Фразовое тактовое логическое ударение в русском языке. Лексические и фонетические основы русского языка. Тенденции в развитии русского лит. произн-ния

Фразовое ударение выделение слов ударением в предложении.

Неударные слова

В английском языке неударными обычно становятся такие слова, как артикли , вспомогательные и модальные глаголы (за исключением тех случаев когда они начинают вопрос, выступают в слитных отрицательных формах или заканчивают краткий ответ), личные, притяжательные, относительные и возрастные местоимения, подавляющее большинство предлогов, сочинительные и подчинительные союзы .

Ударные слова

Ударными, как правило, бывают все знаменательные слова: существительные , прилагательные , числительные, смысловые глаголы, вопросительные и указательные местоимения. Например:

  • Mary is ↓ clever.
  • I can"t do it ↓ now.

В русском языке ударными бывают обычно не только знаменательные , но и служебные слова .

Несоблюдение особенности английского фразового ударения затрудняет понимание речи. Одной из типичных ошибок является выделение ударением английских личных и притяжательных местоимений, вспомогательных глаголов, предлогов, а также ударение каждого слова - так, как это типично для русского языка.

В английском языке наблюдается тенденция произносить ударные слоги в предложении с определенным ритмом, через равные промежутки времени. Это означает, что скорость произнесения неударных слогов и слогов, стоящих между двумя ударными, меняется в зависимости от их количества.

Если таких слогов много, то они произносятся быстрее, если их мало - они произносятся медленнее. Это и придает английскому предложению определенный ритм .

В русском языке отсутствует четко выраженная ритмическая организация, что создает известные затруднения для изучающих английский язык.

Кроме правильного распределения фразового ударения необходимо обратить внимание на значительно большую силу произнесения ударных слогов по сравнению с безударными.

Произносительная форма изолированного слова, написанного в словаре, может сильно отличаться от произносительной формы того же слова в потоке речи.

Большинство служебных слов имеет целый ряд форм произношения: одну - две сильные (любое из этих слов может получить фразовое ударение для придания ему «большего веса» ) и слабые формы.

Не все фразовые ударения равноценны. В случае необходимости выделения по смыслу какого либо слова, которое говорящий считает особенно важным, под ударение могут быть поставлены и такие слова, которые обычно бывают неударными, а знаменательные слова, обычно имеющие фразовое ударение, могут его терять.

В английском языке, как и в русском, логическое ударение может не совпадать с фразовым. Слово, выделенное логическим ударением, определяет смысл всего высказывания и подразумевает противопоставление.

Словесным ударением называется выделение при произношении одного из слогов двусложного или многосложного слова. Словесное ударение наделено организующей функцией. Группа слогов, связанная общим ударением, образует особую фонетическую единицу. Она называется фонетическим словом , например: [гъл^вá] голова, [нá(гълъву] на голову. В рамках фонетического слова ударный слог оказывается той точкой отсчета, по отношению к которой определяется характер произношения остальных слогов. Лишенные ударения слова могут вести себя по-разному. Одни из них подчиняются обычным правилам произношения звуков: [да_сáдъ] до сада (ср.: [д^сáдъ] досада); [л’ э´j_къ] лей-ка (ср.: [л’ э´jкъ] лейка). Другие, несмотря на безударность, сохраняют некоторые фонетические приметы самостоятельного слова. В них, например, могут звучать гласные, нехарактерные для безударных слогов: [што(нáм] что нам (ср.: [штанáм] штанам); [т’э(л’исá] - те леса (ср.: [т’ьл’исá] телеса). Словесное ударение является одним из основных внешних признаков самостоятельного слова. Служебные слова и частицы обычно не имеют ударения и примыкают к самостоятельным словам, составляя с ними одно фонетическое слово: [под-горой], [на-стороне], [вот-те-раз]. Русскому языку свойственно силовое (динамическое) ударение, при котором ударный слог выделяется по сравнению с неударными большей напряженностью артикуляции, в особенности гласного звука. Ударный гласный всегда является более долгим, чем соответствующий ему безударный звук. В русском языке ударение разноместное - оно не закреплено за определенным по счету слогом: све́тлый (ударение падает на первый слог).светле́ть (ударение падает на второй слог), светлячо́к (ударение падает на последний слог). Таким образом, русское ударение может падать на любой слог (выход, выходит, выходить). Разноместность ударения используется в русском языке для различения омографов и их грамматических форм (орган - орган) и отдельных форм различных слов (мою - мою), а в некоторых случаях служит средством лексической дифференциации слова (хаос - хаос) или придает слову стилистическую окраску (молодец - молодец). Нормы ударения для большинства слов в русском языке содержатся в орфоэпическом словаре. Подвижность и неподвижность ударения служит дополнительным средством при образовании форм одного и того же слова: ударение или остается на одном и том же месте слова (огород, -а, -у, -ом, -е, -ы, -ов и т.д.), или переходит с одной части слова на другую (город, -а, -у, -ом, -е; -а, -ов и т.д.). Подвижность ударения обеспечивает различение грамматических форм (купите - купите, ноги - ноги и т.п.). В отдельных случаях различие в месте словесного ударения теряет всякое значение: ср.: творог и творог, иначе и иначе, обух и обух и т.п. Слова могут быть безударными и слабоударяемыми. Обычно лишены ударения служебные слова и частицы, однако они иногда принимают на себя ударение, так что предлог со следующим за ним самостоятельным словом имеет одно ударение: [на-зиму], [за-город], [под-вечер]. Слабоударяемыми могут быть двусложные и трехсложные предлоги и союзы, простые числительные в сочетании с существительными, связки быть и стать, некоторые из вводных слов. Некоторые категории слов имеют помимо основного добавочное, побочное ударение, которое обычно находится на первом месте, а основное - на втором, например: древнерусский. К таким словам относятся слова: 1) многосложные, а также сложные по составу (самолётостроение), 2) сложносокращенные (гoстелецентр), 3) слова с приставками после-, сверх-, архи-, транс-, анти- и др. (трaнсатлантический, послеоктябрьский), 4) некоторые иноязычные слова (пoстскриптум, пoстфактум).

Фразовое, тактовое и логическое ударение. Клитики.

Фразовое ударение - выделение одного из слов во фразе путем усиления словесного ударения, объединяющего разные слова в одну фразу. Фразовое ударение обычно падает на ударный гласный последнего слова в конечном речевом такте (синтагме): Есть в осени первоначальной / короткая, / но дивная пора//.

Тактовое ударение - выделение одного из слов в речевом такте (синтагме) путем усиления словесного ударения, объединяющего разные слова в одну синтагму. Синтагматическое ударение обычно падает на ударный гласный последнего слова в речевом такте: Есть в осени первоначальной / короткая, / но дивная пора//.Речевой такт обычно совпадает с дыхательной группой, т.е. отрезком речи, произносимым одним напором выдыхаемого воздуха, без пауз. Цельность речевого такта как ритмической единицы создается ее интонационным оформлением. На ударном слоге слова в составе речевого такта сосредоточен интонационный центр -- тактовое ударение: На сухой осине / серая ворона /... Каждый речевой такт оформляется одной из интонационных конструкций. Речевой такт иногда называют синтагмой.Основное средство членения на синтагмы - пауза, которая обычно выступает в комплексе с мелодикой речи, интенсивностью и темпом речи и может замещаться резкими изменениями в значениях этих просодических признаков. Одно из слов синтагмы (обычно последнее) характеризуется наиболее сильным ударением (При логическом ударении главное ударение может падать на любое слово синтагмы).Во фразе обычно выделяется, содержится несколько речевых тактов, но границы фразы и такта могут совпадать: Ночь. // Улица. // Фонарь. // Аптека // (Блок). Выделение речевых тактов может характеризоваться вариативностью: ср. Поле за оврагом и Поле/за оврагом.

Словесное ударение - вид ударения, определяемого в пределах слова и состоящего в выделении одного из его слогов, в отличие от фразового, ритмического (тактового), слогового ударения. С. у. может быть свободным, как в русском языке, или фиксированным, как в чешском, венгерском, польском языках. Внутри такта (реже –– фразы) выделяют две разновидности тактового (фразового) ударения, в зависимости от функций –– логическое и эмфатическое. Логическое ударение – ударение, позволяющее любое слово во фразе сделать смысловым центром. Эмфатическое ударение – Для характеристики эмоциональной выразительности слова Щерба ввел термин „эмфатическое ударение". Это ударение „выдвигает" и усиливает эмоциональную сторону слова или выражает аффективное состояние говорящего в связи с тем или иным словом. Вкратце различие между логическим и эмфатическим ударением можно сформулировать следующим образом: логическое ударение привлекает внимание к данному слову, а эмфатическое делает его эмоционально насыщенным. В первом случае проявляется намерение говорящего, а во втором выражается непосредственное чувство.

По-русски эмфатическое ударение состоит в большем или меньшем удлинении ударного гласного: пре-кра-аснейший работник, замеча-ательное произведение искусства".

Кли́тика - слово (например, местоимение или частица), грамматически самостоятельное, но фонологически зависимое. Клитиками по определению являются, в частности, все слова, не составляющие слога (например, предлоги в, к, с). Клитики могут присоединяться к ударной словоформе какой-то одной части речи (например, романские местоимённые формы в косвенных падежах - только к глаголу) либо к словоформам любой части речи (таковы русские частицы же, ли); последние называются транскатегориальными.

16. Понятие о русской интонации, ее средствах, типах, функциях.
Интонация - это совокупность ритмико-мелодических компо­нентов речи: мелодики, интенсив­ности, длительности, темпа речи и тембра.

Элементы интонации :

1) мелодика речи - основной компонент интонации, повышение - понижение голоса во фразе (ср., произношение вопросительных и повествовательных пред­ложений);

2) ритм речи - регулярное повторение ударных и безударных, долгих и кратких слогов. Ритм речи служит для организации стихотворных и прозаи­ческих текстов;

3) громкость речи - сила или сла­бость произнесения высказывания (ср. разную интенсивность речи на митинге и в комнате);

4) темп речи - скорость произнесения (звуков, слогов, слов), скорость протекания речи, длительность звучания речи во времени (например, к концу высказывания темп речи замедляется,
отрезки, содержащие второстепенную информацию, произносятся быстро, информативно-значимые отрезки произно­сятся в замедленном темпе);

5) тембр речи - звуковая окраска речи, передающая ее эмо­ционально-экспрессивные оттенки (например, интонация недове­рия, игривая интонация и т.д.).

Функции интонации.

1) Средство оформления высказывания, выявления его смысла. С помощью интонации происходит членение речевого потока на смысловые отрезки (ср. интонацию законченности и неза­конченности предложения).

2) Различает типы высказываний по целенаправленности (ср. интонацию побуждения, воп­роса, повествования и т.д.).

3) Передает синтаксические отношения между частями предложения или предложениями (ср. интонацию перечисления, пояснения, сопоставления).

4) Вы­ражает эмоциональную окраску (ср. восклицательная интонация, невосклицательная).

5) Вскрывает подтекст высказывания (особый смысл, который не вытекает из значений слов).

6) Характеризует говорящего и ситуацию общения в целом (эмоционально нейтральная, повышенный тон, таинственность, секретность, важность, интимность).

То, как проявляется ударение в речевом потоке, в большой степени зависит от языка. В некоторых языках ударные слоги имеют более высокий или более низкий тон, чем безударные - это так называемое тоновое, или музыкальное ударение. В других языках они могут выделяться более высоким или низким тоном по сравнению с окружающими слогами (тоновое отклонение) в зависимости от типа предложения. Существует также динамическое (шумное, силовое) ударение, квалитативное (качественное) ударение (отсутствие редукции гласного) и квантитативное ударение (количественное - увеличение длины звука, известное в музыкальной теории как агогика). Ударение может обладать несколькими из этих характеристик одновременно. Кроме того, ударение может реализовываться в разной степени на разных словах в одном предложении; в некоторых случаях различие между акустическими сигналами ударных и безударных слогов может быть минимальным.

Наблюдается и обратный процесс, когда некоторые исторические изменения влияют на место ударения. Так, например, в русском языке за последние сто лет наблюдается процесс переноса ударения на корень или на начало слова, как наиболее значимые его части, которые несут в себе основную смысловую нагрузку. Например, катить , звонить , солить и другие глаголы на -ить во всех формах, кроме формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени (ка́тишь , ка́тит , ка́тят , ка́тим ; пока́тишь , пока́тит и т. д.). Лингвисты объясняют эту тенденцию тем, что в течение последних ста лет темп нашей жизни значительно ускорился и повлёк за собой ускорение речи, поэтому такие изменения в ударении позволяют нам эффективнее улавливать смысл услышанного .

Уровни ударения

В некоторых языках выделяют первичное и вторичное ударение. Традиционно считается, что английский язык обладает двумя уровнями ударения, как, например, в словах cóunterfòil [ˈkaʊntɚˌfɔɪl] и còunterintélligence [ˌkaʊntɚ.ɪnˈtɛlɪdʒəns], а в некоторых работах даже говорилось о том, что он имеет четыре уровня ударения, но эти исследования часто противоречат друг другу.

Эволюция правил ударения в русском языке

  • Каждая морфема (приставка, корень, суффикс, окончание) может быть самоударной (или типа a ), правоударной (или типа b ) и безударной (или типа c ).
  • Единица ударения - слово с предлогами, союзами, частицами. При этом вспомогательные слова, стоящие перед словом, всегда безударные, после слова - всегда самоударные.
  • В древнерусском также были редуцированные гласные (их обычно обозначают буквами ъ и ь ). Они были сильными и слабыми; последняя - всегда слабая. Если перед слабой редуцированной будет ещё одна редуцированная, та будет сильной . Слабые редуцированные ныне исчезли, сильные превратились в о и е (коньць конец , коньца конца ).
  • Находим первую ударную морфему. Если она самоударная - ударение на неё, если правоударная - на слог правее.
  • Но если ударение падает на слабую редуцированную - смещаем его левее.
  • Если все морфемы безударные - ударение на первый неслабый слог.

Например, корень рук- безударный, окончание самоударное, окончание и предлог на безударные, и выходит рукá , рýку , въ рýку , нá руку .

Современное ударение сдвигается в другие, более сложные правила, при этом одни слова работают по старым правилам, другие по новым. Фразы на ру́ку и на́ руку значат совершенно разное. Появились безусловно-ударные морфемы - например, суффикс -ив-(ый) (счастли́вый ). Ударение взяло на себя функцию различия падежей - жены́ распалось на жены́ (р.п. ед.ч.) и жёны (и.п. мн.ч.). В словах на -ер/-ёр ударение даёт понять, механизм это или человек: верёвочный стáртер , стартёр с флагом .

16. Ударение. Словесное ударение

Ударе́ние - выделение каким-либо акустическим средством одного из компонентов речи:

Слога в составе фонетического слова - словесное ударение,

Слова в составе синтагмы - логическое ударение,

Синтагмы в составе фразы - синтагматическое ударение.

В рус.яз. уд. гл-й отличается от безударного сил-ми, колич-ми и каче-ми характеристик

ами.В среднем ударный гласный в 1,5-2 раза длиннее безударного. Ударение может стоять на любом слоге и любой части слов (пра́вило, а́збука, буржуази́я); в разных грамматических формах одного и того же слова ударение может переходить с одного слога на другой (нога́ - но́гу, при́нял - приняла́). Тем не менее, есть определённые закономерности: так, в русском языке (в отличие от близкого ему современного церковнославянского) не может быть ударным окончание «-ый»/«-ий», Некоторые сложные слова, а также слова с приставками анти-, меж-, около-, контр-, сверх-, супер-, экс- и др. могут иметь, кроме основного, побочное (или второстепенное) ударение. Побочное ударение обычно по порядку бывает первым (ближе к началу слова), а основное - вторым (ближе к концу слова): кля́твопреступле́ние, о́колозе́мный, ви́це-президе́нт.

17. Ударение фразовое, тактовое, логическое

Фр.-создает общий ритмич-кий рисунок фразы. Синтагма-группа слов,предст-х единое смысловое целое для данного контекста.Синтагма фон-ки оформлена.Напр.,Высокая длинноногая блондинка/прошла рядом. 2 синтагмы,в осн.каждой единый смысл.С членениями на синтагмы связано синтагматич.ударение.От этого зависит смысл высказ-я. Недавно / приехавший доктор выступил в печати. Недавно приехавший доктор / выступил в печати. С вопросм о членении синтагм связан вопрос о безуд-х словах(клитики).

Логическое уд-ние - средство смыслового выделения какой-либо значимой единицы высказывания. Накладываясь на обязательное словесное ударение, Л. у. обычно усиливает фонетические характеристики слова, подчёркивая информацию, новую или спорную для одного из собеседников. Например, во фразе "Твоя сестра пришла" Л. у. может выделить любое из трёх слов.

Речевой такт – часть фонетической фразы, ограниченная малой паузой и характеризуется интонационной незаконченностью. Грамматически речевой такт соотносится с распространёнными членами предложения. Если речевой такт состоит из нескольких фонетических слов, выделение одного из слов (наиболее важного) в пределах речевого такта называют сигматическим ударением.

Фразовое ударение – выделение в речевом потоке наиболее важного в смысловом отношении слова, таким ударением является одно из тактовых.

18. Понятие об орфоэпии. Русское литер-ное произношение в его

ист-м развитии

Орфоэпия-буквально правильное произ-ние. 1) Р.о.-это раздел науки о языке,посвящ-й нормам лит.произ-и 2) Р.о. – сов-сть правил нормативного лит-го произн-ния. Наука, кот.изучает варьирование произ-х норм р.я. и выраб-ет произн-ные рекомендации. Орфоэпия: 1. звук.оформление слов. 2. произн-ние группы слов(нога за ногу) 3. произн-ние отд-х грам.форм. 4. акцентология.

Важн.яз-е черты сложились еще в 1й половине 17 в в составе разговорного языка г.Москвы.С 18в.с Москвой соперничает С.Петербург.Эта борьба продол-ся и в 19в. Сейчас произ-ния Ми Л почти не различ-ся

19. Орфоэпическая норма. Варианты норм. Стили произношения.

Тенденции в развитии русского лит. произн-ния

Под орф.нормой поним-ся единственно возможный или предпочтит-й вариант произн-я по сравнению с другими, менее соответс-ми системе произношения. шкала нормативности: 1й уровень –слово без вариантов(опека, алкоголь).2й – равноправные варианты(«и») искристый, залитый,решетчатый. 3й – один –осн.вариант, второй – допустимый(‘отдал – доп. от’дал).

Стиль-объедин-я опред-м функ-м назначением система яз-х элементов.Можно различать стили произ-ния: нейтральный, высокй, разговорный.

20. Понятие о лексике и лексикологи. Слово. Лекс. и грам-е

значения слов

Л.-раздел языкозн-я,из-щий словарный состав языка,лексику. В широком см. Л.-учение о словах и об устойч-х словосочетаниях. Вузком, Л.-заним-ся только словами Выделяют описат-ю и диахр-ю Л.+сопостав. Слово осн. структ-семант-я единица языка, служащая для именования предметов и их св-в.С-имеет многообр.хар-ки.Фонетич.ур-нь- слово оформлено при помощи звука. Словообр-й Ур-нь-корни-база для создания новых слов. Морф-й Ур-нь-слова обр-ют опред.системные группы.

По способу номинации: 1. самостоят-ные, 2.служебные, 3. местоименные, 4. междометия.

По фонет-му признаку: одноудао\рные, безударные(клитики), многоударные

По морф-му признаку: изменяемые, неизменяемые.

С.имеют лекс.и грамм.значения. Л.значение слова отражает то или иное явл-е действит-сти, хар-ет отдельное слово и индив-ет его; Г.значение-хар-ка его как элемента опред.грамматич.кл.

21. Типы лекс. значений

1) по степени семан-кой мотивированности: непроизвольные/произвольные

2) по способу номинации(прямоеЪпереносное) 3) по возможности лекс-й сочетаемости или виду отн-ний между словами 4) по хар-ру выполняемых функций.

22. Однозначные слова. Явление полисемии. Типы переноса

значения слова

Однозн.слова- четко выраженная предметная соотнес0сть(термины, названия деревьев, имена собств.) Полисемия – св-во слов иметь несколько значений.Л.полисемия – СП-сть одного слова служить для обозначения разных предметов и явлений действит.сти

23. Системные отношения в лексике. Синонимия. Син-кий ряд.

Типы синонимов

Между словами, образующими словарный состав языка обнаруживаются определенные отношения как по характеру выражаемых ими значений, так и по их фонетическому оформлению, т.е. по сходству их звукового состава. С этой точки зрения в лексике русского языка наблюдаются три типа системных отношений между словами: омонимические (совпадение звучания слов при различном их значении), синонимические (тождество или сходство значения слов при полном различии их звучания), антонимические (противоположное значение слов при различии их звучания).С.-тип семант-х отношений яз=х единиц,заключ-ся в полном или частичном совпадении их значений Виды синонимов: - семантич-обозн-ют одно и то же явление и выд-ют в нем разные стороны или разные степени проявления(страх-ужас); - стилистические; - семантико-стилистические; семант-стил-кие

24. Системные отношения в лексике. Антонимия. Типы антонимов

Между словами, образующими словарный состав языка обнаруживаются определенные отношения как по характеру выражаемых ими значений, так и по их фонетическому оформлению, т.е. по сходству их звукового состава. С этой точки зрения в лексике русского языка наблюдаются три типа системных отношений между словами: омонимические (совпадение звучания слов при различном их значении), синонимические (тождество или сходство значения слов при полном различии их звучания), антонимические (противоположное значение слов при различии их звучания).А.-яз.явление,отражающее отношение яз-х единиц с противопол-м значением. 2 типа: - контрарная А.(слова с полным противопол-м щначением) и комплементарная А. (между лексемами, кот-е занимают промеж-ное положение)

Сегментация (от лат. Segmentum – отрезок) – это деление речевого потока на сегменты(дольки, элементы, отрезки различной протяженности), вычленяющиеся из линейной последовательности высказываний.

Различают два вида сегментации – на уровне значимых единиц (с опорой на план содержания) и на звуковом, фонетическом уровне (с опорой на план выражения).

На уровне значимых единиц выделяются предложение – синтагма (словосочетание) – слово – морфема – фонема. Сегментация охватывает здесь единицы всех ярусов языка, поэтому ее можно назвать сегментацией межъярусного типа.

На фонетическом уровне выделяются такие единицы как фраза – речевой такт (фонетическое слово) – слог – звук. Сегментация ограничена здесь рамками только одного уровня (фонетического), поэтому ее можно назвать сегментацией внутриярусного типа.

Как разные отрезки речевой цепи звук, слог, такт, фраза принадлежат сегментному уровню. По отношению к знаковым единицам они являются их реализацией, хотя однозначного соответствия между ними нет. Достаточно сказать, что фраза не обязательно совпадает с предложением: она может объединять в себе и несколько предложений; границы фонетического слова (речевого такта) чаще всего не совпадает с границами слова как лексической единицы и т.п.

Между звуковыми единицами существуют как количественные, так и качественные различия.

Количественные: фраза может состоять из нескольких тактов, такт – из нескольких слогов, слог – из нескольких звуков. Но обратное неверно.

Качественные: единство фразы создается интонацией, единство такта – ударением, единство слога – волной сонорности, единство звука – его относительной акустической и артикуляционной однородностью.

Фонологический аспект фонетики предполагает изучение не только сегментных, но и суперсегментных единиц звукового строя языка. Однако между учеными нет единого мнения как о количественном составе тех и других единиц в целом, так и о распределении их по двум названным группам.

В числе различных решений вопроса укажем на следующее:

к сегментным единицам относятся только звуки речи, к суперсегментным – только ударение и интонация

к сегментным единицам относятся звуки, слоги, такты, фразы, к суперсегментным – ударение и интонация

к сегментным единицам относятся звуки, к суперсегментным – слоги, такты, фразы, ударения, интонация

Ударение – это выделение одного из слогов неодносложного слова. При помощи ударения слоги объединяются в фонетические слова. В русском языке ударный слог отличается большей силой, длительностью и тембром.

Ударение − это выделение в речи той или иной единицы в последовательности однородных единиц при помощи просодических средств. В зависимости от того, с какой единицей оно соотносится, различают ударение словесное (выделение одного из слогов в слове), фразовое или синтагматическое (выделение одного – обычно последнего – слова во фразе или синтагме), логическое (смысловое выделение одного из слов во фразе или синтагме).

Способы выделения ударного слога в русском языке – четкая арти-

куляция и бо′льшая длительность звуков, сила (громкость) и тембр голоса.Слабое ударение отличается по силе от обычного ударения и обозна-

чается знаком ̀: чѐрез окно́, два̀часа́, его̀сестра́, он̀прие́хал, он̀стал́инженером́и т.п.

Побочное (добавочное) ударение – слабое ударение, которое бывает в многосложных словах наряду с основным ударением и обычно стоит ближе к началу слова. Побочным ударением выделяются части сложных

(нефтега̀ ́зовый, газопрово̀ ́д, геологоразвѐ ́дка) и сложносокращенных (стройматериа̀ ́лы, газпро̀ ́м, медакадѐ ́мия) слов, а также некоторые приставки: антикоррозѝ ́йный, послеву̀ ́зовский, проамерика̀ ́нский, постинду̀ -

стриальный́ . В широкоупотребительных словах побочное ударение не вы-

деляется: рыболов́, зверобой́, водопровод́, старомодный́ .В словах с тремя – четырьмя частями возможны три ударения: два первых побочные, а по-

следнее – основное: нефтега̀ здобыва̀ ющий́ , аэрофо̀ тосъёмка̀ , пылево̀ до̀- непроницаемый́ , газпро̀ мстр̀ ойба̀ нќ.

Логическое ударение – выделение в речи более сильным ударениемкакого-либозначимого, важного в смысловом отношении слова.

Неподвижное ударение – ударение, которое при образовании грамматических форм слова и при словообразовании остается на одном и том же месте:книга́, книги́, книге́, книгой́ , о книге́, книги́, книгам́ , книгами́ , о книгах́ , звоню,́звонишь́ , звонит́, звоним́, звоните́, звонят́; книга́ – книжка́ , книжечка́ , книжный́ ; богатый́ – богач́, богатство́ ; обеспе́чить – обеспечение́ ; ходатай́ – ходатайство́ , ходатайствовать. Около 96% слов рус-

ского языка имеют неподвижное ударение или на основе, или на окончании.

Подвижное ударение – ударение, которое переходит с одного слога на другой, с одной морфемы на другую как при формообразовании, так и при словообразовании:письмо́– письма́ , бороться́ – борется́ – борьба,́ звезда́– звёзды, колос́ – колосоќ– колосья́ – колосится́ , вода́– во́ды. Слов с подвижным ударением очень мало, но они относятся к наиболее употребительным и входят в основной словарный фонд русского языка.