Как начать отвечать за свои поступки. Психология

Здесь мы поговори о том, как стать ответственным человеком и какая польза о этого в жизни.

Что такое 100 % ответственность

Ответственность — это ещё одно качество человека. Здесь имеется ввиду полная 100% ответственность за всё, что творится в вашей жизни. Как правило, человек либо безответственен вообще, либо ответственен только в какой-то области жизни.

Например человек может быть ответственен на работе, но лишён ответственности в семье, либо человек может быть ответственен за рулём автомобиля, но не несёт ответственности в сексе, например не использует презервативы, когда занимается сексом с незнакомыми людьми. Примеров можно привести много, суть в том, что люди только в какой-то области несут ответственность, а в остальном нет.

Мало людей, которые действительно несут 100 % ответственность за всё в своей жизни. Только тот человек, который является осознанным способен взять 100% ответственность за всё, что твориться в его жизни, ибо осознанный человек знает, что он сам всё творит в своей жизни каждой своей мыслью, словом и делом.

Ответственность — это значит нести за что-то ответ, в наше время люди избегают ответственности, им не хочется быть за что-то ответственным, это же лишняя морока, они не хотят брать ответственность за свою жизнь, пусть лучше государство их обеспечит, или работодатель.

Важно понимать, что ответственность за вашу жизнь никто не возьмёт, и пока вы это не сделаете ничего в вашей жизни не измениться. Бесполезно винить себя или кого-то за прошлые ошибки или за вашу нынешнею ситуацию в жизни, ибо это не
изменит вашу жизнь ни на дюйм, просто возьмите за неё ответственность.

Прежде всего вам нужно принять то, что всё, что вы видите вокруг все ваши жизненные ситуации, все люди, которые есть в вашей жизни, ваше финансовою благополучие, ситуация в вашей семье, на работе, учёбе и так далее, какую сферу ни коснись, всё это сотворили вы и только вы и никто кроме вас своими, словами и поступками.

Естественно вам уже ни в коем случае не стоит кого-то в чём-то винить, поступая так вы уже снимаете со своих плеч ответственность и перекладываете её на плечи того человека, которого вините. Конечно это намного удобнее и тогда вам не нужно париться ведь виноваты не вы, а другой и тогда вам не нужно меняться, анализировать ваши ошибки, расти, а следовательно и в вашей жизни и ничего не измениться.

Себя тоже ни в чём винить не надо, ибо вина мало чем вам поможет в приобретении ответственности, а только всё усложнит. Никто не виноват, просто извлеките ошибки, не повторяйте их дважды и двигайтесь дальше, но помните всё зависит только от вас, но только в том случае, если вы признаёте тот факт, что всё сотворяется вами вокруг вас в вашей жизни и вы постоянно находитесь в процессе созидания вашей жизни, всегда, даже когда читаете эту статью, желаю вам чтобы она только созидательно повлияла на вашу жизнь. Это конечно возможно только в том случае, если вы не просто прочитаете её, а будете вносить практику ответственности в свою жизнь.

Итак ключ ко всему — это перестать винить кого-то в чем-то, а понимать что всё в ваших руках.

Ожидание

Ничего не ждите. Никто в вашей жизни ничего за вас делать не будет. Только вы и никто кроме вас. Не друг, ни родители, ни государство ни кто бы то не было. Вы так долго будете что-то ждать от кого-то, пока мир не развеет ваши иллюзии по ветру и вы разочаруетесь. И очень хорошо, если вы это сделаете пораньше, так как у вас будет время тогда всё изменить.

Всё твориться вами помните об этом и живите соответственно.

Чувство меры

Не следует так же брать на себя ответственность за чужую жизнь, если конечно это не касается ваших детей и то, только тех кто ещё не способен сам о себе позаботиться, а не тех кто уже взрослеет. Вы сперва помогите себе, а потом помогайте другим.

При этом помните не следует чересчур усердствовать в этом, нужно знать где надо останавливаться, если вы чувствуете, что что-то на данном участке пути вы не потяните, не стоит в это в ввязываться, допустим, открытие бизнеса или взятие на себя дополнительной работы, да что угодно.

Тут важно трезво оценивать свои силы, и какой бы вы ответственный человек не были, если вы не знаете своих сил и не умеете трезво оценить ситуацию и те ресурсы, которыми вы обладаете, то никакая ответственность тут вам не поможет. Имейте это ввиду и помните просто чувство меры.

Выводы:

  • перестаньте винить кого-то, всё создаётся только вами;
  • перестаньте ждать, что кто-то за вас что-то сделает в вашей жизни, это иллюзия;
  • перестаньте перекладывать ответственность на чужие плечи;
  • помните про чувство меры, чересчур быть ответственным — это тоже без ответственность перед самим собой;
  • трезво оценивайте свои силы и ваши ресурсы, которыми вы обладаете на данный момент, не стоит перенапрягать себя;
  • нужно брать на себя ответственность не только в какой-то одной сфере жизни или несколько, а абсолютно за всё, что происходит в вашей жизни.

Если читатель у вас есть какой-то вопрос, вы всегда можете задать его в комментариях под данной статьёй.

Инструкция

Привыкайте сами решать все свои проблемы. Не перекладывайте работу над какими-то вопросами на других людей, не пытайтесь избежать принятия ответственных решений. По-настоящему взрослый человек отвечает за свои слова и поступки. Он не ищет виноватых и надеется только на собственные силы. Когда вы будете относиться к жизни так же, тогда вы поймете, быть зрелой личностью.

Умейте себя обеспечить. Найдите работу, которая будет приносить вам достаточный доход, чтобы удовлетворить все ваши насущные потребности. Человек, который постоянно берет деньги в долг и зависит от своих родителей, не может считаться до конца взрослым. Если, несмотря на наличие постоянной работы, вы не можете уложиться в личный бюджет, надо либо увеличить свои доходы, либо урезать расходы, пересмотрев некоторые привычки. Умение управлять финансами отличает взрослого человека.

Научитесь владеть собой. Взрослого человека отличает умение контролировать собственные эмоции. Особенно это касается негативных чувств. Взрывной характер и неумение вести себя в обществе говорит о том, что перед вами не зрелая личность, а капризный ребенок. Осознайте необходимость управлять своими эмоциями и не давать им подавлять ваше сознание. Тогда вы проявите себя как ответственный, взрослый человек.

Перестаньте жить в выдуманном мире. Снимите розовые очки и посмотрите на окружающую действительность объективно. Перестаньте быть чересчур наивным человеком. Не давайте себя обмануть. Взрослый человек критически относится к словам других людей, не все принимает на веру и проверяет факты, прежде чем им довериться. Не позволяйте другим влиять на ваше мнение. Научитесь распознавать попытки манипулирования вами и подавления вашей воли. Всегда думайте, какие могут быть скрытые мотивы у окружающих.

Научитесь защищать себя от негатива. Речь идет не о том, чтобы давать сдачи каждому, кто вас обидит, а о правильной реакции на отрицательные моменты в жизни. Не стоит принимать близко к сердцу досадные мелочи, которые происходят ежедневно, и расстраиваться из-за пустяков. Научитесь морально отгораживаться от натиска внешнего мира. Иначе вам грозит настоящий стресс. Берегите себя.

Выработайте свою систему принципов. Действуйте согласно вашему мировоззрению и не предавайте своих взглядов. Взрослый человек имеет собственную точку зрения по каждому вопросу, который так или иначе его касается. Привыкайте размышлять, решать, что для вас лучше, как поступить правильно. Умейте аргументировать свое мнение. Учитесь мыслить.

Термин «ответственный человек» стал весьма популярным в наше время. Его можно наблюдать даже в объявлениях о вакансии в качестве обязательного требования к кандидату. Как свойство личности слово «ответственность» нельзя найти даже в больших толковых словарях. Тем не менее, многие люди имеют свое мнение относительно его значения. Характеристика ответственного человека – понятие весьма субъективное. Давайте же разберемся, что такое ответственность.

Ответственность – это умение и желание личности вкладывать свое время, деньги или часть свободы для достижения определенной цели. В отдельных случаях термин может включать также способность понести наказание за свои поступки. В подобных ситуациях ответственность подразумевает некую справедливость личности в том, как она относится к себе. Человек соглашается с тем, что его поступки заслуживают некоторого порицания, и готов нести ответственность за них.

Этот термин довольно-таки древний, он встречается во многих языках. Что интересно, во всех случаях он связан с умением реагировать или отвечать на что-либо, а также ассоциируется с определенным наказанием. Изначально кара являла собой вполне осязаемое понятие. К примеру, убийство наказывалось некоторой компенсацией морального и материального ущерба.

Сегодня чувство ответственности больше ассоциируется с умением человека держать данное слово, а также принимать решения, при котором личность действует не только в собственных интересах. Понятие ответственности значительно шире, нежели термин «обязательность». Тем не менее, второй является неотъемлемой составляющей первого.

Ответственность имеет место лишь тогда, когда существуют отношения двух и более людей. То есть, такого понятия, как ответственность, не существует вне социума. Тогда же, когда речь идет о том, что человек ответственно что-то делает конкретно для себя, то все равно подразумевается личностное качество, сформированное в обществе. Есть явная прямая зависимость между теснотой связи личности с другими людьми и вероятностью того, что человек будет ответственным. Чтобы это качество сформировалось, нужен опыт ответственных отношений и развитая рефлексия деятельности . Потому данное свойство может быть только у реально действующей личности.

Ответственность, как и самокритичность , неотъемлемое качество, которое должно быть присущее любому лидеру. Тем не менее, в наше время сформировано некорректное отношение к понятию лидера. Везде и всюду пропагандируется идея, что каждый человек должен стремиться быть впереди или во главе какой-либо группы людей. К сожалению, подобная пропаганда является ловушкой для ответственных людей, у которых отсутствуют навыки и задатки управления. Из-за этого им приходится страдать и терять свое здоровье, занимаясь делом, которое, по сути, не является их стезей. Это актуально в особенности для молодых мужчин, которые в раннем возрасте зарабатывают ряд болезней, переживая серьезный стресс на работе.

Таким образом, ответственность представляет собой социальное понятие, и она подкрепляется какими-либо действиями. При этом мера ответственности должна формироваться каждой личностью конкретно для себя с оглядкой на свои возможности.

Как стать ответственным человеком

Ответственность – это навык, который можно получить, приложив для этого определенные усилия. Чтобы понять, как стать ответственнее, необходимо рассмотреть существующие уровни оценки данного качества. Попросите кого-то из знакомых проанализировать вас в соответствии с нижеприведенными критериями. Зачастую после подобной оценки возникает множество вопросов, ответы на которые будут полезны. Так как стать ответственным сразу непросто, внешний независимый взгляд будет весьма ценным, о чем речь пойдет ниже.

Уровни личной ответственности

  • Нулевой уровень ответственности подразумевает, что вы играете роль иждивенца. Вы полностью отстраняетесь от какой-либо ответственности, поскольку считаете, что чья-то забота о вас является само собой разумеющейся обязанностью. Такой человек не задумывается о том, как стать более ответственным, поскольку ему комфортно в его настоящем положении.
  • Первый уровень ставит вас в позицию исполнителя. Такой человек практикует принцип «работа не волк». Обычно такие люди не делают ничего до того момента, пока им не скажут что-либо сделать. Если же исполнителя не подталкивать на какие-то действия, то он так и будет находиться в отправной точке.
  • Второй уровень ответственности подразумевает то, что человек занимает позицию специалиста. Такие люди выполняют свою работу качественно, но при этом не вкладывают в нее душу. Они рассматривают свое занятие как способ заработка и не более. Не стоит ждать от такого человека какой-либо инициативы. Такие люди не заинтересованы в том, чтобы помочь или подсказать что-то. Нужно понимать, что специалист в любой момент может покинуть вас, если найдет более выгодное занятие. Такие люди довольно часто используют фразу «Мне за это не платят», тем самым ограничивая себя от дел, которые не входят в список их полномочий.
  • Третий уровень занимает ответственный сотрудник. Даже если такая личность в настоящий момент недостаточно качественно выполняет свои функции, она стремится развиваться и приобрести необходимые навыки . Поэтому в будущем ответственный сотрудник непременно станет профессионалом в своей области. Ему важны результаты своей работы, он достаточно инициативен и открыт для обмена опытом. Такой человек относится к своему занятию с интересом. Бизнес его работодателя он рассматривает как свой собственный. Каждый сотрудник, работающий с ним плечом к плечу, воспринимается им как член семьи. Ответственный сотрудник никогда не говорит: «Мне за это не платят». Когда ему поручают какое-то дело, он его выполняет, а после говорит с начальством о том, чтобы эта работа оплачивалась и ему, и коллегам.
  • Четвертый уровень ответственности занимает локальный руководитель. Такая личность представляет собой управленца, который организовывает работу подчиненных для реализации поставленных целей. Этот человек берет ответственность за себя и за других. Он не боится давать распоряжения и принимать серьезные решения, от правильности которых зависят судьбы многих. Локальный руководитель меньше любит работу, поскольку ему приходится делегировать ее своим подопечным, которые делают ее хуже, чем он. Однако правильнее поручать ее сотрудникам, а не выполнять самому. Локальный руководитель занимается организацией рабочего процесса на доверенном ему участке.
  • Пятый уровень предназначен для директора, который руководит начальниками более низкого уровня. Этот человек несет ответственность за бизнес в целом, при этом отдавая принятие тактических решений в руки своих подопечных. Ему же остается формировать стратегию. Человек этого уровня способен открыть новые направления или закрыть действующие. Он является профессионалом, принимающим серьезные решения. Однако уровень его ответственности ограничивается исключительно получаемой зарплатой и престижной должностью.
  • Шестой уровень ответственности свойственен только владельцу бизнеса. Именно этот человек организовывает дело, в которое вкладывает свои деньги, время и душу. Он способен отвечать за результат своих действий не только финансами, но и жизнью. Владелец рассматривает собственный бизнес как своего ребенка, которого он растил не один год. Он подбирает директора, который сможет эффективно управлять его делом, однако в любой момент он может заменить его на другого. Что интересно, владелец крупной компании редко засвечивается на людях. Он является своего рода шеей генерального директора, которая направляет последнего в нужную сторону. Владелец бизнеса не задает себе вопрос: «Как стать ответственным человеком?». Он ответственен по определению, поскольку от него зависит благополучие целого штата сотрудников и его собственное финансовое состояние.

Не стоит рассматривать вышеперечисленные уровни как должности. Они представляют собой уровни развития личности. К примеру, человек, занимающий должность директора крупного предприятия, с личностно-психологической стороны может быть обыкновенным специалистом или исполнителем. В то же время его секретарь в психологическом плане вполне может оказаться владельцем. Часто встречаются мужчины, которые на работе проявляются себя как эффективные руководители, а дома превращаются в иждивенцев или исполнителей. Нередки случаи, когда женщины-домохозяйки берут на себя всю ответственность, выбирая для себя роль владельца семьи. При этом они воспитывают своего мужа как главу семьи.

Воспитание чувства ответственности заключается в том, чтобы приучить себя видеть свои обязательства, а также уметь выполнять их и расплачиваться за последствия. Причем плата может выражаться во времени или в деньгах. Вы должны уметь платить за собственные ошибки даже тогда, когда нет желания делать это.

Так как развить ответственность сразу бывает непросто, можно выполнять следующие задания для приобретения этого качества:

  • В первую очередь необходимо сделать ответственность одной из своих ценностей. Вам нужно осознать, что это качество являет собой очень важный социальный навык, который дает шанс заметно улучшить свою жизнь. Развитие ответственности личности – процесс, который требует только вашего желания. У вас должно появиться стремление воспитывать в себе это качество. Приобретите ответственность за свою семейную жизнь. Тогда вы сможете осознать, к примеру, что автором любой обиды, которая возникает в отношениях, являетесь только вы.
  • Можно практиковать развитие личной ответственности, задавая себе вопросы о том, что можете вы сделать сейчас и какие у вас есть возможности. Очень полезно заменять требования типа «я хочу» на вопросы о том, что необходимо сделать для того, чтобы получить то, что я хочу.
  • Развить ответственность можно, если чаще спрашивать себя: «Что мне следовало бы сделать, чтобы быть ответственным в полной мере за свои действия?»
  • Так как развить чувство ответственности в одиночку не всегда просто, можно выбрать себе наставника (напарника), который будет поощрять и штрафовать вас при необходимости. Лучше подбирать такого человека, который сможет адекватно оценивать ваше развитие и контролировать жизнедеятельность. Напарник будет мотивировать следовать определенной трудовой дисциплине, не откладывая при этом какие-то задания на потом.
  • Не будет лишним отправлять отчеты о своем развитии напарнику дистанционно с определенной периодичностью. Достаточно делать это 2 раза в неделю. Можно придумать штрафы за несоблюдение сроков и методы поощрение за ответственный подход к этому вопросу. Делая это в течение двадцати одного дня, вы сможете в некоторой степени выработать в себе полезную привычку.

Теперь вы знаете, что значит быть ответственным человеком. Прилагая усилия, вы вскоре заметите определенные изменения в своей жизни. Развитие личностной ответственности по вышеуказанному сценарию позволит в ближайшее время увидеть хорошие результаты.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Я думаю, о законе кармы слышали уже многие, в общем смысле закон достаточно прост: «Что посеешь, то и пожнешь», то есть, какие семена мы посеем (совершенные поступки), такие плоды мы и получим. Что бы мы ни делали по отношению к окружающим, к нам это вернется бумерангом. Но многим людям тяжело принять этот закон в свое сердце, так как в этом случае придется взять ответственность за свою жизнь на себя, читайте в статье — как стать ответственным.

Многие люди верят в астрологию, но не верят в . На мой вопрос тем людям, которые верят в гороскопы, на чем же основана астрология, в ответ я часто слышал одно молчание, а когда я заводил разговоры о карме, то на меня нередко смотрели с недоумением. Почему люди верят в фантасмагорию, которую показывают по телевизору, но не верят тому, что идет из более достоверных и надежных источников.

Причина этому — нежелание брать ответственность за свою жизнь , нам проще сказать, что раки они все такие и что с этим ничего не поделаешь, что я как будто и не при чем, просто какие-то силы так действуют и все. Или почему идет непринятие закона кармы и реинкарнации – потому что это означает, что все, что со мной происходит — это полностью справедливо, что именно я отвечаю за то, что моя жизнь именно такая, какая есть, что я заслужил это своими поступками в прошлом. Конечно же, проще уповать на несправедливость этого мира , на то, что одним просто повезло, а вам нет, но размышляя подобным образом, мы никогда не сможем изменить свою жизнь к лучшему.

«В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все что угодно, но только не себя самих» Платон

Как бы это банально не звучало, но чтобы стать ответственным, взяв ответственность за свою жизнь — нужно перестать перекладывать ответственность на других. Когда мы хотим изменить условия жизни, кого мы начинаем менять — свое окружение, и лишь в редких случаях мы смотрим внутрь себя. Мы готовы спихнуть все наши проблемы на кого угодно — на правительство, на друзей, на родителей, на мужа/жену, детей, но только не признать, что если кто и виноват в происходящем, то это мы сами. Нет, философия жизни, где ответственность лежит на нас, многим не нравится.

Если спросить у людей, верят ли они в Бога, большинство ответит, что верит, тогда нередко напрашивается следующий вопрос «Почему вы живете так, как будто Бога нет?» . Также и когда люди начинают увлекаться эзотерикой и начинают верить в существование высших сил, многие все равно продолжают перекладывать на других, ища причины вовне. «Меня кто-то сглазил, поэтому у меня такая жизнь», или как уже приводился пример с астрологией, когда человек ссылается на то, что он по гороскопу, к примеру, рак — поэтому он такой эмоциональный, или человек посмотрел фильм «Секрет» и решил, что начав визуализировать, он достигнет всего, чего только захочет.

В вышеперечисленном есть правда, но лишь доля правды. Многие вещи мы порой воспринимаем или слишком дешево — что без особых усилий по одному только щелчку все будет здорово, или наоборот, фаталистично — я рак и ничего с этим не поделаешь. Как стать ответственным за свою жизнь — нужно понять, что этот мир не хаос, где творится беззаконие и не тюрьма, где мы скованы по рукам и ногам . Действительно бывает такое, что думая о человеке плохо, у него и вправду может ухудшиться самочувствие, вплоть до заболевания, но таким образом один сжигает свою хорошую карму, а другой — отрабатывает плохую, и подобное не происходит направо и налево.

Концентрация на какой-то цели действительно увеличивает возможность и сокращает время достижения данной цели, так как, как правило, наши мысли хаотичны и чего мы там только не желаем. Это аналогично тому, если бы мы брались за несколько дел одновременно и не доводили бы их до конца, или же сосредотачивали бы силы на одном деле, позволяя выполнить его наилучшим образом. Но когда мы начинаем заниматься визуализацией, слишком сильно концентрируясь на какой-то мечте, то мы вначале используем имеющийся потенциал, а затем начинаем забирать энергию из других жизненных сфер.

Действительно существует и влияние планет, планеты наделяют нас определенными склонностями в характере, но это не ограничивается нашим солнечным знаком и не выступает как какая-то фатальность, станьте ответственным за свою жизнь . Это как влияние коллектива, оказываемое на отдельную личность — если мы как личность слабы, то мы с трудом или вовсе не сможем сопротивляться влиянию со стороны — к примеру, в компании, где все выпивают, мы также начнем выпивать, если не пили ранее. Вообще, уровень общения выступает как один из главных факторов в изменении нашей жизни — общение может нас завести как на самое дно, так и поднять нас на высокий уровень.

«Закон кармы – это не высший закон. Высший закон – это свобода выбора» Александр Хакимов

Есть дети, которые жили в благополучных семьях, но вырастали далеко не образцами морально-нравственного поведения, а есть те, кто росли в тяжелых условиях семейных раздоров, и вырастали прекрасными людьми и семьянинами. Бог этим показывает, что свобода выбора – это главное , хотя и семьи накладывают, как правило, свой отпечаток — но это и есть наша карма, которую мы заслужили в прошлом. Мы часто находим себе какие-то отговорки, лишь бы не менять свою жизнь, свой характер, лишь бы не брать ответственность на себя.

Но также и не нужно уходить в депрессию и опускать руки, концентрируясь на своих недостатках и негативных чертах характера. У кого нет недостатков? — они есть у каждого, главное научиться замечать их проявления в собственной жизни, и в тоже время для борьбы с ними делать упор на свои сильные стороны. Мы должны стать ответственными за свою жизнь, пока мы это не сделаем, продолжая перекладывать ее на окружающих, наша жизнь так и не улучшится, и никакие манипуляции нам не помогут.

  • Проанализируйте прошлый опыт ваших попыток , к чему это привело. Если ваши отношения только еще больше накаляются и портятся — это верный признак перестать пилить окружающих и начать прикладывать усилия по изменению собственного характера.
  • Будьте внимательными к реакции близких людей, научитесь прислушиваться к другим. Нам часто кажется, что мы поступаем правильно, но других подобное поведение может совсем не устраивать, поэтому периодически желательно просить близких людей об обратной связи относительно нашего поведения.
  • Чтобы стать ответственным, старайтесь не перекладывать ответственность за свою жизнь на правительство, родителей и т.п. Если вы обратите внимание, то подобные оправдания не способствуют улучшению нашей жизни, а при критическом настрое и вовсе вводят нас в раздражительное и неудовлетворенное состояние. Не впадайте в роль жертвы, обиженной на судьбу, лучше спросите себя, что сделали именно вы, чтобы ваша жизнь стала лучше.
  • Если вы сожалеете об упущенном шансе, то вы начинаете винить себя или наоборот, оправдывать, и в обоих случаях вы держитесь за прошлое, вместо того, чтобы извлечь урок и двигаться дальше.

«Хотя никто не может вернуться назад и начать новый старт, любой может начать с настоящего момента и сделать лучшим образом финиш» Карл Бард

  • Как стать ответственным по жизни — научитесь принимать жизненные обстоятельства и людей, которые вас окружают. Когда мы начнем жить осознанно, то мы сможем замечать уроки, которые посылает нам жизнь. И именно благодаря осознанным волевым усилиям мы способны . Когда же мы живем неосознанно — мы как марионетки, где наши реакции полностью зависят от дерганья разных веревочек, которыми и являются внешние обстоятельства. В этом случае мы не способны увидеть уроки судьбы, натыкаясь снова и снова на те же грабли. Никто не говорит, что это легко, но если вы возьмете ответственность за свою жизнь, то она обязательно изменится в лучшую сторону.

"Уроки этики поведения дпя детей и взрослых. Этика - это безгранично расширенная ответственность по отношению ко всему живущему."
А. Швейцер

"Резкость, грубость, неотесанность - это пороки, от которых иной раз не свободны даже умные люди."
Ж Пабрюйер

" Вежливость порождает и вызывает вежливость."
Э. Роттердамский

Задачи собрания:

1. Обсудить с родителями проблемы поведения учащихся в школе и дома.
2. Формировать у родителей понимание значимости данной проблемы для становления характера их ребенка, его взглядов, для успешности учебной деятельности в девятом классе.

Форма проведения собрания: дискуссионный клуб.

Вопросы для обсуждения:
1. Что значит быть культурным человеком? Критерии культуры личности.
2. Анализ результативности работы с детским коллективом по воспитанию нравственных ценностей с 5-го по 9-й класс.

Подготовительная работа к собранию:
1. Анкетирование детей и родителей по проблеме собрания.
2. Подбор ситуаций для дискуссии.
3. Подготовка устного журнала учащихся на тему "Изнанка жизни в нашем классе".
4. Подготовка памятки для родителей.

Анкетирование учащихся

Считаешь ли ты себя культурным человеком? Если да, то отметь в этом списке те действия, которые ты считаешь приличными, знаком "+", те действия, которые ты считаешь неприличными, знаком " - "

~ громко кричать;
~ драться;
~ перебивать в разговоре другого человека;
~ списывать из чужой тетради во время контрольной;
~ задавать неуместные вопросы;
~ свистеть;
~ ругаться;
~ жадничать;
~ сплетничать;
~ ябедничать;
~ врать;
~ навязываться в друзья;
~ проявлять подлость;
~ заниматься вымогательством;
~ не обращать внимания, если над кем-то издеваются;
~ молчать, если кто-то совершил подлость или преступление;
~ приставать к людям с расспросами, проявлять неуместное любопытство;
~ завидовать кому-то;
~ жаловаться на кого бы то ни было;
~ быть равнодушным к чужой беде.

Анкетирование учащихся

Продолжи предложения:
1. Добрый человек - это тот, который
2. Злой человек - это тот, который
3. Честный человек - это тот, который
4. Правдивый человек - это тот, который
5. Жестокий человек - это тот, который
6. Грубый человек - это тот, который
7. Подлый человек - это тот, который
8. Преступник - это тот, который
9. Вежливый человек - это тот, который
10. Эгоист - это тот, который

Анкетирование учащихся

Из приведенных ниже прилагательных выпиши в отдельный столбик те слова, которые, по твоему мнению, никак к тебе не относятся. Умный, глупый, злой, добрый, красивый, дружелюбный, хитрый, жадный, заносчивый, правдивый, врун, отзывчивый, грубый, ласковый, ябеда, насмешник, жалобщик, непоседа, эгоист, подлиза, подхалим, вымогатель, нахал, притвора, жестокий, безразличный ко всему происходящему, мстительный.

Анкетирование родителей.

Из приведенных ниже слов выберите те слова, которые лучше всего характеризуют вашего ребенка. Добрый, красивый, умный, симпатичный, открытый, добросердечный, мягкий, податливый, грубый, злой, жестокий, уравновешенный, непоседливый, тихий, крикливый, неугомонный, жадный, скрытный, ласковый, любознательный, любопытный, откровенный, правдивый, требовательный, агрессивный эгоистичный, безответственный.

Ситуации для дискуссии

Ситуация 1
Всем классом учащиеся выехали на природу. Они играли, пели песни, обсуждали дела класса, строили планы на будущий год. Наконец наступило время еды. Все ребята расположились на поляне, разложили свои запасы. Две девочки встали и отошли от класса, укрылись в тени деревьев и стали есть вдвоем. На приглашение учителя и ребят принять участие в общей трапезе ответили отказом...

Ситуация 2
На контрольной работе мальчик добросовестно заглядывал через плечо в тетрадь своего соседа. Учитель это видел, но не одергивал списывающего ученика. Результатом контрольной работы стала «двойка». Ученик же, у которого мальчик списывал, получил «пять». Подросток, который списывал, сравнил свою работу с работой одноклассника и заявил, что ему учитель несправедливо ставит отметки...

Ход собрания

Вступительное слово классного руководителя В толковом словаре под редакцией С. И. Ожегова сказано, что воспитанный человек - это человек, который умеет хорошо вести себя. Кого мы считаем воспитанным? Можно ли каждого человека считать воспитанным, образованным и культурным? Образованность сама по себе не предопределяет воспитанность, хотя и создает для нее благоприятные условия. Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим, людям и к самому себе начинается в детстве.

Ребенок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые в нем закладывает его семья. Если изо дня в день ребенок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие, двурушничество и хамелеонство, если родители ослеплены жаждой наживы и ради этого не поскупятся ничем, если ребенок учится в семье рисовать жизнь только черными красками, как бы ни старались школа и педагоги - помочь такому ребенку жить по законам добра трудно.

Семья должна учить ребенка не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания. Ребенок должен знать, когда можно и нужно включать и выключать музыку в доме, как вести себя в общественных местах, как вести разговор с незнакомым человеком, как вести себя в транспорте и т. д.

Этим вопросам были посвящены классные часы и часы общения в нашем классе. Сейчас мы вам напомним об этом, начиная с пятого класса. Ребята показывают страницы устного журнала родителям по годам. Но к проблемам культуры человека нам все время приходится возвращаться, ибо на них строится сама жизнь. Какие качества характера присущи культурному человеку? Каким он должен быть? Каких качеств мы с вами в наших детях еще не раскрыли? Давайте обратимся к анализу анкет детей и родителей.

Анализ анкетирования
Обсуждение с родителями детских самохарактеристик и характеристик, которые дали своим детям родители. Классный руководитель говорит родителям о том, что эти характеристики лягут в основу характеристик для рекомендаций к поступлению учащихся в средние специальные учебные заведения, в качестве характеристик для первых призывных комиссий.

Классный руководитель обсуждает с родителями причины нравственных проступков учащихся, дает рекомендации, как построить взаимоотношения с подростком, которому предстоят первые экзаменационные испытания.

Дискуссия по ситуациям, приведенным классным руководителем. Работа с памяткой для родителей и обсуждение ее.


Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей

1. Не демонстрируйте своему ребенку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнет вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам.
2. Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка.
3. Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему ребенку, ждите, что очень скоро он скажет то же самое о вас.
4, Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это хороший урок добра и человечности для вашего ребенка.
5. Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребенка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете его уважение.
6. Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите благородству своего ребенка. Помните, что поведение - это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!