11 параграф древний мир рождение первых цивилизаций. Тема урока: Древний мир - рождение первых цивилизаций. Вставь в текст пропущенные слова

1. Вставь в текст пропущенные слова.

Эпоха Древнего мира - это рождение первых цивилизаций . Стали появляться первые города . Чтобы организовать и защитить жизнь разных людей, надо былоиметь законы, содержать войско, собирать налоги . Так появлялись государства .

Продолжи предложения.

Люди стали меньше зависеть от природы, так как научились делать орудия труда из железа . Другим важнейшим изобретением этого времени было колесо . Многими достижениями Древнего мира мы пользуемся до сих пор, например: умение обращаться и использовать огонь для приготовления пищи и обогрева жилища .

Определи и впиши в таблицу, к какой из древних цивилизаций относятся приведённые иллюстрации. Используя дополнительную литературу, заполни второй столбик таблицы (нарисуй или опиши другие особенности цивилизаций).

2. Впиши в кроссворд названия древних цивилизаций, которые являются изобретателями следующих достижений:

1. Алфавит из гласных и согласных букв (Эллада) .
2. Календарь, в котором год равен 365 дням (Египет) .
3. Привычные нам изображения цифр от 0 до 9 (Индия) .
4. Шёлковые ткани (Китай) .
5. Латинский язык (Рим) .

Добавь в кроссворд в любом подходящем месте слово «Междуречье» и запиши изобретения этой цивилизации

6. Первая письменность (клинопись)

3. « Римскими цифрами отметь на «реке времени» (стр. 31) века эпохи Древнего мира. Отметь годы следующих событий:

  • 776 г. до н.э. - первые в истории Олимпийские игры;
  • 74 г. до н.э. - восстание рабов под предводительством Спартака.
  • Эти изобретения эпохи Древнего мира повлияли на развитие человечества. Придумай для каждого изобретения понятный для тебя символ и нарисуй его в рамке, а затем на «реке времени» в нужном месте.

Появление орудий труда из железа (конец II тыс. до н.э.)
Изобретение колеса (рубеж III-II тыс. до н.э.)

4. Выполни задания на контурной карте (см. стр. 84-85).

  • Обведи границу цивилизованного мира.
  • Раскрась разными цветами территории цивилизаций Древнего мира

Напиши, в каких частях света расположены цивилизации Древнего мира.

Африка. Азия. Европа

Подчеркни цивилизацию, занимавшую большую площадь.

  • Мир первобытных племён
  • Мир древних цивилизаций

Придумай символические изображения архитектурных памятников Древнего мира (см. стр. 54-55 учебника). Нанеси их на территории тех цивилизаций, где были построены эти сооружения.

5. Внимательно рассмотри рисунки. Как ты думаешь, как бы поступили древние люди? Нарисуй или напиши продолжение этой истории с точки зрения морали Древнего мира.

Скорее всего, пойманного чужака жители Древнего мира поймали бы и превратили в раба. Они считали, что люди другой культуры не являются цивилизованными людьми, что они дикари. Поэтому они были уверены, что они могут быть только рабами.

Продолжи предложение.

Позиция (мнение) Я не хотел(а) бы, чтобы со мной поступили так же,
Аргумент(ы) потому что я свободный цивилизованный человек и относиться ко мне нужно как к равному человеку .

Подумай, как бы ты, человек XXI века, поступил в похожей ситуации. Нарисуй или напиши продолжение этой истории с точки зрения современного человека.

В современном мире в такой ситуации нужно обратиться в полицию, чтобы вора задержали, а чемодан вернули туристу. В современном обществе закон действует в отношении всех людей одинаково. Не важно приезжий человек или свой, он в любом случае находится под защитой закона.

Сделай вывод.
Позиция (мнение) Я считаю, что современные люди должны с уважением относиться ко всем людям, не зависимо от его национальности, расы и вероисповедания.
Аргумент(ы) потому что тогда люди смогут путешествовать по всему миру и не опасаться за свою безопасность.

Чем отличается эпоха Древнего мира от эпохи Первобытного мира?

Прочитайте ещё раз тему урока.

Все ли слова вам понятны?

Какое слово вам не понятно? (цивилизация)

Чтобы узнать, что такое цивилизация откройте учебник на стр. 53. Читаем 2 абзац.

Цивилизация – это возникновение первых городов, поселения ремесленников, торговцев и правителей, возникновение государства.

Внизу есть рисунок «Переход от первобытного общества к цивилизации».

- Сейчас вы поработаете в парах.

Глядя на этот рисунок-схему, попробуйте составить рассказ.

То есть назвать те основные признаки, которыми цивилизации отличаются от первобытного общества. (проверка)

Итак, в эпоху Древнего мира появляются – города, государства, письменность. Это основные признаки цивилизации.

Физкультминутка

Рассмотрим карту с.55-54

Что обозначено на карте широкой розовой линией?

Что находится за пределами этой границы?

Какой мир обширнее – мир первобытных племён или мир древних цивилизаций?

Что отмечено разными цветами на карте?

Какие цивилизации расположены в Европе?

Назовите цивилизации Древнего Востока?

Где именно располагалась каждая древняя цивилизация?

Задание по рядам:

1. рассмотреть карту и сравнить памятники архитектуры

2. рассмотреть карту и сравнить письменность разных стран(рис. на доске)

3. рассмотреть карту и сравнить одежду разных стран(на интерактивной доске)

Сделать вывод

Наводящие вопросы:

Похожи ли архитектурные сооружения между собой?

Сравните одежду людей разных Древних цивилизаций.

Что можете сказать об одежде?

Сравните письменность

- Какой можно сделать вывод?

Мы сравнили с вами архитектурные памятники, одежду, письменность. И к какому выводу пришли?

Давайте попробуем дать второе определение слову «цивилизация».

Давайте проверим стр.53 (3 абзац)

А теперь давайте узнаем какие предметы действительно пришли к нам из Древнего мира?

- Древний Египет – Египтяне первыми создали календарь, в котором обычный год состоит из 365 дней.

Древнее Междуречье. Стоя на вершине храмов, люди изучали звёздное небо, движение Луны и Солнца. Именно они впервые разделили сутки на 24 часа, час – на 60 мин.,а минуту на – 60 сек. Так была создана система счёта времени, которой мы сейчас пользуемся.

Древняя Индия. Учёные впервые создали знаки для обозначения цифр, которыми мы пользуемся 0,1,2…9.

Древний Китай. Мастера Древнего Китая прославились на весь мир лёгкими изящными тканями. Многие столетия они держали в секрете способ их изготовления.

Древняя Греция – Эллада. В её приморских торговых городах впервые появился алфавит из гласных и согласных букв. На его основе создано большинство современных алфавитов.

Древний Рим. Язык римлян – латынь знали во всех его владениях. Мы сейчас употребляем латинские слова: церковь, университет, империя, календарь и др.В наших календарях название месяцев происходят от имён римских богов или императоров(март – бог Марс, июль – Юлий Цезарь)

Но в эпоху древнего мира идет и развитие техники. Обратите внимание на с.57.

Сравните технические возможности людей в древнем мире и первобытном мире.с 50 и с. 57.

Что вы можете сказать?

В древнем мире появляются железный топор, колесо, парусно-гребные корабли.

Какие технические достижения эпохи Древнего мира помогали людям передвигаться на большие расстояния?

Плавая на парусно-гребных кораблях, можно было совершать дальние плавания и не бояться заморских путешествий. Отряды на боевых колесницах могли преодолевать большие расстояния и внезапно нападать на врага. Если сравнить орудия труда, то в древнем мире появляется железный топор. Чтобы срубить дерево каменным топором требовался целый день, а железным можно было управиться за несколько минут.

Таким образом, технические достижения в древнем мире поднялись на более высокую ступень развития.

Перелистните страницу, прочитайте текст.

Ответьте на вопрос: что считалось добром, а что злом в эпоху Древнего мира?

Пользуемся мы в современном мире календарём, песочными часами, цифрами, алфавитом? Как вы думаете из выше перечисленного древние предметы? «Какими достижениями эпохи Древнего мира мы пользуемся до сих пор?» Что такое Древний мир? Могли часы, календарь, буквы, цифры появиться в первобытном обществе?


Какие предметы могли появиться в эпоху Древнего мира? Каких знаний нам не хватает? Знаем Не знаем Для чего служат часы, календарь, буквы, цифры Чем отличается эпоха Древнего мира от эпохи Первобытного мира? Древний мир – вторая эпоха всемирной истории Какие предметы могли появиться в эпоху Древнего мира?













Древний Рим Они изобрели водяную мельницу, тиронианские отметки (в современном значении -стенография), бетон; а привычка римлян солить зелень привела к образованию слова салат. Многоэтажные дома. Многоэтажные дома появились в Риме совсем не от хорошей жизни. Проблема перенаселения была знакома уже в те далекие времена. Единственным выходом из положения стали многоэтажки, которые сдавались в аренду. Бедняки жили под самой крышей. Им приходилось взбираться под самую крышу по наружной лестнице, начинавшейся прямо на улице. Эти квартиры были такими низкими и тесными, что ходить по комнатам можно было только согнувшись.


Древний Рим Канализация. Нечистоты постоянно смывались по наклонной трубе водой из ближнего термо источника. Это и была первая полноценная канализация, она же Клоака, диаметр главных тоннелей которой достигал 7 метров. Стеклопакеты. Конечно же, стекло изобрели не древние римляне. Но именно они довели оконное ремесло до совершенства. Первая в мире правильная конструкция окна размером 1 х 1,7 м располагалась под сводом раздевальни бани в Помпеях и состояла из бронзовой рамы с матовым стеклом. Тогда же жители Древнего Рима сообразили, что основная часть теплого воздуха уходит через окно, а если поставить два стекла, друг за другом с расстоянием пять сантиметров, то в доме становится намного теплее.


Древний Рим Триумфальные арки – тоже римское архитектурное новшество, возможно, заимствованное у этрусков. Арки сооружали по разным поводам – и в честь побед, и как знак освящения новых городов. Однако их первичный смысл связан с триумфом – торжественным шествием в честь победы над врагом. Проходя через арку, император возвращался в родной город уже в новом качестве. Арка была границей своего и чужого.





В городе Олимпе раз в 4 года проходили общегреческие спортивные состязания – Олимпийские игры. Они справлялись в честь бога Зевса. Проводились состязания в беге, борьбе, скачках на колесницах. Голову победителя увенчивали лавровым венком. Во время Олимпийских игр прекращались все военные действия. Сюда съезжались художники и поэты. Здесь утвердился обычай читать литературные произведения и произносить стихи. Греческие государства во время Олимпиад Объявляли о заключении важных договоров, скрепляли их клятвами у алтарей богов.





Древний Египет 1. Древний Египет внёс огромный вклад в мировую культуру. Египтяне нашли более пригодный материал для письма, чем глина – папирус. Это тростник, который в изобилии растёт по берегам реки Нил. Они писали похожими на рисунки знаками, которые называются иероглифами. Их египтяне называли «божественная речь». Они придавали письменам важное религиозное и магическое значение. 2. Жилища египтяне строили из глины, ила и соломы. Позже они научились делать из глины кирпичи, обжигать их на солнце и строить из них дома.


Древний Египет 3. Египтяне выращивали пшеницу, ячмень, лён, из которого ткали полотно и шили одежду. Разводили крупный рогатый скот. Египтяне охотились на суше с колесниц, на воде с лодок. Они охотились на гиппопотамов с гарпунами и верёвками. 4. Самая высокая и самая древняя – пирамида Хеопса. Она достигает 146 метров в высоту. Это единственное сохранившееся до наших дней чудо света. Она строилась в течение 20 лет. На её строительстве работали 100 тысяч человек и было использовано шесть с половиной миллионов тонн камней.









Междуречье Они устанавливали порядок в обществе, регулировали отношения между людьми. Законы высечены на базальтовой плите, найденной археологами в 1901 г. содержали 282 статьи. В законах можно найти сведения о цели их создания, об особенностях хозяйства Вавилона, о развитии общества, о рабстве, торговле, армии и о мн.др. Шумеры изобрели колесо, плуг, систему орошения, лук для охоты, начали впервые выращивать пшеницу, лён, горох, виноград, уже тысячи лет назад шумеры знали математику, астрономию. С Х в. до н.э. они широко используют железо.


Итог урока: Что вас удивило на уроке? Что приобрели, чувствовали, думали? Что открыли нового для себя? Что больше удалось? Зачем нам был нужен этот урок? Оцените свою работу на уроке: Зелёный – я был активен и доволен своей работой. Жёлтый – я старался, но у меня её не всё получилось. Красный – я работал не достаточно хорошо. Нарисовать кружок выбранного цвета рядом с темой урока в «Рабочей тетради»


Использован материал учебника «Окружающий мир, «Человек и человечество» 4 класс». Издательства М.: Баласс, 2012 г. Окружающий мир («Человек и человечество»). 4 класс. Методические рекомендации для учителя. – 2-е изд., - М.: Баллас, 2011 При подготовке презентации были использованы материалы сайтов: – картинки

Тема урока: Древний мир – рождение первых цивилизаций
Цель: познакомить учащихся с древними цивилизациями
Задачи:

Образовательные:

    Познакомить с понятием «цивилизация»; Познакомить с эпохой Древнего мира; Показать географическое местоположение древних цивилизаций на карте;

Развивающие:

    Способствовать развитию ВПФ: устной речи, мышления, восприятия, воображение; Расширять кругозор;

Воспитательные:

    Формировать интерес к истории своей Родины; Воспитывать любовь, уважение к окружающему миру.

Оборудование: учебник, мультимедийное оборудование, доска, тетрадь ТПО

Ход урока


Орг. момент

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Владимировна, и я у вас проведу урок окружающего. Присаживайтесь.

Сегодня я приглашаю вас продолжить увлекательное путешествие по страницам всемирной истории.


Актуализация знаний

Скажите, а где вы побывали на прошлых уроках? (В первобытном мире)

Почему Первобытный мир называют «первыми шагами человека»? (Первобытный мир – это время появления первых людей и овладение ими самыми главными человеческими умениями)

Какие изобретения и умения сделали люди в Первобытном обществе? (В эпоху Первобытного мира люди научились говорить, научились выращивать растения, животных, добыли о сохраняли огонь, изготавливали орудия труда из камня, кости, дерева)

Ребята, посмотрите на слайд, здесь изображена река времени. Скажите, в какую эпоху мы совершим наше сегодняшнее путешествие? (В эпоху древнего мира) – слайд № 1


Постановка проблемной ситуации

Ребята, посмотрите на слайд и ответьте на вопросы: слайд № 2


1. Пользуемся ли мы в современном мире всеми этими предметами? (Да, постоянно)

2. Как вы думаете, есть ли среди этих предметов древние или все они современные?

(Ученики могут высказать разные предположения:

    - все современные; - все древние; - некоторые древние, а некоторые современные)

Какой у нас возникает вопрос? (Кто из нас прав? К какой эпохе относятся все представленные нам предметы?)


Изучение нового материала

Нам сегодня предстоит узнать, какими достижениями эпохи Древнего мира мы пользуемся до сих пор?

Посмотрите на слайд слайд №3

Прочитайте тему нашего урока. (Древний мир – рождение первых цивилизаций)

Что такое цивилизация? (Предположение) Ребята давайте узнаем значение этого слова из текста на странице 53. Прочитайте текст про себя, дайте понятие слову «цивилизация» (Цивилизация – это высокая ступень развития; общество со своей культурой)

Ребята посмотрите на схему «Переход от первобытного общества к цивилизации» на странице 53, скажите, чем отличается первобытное общество от цивилизации? Что произошло? (Среди маленьких поселков появились новые города)

города государства письменность

___________________________

цивилизация

поселки роды и племена сказания

_______________________________________

первобытное общество

Что стали делать правители, чтобы организовать и защитить жизнь людей? (Стали писать законы, создавать войска, собирать налоги. Появились новые организации, занятые управлением обществом – государства)

Какое еще важное изобретение было при переходе к цивилизации? (Изобрели письменность)

Для чего нужна письменность? (Для передачи различных сведений, для которых недостаточно устных рассказов)

Попробуйте назвать те основные признаки, которыми цивилизации отличаются от первобытного общества. (Люди начинают строить города, создают государство, изобретают письменность) – слайд

Какое основное отличие эпохи Древнего мира от Эпохи Первобытного мира? (В эту эпоху появились первые цивилизации: города, государства, письменность)


Физкультминутка (видео файл)

Работа с картой на стр. 54-55

Рассмотрите карту на страницах 54-55.

Скажите в чем её особенность? (На странице 54 изображена карта Древнего мира, а на странице 55 карта 3-го тысячелетия до нашей эры – V век н. э.. В Древнем мире была маленькая плотность населения на единицу площади)

Что обозначено на карте широкой розовой линией? (Граница цивилизованного мира)

Что находится за пределами этой границы? (То, что осталось - мир первобытных людей)

Где возникают древние цивилизации, в каком полушарии? (В восточном)

Какой мир обширнее – мир первобытных племен или мир древних цивилизаций? (мир первобытных племен обширнее)

Что отмечено разными цветами на карте? (Древние цивилизации)

Верно. Многие цивилизации Старого Света родились в долинах рек (Тигр и Евфрат, Нил, Инд) как вы думаете почему? (Реки играли такую огромную роль в их жизни людей – средство передвижения, воды для с\х, нужд, защиты от врагов)


Какие цивилизации расположены в Европе? (Древний Рим и Древняя Греция)

Остановимся подробнее на этих цивилизациях

Древний Рим был основан в 753 году до н. э. в Центральной Италии на месте древнейших поколений. Жители Рима создали самое могучее государство древности и завоевали разные страны. В 70 – 80 годах нашей эры в Риме был сооружен амфитатр Флавиев, получивший название Колизей (от лат.«Громадный»). Римский Колизей представляет собой огромную чашу со ступенчатыми рядами сидений, замкнутую снаружи кольцевой стороны. Колизей – самый большой амфитеатр античной эпохи. Он вмещает около 50 тыс. зрителей.

Следующая цивилизация – Древняя Греция. В Древней Греции усовершенствовали письмо древних мореплавателей – финикийцев, и впервые создали из гласных и согласных букв. Исповедуя культ здоровья и физической силы, греки провели спортивные соревнования в честь бога Зевса, жившего на горе Олимп. Поэтому наверное любое слово, в котором есть слово «Олимп», сразу ассоциируется с Древней Грецией.

Назовите цивилизации расположенные в Древнем Востоке? (Древний Египет, Западная и Средняя Азия или Древнее Междуречье, Древняя Индия, Древний Китай)

5 тысяч лет назад на берегах реки Нил появилось великое царство – Древний Египет. Это страна, которая расположена посреди самой большой пустыни на Земле – Сахары. Жрецы Древнего Египта изобрели календарь, которым люди пользуются и сегодня. Как это произошло? Ответ прост! Чтобы получать хороший урожай с полей, надо точно знать, когда начнется разлив Нила, а когда вода отступает; когда следует сеять, а когда приходит время убирать урожай. Именно тогда, когда люд научились собирать большой урожай, и многие из них уже могли заниматься не , а например строить дома. Все подчинялись фараону. Его власть была настолько велика, что люди поклонялись ему как живому богу. На западном берегу Нила возвышаются грандиозные пирамиды фараонов. Пирамиды были когда-то облицованы гладко отполированными плитами белого известняка. Сейчас пирамиды считаются интересным местом для туристов. Древние Греки считали пирамиды первым из 7 чудес света.

Буддийская ступа. Первые ступы появились в Индии еще в добуддийские времена и изначально выполняли функцию памятников на могилах правителей.

Ворота Иштар. Главные городские ворота носили имя богини Иштар. Через эти ворота проходила торжественная процессия во время самого важного праздника – Нового года. Она была главным женским божеством. Ее поклонники обращались к ней как к «Деве»

Китайская стена. Крупнейший памятник архитектуры. Проходит по северному Китаю на протяжении8851,8км. Строительство началось в 3 веке до н. э. для защиты государства от набегов кочевого народа. Высота Великой Китайской стены составляет примерно 5 метров

Ребята, мы сейчас рассмотрели архитектурные сооружения. Похожи ли эти сооружения между собой? (нет, не похожи)

Почему? (Страны различны, значит и культура разная)

Верно. Культура накладывает свой отпечаток на разные страны. У разных стран свои традиции и обычаи.

Сравните одежду людей разных Древних цивилизаций. Что можете сказать? (разная одежда) (показ слайдов)

Сравните письменность? (в каждой стране своя письменность) (показ слайдов)

    Язык древних египтян известен исследователям по большому количеству сохранившихся надписей иероглифической письменности, выполненных на камне и папирусах. Так как он является «мёртвым» языком, то на заре египтологии существовала проблема его дешифровки. Древняя Индия. Чаще всего в качестве материала для письма использовался пальмовый лист, высушенный, размягченный, надрезанный и разделенный на полосы. Для книги соединяли несколько таких полос. На большей части территории Индии чернила получали из черной сажи или , а писали тростниковым пером Древний Рим. В древнейшее время римляне писали на камне, металле и полотне. Для объявлений и документов использовались также и набеленные деревянные доски. Чтобы написанное не стиралось, когда складывали несколько дощечек, каждая из них оправлялась в деревянную рамку. Писчим материалом для изготовления книг служила бумага или пергамент. Бумага готовилась из тонких полос сердцевины египетского папируса. Древний Китай. В Древнем Китае обычно писали на длинных и тонких деревянных или бамбуковых планках, соединявшихся затем шнурком или ремнем. Писали тушью с помощью кисти, а ошибочно написанные знаки подчищали металлическим ножом. Начиная с середины I тысячелетия до н. э. древние китайцы писали также на шелке. Древняя Греция. Когда в IX – VIII вв. до н. э. у греков появилось алфавитное письмо, они стали писать на пальмовых листьях, липовом лубе, льняных тканях и даже на свинцовых свитках. Однако главным материалом оставался папирус. Позднее в Риме и Греции стали применять деревянные таблички, покрытые воском или оштукатуренные. Их широко использовали в школах. Старый текст на воске можно было затереть и написать новый. Если тексты были длинными и размещались на нескольких табличках, их связывали.

ЇКакой можно сделать вывод? (У каждой цивилизации своя особая культура)

ЇОткрыли стр.56 в учебнике. Какие предметы к нам действительно пришли из Древнего мира? (ответы детей по картинкам)

Закрепление пройденного материала

Работа в ТПО, страница 36 № 1:

Эпоха древнего мира – это рождение первых цивилизаций. Стали появляться первые города. Чтобы организовать и защищать жизнь разных людей, надо было иметь законы, содержать войско, собирать налоги. Так появлялись государства.

Решение кроссворда – слайд

Впиши в кроссворд названия древних цивилизаций, которые являются изобретениями следующих достижений:

Календарь, в котором год равен 365 дням Привычные нам изображения цифр от 0 до 9 (Индия) Шелковые ткани (Китай) Названия месяцев (Рим) Алфавит из гласных и согласных букв (Греция) Время (Междуречье)
Итог

Ї Что такое эпоха Древнего мира? (Время возникновения первых цивилизаций, городов и государств, которые передали нам свои достижения)

ЇЧто такое цивилизация? (Это высший этап развития общества; переход из первобытного состояния на более высокую ступень развития)

ЇЧто интересного вы узнали на уроке?

Домашнее задание

ТПО – страница 39, № 4; доклады на тему «Развитие техники в эпоху Древнего мира»

Выдря Анна Александровна

Учитель начальных классов

Хабаровский край, город Хабаровск

Тема. Древний мир – рождение первых цивилизаций.

Краткая аннотация:

Главной дидактической задачей урока является «открытие» новых знаний через поисково - исследовательскую деятельность учащихся.

Чтобы урок был живым, увлекательным и эмоциональным, на уроке применяются: ИКТ, групповые формы работы, проблемные ситуации.

Класс делится на 4 группы и каждая группа заполняет схему-опору. Эта форма работы способствует активизации познавательной деятельности учащихся и формированию умений обсуждать и принимать коллективное решение. В процессе такой работы ребята читают, обсуждают и систематизируют большой объём учебного материала, на изучение которого отводится всего 2 урока. Важным этапом всей работы является публичное выступление каждой группы. Ребята учатся презентовать продукт своей интеллектуальной деятельности.

В процессе работы происходит смена деятельности: фронтальная беседа, просмотр видеофильма, самостоятельное чтение, обсуждение, заполнение схем-опор. В течение урока проводится 1 физминутка, но во время групповой работы ребята могут передвигаться в пределах группы.

Тема. Древний мир – рождение первых цивилизаций.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей «РИТМ»

Учитель начальных классов

Предмет. Окружающий мир

Класс. 4, общеобразовательной школы.

Цель урока. Создание условий для выделения отличий от других эпох эпохи Древнего мира через поисково - исследовательскую деятельность учащихся.

Тип урока. Урок открытия нового знания.

УМК. «Школа 2100»

Учебные пособия.

1. «Окружающий мир» («Человек и человечество») Вахрушева А.А., Данилова Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В., Тырина С.В. 4 класс, часть 2.

2. Рабочая тетрадь «Окружающий мир» («Человек и человечество») Харитоновой Н.В., Сизова Е.В., Стойки Е.И. 4 класс

3. Схемы-опоры на листах А-5

Необходимое оборудование и материалы: ИКТ (проектор, компьютер, экран), доска.

Данный урок является продолжением темы «Человек и прошлое человечества».

Конспект урока

Цель урока

Создание условий для выделения отличий от других эпох эпохи Древнего мира через поисково - исследовательскую деятельность учащихся.

Задачи урока для учителя

1. Научить отличать от других эпох эпоху Древнего мира.

2. Учить находить в современной жизни явления, открытия и достижения, сохранившиеся со времён Древнего мира.

3. Создать в классе атмосферу совместного творческого поиска, сотрудничества.

4. Тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, выполнять правила работы в группах.

Задачи урока для учащихся

1. «Открытие» новых знаний через формулировку учебной проблемы и поиск ее решения.

2. Создать схемы-опоры для систематизации материала.

3. Создать условия для развития таких базовых качеств личности, как рефлексивность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Ожидаемые результаты

Предметный: знание основных отличий эпохи Древнего мира.

Коммуникативные: формирование умения работать в группах.

Регулятивные: проявлять ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Личностные: мобильность, самостоятельность.

Познавательные: умения производить рефлексию своей деятельности.

Необходимое оборудование и материалы:

ИКТ (проектор, компьютер, экран), доска, учебник «Окружающий мир» («Человек и человечество») Вахрушева А.А., Данилова Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В., Тырина С.В. 4 класс, часть 2., рабочая тетрадь «Окружающий мир» («Человек и человечество») Харитоновой Н.В., Сизова Е.В., Стойки Е.И. 4 класс

Подробный конспект урока

План урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Вводная часть

I .Организация класса. Мотивация учебной деятельности

Цель: формирование умения производить рефлексию своей деятельности

Учитель: Посмотрите на доску и выберите себе установку на урок:

Я буду внимателен

Я буду старателен

Я буду трудолюбив

Я буду доброжелателен

Я буду активен

Я буду успешен

Учитель: В конце урока скажете, выполнили ее или это не удалось. Приступаем к работе.

Установка на деятельность.

Включение в работу

II. Актуализация опорных знаний

Цель: повторение и актуализация знаний учащихся по предыдущей теме.

    Какую науку изучаем?

    Что такое история?

    На сколько эпох разделили всю историю? (на 6 эпох: более 2 млн. лет назад, первобытный мир, средние века, новое время, новейшее время)

    Какую эпоху мы уже изучили? (первобытный мир)

    Какие признаки этой эпохи мы выделили?

Проверка Д/з: рабочая тетрадь с.32 № 1.

    Чем человек в первобытном обществе отличался от животных?

Проверка Д/з: рабочая тетрадь с.33 № 2.

    Работа с контурной картой.

Проверка Д/з: рабочая тетрадь с.34 № 4.

    Похоже ли поведение современных людей на поведение людей в первобытном обществе?

Проверка Д/з: рабочая тетрадь с.34 - 35.

Проверка тетрадей у ребят I варианта.

Организация работы учащихся, контролирующая

Фронтальная беседа

2.Основная часть

III. Постановка проблемы.

Цель: Создание условий для возникновения проблемной ситуации.

Учитель предлагает детям набор предметов: песочные часы, календарь (хорошо должны быть видны названия 12 месяцев), буквы алфавита, цифры от 0 до 9.

Учитель: Пользуемся ли мы в современном мире всеми этими предметами?

Дети: Да. Постоянно.

Учитель: Как вы думаете, есть ли среди этих предметов древние, или все они современные?

Ребята высказывают предположения, которые учитель может записать на доске.

Учитель: Какой вопрос возникает?

Дети: Какие из этих предметов могли появиться в эпоху Древнего мира?

Учитель: Каких знаний нам для этого не хватает?

Дети: Мы ничего не знаем об эпохе Древнего мира.

Итог: Сформулируйте тему урока.

Тема урока: Древний мир – рождение первых цивилизаций.

Постановка проблемы, оказание необходимой помощи обучающимся.

Исследовательская

IV. «Открытие» детьми новых знаний.

Цель: знакомство с новым материалом и систематизация его в схемы - опоры.

1.Учитель предлагает ребятам просмотр видеофильма «Древний мир» для «погружения» в тему.

Цель: формирование первичной «картины» древнего мира.

2. Самостоятельная работа в группах с выступлением в классе.

Цель: формирование умения работать в группах, проявлять ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Учитель: Вы разделились на группы перед уроком, а теперь определитесь с ролями.

Командир

Аналитик

Художник

Оратор

Учитель: Назовите правила работы в группе: слушать товарища, дать высказаться каждому, учиться договариваться.

Ребята получают схемы-опоры для работы в группах.

1 группа. Расселение цивилизаций.

На листах А-3 наклеены полушарии.

Задания на карточке:

    Раскрасьте контурную карту, используя учебник на с. 54-55.

    Где возникли первые цивилизации?

    в каком полушарии,

    в каких частях света,

    около каких рек,

    какой климат.

    подготовить рассказ о расселении первых цивилизаций.

2 группа. Цивилизации древней Европы.

На листах А-3 наклеена схема.

Задания на карточке:

    заполнить схему, используя учебник на с. 54-55.

    подготовить рассказ о группах древних цивилизаций.

3 группа. Достижения и изобретения.

Задания на карточке:

    подписать рисунки, используя учебник на с. 54 - 57 и наклеить на лист А-3.

    подготовить рассказ о достижениях и изобретениях древних цивилизаций.

4 группа. Особенности морали.

Задания на карточке:

    подготовить чтение по ролям отрывка из учебника с. 58-59.

    Рассказать о морали людей первых цивилизаций.



Регулирующая

«Открытие» детьми новых знаний.

Физминутка

V. Физминутка.

Поднять руки вверх столько раз, с какого века начинается эпоха Средних веков.

Присесть столько раз, каким по счёту стоит эпоха Нового времени.

Наклонить голову столько раз, сколько частей в эпохе Новейшего времени

Регулирующая

Регулирующая

3. Заключение

VI. Первичное закрепление.

Цель: устное сообщение по схеме-опоре.

Ораторы каждой группы выступают перед классом, а все ребята делают пометы в рабочих тетрадях.

Контролирующая,

оказание необходимой помощи обучающимся.

Практическая работа

4.Рефлексия.

VII . Итог урока:

Цель: формировать умения производить рефлексию своей деятельности

Учитель: Давайте вернёмся к основному вопросу урока. Какие достижения используются до сих пор?

Что самое интересное Вы запомнили в эпохе Древнего мира.

Учитель: В начале урока вы выбрали себе установку на урок:

    Я буду внимателен

    Я буду старателен

    Я буду трудолюбив

    Я буду доброжелателен

    Я буду активен

    Я буду успешен

Учитель: Скажете, выполнили установку или это не удалось. Возьмите соответствующий цвет и приклейте на лучики солнышка-успеха. Можно заменить установку.

Кого в нашем классе больше внимательных, доброжелательных?

Это результат вашей работы на уроке.

Регулирующая, организационная.

Аналитическая

VIII . Домашнее задание

    Рабочая тетрадь с.36-37 №1. С. 39 № 4.

Планирование

Самостоятельная работа

Самоанализ

При планировании урока были учтены возрастные особенности учащихся. Ребята 4 класса уже умеют читать самостоятельно текст учебника, выделять главное и заполнять схемы-опоры.

Данный урок является продолжением темы «Человек и прошлое человечества». Он является 2 в данной теме. В начале урока актуализируются знания учащихся о предыдущей эпохе «Первобытный мир».

Это урок открытия нового знания. На данном уроке применены: средства ИКТ, групповая форма работы, проблемные ситуации, «открытие» новых знаний через формулировку учебной проблемы и поиск ее решения.

Высокая работоспособность учащихся была достигнута за счёт интереса, высокой познавательной активности и оптимального сочетания групповой формы работы с большим объёмом изученного материала.

На уроке поддерживалась доброжелательная психологическая атмосфера. Ребята очень продуктивно общались в группах. «Продуктом» их аналитической деятельности стали схемы-опоры.

Удалось полностью реализовать все поставленные задачи.