту же реакцию? Они начинают сочувствовать тому, что слышат от вас, а это может быть преувеличенная или неверно понятая ситуация. Вы же тем временем полностью утверждаетесь в том, что только что изложили им, даже если сами знаете, что немного преувеличивали.

Когда находитесь в нелегкой ситуации, то чтобы успокоиться, попробуйте представить проблему, как непонятный запутанный узел. Если вы нервничаете, то узел затягивается. Когда вы спокойны, он расслабляется, у вас появляется шанс легко все распутать.

Контролируйте свои жесты. Не кричите и не бегайте из угла в угол. Говорите медленно, а двигайтесь плавно. Постарайтесь выглядеть невозмутимо, и сами не заметите, как действительно успокоитесь.

Многим людям, занятым решением проблем, мешают внешние раздражители. Они бы спокойно справились с поставленной задачей, если бы сумели избавиться от них. Одни не способны думать в тишине, другим мешает шум. Почти всегда можно на время покинуть обстоятельства, которые раздражают вас сами по себе, чтобы вдали от них принять верное решение. Например, если вашим размышлениям препятствуют разговоры и бытовой шум у вас дома, то вы можете прогуляться по парку и там спокойно оценить свою проблему.

Потеряв контроль над эмоциями, вы ничего не сможете решить, а лишь почувствуете вину за то, что не сдержали себя в руках.

Люди расходятся во мнениях. Это неизбежная часть жизни. Однако небольшие разногласия зачастую перерастают в более серьезные конфликты, и это случается из-за того, что мы не учимся сохранять спокойствие.

Мы часто чувствуем, что у нас нет никакого контроля над конфликтами и ситуациями, с которыми сталкиваемся. Мы не способны управлять поведением других людей, но зато мы всегда можем выбрать то, каким образом мы будем реагировать на складывающиеся обстоятельства. Но на самом деле не так легко сдержать себя в руках, находясь напротив человека, проявляющего агрессию, находящегося в гневе или просто демонстрирующего свое плохое настроение.

При столкновении с какой-либо угрозой люди естественным образом отвечают на нее реакцией «бей или беги». В такой ситуации повышается уровень гормонов, повышающих его активность. Это не самая нужная реакция в современной жизни, но это то, с чем мы должны научиться справляться.

Можно освоить навык сохранять спокойствие и решать проблему возникновения разногласий и конфликтов здоровым образом. Это позволит сделать сложившиеся обстоятельства менее напряженными и поможет избежать ухудшения ситуации и полного разрушения взаимоотношений.

Советы психологов позволят вам сохранять спокойствие независимо от того, с какими конфликтами вы сталкиваетесь.

Сделайте паузу. Обычно мы реагируем на конфликтную ситуацию незамедлительно: либо атакой, либо защитой. Но если мы возьмем перед этим небольшую паузу, чтобы отдышаться и успокоить те гормоны, которые заполняют наш организм, мы сможем ответить более взвешенно. Глубокое дыхание вызывает стимуляцию парасимпатической нервной системы, что успокаивает нас.

Мы так же можем сосредоточиться на расслаблении любых областей нашего тела, испытывающих стрессовое состояние, например, плеч или челюстей. Данная техника займет всего несколько минут, но это позволит нам кардинальным образом изменить свое отношение к ситуации. После чего мы сможем выбрать наиболее рациональную модель поведения, а не вести себя словно пещерный житель!

Слушайте. Многие конфликты возникают из-за недоразумений и отсутствия подлинного общения. Когда вы действительно слушаете другого человека, а не стараетесь сразу же напасть на него или защитить свое собственное мнение, то у вас имеются все шансы, чтобы достичь взаимопонимания. Попробуйте действительно понять, что другой человек чувствует и показать ему, что вы слышите его.

Будьте честными. Зачастую настоящей причиной спора между людьми оказывается совсем не то обстоятельство, из-за которого разгорелся конфликт. Вот почему так часто небольшие ссоры перерастают в серьезные конфликтные ситуации. Мы можем начать спорить о том, чья очередь вынести мусор, но затем это превращается в нечто большее, потому что настоящая причина, из-за которой мы спорим, находится в несколько другой плоскости. Может быть, в этом виновато ваше чувство неоцененности или ощущение, что вам не хватает поддержки.

Но часто мы не можем самому себе признаться, что мы на самом деле спорим не из-за какой-то мелкой проблемы. Старайтесь быть честным по отношению к тем вещам, которые действительно беспокоят вас, так как появление любых важных и серьезных отношений с другими людьми делает вас более открытыми и уязвимыми.

Понизьте громкость своего голоса. Громкая речь воспринимается оппонентом как сигнал угрозы, что заставляет его активизировать реакцию «бей или беги». Одним из самых простых способов избежать эскалации конфликта – это вести разговор с человеком на пониженных тонах.

Кроме того, старайтесь не прерывать другого человека, так как в результате этого у него появляется чувство, что его не слышат. Конечно, всегда у нас есть соблазн высказать свою точку зрения. Однако другой человек будет более отзывчивым, если он почувствует, что его слышат и понимают.

Посмотрите на ситуацию в перспективе. В пылу спора, это может быть очень сложно. Конфликтная ситуация обычно захватывает весь наш разум. Тем не менее, если вы посмотрите на ситуацию со стороны, то у вас получится увидеть конфликт в перспективе. Вот почему люди иногда вдруг начинают смеяться в разгар конфликтной ситуации. Они просто посмотрели на нее стороны и поняли, насколько нелепо выглядит их ссора.

Даже если конфликт является очень серьезным, то взгляд на ситуацию в некоторой перспективе позволяет понять, что уже через месяц это разногласие будет нам казаться чем-то не таким уж и важным, а через год, скорее всего, мы и вовсе о нем не вспомним.

Кроме того, вы можете вспомнить и возможно даже озвучить какие-то положительные черты вашего оппонента в ссоре. И этот также позволит предотвратить дальнейшее нарастание конфликтной ситуации.

Избегайте вредного поведения. При общении с другими людьми важно сохранять уважение к ним.
Доктор Джон Готтман, ведущий исследователь и эксперт по отношениям, определил четыре типа поведения, которых следует избегать. К ним относятся:

  • критика (общение в стиле нападения);
  • неуважение (оскорбления и проявление высокомерия);
  • сопротивление (когда люди закрываются во время общения);
  • оборона (люди видят себя в качестве жертвы).

Любой из приведенных выше типов поведения способен испортить даже самые хорошие отношения. Всегда относитесь к другому человеку с уважением. Если кто-то использует один их перечисленных типов поведения против вас, постарайтесь выйти из разговора и предложите продолжить обсуждение, когда все успокоятся!

Не миритесь с тем, что кто-то либо устно, либо физически пытается оскорбить вас. Унизительная критика и агрессивное поведение по отношению к личности не приемлема ни в коем случае, и такой способ общения никогда не сможет разрешить ситуацию.

Не используйте эту тактику и сами. Вы можете победить в споре, однако вы нанесете значительный ущерб вашим взаимоотношениям. После того, как вы потеряли чье-то уважение, очень трудно вернуть его обратно.

Будьте настойчивы. Если мы чувствуем себя во время конфликтной ситуации уверенно, то нам гораздо проще будет найти выход его разрешения. Избегайте чрезмерно пассивного поведения и не позволяйте вашему оппоненту втаптывать себя в грязь. Но, одновременно с этим, не стоит себя вести чересчур агрессивно и враждебно.

Пассивно-агрессивное поведение, например, отказ отвечать на звонки или хлопанье дверьми, также будет бесполезным. Займите однозначную позицию по отношению к этому вопросу. Не затягивайте прошлые конфликты. Будьте честны в своих чувствах и не бойтесь спросить, чего же именно хочет другая сторона конфликта, оставаясь при этом открытыми для компромисса.

Оставайтесь при своем мнении. Не каждый конфликт может быть решен просто. Иногда лучшим вариантом станет согласиться с оппонентом и остаться при своем мнении, выйдя тем самым из неразрешимой ситуации.

Если все же конфликтная ситуация должна быть разрешена, то иногда может потребоваться какая-либо профессиональная помощь, например, со стороны специалиста по отношениям или менеджера по персоналу.

Заключительные мысли. В идеальном мире мы будем решать все конфликтные ситуации рациональным и разумным образом. Однако в реальности мы не всегда оказываемся способными вести себя как разумные существа. Делая все возможное, чтобы держать себя в руках, вы, скорее всего, достигните именно того результата, который сделает все стороны счастливыми.

Если вы, все же, дали волю своим чувствам, просто извинитесь перед вашим оппонентом и затем обязательно простите себя сами. Все мы люди, и мы не можем вести себя правильно постоянно.

Если вы имеете дело с человеком, который потерял контроль над собой и стал проявлять к вам вербальную и физическую агрессию, немедленно завершите этот разговор и найдите кого-нибудь, кто сможет поддержать вас, если для вас это необходимо.

На работе аврал, ситуация выходит из-под контроля, срывается подписание важного контракта, а начальник позволяет себе грубые замечания? В непростой обстановке многим не удаётся противостоять одолевающему их чувству беспокойства. В свою очередь, это мешает мыслить логически и принимать правильные решения. Как сохранять спокойствие, чтобы даже в стрессовых ситуациях не сказать и не сделать то, о чём позже приходится жалеть?

Оставаться спокойным в критической ситуации не значит «терпеть». Обычное терпение не поможет разрешить конфликт или найти выход из сложного положения. Скорее наоборот, накопившееся напряжение однажды спровоцирует сильнейший взрыв эмоций с непредсказуемыми последствиями. Поэтому важно научиться понимать причины происходящего и держать эмоции под контролем.

  1. Определите факторы, которые нарушают ваше внутреннее равновесие. Чтобы свести к минимуму возможность появления стрессовых ситуаций, постарайтесь определить, что именно заставляет вас терять контроль над эмоциями. Это может быть как офисный шум, высокая степень загруженности, так и бесконечные разговоры надоедливого коллеги. Не забывайте, если вы знаете своих раздражителей «в лицо», вам будет проще от них оградиться.
  2. Не сгущайте краски. Какой бы сложной ни была ситуация, старайтесь не драматизировать события. Не преувеличивайте негатив! Даже не допускайте мыслей о том, что «со мной всегда такое происходит». Наоборот, сделайте глубокий вдох/выдох и скажите: «Ничего страшного не случилось. Я с этим справлюсь!» Это поможет вам преодолеть паническое настроение и взглянуть на ситуацию свежим взглядом.
  3. Подумайте о хорошем. Безусловно, в стрессовой ситуации сложно переключить своё сознание на позитив. Но даже через «не могу» заставьте себя вспомнить хотя бы одно положительное событие, произошедшее с вами в течение дня. Приложив определённые усилия, вы убедитесь, что даже не в «ваш день» с вами может случиться что-то хорошее.
  4. Не представляйте, что было бы если... Чем активнее вы перебираете варианты дальнейшего развития событий, тем меньше у вас остаётся времени для реальных действий. По-настоящему успешные люди не терзаются в сомнениях «А что если?» Они понимают, что ответ не подарит им спокойствия и не поможет решить проблему.
  5. Не спешите подключать опцию «Помощь друга». Когда вы находитесь на грани отчаяния не торопитесь рассказывать о своей проблеме в социальных сетях. Сначала обдумайте и проанализируйте положение вещей самостоятельно. Даже если вам не удастся быстро найти выход из положения, небольшая пауза позволит вам собраться с мыслями и немного успокоиться. Ведь чтобы показать своё участие, друзья начинают вам сочувствовать. Нередко такая «помощь» только усугубляет положение, и вы можете ещё больше расстроиться.
  6. Создайте атмосферу, в которой вы чувствуете себя максимально комфортно. Что лично вас успокаивает и помогает быстрее справиться со стрессом? Возможно, спокойная инструментальная музыка, мягкий огонь свечи, теплая ванна с душистой пеной, лавандовое масло в аромалампе или кадры любимого фильма? Используйте всё, что помогает вам восстановить душевное равновесие. Когда вы вечером переступаете порог своего дома, постарайтесь найти несколько минут на то, чтобы ваш мозг мог успокоиться и плавно переключиться на семейные дела. Выключите свет и посидите несколько минут в тишине. Как это ни удивительно, такие несложные действия необычайно эффективны. Они помогают успокоиться и быстрее переключиться на другие занятия.
  7. Отвлекитесь. Вместо того чтобы снова и снова переосмысливать происходящее, займитесь чем-то интересным, а по возможности даже смешным. Посмотрите комедию или почитайте книгу, которая вас развеселит. Когда вы ощущаете позитив - вы чувствуете прилив энергии, поэтому вам проще противостоять стрессу.
  8. Уходите в оффлайн. Если ваш служебный телефон работает в режиме 24/7 и вы регулярно проверяете почтовый ящик – вы сами провоцируете стресс. Прекратите постоянно думать о работе, периодически уходите в оффлайн. Если вы переживаете, что можете пропустить важный звонок, начните с малого. К примеру, покидая офис, выключайте телефон или позвольте себе находиться «вне зоны доступа» по утрам в выходные дни. Обязательно разграничивайте личную жизнь и работу!
  9. Высыпайтесь. Во время полноценного сна мозг перезагружается, он ограждает вас от переживаний прошедшего дня. Поэтому вы начинаете новый день со свежими силами. В свою очередь, дефицит сна способствует повышению уровня кортизола. А если прибавить к этому напряжённую обстановку на работе и эмоциональное выгорание вам обеспечено. Хотите быть продуктивным – высыпайтесь!