Муж марины мнишек 10 букв сканворд. Марина мнишек интересные факты

Лжедмитрий и Марина Мнишек

Лжедмитрий и Марина Мнишек


…Марине было около шестнадцати, когда в феврале 1604 года в прикарпатский городок Самбор к её отцу, сандомирскому воеводе Ежи (Юрию) Мнишеку, прибыл человек, которому по прихоти истории суждено было на миг вознестись на российский престол. Кем же был этот искатель приключений, вошедший в российскую историю под именем Лжедмитрий?

Григорий, носивший в миру имя Юрия Отрепьева, родился в небольшом городке Галиче. Путь в жизни с детства пришлось пробивать самому. В 11 лет он поступил на службу к боярам Романовым, а затем принял постриг под именем Григория. Сменив несколько провинциальных монастырей, он очутился в кремлёвском Чудовом монастыре. Здесь Отрепьеву удалось довольно быстро выдвинуться благодаря своей образованности и литературным талантам. Но он жаждал опасных приключений, воинских подвигов, страстной любви.

Григорий Отрепьев бежал в Гощу и поступил в протестантскую школу. Там он провёл только одну зиму, а весной вновь отправился на поиски своей судьбы. Вскоре Григорий поступил на службу к князю Адаму Вишневецкому. Решение назваться давно умершим царевичем Дмитрием подсказала ему сама жизнь. К тому же Дмитрий был почти ровесник Григория, умер в девятилетнем возрасте в далёком Угличе, а если бы остался жив, то после смерти царя Фёдора на престол взошёл бы он, а не боярин Борис Годунов.

Притворившись смертельно больным, Григорий признался сначала на исповеди попу, а потом и самому князю Адаму Вишневецкому, что на самом деле он не кто иной, как сын Ивана Грозного Дмитрий, чудесным образом спасённый в далёком детстве от рук наёмных убийц Бориса Годунова.

Весть о появлении царевича Дмитрия быстро разнеслась по западным окраинам Русского государства. Современники отмечали большую физическую силу Григория, бесстрашие, самонадеянность, неуёмное честолюбие, ценимые казаками исключительно высоко. Скоро и в Польше мнимый царевич стал очень популярен.

На одном из пиров Лжедмитрий познакомился с сандомирским воеводой Юрием Мнишеком, любившим жить на широкую ногу, явно не по средствам. Впереди его ждало разорение, и он был готов на любые авантюры, лишь бы поправить своё положение. Хитрый воевода сразу сообразил, что с помощью московского царевича сможет поправить свои дела. Он познакомил его со своей дочерью Мариной и ввёл в дом.

Дмитрий сразу же увлёкся Мариной. Кроме того, у неё было много черт, буквально роднивших её с самозванцем: непомерное честолюбие, мания величия и даже безрассудство. Двойственность образа жизни Марины: с одной стороны, знатность и роскошь, с другой - нужда в деньгах, долги, неопределённое будущее - несомненно, оказала влияние на формирование её характера. Существует несколько романтических рассказов того времени о поединке, который имел будто бы Лжедмитрий с каким-то польским князем за прекрасную Марину.

Поселившись у Юрия Мнишека, Лжедмитрий сделал его дом самым популярным в Польско-Литовском государстве. Вскоре сам король Сигизмунд удостоил новоявленного Дмитрия вниманием и принял в своей резиденции в Кракове. Это ещё больше подняло престиж Мнишеков среди польской знати.

Отзывы современников о Лжедмитрии весьма благосклонны. В Речи Посполитой он освоил местные обычаи, в частности охотно танцевал. Ростом «царевич» был невысок, но хорошо сложён. Хотя он не отличался красотой, ум и уверенность в себе придавали ему особое обаяние.

Марина и Лжедмитрий вскоре были объявлены женихом и невестой. Поддержка Мнишека нужна была самозванцу лишь до вступления на престол; после этого настаивать на свадьбе, торопить Марину и её отца с приездом в Москву его могло заставить, пожалуй, лишь искреннее чувство.

Отправившись в поход на Москву за «отчим престолом», Лжедмитрий оставил Марину своей официальной невестой, с которой был заключён договор. Документ, подписанный в Самборе 25 мая 1604 года, гласил, что в случае удачи невеста получала Новгород и Псков, богатые подарки, а её отец - значительные денежные средства. В числе условий брака отмечено, что царь будет стремиться всеми способами привести к подчинению римскому престолу своё Московское государство. Таким образом, будущая царица принимала в глазах католиков высокое, апостольское призвание.

Мнишек советовал Дмитрию держать своё намерение в тайне, пока не вступит на престол. Сандомирский воевода не доверял Сигизмунду и опасался, что король захочет отдать за возможного царя свою сестру. Сама Марина, как говорят, вела себя сдержанно и давала понять Лжедмитрию, что она тогда только осчастливит его своею любовью, когда он добудет себе престол и тем сделается её достойным.

Ожидание оказалось недолгим. Начав поход на Русь в октябре 1604 года, уже 20 июня 1605 года под перезвон всех колоколов, встречаемый тысячами ликующих москвичей Лжедмитрий въехал в столицу.

В ноябре 1605 года в Краков прибыл посол нового царя дьяк Афанасий Власьев. Он заявил Сигизмунду о намерении своего государя сочетаться браком с Мариною в благодарность за те великие услуги и усердие, какие оказал ему сандомирский воевода. Во время обручения, по обычаю династических браков, Власьеву было поручено представлять своего государя на заочном венчании. Церемония состоялась 12 ноября. После обручения был обед, а потом бал.

«Марина, - говорит один из очевидцев, - была дивно хороша и прелестна в этот вечер в короне из драгоценных камней, расположенных в виде цветов». Московские посланцы и поляки любовались её стройным станом, быстрыми изящными движениями и роскошными чёрными волосами, рассыпанными по белому серебристому платью, усыпанному каменьями и жемчугом. Московский посол отказался с ней танцевать, заявив, что недостоин прикоснуться к жене своего государя, но внимательно следил за всеми церемониями. В частности, он выразил недовольство тем, что Мнишек велел дочери поклониться королю Сигизмунду, благодаря его за «великие благодеяния», - такое поведение совсем не подобало русской царице.

Марина с огромным удовольствием играла роль царицы: восседала в церкви под балдахином в окружении свиты, посетила Краковский университет и оставила свой автограф в книге почётных посетителей.

Марина получала от Лжедмитрия богатые дары. Ожидалось, что вскоре она отправится в Москву, но отъезд несколько раз откладывался: Юрий Мнишек жаловался зятю на недостаток средств и долги, не позволявшие быстро выехать. Однако вскоре до Марины дошли слухи, что в Москве у неё появилась соперница - прекрасная царевна Ксения, дочь умершего царя Бориса Годунова. Марина сразу засобиралась в дорогу, повелев отцу написать письмо царю.

Наконец Мнишек получил от Лжедмитрия 300 тысяч злотых, и 2 марта 1606 года Марина выехала из родного Самбора, окружённая огромной свитой.

На московской земле Марину встречали священники с образами, народ с хлебом-солью и дарами. Наречённая царица ехала медленно и, приблизившись к Москве, остановилась в заранее приготовленных для неё шатрах.

2 мая царская невеста прибыла в Москву. На улицах её встречали толпы нарядных горожан. Эта церемония описана многими очевидцами, поражёнными её пышностью, великолепием, роскошью. Малиновый звон колоколов, длинное шествие придворных в раззолочённых нарядах, сияющие панцири кавалерии…

После краткого свидания с Лжедмитрием в Кремле Марину привезли в Вознесенский монастырь, где её встретила «мать» царя - вдова Ивана Грозного Марфа Нагая.

Свадьба Лжедмитрия и Марины состоялась в четверг 8 мая. Как отмечает историк Костомаров, «свадьба устроена была по заветному прадедовскому чину с караваями, с тысячским, с дружками, со свахами. Марина, не любившая русской одежды, явилась в столовую избу в русском бархатном платье с длинными рукавами, усаженном дорогими каменьями и жемчугом до того густо, что трудно было распознать цвет материи; она была обута в сафьянные сапоги; голова у ней была убрана по-польски, повязкою, переплетённой с волосами».

После обычных церемоний новобрачные со свадебным поездом отправились в Успенский собор. Прежде венчания царь изъявил желание, чтоб его супруга была коронована, затем помазана на царство и причастилась Святыми Дарами. Лжедмитрий хотел сделать приятное жене и тестю, подчеркнув особое положение Марины. Она приняла причастие по православному обряду. Царь не хотел принуждать жену к смене веры и желал лишь исполнения ею - для спокойствия подданных - православных обрядов во время торжественных церемоний.

Совершилось венчание. Ксёндз произнёс в Успенском соборе проповедь на латинском языке. Свадьба, однако, продолжалась во дворце по всем правилам русского свадебного чина.

Потекли весёлые дни пиров и праздников. Марина, по требованию царя, хотя и являлась в русском платье, когда принимала поздравления от русских людей, но на свадебном пиру была в польском платье, на столе стояли любимые её кушанья, в том числе и телятина, которую русские люди не употребляли, считая поганой, играла польская музыка, и все гости танцевали. На русских пирах могли танцевать только скоморохи, поэтому все нововведения польской невесты были сочтены большим грехом.

Марина же, несомненно, была на вершине счастья. Сбылись самые смелые мечты честолюбивой полячки.

В воскресенье готовился маскарад с великолепной иллюминацией, а за городом устраивали бутафорскую крепость. Поляки затевали рыцарский турнир в честь новобрачной четы. Много иных весёлых планов представлялось для суетной и избалованной судьбою Марины.

Однако среди москвичей росло недовольство нашествием поляков. Этим обстоятельством решили воспользоваться мятежные бояре во главе с князем Василием Шуйским. Какие-то вести о заговоре дошли до Лжедмитрия, но он лишь отмахнулся.

Ранним утром 17 мая 1606 года москвичи проснулись от звона колоколов. Им объявили, что поляки хотят убить царя Дмитрия, и они бросились громить дома, где жили родственники Марины. Заговорщики ворвались в Кремль, смяли сопротивление царской стражи и стали искать Лжедмитрия. Спасаясь, он выпрыгнул из окна и сломал ногу. Стрельцы хотели было защищать царя, но заговорщики пригрозили им разорением стрелецкой слободы, и те в испуге отступились. Тело убитого Лжедмитрия было выставлено на Красной площади; Шуйские объявили о его самозванстве, несколькими днями позже князь Василий был избран царём.

Марина спаслась чудом. Она вбежала в свои покои, к придворным дамам и, будучи небольшого роста, спряталась под юбкой охмистрины. К счастью, прибежали бояре и разогнали неистовую толпу.

Марина оставалась во дворце до среды будущей недели; к ней приставили стражу. В среду пришли к ней московские люди от бояр и сказали: «Муж твой, Гришка Отрепьев, вор, изменник и прелестник, обманул нас всех, назвавшись Димитрием, а ты знала его в Польше и вышла за него замуж, тебе ведомо было, что он вор, а не прямой царевич. За это отдай всё и вороти, что вор тебе в Польшу пересылал и в Москве давал». Марина указала им на свои драгоценности и сказала: «Вот мои ожерелья, камни, жемчуг, цепи, браслеты… всё возьмите, оставьте мне только ночное платье, в чём бы я могла уйти к отцу».

У Мнишка забрали десять тысяч рублей деньгами, кареты, лошадей и вино, которое он привёз с собою.

Василий Шуйский отправил семью Мнишеков в Ярославль, где они прожили до июля 1608 года. Затем по договору с польским королём Марину с отцом отправили на родину. Но на Пути их встретил пан Зборовский, один из руководителей польских отрядов при Лжедмитрии II. Он предложил Марине стать женой второго самозванца, укрепив тем самым его авторитет. В Тушинском лагере она вновь становится русской царицей - 5 сентября 1608 года. Вскоре судьба преподнесла ей новый сюрприз: второй Лжедмитрий был убит. В это время она была на последних месяцах беременности.

Вскоре она родила сына, которого нарекла Иваном, возможно, в честь казацкого атамана Ивана Заруцкого, который отныне стал её единственным покровителем. Даже с маленьким ребёнком на руках Марина продолжала борьбу, надеясь стать московской царицей.

Конец «царствования» Марины был ужасен. Заруцкий как главный «заводчик воровства» был посажен на кол, четырёхлетний царевич Иван повешен (во избежание новых смут), а Марина была заточена в одной из башен Коломенского кремля, прозванной потом «Маринкиной». Здесь она умерла не то «от тоски», не то от голода, не то была отравлена.

Марина Мнишек стала одной из ярких героинь Смутного времени. Судьба женщины, коронованной на российский престол, полна любви, интриг, скитаний. Жизнь авантюристки семнадцатого столетия похожа на приключенческий роман с печальным исходом.

Детство и юность

Марина родилась в Ляшках Мурованных (ныне Львовская область), где находилось родовое поместье отца. У супругов - дочери придворного секретаря Ядвиги Тарло и Ежи Мнишка, который ходил в сандомирских воеводах – было, помимо будущей московской царицы, еще восемь отпрысков.

Дворянская семья была зажиточной, но изрядно обедневшей в сравнении со столетней давностью, в том числе и по вине батюшки Ежи. Выходец из Чехии отличался авантюрным характером, говорили, что мужчина помогал правителю Сигизмунду Августу обзаводиться любовницами – поставлял напрямик в его спальню молоденьких девушек. Поэтому шляхтичи недолюбливали Мнишка, а некоторые даже не считали нужным здороваться и вести дела.

И все же семья по меркам конца 16 века считалась состоятельной. Судьба Марины вполне могла бы сложиться счастливо – происхождение и финансовое положение открывали дорогу к удачному браку, жизнь была бы наполнена балами и другими развлечениями элиты общества.


Девушка выросла под присмотром католических монахинь, получила воспитание крайне суровое. Однако в будущем в Марине открылся талант манипулировать мужчинами и вообще окружением в целом - то ли природой было заложено, то ли кто научил. Эта яркая способность пришлась кстати, ведь девушка с юности не могла похвастать красотой: невысокий рост, худоба и излишняя чернявость были не в почете.

Лжедмитрий и правление

Когда Марине Мнишек исполнилось 16 лет (1604 год), в родном имении появился человек, который называл себя русским царевичем Дмитрием. Речь Посполитая ахнула – сын вовсе не убит в Угличе (удалось тайно сбежать за границу) и теперь по праву претендует на престол родной страны. Слухи быстро докатились до Москвы.


Увидев дочь воеводы, воспылал к ней любовью. Девушка была далека от политики, да и ухажер не особо нравился – историки свидетельствуют, что русский «царевич» имел маленький рост, слишком широкие плечи и руки разной длины, при этом рыжий, а лицо украшал нос «башмаком». Неудивительно, что в разлуке жених ни разу не получал от возлюбленной писем.

Ответить на ухаживания девушку заставили монахи, преследуя цель внедрить католичество на Русь. Духовников поддержали шляхты и король Сигизмунд собственной персоной. Однако отец невесты ставил серьезные условия: дочь обязательно должна стать царицей, в управление ей достается Псков и Новгород, при этом закрепляется право исповедовать католицизм. Если Дмитрию не удастся взойти на престол, Марина становилась свободной и могла пойти под венец за другого мужчину. Жених согласился, и обручение состоялось.


После того как Лжедмитрий взял власть государства российского, Марина Мнишек с пышным кортежем прибыла в русскую столицу. В начале мая 1606 года девушку обвенчали с новым правителем, также прошла церемония коронации полячки. Интересно, что она открыла список женщин, коронованных на территории России.

Жители златоглавой увидели в юной пани гонор и страсть к эпатажу. Москвичам девушка не понравилась – ни внешне, ни характером. А еще Марина не желала носить местную одежду, чаще одевалась в польские туалеты. Плюс ко всему питала нездоровую любовь к богатству и роскоши – тосканский герцог-посланец признавался в письмах, что таких драгоценных камней, украшавших прическу новой царицы, не видел никогда.

Началась королевская жизнь, наполненная яркими балами – то, о чем и мечтала девушка. Однако праздник длился недолго. Спустя неделю разразился страшный мятеж с участием стрельцов под руководством Василия Шуйского, вооруженные разгневанные самозванством заграничных гостей люди устроили погром в царском дворце. Мужа зарезали, а Марине удалось бежать.


Затем вместе с отцом девушку ждала ярославская ссылка, после чего польских самозванцев с миром отпустили домой. Но в родные пенаты Мнишек не попала – на пути встретилось войско под предводительством очередного Лжедмитрия, прозванного Тушинским вором, который заставил полячку признать его собственным мужем. Хотя часть исследователей уверена, что Марина добровольно согласилась на эту роль, мол, амбиции взяли верх – девушка во что бы то ни стало желала снова заполучить русский престол.

В 1610 году женщина вновь овдовела. География путешествий Марины Мнишек затронула Астрахань и Рязань, побывала под покровительством поляков и казаков. Очередным супругом стал атаман Иван Заруцкий. А в 1611 году девушка родила сына, назвав Иваном. О том, кто отец ребенка, история умалчивает, однако Марина провозгласила его отпрыском наследника российского престола.


Эта афера снова не увенчалась успехом. Скитания полячки по просторам Руси окончились в 1614 году – Марину вместе с сыном схватили в окрестностях Урала московские стрельцы. Ребенка необходимо было уничтожить, ведь в столице уже выбрали претендента на царство – . Конкурент только мешал, ведь мальчик – отпрыск официально коронованной Марины Мнишек. Трехлетнего малыша ждала принародная казнь: Ивана повесили, забрав из рук спящей матери.

Смерть

Смерть полячки, мечтающей о московском троне, одна из исторических загадок. Согласно документам, Марина Мнишек не выдержала горя после потери сына и «умерла от тоски».


Другие свидетельства утверждают, что женщину утопили или повесили. Еще один вариант гласит, что Марина скончалась в заточении в круглой башне Коломенского кремля.

Память

  • Круглая башня в Коломенском кремле носит имя Мнишек, ее так и называют – Маринкиной башней.
  • 1604 - самый известный портрет Марины Мнишек из Вишневецкого замка.

Книги

  • 1825 – «Борис Годунов»,
  • 2005 - «Марина Мнишек», Вячеслав Козляков
  • 2013 – «Царица смуты», Леонид Бородин
  • 2017 – «Три любви Марины Мнишек. Свет в темнице», Елена Раскина
  • 1834 – переведены на русский язык «Дневники Марины Мнишек» - рукопись, авторство которой принадлежит кому-то из приближенных полячки.
  • Пьеса «Борис Годунов» впервые была поставлена в Мариинском театре в 1870 году. Мнишек сыграла Елена Струйская.
  • Произведение несколько раз экранизировалось. Яркой режиссерской работой стал фильм, снятый Борисом Небиеридзе по мотивам одноименной оперы Модеста Мусоргского в 1987 году. В российскую царицу польских кровей перевоплотилась Ирина Малышева. А в 2011 году мотивы трагедии Пушкина перенес на кинопленку Владимир Мирзоев, создав любопытную интерпретацию, в которой действия разворачиваются в наши дни. Постановщик пригласил на роль Марины Мнишек .

  • После смерти Мнишек родилось предание: якобы перед кончиной Марина наслала проклятие на династию Романовых. Согласно предсказанию женщины, представители рода будут умирать насильственной смертью, в конечном итоге династия исчезнет. И, кажется, слова обезумевшей от горя матери воплотились в жизнь – по крайней мере, история тому доказательство.
  • Еще одна легенда гласит, что тюрьму, которой стала Коломенская башня, Марина Мнишек покидала, когда вздумается – превращалась в птицу и вылетала в окно. Страже запрещалось смотреть в лицо невольнице, якобы при одном взгляде на эту женщину легко влюбиться и сгореть от страсти.
  • В кремле Коломны прижилось поверье, что душа Марины так и осталась навеки в здании: посетители часто ощущают на себе пристальный взгляд невидимого существа. А вот влюбленные превратили предание в выгодное для себя дело – считается, что если попросить дух умершей о помощи, то скоро ждет удача в любви. Особенно это касается тех, чьи чувства безответны.
Что известно о Марине Мнишек

Мнишек, Марина Юрьевна — одна из наиболее ярких фигур Смутного времени начала XVII столетия. Ее считали ведьмой и приписывали незаурядный политический талант. Она прожила только 26 лет, однако за эту короткую жизнь, ей довелось пережить коронацию, изгнание, плен в банде разбойника. Она была очевидцем гибели 2-х своих мужей. Царя Дмитрия Ивановича, или , и по прозвищу Тушинский вор.

Мнишек не любили на ее родине – в Речи Посполитой, считая за чернокнижницу и колдунью потому, что она носила перевернутый крестик. К ней испытывали ненависть и в Московии за то, что она пыталась ввести европейский этикет, впервые привезя в Московию вилку, за попытку украсть и за многое другое. И не только жизнь, но и ее смерть оказалась покрыта тайной.

Краткая биография Марины Мнишек

Марина Мнишек (по-польски Марианна Юрьевна, рожд. примерно 1588 г. смерть 1614 или 1615 год) - дочь сандомирского воеводы Ежи Мнишека, жена первого Лжедмитрия. Разукрашенное романтическими рассказами ее знакомство с Лжедмитрием произошло около 1604 года, и тогда же последний после своей известной исповеди был помолвлен с ней.

Стать женой неизвестного и некрасивого в прошлом холопа Марина согласилась из за стремления стать царицей и уговоров католического духовенства, которое избрало ее своим орудием для проведения католичества в «Московию». Во время помолвки ей, самозванец обещал, кроме денег и бриллиантов, Новгород и Псков и предоставление права исповедовать католичество и возможность выйти за другого в случае неудачи Лжедмитрия.

1. Коронационный портрет 1606
2. Лжедмитрий I и Марина Мнишек. Гравюра

1605 год, ноябрь — состоялось обручение Марины Мнишек с дьяком Власьевым, изображавшим лицо жениха-царя. 1606 год, 3 мая — она с большою пышностью, в сопровождении отца и многочисленной свиты, въехала в Москву. Спустя 5 дней состоялось венчание и коронование Мнишек. В течении одной недели царствовала в Москве новая царица. После смерти супруга началась для нее бурная и полная лишений жизнь, при этом она показала много твердости характера и находчивости. Не убитая во время резни 17 мая только потому, что не была узнана, а затем защищена боярами, она была отправлена к отцу и здесь, говорят, вступила в сношения с Михаилом Молчановым.

1606 год, август — поселил всех Мнишков в Ярославле, где им довелось прожить до июля 1608 года. В состоявшемся тогда перемирии России с Польшей, постановили отправить Марину Мнишек на родину, с тем чтобы она не называлась моск. царицей. На пути ее перехватил Зборовский и доставил в Тушинский стан. Несмотря на отвращение к Тушинскому вору, Марина Мнишек согласилась тайно обвенчаться с ним 5 сентября 1608 года в отряде Сапеги и прожила в Тушине больше года.

Плохо жили они с новым мужем, как это можно увидеть из ее писем к Сигизмунду и Папе, но стало еще хуже с его бегством 27 декабря 1609 года из Тушина. 1610 год, февраль — остерегаясь за свою жизнь, она в гусарском платье, с одной служанкой и в сопровождении нескольких сотен донских казаков, бежала в Дмитров к Сапеге, а оттуда, когда город взяли русские, в Калугу, к Лжедмитрию 2. Спустя несколько месяцев после победы Жолкевского над русскими войсками она появляется с мужем под Москвой, в Коломне, а по низвержении Шуйского начинает вести переговоры с Сигизмундом о помощи для занятия Москвы.

Марина Мнишек и Лжедмитрий I

Тем временем москвичи присягнули Владиславу Сигизмундовичу, и ее предложили отказаться от Москвы и ограничиться Самбором или Гродно. Последовал гордый отказ, и с ним появилась новая опасность – быть захваченной поляками. Поселившись в Калуге с мужем и новым защитником, Заруцким, она жила там до начала 1611 года, уже под покровительством одного Заруцкого (Тушинского вора убили в декабре 1610 года) и с сыном Иваном, назыв. Дмитриевичем.

До июня 1612 года она находилась под Москвою, в основном в Коломне, где был и Заруцкий. После умерщвления Ляпунова она заставила Заруцкого и Трубецкого объявить ее сына наследником престола и вместе с Заруцким подослала убийц к , когда отпал от нее Трубецкой.

Подступившее к Москве земское ополчение вынудило Мнишек сбежать вначале в Рязанскую землю, после в Астрахань, наконец, вверх по Яику (Уралу). У Медвежьего острова ее настигли московские стрельцы и, скованную, вместе с сыном доставили в Москву (июль 1614 год). Там четырехлетнего ее сына повесили, а она, по сообщению русских послов польскому правительству, «умерла с тоски по своей воле»; по другим источникам, ее повесили или утопили.

Биография
Авантюрную свою натуру она унаследовала от отца, графа Мнишека. Род их происходил из Богемии. Львовский староста, управляющий королевской экономией в Самборе, Ежи Мнишек, казалось, вот-вот рухнет в глубочайшую пропасть безденежья. Брак его дочери Марины с Дмитрием Московским мог принести ему и славу, и кредиты, и звонкую монету.
Года за три до описанных событий Москву взбудоражили слухи о царевиче Дмитрии: мол, не погиб он в мае 1591 года в Угличе, а остался жив, перебрался за рубеж. Вскоре якобы он появился в Речи Посполитой. Называл себя сыном Ивана Грозного, чудесно спасшимся, и претендовал на трон «прародителей своих». Его поддержала часть магнатов и шляхты, а также сам король Сигизмунд. Лжедмитрий, как прозвали его на Руси, раздавал обещания налево и направо: королю – целые области, Мнишеку и другим – города и уезды, деньги и драгоценности…
Вряд ли жених так уж сильно понравился панне Марине. С виду он был весьма неказист: малорослый, приземистый, непропорционально широкий в плечах; хоть и сильные руки, но разной длины. Светлые рыжеватые волосы, нос «башмаком», бородавки... За всю долгую разлуку с суженым Марина не отправила ему ни единой строчки.
Многие польские магнаты, торопившие самозванца с походом, вовсе не желали, чтобы он в столь ответственный момент связывал себя с женщиной. Но в мае 1604 года помолвка авантюриста с Мариной все же состоялась. Счастливый избранник подписал брачный контракт, по которому в знак благодарности дарил отцу Марины один миллион злотых да Смоленское и Новгород-Северское княжества. Невесте же – города Новгород и Псков вместе с думными людьми, дворянами, духовенством, с пригородами и селами. Самозванец торжественно пообещал, что Новгород и Псков будут навсегда избавлены от опеки Москвы. Удел закреплялся за Мариной «в веки».
Но и это еще не все. За год Лжедмитрий должен был перевести все православное царство Московское в католическую веру. Если же обещание он свое нарушит, Марина вправе развестись с ним и вновь выйти замуж. Пожалованные земли и доходы с них при этом за ней сохранятся...
О чем думал Лжедмитрий, посылая в Краков своего порученца, дабы тот от имени государя московского обручился с чужеземкой? Что двигало им в тот момент – любовная горячка или неистребимая страсть к авантюрным приключениям? Наверное, в равной мере и то, и другое. Женолюбив был расстрига настолько, что почти перед самой свадьбой сошелся с дочерью Бориса Годунова – Ксенией. Об этом попенял ему в письме будущий тесть. Ксению срочно постригли и отправили от греха подальше в монастырь на Белоозеро.
Только после этого 12 ноября 1605 года состоялось заочное обручение нового русского царя и дочери польского воеводы. Марина блистала: пышное белое платье, корона в бриллиантах и самоцветах... Пишут, что, оставляя навеки отечество, она неутешно плакала – возможно, от горестных предчувствий…
Торжественно въезжала Марина в государство Московское. Везли ее на двенадцати белых конях, в санях, украшенных серебряным орлом. В каждом селении «цареву невесту» встречали хлебом-солью; жители Дорогобужа, Вязьмы, Смоленска подносили ей многоценные дары...
В Москву Марина въехала в роскошной колеснице, запряженной десятью пегими лошадьми, впереди шли триста гайдуков... Колесница остановилась в Кремле, у Девичьего монастыря. Невесту приняла инокиня-царица – мать царевича Дмитрия, якобы признавшая в Лжедмитрии своего сына (перед убийством самозванца царица Марфа с такой же легкостью отреклась от него). Свадьба состоялась под пятницу, чего по православным законам делать было нельзя… Марина появилась в русском красном бархатном платье с широкими рукавами и в сафьяновых сапогах, на голове ее сиял драгоценный венец. Сразу после венчания она сбросила непривычное русское платье, надела польское.
«8 мая состоялось бракосочетание царя Димитрия и польской панны Марины Юрьевны, и сразу после этого на нее был возложен венец царицы всея Руси, – рассказывал очевидец тех событий, германский наемник Конрад Буссов. – На этой свадьбе и коронации произошел немалый спор между царем и московитскими вельможами из-за одежды. Царь и польские вельможи хотели, чтобы невеста, когда ее поведут в церковь, была в польской одежде, к которой она привыкла с юности, тогда как в чужой она не умела держаться. Московиты требовали, чтобы при венчании она была, согласно обычаям страны, одета, так же как и царь, по-русски. После долгого спора царь сказал: «Хорошо, я не стану отменять обычай моей страны, уступлю моим боярам… Дело идет об одном дне», – и попросил свою невесту, чтобы она надела русскую одежду, на что та, в конце концов, и согласилась. Тогда на невесту надели очень дорогие царские одежды, в которых ее отвели в церковь Св. Марии и обвенчали с Димитрием. На следующий день, 9 мая, Димитрий приказал принести своей царице новые польские платья с просьбой, чтобы она надела и носила их из уважения к нему, поскольку вчера был день русских вельмож и он хотел угодить всей стране, а сегодняшний и последующие дни теперь будут принадлежать ему. Он будет царствовать и поступать, как ему будет угодно, а не так, как хотят его московиты. С того дня царица одевалась по-польски…»
Первой дамой Московского государства Марина побыла ровно десять дней. Еще голова ее кружилась от шумных и пышных праздников, когда началось восстание. Причин для него было несколько. Не последняя среди них та, что Марина потребовала и собственной коронации.
Утром 17 мая ударил набат. Изумленная полуодетая Марина услышала о смерти мужа и в беспамятстве выбежала в сени. Не без риска для себя пробралась в покои, где находилась ее польская гофмейстерина – толпа столкнула новоявленную царицу с лестницы. Худенькая и хрупкая, она спряталась у гофмейстерины под юбками. Верный слуга Марины встретил заговорщиков со шпагой в руке и долго сдерживал натиск толпы, но пал под ударами. Бояре прибыли вовремя: они выгнали толпу и приставили стражу, чтоб никто не мог ворваться к женщинам.

Марине повезло: она так и не увидела тело растерзанного супруга. Кем он был на самом деле, так и осталось навеки тайной. Может, действительно являлся незаконным сыном покойного польского короля Стефана Батория, как сообщали многие знатные поляки? Если принять во внимание образованность Дмитрия и некую величавость, присущую ему, как и большинству представителей королевских фамилий, в это можно и поверить. Самая расхожая версия о сбежавшем монахе-расстриге Гришке Отрепьеве, назвавшемся именем царевича, все-таки не выдерживает критики: и в Польше, и в России оказалось достаточно свидетелей, видевших рядом и Лжедмитрия, и Гришку…
«Кроме того, – писал Ж. Маржерет, – совершенно бесспорно и достоверно то, что Расстриге было от тридцати пяти до тридцати восьми лет, в то время как Дмитрию, когда он вернулся в Россию, могло быть только от двадцати трех до двадцати четырех лет». Кстати, этот французский офицер верил, что так называемый Самозванец и на самом деле являлся настоящим сыном Ивана Грозного; об этом клялся его знакомым и Григорий Отрепьев, в свое время якобы выведший спасенного и подмененного в детстве царевича из России.
Новый царь, Василий Шуйский, сослал Марину с отцом и частью их свиты в Ярославль и два года держал там заложниками, ведя с Польшей бесконечные переговоры о возможной выдаче пленников. А тут пошли новые слухи: царь Дмитрий чудом спасся и движется на Москву.
Марину вместе с отцом под конвоем отправили было в Литву. Но по дороге отряд Тушинского вора (Лжедмитрия II) отбил их. Рассказывали, что, подъезжая к Тушину, Марина смеялась и пела. Когда до лагеря оставалось всего восемнадцать верст, к ее карете подъехал молодой шляхтич.
«Марина Юрьевна, милостивейшая госпожа, – сказал он, – вы очень веселы и поете, и стоило бы радоваться и петь, если бы вам предстояло встретить вашего законного государя, но это не тот Димитрий, который был вашим мужем, а другой».
«Марина решительно отказалась ехать к неизвестному мужчине и признавать в нем мужа, – рассказывает Лариса Васильева. – Пять дней уговаривали – не поддавалась. Отца не слушала. Насильно везти не было смысла – спектакль радостной встречи разлученных супругов мог сорваться.
Мнишек один съездил к новому Лжедмитрию… На другой день Лжедмитрий II сам явился к Марине. Она не захотела его видеть. Отец настаивал – не помогало. Однако возле Марины оказался иезуитский священник, уверивший ее, что признание незнакомого мужчины своим мужем и русским царем будет ее великим подвигом в пользу католической церкви…»
По свидетельству иезуитов, Лжедмитрий II был крещеным евреем, долго жил в Белоруссии, учительствовал в Шклове, а затем служил писцом при Лжедмитрии I.
Положение Марины при новом самозванце было почти позорным. Ежи Мнишек смиренно целовал ему руку в надежде получить грамоту на еще не завоеванное княжество Смоленское. Сохранилась переписка Марины с отцом (старый Мнишек уехал из тушинского лагеря рассерженным на дочь и не дал ей благословения). В одном из писем Марина просила отца напомнить Лжедмитрию, что тот обязан оказывать ей уважение хотя бы наружно. Дядя Марины склонял ее к возвращению в Польшу – Марина надменно отвечала в письме:
«Благодарю за добрые пожелания и советы, но правосудие Всевышнего не даст врагу моему, Шуйскому, насладиться плодом вероломства. Кому Бог единожды дает величие, тот уже никогда не лишается своего блеска, подобно солнцу, всегда лучезарному, хотя и затмеваемому на час облаками».
Известно, что Марина беседовала с русскими послами и принимала иноземных вместо «Тушинского царя», не отличавшегося ни умом, ни образованием. Когда польский король Сигизмунд, ее бывший государь, предложил «из милости» этой чете Саноцкую землю и доходы с Самборской экономии за отказ от русского престола, она попросила у него Краков, обещая за это «из милости уступить королю Варшаву». Письма свои она подписывала не иначе как «императрица Марина».
Но и очередному самозванцу не довелось царствовать на Руси. Марина, которая должна была вот-вот родить, с боярами отправилась в санях за обезглавленным телом мужа и привезла его в город. Ночью, схватив факел, Марина бегала с обнаженной грудью посреди толпы, вопила, рвала на себе одежду, волосы… Заметив, что калужане остаются равнодушными к ее горю, обратилась к донским казакам, умоляя их о мщении. Командовал ими некто Иван Заруцкий…
Казачий атаман Иван Заруцкий неотступно следовал за обоими самозванцами и Мариной. Он не только брал целые города и волости себе в добычу – он возмечтал о престоле всея Руси. А для этого прежде всего нужно стать мужем «законной царицы». Марина была в его руках – она кинулась в объятия Заруцкого, снова надеясь стать всевластной московской государыней. Известно и другое: молодая женщина, как уверяют очевидцы, и в самом деле потянулась душой к этому храброму человеку, имея уже двоих детей – мальчиков (второго она родила, когда Лжедмитрий был убит).
Некоторые историки считают: Марина Мнишек хотела посадить на русский престол сына, «царевича Ивана», для чего и обвенчалась с казацким атаманом, тушинским боярином Иваном Заруцким. В народе малолетнего сына Марины называли Воренком…
После изгнания поляков из Москвы и избрания на престол в феврале 1613 года Михаила Романова власти преследовали бежавших в Астрахань Заруцкого и Марину. В конце концов их схватили и привезли в столицу. У Марины обманом отобрали сына, уверив, что царь не будет мстить ребенку. Ивашку повесили на Лобном месте, а Заруцкий принял страшную смерть на колу.
Есть пугающая закономерность в том, рассуждают исследователи, что восхождение на престол династии Романовых сопровождалось чередой кровавых преступлений. Говорят, что Марина Мнишек (в народе ее называли колдуньей), потеряв сына, прокляла весь род Романовых, предсказав, что ни один из них не умрет своей смертью…
Сама она окончила свои дни в коломенской темнице. Почему именно в коломенской? В пути Марина занемогла, с каждым днем чувствуя себя все хуже и хуже. И ее оставили в Коломне, заточив в восьмиярусную башню Кремля под особо строгим приглядом. Охрану предупредили: нельзя смотреть красавице в лицо и заговаривать с ней, а не то влюбишься и пропадешь.
По народным преданиям, из заточения Марина все же выходила, когда вздумается, обернувшись птицей. Выследив однажды момент, когда душа Марины вышла из тела, стрельцы-охранники окропили его святой водой. Вернулась Марина в башню, почуяв неладное, да воронья ее душа в тело уже войти не смогла…
До сих пор смотрители коломенского Кремля уверены, что дух Марины не покинул эти стены. Ощущение того, что кто-то пристально смотрит тебе в затылок и сопровождает в прогулке по башням, здесь испытывает на себе почти каждый. Впрочем, сотрудники музея привыкли к этому. Многие туристы, бывающие здесь, верят, что дух Марины помогает в несчастной любви, стоит только тихо попросить о помощи, прикоснувшись рукой к стене ее башни…


В российской истории было немало самозванцев, претендовавших на царскую власть. Но только один из них был удостоен официального возведения на престол – Лжедмитрий І . А его жена, полячка Марина Мнишек стала единственной на Руси царицей, не принявшей православие. Их брак продлился всего 10 дней, с 8 по 17 мая – ровно столько, сколько продолжались празднования в их честь – и завершился трагически.



По легенде, именно Марине Мнишек Лжедмитрий впервые поведал о своем царском происхождении. Достоверно не известно, так ли это, но фактом остается помощь ее отца, Юрия Мнишека, в организации похода Лжедмитрия. Между ними существовала договоренность о том, что Марина станет его женой лишь в случае воцарения Лжедмитрия в Москве. Девушке на тот момент было 16 лет, она мечтала о власти, славе, богатстве и вряд ли испытывала к жениху какие-то чувства, он же искренне ею увлекся.



Поляки не верили в высокое происхождение Лжедмитрия, но поддержали его из корыстных соображений. Осенью 1604 г. Лжедмитрий с войском, состоящим из польских наемников, вторгся в пределы Российского государства. Противники Бориса Годунова оказывали самозванцу активную помощь. Через год, после смерти царя Бориса, Лжедмитрия торжественно венчали на царство. Все это время Марина оставалась в Польше, а за полгода до ее приезда в Россию состоялось заочное обручение, во время которого роль жениха исполнял московский посол.





В мае 1606 г. Марина Мнишек прибыла в Москву. Невеста остановилась в монастыре, у инокини Марфы, бывшей царицы Марии Нагой. Именно ее чудесно спасшимся сыном Дмитрием называл себя самозванец. 8 мая 1606 г. состоялась пышная свадьба Лжедмитрия І и Марины Мнишек. Хотя все происходило в соответствии со старинными русскими обычаями, многие из них были нарушены, что в народе позже истолковывалось как дурные предзнаменования.





Венчание назначили на четверг, хотя на Руси было не принято заключать браки перед постным днем – пятницей. Еще до венчания Марина была коронована как царица. Помазание миром на царство представлялось присутствующим как ее приобщение к православию. Это должно было упрочить ее положение – ведь несмотря на то, что торжественные церемонии проходили по православным обрядам, она все же оставалась католичкой.



В течение 10 дней продолжались всенародные гуляния и пиры. Лжедмитрия предупреждали, что заговорщики готовят покушение, но он никого не слушал. В народе росло недовольство по поводу неподобающего поведения поляков во время празднеств. Этим недовольством решили воспользоваться мятежные бояре во главе с князем Василием Шуйским, замышлявшим переворот. В результате царь Лжедмитрий І был объявлен самозванцем и убит. Его тело было выставлено на Красной площади, а потом его сожгли, пепел зарядили в пушку и выстрелили в сторону польской границы.



Марину Мнишек с отцом взяли под стражу и отправили в Ярославль, а позже выслали в Польшу. Но на родину они так и не добрались. В пути их перехватили сторонники Лжедмитрия ІІ – нового самозванца, претендовавшего на роль чудесно спасшегося царя. Марина должна была подтвердить это и «вернуться» к новоявленному мужу. Ей пришлось повиноваться. Однако Лжедмитрия ІІ ждала та же участь – в 1610 г. он был убит.



Еще несколько лет Марина боролась за власть, но в 1613 г. царем был провозглашен Михаил Романов. По легенде, остаток дней гордая полячка провела в заточении в Круглой башне Коломенского кремля, которая впоследствии стала именоваться Маринкиной. В народе еще долгое время имя Марины Мнишек было овеяно дурной славой. Ее называли колдуньей и говорили, что она прокляла весь род Романовых. Лжедмитрий І и Лжедмитрий ІІ были не единственными авантюристами, незаконно претендовавшими на престол: