По ним местоимение. Какие бывают местоимения в русском языке

Вы уже знаете, что именные части речи в случае необходимости можно заменить местоимением. Но делать это нужно очень аккуратно. Несмотря на то что местоимения только указывают на предметы и признаки, они несут в себе определенное значение. На какие разряды по значению делятся местоимения, вы узнаете на этом уроке.

1. Вспомним изученное

Местоимение - это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количество, но не называет их. К местоимениям относятся такие разные слова, как мы, какой-нибудь, кто, твой, несколько, тот и др. В русском языке насчитывается более 50 местоимений.

2. Разряды местоимений

Количество местоимений достаточно велико, при этом многие из них имеют общие черты, например, сходное значение или одинаковый тип склонения. Исходя из этого, можно объединять местоимения в группы по сходству, или, иначе, разряды . Разбиение большого числа слов на небольшие группы поможет упорядочить знания о местоимениях.

Все местоимения можно разделить на 9 разрядов , объединяющих в себе слова, сходные по значению. На данном уроке каждый из них рассматривается кратко. На следующих уроках каждый из разрядов будет рассмотрен более подробно.

Личные местоимения. К ним относятся слова, которые указывают на участников диалога (я, мы, ты, вы ), на лиц, не участвующих в нём, а также те, которые указывают на предметы (он, она, оно, они ).

Рассмотрите пример употребления личных местоимений.

Не могла бы ты рассказать мне немного о нём ?

Местоимение ты указывает на человека, с которым ведётся диалог,

мне (н. ф. - я ) - на самого говорящего,

о нём (н. ф. - он ) - либо на человека, не участвующего в разговоре, либо на предмет.

Следующий разряд уникален тем, что включает в свой состав всего одно слово - местоимение себя. Оно, как и сам разряд, называется возвратным. Местоимение себя указывает на того, о ком говорят, а также на то, что действие направлено на лицо, производящее это действие. Рассмотрите примеры его употребления.

Она совсем не жалеет себя !

Возьми себе помощника.

Дети думали только о себе.

Во всех примерах использовано местоимение себя в различных падежах.

Притяжательные местоимения. В этот разряд входят слова, указывающие на принадлежность предмета или предметов определённому лицу или определённым лицам. Притяжательные местоимения отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи? К ним относятся слова мой, наш, твой, ваш, его, её, их и свой .

Рассмотрите пример.

- Это твой карандаш?

- Нет, не мой . Скорее всего, это её карандаш.

В данном диалоге использованы притяжательные местоимения твой, мой, её . Все они указывают на принадлежность предмета тому или иному лицу - собеседнику, говорящему или человеку, не участвующему в разговоре, и отвечают на вопрос чей?

Вопросительные и относительные местоимения. В их состав входят одни и те же слова, но их функции отличаются, поэтому традиционно их разделяют на две разные группы.

Вопросительные местоимения указывают на предметы, признаки, количество, служат для выражения вопроса и употребляются в вопросительных предложениях. Это слова кто? что? какой? чей? который? каков? сколько? Рассмотрите примеры.

Кто звонил?

Который час?

Сколько человек придёт на праздник?

В этих предложениях использованы вопросительные местоимения кто? который? сколько?

Относительные местоимения так же, как вопросительные, указывают на предметы, признаки, количество, но при этом служат для связи частей сложноподчинённых предложений. В этот разряд входят те же слова, что и в разряд вопросительных местоимений: кто, что, какой, чей, который, каков, сколько. Их также называют союзными словами. Рассмотрите примеры их употребления.

Брат не знает, кто звонил.

Скажи, пожалуйста, который час.

В данных предложениях использованы те же местоимения, что и в предыдущих примерах - кто, который, сколько . Однако здесь они служат не для выражения вопросов, а для присоединения придаточных предложений к главным.

Неопределённые местоимения. Это самый многочисленный из всех местоименных разрядов. Общим у данных местоимений является значение неопределённости.

Неопределённые местоимения указывают на неопределённые предметы, признаки или количество. К ним относится достаточно большое количество слов, имеющих специфические морфемы, по которым можно легко узнать неопределённые местоимения: -то, -либо, -нибудь, кое- , а также ударную приставку не- . К разряду неопределённых относятся местоимения кто-то, что-либо, какой-нибудь, кое-что, чей-то, некто, несколько, некоторый и другие.

Кто-то тихо постучал в дверь.

Нам надо обсудить кое-какой вопрос.

На столе лежало несколько яблок.

В данных примерах встречаются неопределённые местоимения кто-то, кое-какой, несколько , которые указывают на неопределённое лицо, неопределённый признак предмета и неопределённое количество.

Отрицательные местоимения. Слова этого разряда объединяет общее значение. Они выражают отсутствие предмета или признака. Существует два типа отрицательных местоимений - с приставкой не- (это слова некого, нечего ) и с приставкой ни- (никто, ничто, никакой, ничей ).

Обратите внимание: отрицательные местоимения не́кого и не́чего не имеют формы именительного падежа. Слова некто и нечто относятся к разряду неопределённых местоимений.

Приведём примеры употребления отрицательных местоимений.

Скучен день до вечера, коли делать нечего .

У них нет никаких домашних животных.

Здесь мы видим отрицательные местоимения не́чего и никаких .

Указательные местоимения. Как можно догадаться из названия разряда, такие местоимения указывают на что-либо, а именно на предмет, признак или количество. К ним относятся слова: этот, тот, такой, таков, столько, а также малоупотребительные местоимения сей , оный , таковой , этакий .

Кто не работает, тот не ест.

Эта машина всегда стоит в нашем дворе.

Столько снега мы никогда ещё не видели.

Указательное местоимение тот из первого примера указывает на предмет, эта из второго предложения - на признак предмета, столько из третьего - на количество.

Определительные местоимения. Эти местоимения указывают на обобщённое качество предмета. К ним относятся следующие слова: каждый, всякий, самый, сам, весь, иной, другой, любой, а также устаревшие всяк и всяческий .

Каждый из вас знает, что такое местоимение.

Вся комната янтарным блеском озарена (А.С. Пушкин).

К этой рубашке подойдут любые брюки.

В этих примерах нам встретились определительные местоимения каждый, вся, любые .

Для обобщения полученных знаний о местоимениях всех разрядов вы можете изучить данную таблицу.

Таблица 1. Разряды местоимений ()

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 кл. - М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2010.
  1. Terver.ru ().
  2. Licey.net ().

Домашнее задание

Задание №1

Впишите пропущенные местоимения, определите разряды, расставьте недостающие знаки препинания. При затруднении обращайтесь к материалу для справок.

Антипыч как-то особенно поглядел на ………., и собака сразу поняла человека: ………звал ………. по приятельству, по дружбе, ни для ………, а просто так, пошутить, поиграть. Травка замахала хвостом стала снижаться на ногах все ниже и ниже и, когда подползла так к коленям старика, легла на спину и повернула вверх светлый живот. Антипыч только руку протянул было, чтобы погладить ………., ……..как вдруг вскочит и лапами на плечи - и чмок, чмок ………….. : и в нос и в щеки и в ………..губы.

Слова для справок:чего, её, его, самые, она, неё, он

Задание №2

Вставьте пропущенные буквы, а также подходящие по смыслу местоимения. Подчеркните их, а также слова, вместо которых употреблены эти местоимения, как члены предложения. Обозначьте падеж всех местоимений:

М…ю подругу з…вут Маша. Я дружу с _______________ уже д…вно. Маша оч…нь добр…. На в…сенних к…никулах мы с _____________ ездили отдыхать в лаг…рь. ____________ было оч…нь вес…ло.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

К местоимению можно задать вопросы: кто? что? (я, он, мы); какой? чей? (этот, наш); как? где? когда? (так, там, тогда) и др. Местоимения употребляются вместо имён существительных, прилагательных или числительных, поэтому часть местоимений соотносится с существительными (я, ты, он, кто, что и др.), часть - с прилагательными (этот, твой, мой, наш, ваш, всякий и др.), часть - с числительными (сколько, столько, несколько ). Большинство местоимений в русском языке изменяется по падежам, многие местоимения - по родам и числам. Конкретное лексическое значение местоимения приобретают только в контексте, выступая в значении того слова, вместо которого употребляются.

Разряды местоимений

Взаимные местоимения

Взаимные местоимения - часть речи, вид местоимения, выражающая отношение к двум и более лицам или предметам. Например: «Они давно знакомы друг с другом.» (имеются в виду два человека), «Они часто видят друг друга.» (имеется в виду несколько человек).

Взаимные местоимения в русском языке обширны благодаря различным предлогам:

друг другу; друг (о, в) друге; один (у, за, на, из, из-под, для) другого; друг (у, за, перед) дружкой; друг (у, за, на, из, из-под, для) друга; друг (с, за, над, под, перед) другом; друг (о, в) друге; один (у, за, на, из, для) другого; один (в, за, на) один; один к одному (другому); один (в, за, на) один; друг (с, за, под, перед) дружкой; друг (у, из, из-под) дружки; друг на дружке; раз за (на) раз[ом]; от раза к разу; раз к разу; от случая к случаю; каждый (у, за, на, из, для) каждого; каждый за (над, под, перед) каждым. каждый в каждом; тот (у, в, за, на, из, из-под, для) [э]того; от того к [э]тому; в конце концов; от начала к началу; от первого ко второму; от противного к противному;

В английском языке существует только два взаимных местоимения: «each other» (один другого; относится к двум лицам или предметам) и «one another» (друг друга; относится к более чем двум лицам или предметам), которые могут указывать на два и более лиц или предметов, но различие между этими местоимениями часто не соблюдается - предлог, относящийся к «each other» или «one another», ставится перед «each» или «one»: «about each other» (друг о друге), «for each other» (друг для друга). Примеры:

* "We seldom write to each other." (Мы редко пишем друг другу.); * "We know everything about each other." (Мы знаем все друг о друге.).

Напишите отзыв о статье "Местоимение"

Примечания

Литература

  • Местоимение//Русский язык. - «Принтхаус»: Издательство «Астрель», 2003. - С. 3. ISBN 5-271-06781-5

Отрывок, характеризующий Местоимение

«Но разве могло быть иначе? – подумал он. – Вот она, эта столица, у моих ног, ожидая судьбы своей. Где теперь Александр и что думает он? Странный, красивый, величественный город! И странная и величественная эта минута! В каком свете представляюсь я им! – думал он о своих войсках. – Вот она, награда для всех этих маловерных, – думал он, оглядываясь на приближенных и на подходившие и строившиеся войска. – Одно мое слово, одно движение моей руки, и погибла эта древняя столица des Czars. Mais ma clemence est toujours prompte a descendre sur les vaincus. [царей. Но мое милосердие всегда готово низойти к побежденным.] Я должен быть великодушен и истинно велик. Но нет, это не правда, что я в Москве, – вдруг приходило ему в голову. – Однако вот она лежит у моих ног, играя и дрожа золотыми куполами и крестами в лучах солнца. Но я пощажу ее. На древних памятниках варварства и деспотизма я напишу великие слова справедливости и милосердия… Александр больнее всего поймет именно это, я знаю его. (Наполеону казалось, что главное значение того, что совершалось, заключалось в личной борьбе его с Александром.) С высот Кремля, – да, это Кремль, да, – я дам им законы справедливости, я покажу им значение истинной цивилизации, я заставлю поколения бояр с любовью поминать имя своего завоевателя. Я скажу депутации, что я не хотел и не хочу войны; что я вел войну только с ложной политикой их двора, что я люблю и уважаю Александра и что приму условия мира в Москве, достойные меня и моих народов. Я не хочу воспользоваться счастьем войны для унижения уважаемого государя. Бояре – скажу я им: я не хочу войны, а хочу мира и благоденствия всех моих подданных. Впрочем, я знаю, что присутствие их воодушевит меня, и я скажу им, как я всегда говорю: ясно, торжественно и велико. Но неужели это правда, что я в Москве? Да, вот она!»
– Qu"on m"amene les boyards, [Приведите бояр.] – обратился он к свите. Генерал с блестящей свитой тотчас же поскакал за боярами.
Прошло два часа. Наполеон позавтракал и опять стоял на том же месте на Поклонной горе, ожидая депутацию. Речь его к боярам уже ясно сложилась в его воображении. Речь эта была исполнена достоинства и того величия, которое понимал Наполеон.
Тот тон великодушия, в котором намерен был действовать в Москве Наполеон, увлек его самого. Он в воображении своем назначал дни reunion dans le palais des Czars [собраний во дворце царей.], где должны были сходиться русские вельможи с вельможами французского императора. Он назначал мысленно губернатора, такого, который бы сумел привлечь к себе население. Узнав о том, что в Москве много богоугодных заведений, он в воображении своем решал, что все эти заведения будут осыпаны его милостями. Он думал, что как в Африке надо было сидеть в бурнусе в мечети, так в Москве надо было быть милостивым, как цари. И, чтобы окончательно тронуть сердца русских, он, как и каждый француз, не могущий себе вообразить ничего чувствительного без упоминания о ma chere, ma tendre, ma pauvre mere, [моей милой, нежной, бедной матери,] он решил, что на всех этих заведениях он велит написать большими буквами: Etablissement dedie a ma chere Mere. Нет, просто: Maison de ma Mere, [Учреждение, посвященное моей милой матери… Дом моей матери.] – решил он сам с собою. «Но неужели я в Москве? Да, вот она передо мной. Но что же так долго не является депутация города?» – думал он.
Между тем в задах свиты императора происходило шепотом взволнованное совещание между его генералами и маршалами. Посланные за депутацией вернулись с известием, что Москва пуста, что все уехали и ушли из нее. Лица совещавшихся были бледны и взволнованны. Не то, что Москва была оставлена жителями (как ни важно казалось это событие), пугало их, но их пугало то, каким образом объявить о том императору, каким образом, не ставя его величество в то страшное, называемое французами ridicule [смешным] положение, объявить ему, что он напрасно ждал бояр так долго, что есть толпы пьяных, но никого больше. Одни говорили, что надо было во что бы то ни стало собрать хоть какую нибудь депутацию, другие оспаривали это мнение и утверждали, что надо, осторожно и умно приготовив императора, объявить ему правду.
– Il faudra le lui dire tout de meme… – говорили господа свиты. – Mais, messieurs… [Однако же надо сказать ему… Но, господа…] – Положение было тем тяжеле, что император, обдумывая свои планы великодушия, терпеливо ходил взад и вперед перед планом, посматривая изредка из под руки по дороге в Москву и весело и гордо улыбаясь.
– Mais c"est impossible… [Но неловко… Невозможно…] – пожимая плечами, говорили господа свиты, не решаясь выговорить подразумеваемое страшное слово: le ridicule…
Между тем император, уставши от тщетного ожидания и своим актерским чутьем чувствуя, что величественная минута, продолжаясь слишком долго, начинает терять свою величественность, подал рукою знак. Раздался одинокий выстрел сигнальной пушки, и войска, с разных сторон обложившие Москву, двинулись в Москву, в Тверскую, Калужскую и Дорогомиловскую заставы. Быстрее и быстрее, перегоняя одни других, беглым шагом и рысью, двигались войска, скрываясь в поднимаемых ими облаках пыли и оглашая воздух сливающимися гулами криков.
Увлеченный движением войск, Наполеон доехал с войсками до Дорогомиловской заставы, но там опять остановился и, слезши с лошади, долго ходил у Камер коллежского вала, ожидая депутации.

Москва между тем была пуста. В ней были еще люди, в ней оставалась еще пятидесятая часть всех бывших прежде жителей, но она была пуста. Она была пуста, как пуст бывает домирающий обезматочивший улей.
В обезматочившем улье уже нет жизни, но на поверхностный взгляд он кажется таким же живым, как и другие.
Так же весело в жарких лучах полуденного солнца вьются пчелы вокруг обезматочившего улья, как и вокруг других живых ульев; так же издалека пахнет от него медом, так же влетают и вылетают из него пчелы. Но стоит приглядеться к нему, чтобы понять, что в улье этом уже нет жизни. Не так, как в живых ульях, летают пчелы, не тот запах, не тот звук поражают пчеловода. На стук пчеловода в стенку больного улья вместо прежнего, мгновенного, дружного ответа, шипенья десятков тысяч пчел, грозно поджимающих зад и быстрым боем крыльев производящих этот воздушный жизненный звук, – ему отвечают разрозненные жужжания, гулко раздающиеся в разных местах пустого улья. Из летка не пахнет, как прежде, спиртовым, душистым запахом меда и яда, не несет оттуда теплом полноты, а с запахом меда сливается запах пустоты и гнили. У летка нет больше готовящихся на погибель для защиты, поднявших кверху зады, трубящих тревогу стражей. Нет больше того ровного и тихого звука, трепетанья труда, подобного звуку кипенья, а слышится нескладный, разрозненный шум беспорядка. В улей и из улья робко и увертливо влетают и вылетают черные продолговатые, смазанные медом пчелы грабительницы; они не жалят, а ускользают от опасности. Прежде только с ношами влетали, а вылетали пустые пчелы, теперь вылетают с ношами. Пчеловод открывает нижнюю колодезню и вглядывается в нижнюю часть улья. Вместо прежде висевших до уза (нижнего дна) черных, усмиренных трудом плетей сочных пчел, держащих за ноги друг друга и с непрерывным шепотом труда тянущих вощину, – сонные, ссохшиеся пчелы в разные стороны бредут рассеянно по дну и стенкам улья. Вместо чисто залепленного клеем и сметенного веерами крыльев пола на дне лежат крошки вощин, испражнения пчел, полумертвые, чуть шевелящие ножками и совершенно мертвые, неприбранные пчелы.
Пчеловод открывает верхнюю колодезню и осматривает голову улья. Вместо сплошных рядов пчел, облепивших все промежутки сотов и греющих детву, он видит искусную, сложную работу сотов, но уже не в том виде девственности, в котором она бывала прежде. Все запущено и загажено. Грабительницы – черные пчелы – шныряют быстро и украдисто по работам; свои пчелы, ссохшиеся, короткие, вялые, как будто старые, медленно бродят, никому не мешая, ничего не желая и потеряв сознание жизни. Трутни, шершни, шмели, бабочки бестолково стучатся на лету о стенки улья. Кое где между вощинами с мертвыми детьми и медом изредка слышится с разных сторон сердитое брюзжание; где нибудь две пчелы, по старой привычке и памяти очищая гнездо улья, старательно, сверх сил, тащат прочь мертвую пчелу или шмеля, сами не зная, для чего они это делают. В другом углу другие две старые пчелы лениво дерутся, или чистятся, или кормят одна другую, сами не зная, враждебно или дружелюбно они это делают. В третьем месте толпа пчел, давя друг друга, нападает на какую нибудь жертву и бьет и душит ее. И ослабевшая или убитая пчела медленно, легко, как пух, спадает сверху в кучу трупов. Пчеловод разворачивает две средние вощины, чтобы видеть гнездо. Вместо прежних сплошных черных кругов спинка с спинкой сидящих тысяч пчел и блюдущих высшие тайны родного дела, он видит сотни унылых, полуживых и заснувших остовов пчел. Они почти все умерли, сами не зная этого, сидя на святыне, которую они блюли и которой уже нет больше. От них пахнет гнилью и смертью. Только некоторые из них шевелятся, поднимаются, вяло летят и садятся на руку врагу, не в силах умереть, жаля его, – остальные, мертвые, как рыбья чешуя, легко сыплются вниз. Пчеловод закрывает колодезню, отмечает мелом колодку и, выбрав время, выламывает и выжигает ее.

1.Проблемы частеречной природы местоимений в современном языке.

2.Семантические разряды местоимений.

3.Разряды местоимений по соотношению с именами части речи.

4.Особенности склонения местоимений.

1.Местоимение -это класс слов в современном русском языке, которые указывают на предметы, признаки и количества, но не называют их. Местоимения характеризуются предельной абстрактностью значения; ничего не называя, они лишены номинативной функции. В античных грамматиках,классических грамматиках,а в след за ними и в отечественной науке XIV веке местоимениями называли «заместителями имен», которые употребляются вместо сущ., прил. и числит. Это определение в корне неверно, т.к. местоимение ничего не заменяет, а указывают. Как часть речи, они выполняют 2 основные функции :

-дейктическую (указательную),т.е. указывает на условия речевого акта соотносят речь с действительностью. Например, «ты»-указание на собеседник; «его дом»-указание на принадлежность 3-ему лицу;

-анафорическую (функцию отнесения), т.е. соотносят сказанное со сказанным ранее; указывают на предшествующую часть высказывания, текста. Например, Осень была теплой. Это дало возможность собрать хороший урожай. Было трудно, но пришли иные времена.

Дейктическая функция местоимений связывает их с реальностью (пропозицией,т.е. «положение дел»);анафорическая функция–внутриязыковая, связывающая части высказывания между собой.

Но сами по себе эти функции еще не делают местоимение самостоятельной частью речи. А грамматические категории местоимений совпадают с грамм. категориями сущ., прил. и числит., как и синтаксические функции.

Принимая во внимание отсутствие общекатегориального значения (ведь таковым нельзя считать «указание»), многие учёные отказывали местоимениям в частеречной самостоятельности. Ф.Ф. Фортунатов, А.М. Пешковский, Л.В. Щерба распределяли местоименные слова по разным именным частям речи, считают, что они не образуют самостоятельного грамматического класса. А.А. Шахматов, А.А. Потебна, Л.А. Булаховский выделяли местоимения, опираясь только на грамматическую традицию, не обосновывая их самостоятельного статуса. Наиболее взвешенный подход предложил В.В. Виноградов. Он писал: «Если упразднить класс местоимений и рассортировать местоимения по другим категориям, то окажется необходимым...выделять среди них местоимения в отдельные разряды. Целесообразно ли это?» Отмечая непродуктивность местоимений, архаичность их форм, академик Виноградов заметил и то, что в «русской лексике непрерывно происходит развитие местоименные значений у имен.» А значит, они имеют общекатегориальное значения , которое В.В. Виноградов определил так: «… местоименные слова должны быть выключены в группу слов с меняющимся применением и, следовательно, с меняющимся конкретным содержанием в зависимости от субъекта, обстановки, ситуации речи». Т.е., по мнению Виноградова, «понятие местоименности в современном языке-понятие лексико-семантическое». Поэтому большинство древних местоимений «вросло в систему других» грамматических классов (прилагательных и числительных).

Лишь небольшая группа слов сохраняет признаки своего грамматического своеобразия. Они соотносятся с существительными, но не сливаются с ними. Условно не называют местоимениями-существительными: я, мы, вы, он, она, оно, они, никто, ничто, кто-то, кто-либо, некто, нечто, все, то, это и некоторые другие. То есть В.В. Виноградов наделял самостоятельным частеречным статусом лишь местоимения-существительные. Об их уникальном общекатегориальном значении сказано выше.

Каковы же их морфологические категории? Это одушевл./неодушевл, род, число и падеж, к которым добавляется лицо. Почти всё как у имени существительного (кроме лица). Но это лишь на первый взгляд. Все указанные категории имеют у местоимений иной статус и иное наполнение, чем у существительных. Одушевлённость/неодушевленность характерна большинству местоимений-существительных, выражается так же, как и у знаменательных имен: В=И у неодуш. мест., В=Р у одуш.мест. (И.п. что; В.п. (вижу) что; Р.п. чего) - неодуш. (И. кто; Р. кого; В. Кого) - одуш.

И. он (человек, стол) \мн.ч они

Р. от него (человека, стола) \ мн.ч. них

В. его (человека, стол) \ мн.ч их

Различие подобных форм происходит семантически. У всех остальных мест эта категория является классификационной:

Одуш : я, мы, ты, вы, кто, себя, никто, кто-то и т.д.

Неодуш : что, ничто, что-то, кое-что, все, то, это.

Род - также классификационная категория местомения, но выражается она по-иному, чем у существительных: не флексиями самих лексем, а формами согласуемых слов или координированных глаголов. Например: Произошло нечто неопределённое (ср.р). Кто сейчас вышел из аудитории (м.р.). Кто-нибудь очень красивый (м.р.). У слов кто-то и некто м.род формален, т.к. они сочетаются только с формами м.р., но могут указывать и на лиц женского пола.Например, кто-то в этом году родил ребенка. Личные местоимения «я» и «ты» - общего рода; «себя»-тоже общего рода. Местоимения 3-его лица выражают родовую принадлежность, как существительные, - с помощью флексий:оно, она, оно. Остальные - чётко распределены по родам синтаксическим согласованием и координацией с глаг. –сказуемым. Число присуще почти всем местоимениям-существительным, но большая часть из них по числам не изменяется (кое-кто, что, всё, нечто) и форм мн.ч. не имеет. Исключения составляют местоимения: я-мы, ты-вы, он, она-они, которые вроде бы имеют обе формы числа, однако они не могут быть признаны соотносительными формами.

Одного слова, полученными в результате его изменения, - это разные слова. Доказательством тому служит и их семантика: «мы» - это не много «я», а «вы» - не много «ты»; значит здесь просто формальная сопряжённость слов, не формоизменение. Неизменяемые по числам местоимения (типа кто, что, некто, что-либо) формально относятся к ед.ч, но могу указывать и на несколько предметов. Например: -Кто пришёл? - Ребята. То есть категория числа для местоимений тоже классификационная, а не словоизменительная, как для существительных. Падеж является словоизменительной категорией местоимений: по падежам изменяется большинство из них. Но и эта категория местоимений имеет своеобразие в сравнении с соответствующей категорией имён существительных:

    падежные парадигмы местоимений часть ущербны: местоимение «нечто» имеет только формы И.п и В.п; местоимения «себя», «некого», «нечего» не имеют формы И.п; местоимение «некто» по падежам не изменяется и возможно лишь в функции подлежащего, т. к у него есть только И.п.

    при образовании падежных форм местоимений часто используется супплетивизм (он –его-ему; мы- нас –нам)

    падежные формы местоимений могут иметь «наращение» основ в виде звука [н]: он- от него – к нему.

Лицо. Эта категория ещё более существенно отграничивает местоимения от существительных, которым она не характерна. Лицо – классификационная категория небольшой группы местоимений (я, ты, мы, вы, он, она, оно, они), реализуется координацией с соответствующими (личными) формами глаголов: Я иду, ты идёшь, вы идёте..

1 лицо ед.ч. – указание на говорящего;

1 лицо мн.ч. – указание на говорящего вместе с собеседниками и иными лицами;

2 лицо ед.ч.- указание на собеседника;

2 лицо мн.ч.- указание на собеседников или на собеседника и иных лиц;

3 лицо ед.ч. – указание на лицо, не участвующее в разговоре;

3 лицо мн.ч. – указание на лиц, не принимающих участие в разговоре.

Все прочие местоимения координируются глаголами в 3-ем лице ед.ч. Таким образом, местоимения – существительные обладают особым общекатегориальным значением; имеют свой набор морфологических категорий, отличный по составу и грамматической семантике, а значит являются самостоятельной частью речи.

Местоимения- прилагательные и местоимения- числительные входят как разряды в состав соответствующих именных классов. Такова научная реальность. Но в школьной и вузовской грамматиках местоимённые слова по-прежнему рассматриваются на основе лексико-семантических характеристик. Сделаем общий обзор такого подхода.

2. По семантик местоимения делятся на несколько разрядов (это научная и школьная традиция):

1. Личные и лично-указательные (считаются только местоимения 3 лица)- (я, ты, мы, вы, он, она, оно, они) . Они указывают на лицо: говорящего, собеседника; лицо, не участвующее в разговоре, а также множество указанных лиц в различных комбинациях (см.выше о категории лица). Эти местоимения (но только 3-го лица) могут указывать и на предмет. Выполняя чаще дейктическуюфункцию, личные местоимения (3-го лица) могут быть и анафорическими: « В ларце был бриллиант. Он считается самым дорогим камнем на свете.» Местоимение «вы», кроме указания на собеседников, может иметь значение «вы – вежливости» и указывать на одного собеседника, но очень уважаемого; при этом именная часть СИС или глагол-сказуемое в прошедшем времени ставятся всё равно во множественное число. Например: « Иван Николаевич, Вы уже говорили нам об этом.»;

2. Возвратное местоимение «себя» указывает на отношение каждого из трёх лиц к самому себе; оно всегда относится к субъекту действия. Здесь возможна двусмысленность. Например: «Комендант велел дворнику отнести вещи жильца к себе.» (к коменданту или к дворнику?). Подобных грамматических казусов нужно избегать. Возвратное местоимение не имеет формы И.п., а в Д.п. может употребляться как частица: «И стоит себе ли, улыбается.»

3. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность чего-либо говорящему, собеседнику(собеседникам), третьему лицу(лицам). Они делятся на:

Лично- притяжательные (мой, твой, ваш, наш, его, её, их)

Возвратно – притяжательное (свой)

Последнее относится ко всем лицам и числам. Местоимения «его, её, их» не склоняются.

4.Указательные местоимения указывают на близкий/отдалённый предмет или на только что упомянутое. Например: «Подойди к этой смене.» «Он не сумел решить задачу – такого никто не ожидал.» В первом случае реализуется дейктическая функция, во втором – анафорическая. В эту группу входят местоимения: тот, этот, такой, таков, столько; - последнее указывает на неопределённое количество. Устаревшие формы: сей, оный, экий, этакий.

5. Определительные местоимения указывают на обобщённые признаки предметов: весь, всякий, сам, самый, каждый, любой, иной, другой. Местоимения «сам, самый, весь» никогда не выступают в роли определения, что идёт в разрез с их основной функцией. «Весь» выступает как показатель целостности и совокупности, поэтому легко переходит в наречие («Все(мест.) участники конференции съехались в Москву.» «Наконец участники собрались все (нар.).») Местоимения «сам» и «самый» часто выступают в роли усилительной частицы («У самого(част.) синего моря»); «самый» входит в состав аналитической формысуперлативаприлаг. Родовые корреляты «сам - сама» Имеющие формы Вин. Падежа «самого-самоё»; форма «саму» носит разграничительный характер.

6) вопросительно – относительные местоимения – это одна группа лексем (кто, что, какой, каков, чей, который, сколько), которые могут:

а) оформлять вопрос, стоя в абсолютном начале предложения, - иногда они вопросительные; или

б) выражать отношения между частями в сложноподчинённом предложении, стоя в начале его придаточной части и выражая функцию союзных слов, - тогда они относительные, например: Кто сегодня явиться? (вопросительное) Я знаю, кто сегодня явиться. (относительное).

В любой функции они являются членами предложения и остаются местоимениями;

7) отрицательные местоимения указывают на отсутствие предмета или признака; образуются от вопросительно – относительных местоимений добавлением приставки ни-: никто, ничто, никакой, ничей. Два местоимения этого разряда содержат приставку не-: некого, нечего – они не имеют формы Им. Падежа.

8) неопределённые местоимения указывают на неопределённые предметы, лица, признаки. Образуются от вопросительно – относительных добавлением приставок не-, кое- или суффиксов –то, -либо, -нибудь: некто, что-то, кое-кто, кто-нибудь, нечто, некий, какой-либо и др.

Нужно помнить, что выделение приведённых выше разрядов местоимений – дань традиции; основания данной классификации????? (здесь не только семантика, но и отчасти грамматические свойства, и функции в предложении). Более обоснованным является выделение разрядов местоимений по соотношению с именными частями речи, так как в этой классификации учитываются лишь грамматические свойства местоимений.

3. Вслед за В.В. Виноградовым различают 3 грамматических разряда местоименных слов:

    местоимения – существительные (предметно – личные);

    местоимения – прилагательные (признаковые, адъективные)

    местоимения – числительные (количественные)

Они указывают соответственно на предметы, признаки или количества.

К местоимениям – существительным относятся личные, возвратные, вопросительно – относительные (кто, что), отрицательные (никто, ничто), неопределённые (кто-то, некто, нечто и др.), указательные (то, это). Они, по Виноградову, обладают характерным только им набором и значением морфологических категорий (об этом говорилось выше, когда речь шла о частеречном статусе местоимений в современном русском языку): лицо, одушевлённость\неодушевлённость, род, число и падеж. Все категории, кроме падежа, - классификационные; падеж – словоизменительная категория. Только местоимения – существительные, в концепции Виноградова, и образуют самостоятельную часть речи – местоимение.

Местоимения – прилагательные включают в себя притяжательные, определительные, а также большую часть указательных, отрицательных, определительных и вопросительно – относительных местоимений. Они согласуются с существительными в роде, числе и падеже, являясь в предложении чаще всего определениями. Местоимения – прилагательные не имеют никакого своеобразия в сравнении с именами прилагательными, поэтому Виноградов относил их к прилагательным.

Местоимения – числительные включают всего несколько слов, абсолютно идентичных именам числительным по морфологическим свойствам (сколько, столько, несколько, сколько-то, сколько-нибудь). В.В. Виноградов отнёс их на этом основании к неопределённо – количественным числительным.

В вузовской традиции указанные грамматические разряды фиксируются в рамках местоимений. От них необходимо отличать местоимения наречия (где, куда, когда, как, откуда, зачем, почему и подобное), имеющие несоотносимую с именами семантику и синтаксические роли.

4. местоимения – прилагательные склоняются по адъективным типам, а местоимения – числительные – по образцу собирательных числительных («столько» как «семеро»). Местоимения – существительные имеют следующие особенности склонения:

    местоимения 1 и 2 лица, а также местоимение «себя» склоняются уникально (см. парадигму: учебник под ред. Леканта, 2000 г, с.300). Это остатки древнего местоименного склонения.

    Местоимения «кто», «что», а также местоимения 3 лица склоняются по смешанному адъективному типу. Личные местоимения 3 лица при наличии предлогов имеют наращение [н] в начале, норма косвенных падежей (исторически это часть предлога Произошло переразложение после падения редуцированных): Д. ей, к н ей; Т. ими, с н ими. Это наращение характерно формам косвенных падежей местоимений 3 лица, стоящих после:

    Простого или первообразного предлога (без, к, в, на, для, от, под, через и др.);

    Большинства наречных предлогов (возле, вокруг, впереди, напротив и др.):

Наращения нет в следующих случаях:

    После предлогов «внутри» и «вне»;

    После наречных предлогов, управляющих Д. падежом (вопреки, согласно, всед, наперекор, навстречу, благодаря);

    После сочетаний «простой предлог + существительное» (в отношении, при помощи, по поводу, за исключением и подобное);

    После сравнительных степеней наречий и прилагательных (лучше его, красивее её).

    Местоимения «кто», «что» не имеют падежной парадигмы множественного числа: «некто», «нечто» - не склоняются; «никто, ничто» - по смешанному адъективному типу.

В. В. Виноградов писал «В силу своебразий своей лексической и грамматической природы местоимения до сих пор не вполне слились с живой системой продуктивных частей речи…»

Однако весьма активно идёт процесс семантического пополнения слов местоименного типа: номинативные лексемы утрачивают свою семантику («семантически опустошаются») и начинают выполнять только указательные функции (дейктическую и анафорическую) такой процесс называют прономинализацией.

в местоимения чаще всего переходят (или употребляются как местоимения):

    Причастия и прилагательные: данный, соответствующий, известный, целый – в значении «такой», «этот», «некоторый» (в данных условиях, при соответствующих обстоятельствах, целый день = весь);

    Числительные: один (мы столкнулись с одним (некоторым) явлением);

    Существительные: в особой синтаксической конструкции, где они являются частью составного именного сказуемого, будучи семантически опустошены (Шахматов назвал такие слова «простыми словами, только грамматически поддерживающими сказуемое»):

Образование – вещь замечательная.

Понерова – женщина взорная.

Старухи – народ сердитый.

Жизнь – штука сложная.

В последние десятилетия роль местоимений в русском языке стала возрастать.

Инструкция

Местоимения связаны с именными частями речи: указывают на лицо, предметы, признаки и количество, только не называют их. Наличие общих грамматических признаков позволяет выделить определенные группы : существительные, или числительные. В , как и замещаемые ими слова, местоимения разных членов. Правильно заданный вопрос укажет, главным (подлежащим, сказуемым) или второстепенным (дополнением, определением, обстоятельством) членом предложения является местоимение.

Местоимения-существительные, относящиеся к разным разрядам, могут быть подлежащим. Рассмотрите :«Мы (личное) решали трудную задачу», «Кто (вопросительное) смотрел ?», «Учитель догадался, кто (относительное) смотрел фильм», «Что-то (неопределенное) случилось», «Никто (отрицательное) не нашел верный ответ», «Это (указательное) становится привычкой», «Все (определительное) отправились домой».

Редко в сложноподчиненном предложении встречаются местоименно-соотносительные конструкции (какой – такой, каков – таков). В подобных случаях данные местоимения выполняют функцию сказуемого: «Каков поп, таков и приход».

Местоимения разных разрядов (за исключением притяжательных) в предложении довольно часто являются дополнением. Например: «Ко мне пришли гости», «Посмотри на себя внимательно», «Всего не ».

Притяжательные, определительные, вопросительно-относительные, неопределенные, отрицательные, указательные местоимения-прилагательные выступают в роли определения. Примеры предложений с местоимением-определением: «Приглашаю своих друзей на день рождения», «Каждый звук отчетливо слышался», «Какой сегодня день недели?», «С некоторых берез рано облетели листья», «Никакие препятствия не страшны смелым альпинистам», «Такую книгу сестра еще не читала».

Обстоятельство отвечает на смысловые вопросы («где?», «откуда?» и т.п.), они при определении синтаксического значения местоимения используются реже, чем косвенные. Местоимения могут быть обстоятельством. Но обычно их рассматривают с позиции многозначности и говорят о двух синтаксических характеристиках одновременно: дополнения и обстоятельства («к кому?», «куда?» – к нему; «от кого?», «откуда?» – от тебя).

Местоимения-числительные «сколько, столько» представляют единый член предложения вместе со словом, с которым употребляются. Как правило, этим словом бывает в именительном или косвенном падеже. Такие словосочетания будут подлежащим или дополнением.

Иногда составляют цельное сочетание с определяемым существительным. Подобная конструкция составляет один член предложения: «Все работы были отлично выполнены», «Летние каникулы нравятся каждому школьнику».

Обратите внимание

Слова «так, туда, там, куда» и т.п. иногда называют местоименными наречиями. В предложении они бывают обстоятельством.

– это служебная часть речи, которая используется вместо существительных, прилагательных, числительных и наречий. Оно не называет предметы, их признаки и количество, а только указывает на них или спрашивает о них. В зависимости от выражаемого значения и грамматических особенностей выделяют девять разрядов местоимений: указательные, личные, притяжательные, вопросительные, относительные, отрицательные, определительные, неопределенные и возвратное.

Инструкция

К личным относятся: "я", "ты", "мы", "вы", "он", "она", "оно", "они". Это местоимения-существительные. Они получили такое название, потому что указывают на лица, участвующие в речи. Личные местоимения (при этом меняется все слово), изменяются по родам, лицам и числам. Местоимения 1-го и 2-го лица указывают на говорящего ("я", "ты", "вы", "мы"), а местоимения 3-го лица указывают на того, о ком говорят или на то, о чем говорят ("он", "она", "они", "оно").

В языке присутствует лишь одно возвратное – "себя". По оно похоже на суффикс "ся" в возвратных . Возвратное местоимение обозначает, что действие, выполняемое кем-либо, направлено на само действующее лицо. Местоимение "себя" не имеет лица, рода, формы именительного падежа.

Притяжательными местоимениями считаются: "ваш", "наш", "мой", "твой", "свой". Они указывают на признак предмета по его принадлежности. Как и прилагательные, притяжательные местоимения изменяются по падежам, числам и родам (например, "моя куртка", "мои знакомые", "моего стихотворения", "моих друзей" и так далее).

Вопросительные местоимения: "что", "кто", "чей", "какой", "который", "где", "сколько", "когда", "откуда", "куда", "почему", "зачем" и другие. Они употребляются в вопросительных предложениях. Способность склоняться по падежам, а также изменяться по числам и родам зависит от свойства того слова, которого они заменяют.

Неопределенные местоимения: "некто", "нечто", "некоторый", "несколько", "некогда", "кто-то", "что-то", "кто-нибудь", "что-нибудь", "какой-то", "где-то", "кто-либо", "кое-когда" и другие. Они указывают на неизвестные, неопределенные предметы, свойства, количество. Неопределенные местоимения образуются в результате прибавления частицы "не" к вопросительным местоимениям.

Отрицательные местоимения: "никто", "никого", "ничто", "никакой", "ничего", "ничей", "нигде", "никуда", "никогда" и так далее. Используются для указывания на отсутствие предметов, признаков или количества. Они изменяются также как и вопросительные местоимения.

Определительными местоимениями являются: "сам", "весь", "каждый", "всякий", "любой", "другой", "иной", "везде", "всюду", "всегда" и др. Они изменяются по числам, родам и падежам, в предложении выполняют функцию определения.

Источники:

  • как это местоимение

К личным местоимениям относятся следующие – «я», «ты», «мы», «вы», «он», «она», «они» и «оно», которые в речи и в предложении указывают на определенное лицо или предмет. У подобных слов есть свои морфологические и синтаксические особенности.

Инструкция

Местоимения «я» и «мы» указывают на говорящего или на группу лиц, в состав которой может входить говорящий. «Ты» и «вы», в свою очередь, сигнализируют об определенном собеседнике, к которому обращаются, или о группе, частью которой является этот собеседник. «Он», «она» и «оно» указывает на определенное лицо, которое не участвует в речи непосредственно, но о котором может идти речь. Местоимение «они», в свою очередь, обозначает группу лиц, не участвующих в речи, но упоминаемых.

Местоимение - это часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.

Начальная форма местоимений - именительный падеж единственного числа.

По значению местоимения делятся на следующие разряды:

Личные (я, мы, ты, вы, он, она, оно, они);

Возвратное (себя);

Вопросительные и относительные (кто, что, ка­кой, чей, который, сколько);

Указательные (тот, этот, такой, таков, столько);

Притяжательные (мой, твой, ваш, наш, свой, ее, их, его);

Определительные (весь, всякий, каждый, иной, любой, другой, сам, самый);

Отрицательные (никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего);

Неопределенные (не-, кое-, -то, либо, -нибудь + вопросительно-относительные местоимения).

Личные местоимения указывают на участников ре­чи. Они имеют 3 лица:

Личные местоимения изменяются по числам (я - мы) и падежам (я, меня, мне, меня, мною, обо мне), а в 3-ем лице - по родам (он, она, оно).

Возвратное местоимение себя указывает на то лицо, о котором говорят. Оно не имеет формы именительного падежа, лица, числа, рода.

Слова, на которые отвечают существительные, прила­гательные, являются вопросительными, местоимения­ми. Те же местоимения, которые служат для связи прос­тых предложений в составе сложных, называются от­носительными: Кто это сделал? (вопросительное) - Я знаю, кто это сделал (относительное).

Вопросительные местоимения кто? что? не имеют рода и числа.

Местоимения какой, который, чей изменяются по падежам (какой - о каком), числам (чей - чьи), родам (который - которая).

Неопределенные местоимения указывают на неоп­ределенные предметы, признаки, количества. Они изме­няются по типу местоимений, от которых образуются.

Отрицательные местоимения служат для отрица­ния наличия какого-либо предмета, признака, количе­ства. Они изменяются по падежам (никто - никого), некоторые из них по числам (ничей - ничьи), а в един­ственном числе - по родам (никакой, никакая, ника­кое).

Местоимения некого, нечего не имеют именительного падежа.

Притяжательные местоимения указывают, какому лицу принадлежит предмет. Они изменяются, как при­лагательные, по падежам (свой, своего, своему, своего, своим, о своем), числам (мой - мои), в единственном числе по родам (твой, твоя, твое).

Указательные местоимения служат для выделения из других какого-либо признака, количества.

Местоимения тот, этот, такой изменяются, как и полные прилагательные, по падежам (такой - та­кого), числам (этот - эти), в единственном числе по родам (тот, та, то).

Определительные местоимения изменяются по па­дежам (весь, всего, всему, всего, всем, обо всем), числам (иной - иные), а в единственном числе по родам (весь, вся, все).

СПРЯГАЕМЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. ГЛАГОЛ И ЕГО ФОРМЫ (ПРИЧАСТИЕ И ДЕЕПРИЧАСТИЕ)

bgcolor=white>
Часть речи Общее значение Морфологиче­ские признаки Синтаксическая роль
Глагол Действие Н. ф. (инфини­ - сказуемое
или состоя­ тив) - подлежащее
ние пред­ Постоянные - обстоятель­
мета признаки: ство
- вид
- спряжение
- переходность
- возвратность
Непостоянные
признаки:
- наклонение
- число
- время
- лицо
- род
Причастие (особая форма гла­гола) Признак предмета по дейст­вию Н. ф. (И. п., ед. ч., м. р) Постоянные признаки:

Действитель­ное или страда­тельное

Непостоянные признаки:

Полная или краткая форма (у страд.)

- определение

Сказуемое (именная часть сост. им. сказ.)


Еще по теме МЕСТОИМЕНИЕ:

  1. 34. употребление разрядов местоимений в текстах разной функциональной принадлежности. Стилистические ресурсы личных местоимений.
  2. Местоимение как часть речи. Основные функции местоимений.
  3. 168. Значение местоимений. Соотношение местоимений с другими частями речи
  4. 24.. Функции местоимений в тексте. Нормативная характеристика местоимений (варианты, синонимия, правила употребления).