Дальнейшие развития событий

Революцию в России - "бабской" стране - сделали, конечно же, бабы. "Февральская" революция началась на самом деле 8 марта (по старому стилю), в международный женский день. Именно в этот день митинги, посвящённые Дню работницы, начали стихийно перерастать в массовые стачки и демонстрации.

Здесь необходимо отметить, что за несколько дней до 8 марта в Петрограде начались перебои с поставками хлеба (вызванные срывом графика грузовых перевозок из-за снежных заносов), и у магазинов образовались длинные очереди-"хвосты". Понятное дело, что в этих "хвостах" стояли в основном женщины. Женщины стали "бузить", выражать своё недовольство. И тут, прикрываясь женщинами, появились погромщики. 6 марта на Петроградской стороне начался разгром булочных и мелочных лавок, продолжавшийся затем по всему городу. Толпы женщин окружали пекарни и булочные и с криками: «Хлеба, хлеба» двигались по улицам. В самый ответственный момент - 7 марта - царь Николай II покинул Петроград и уехал в Ставку в Могилёве (как позднее Горбачёв - в Форос). Ну а 8 марта на улицы Питера вышли десятки тысяч людей, в основном женщин. В центре города произошли первые стычки с казаками и полицией. Полиция и казаки стали разгонять баб нагайками; за баб стали заступаться мужики; так и началась революция. Отмечались отдельные случаи нелояльного поведения казаков. Во время одного из инцидентов казаки прогнали полицейского, ударившего женщину нагайкой.

А это Кирпичников - "первый солдат революции".

Как и питерские бабы, Кирпичников - никакой не революционер, а в революции оказался "замешан" по собственной глупости, чисто случайно, волею обстоятельств. Служил в Петрограде старшим фельдфебелем учебной команды запасного батальона лейб-гвардии Волынского полка, старшим унтер-офицером. Вообще, это была большая глупость царского режима - сконцентрировать в Петрограде и его окрестностях миллионную армию солдат и матросов, ничем не занятую; в таких "праздных" условиях моральное разложение войск просто гарантировано (советская армия с её "дедовщиной" - наглядный тому пример). Тимофей Кирпичников подговорил своих помощников, «взводных», отказаться от участия в подавлении беспорядков. Восставшая учебная команда с оружием в руках двинулась к резервному батальону своего полка и увлекла его за собой. Потом Тимофей Кирпичников повёл солдат дальше — поднимать соседние полки. Преодолевая сопротивление часовых и офицеров, они смогли в течение нескольких часов вывести на улицы многие тысячи вооружённых людей. В какой-то момент сам Кирпичников перестал контролировать действия толпы, которая произвольно открывала огонь, штурмовала занятые жандармерией объекты и в конце концов побудила государственные учреждения, включая правительство, свернуть свою деятельность, а позже и вовсе разбежаться. В течение дня к вооружённому мятежу присоединились другие части Петроградского гарнизона, что в конечном итоге привело к свержению монархии и к победе революции.

В ноябре Кирпичников смог сбежать из столицы на Дон, где попытался примкнуть к формируемой генералом Л. Г. Корниловым Добровольческой армии. На своё несчастье, обратился к полковнику А. П. Кутепову, одному из последних защитников самодержавия в Петрограде 27 февраля 1917 года. Между ними состоялся разговор, зафиксированный А. П. Кутеповым в воспоминаниях: "Однажды ко мне в штаб явился молодой офицер, который весьма развязно сообщил мне, что приехал в Добровольческую армию сражаться с большевиками «за свободу народа», которую большевики попирают. Я спросил его, где он был до сих пор и что делал, офицер рассказал мне, что был одним из первых «борцов за свободу народа» и что в Петрограде он принимал деятельное участие в революции, выступив одним из первых против старого режима. Когда офицер хотел уйти, я приказал ему остаться и, вызвав дежурного офицера, послал за нарядом. Молодой офицер заволновался, побледнел и стал спрашивать, почему я его задерживаю. Сейчас увидите, сказал я и, когда наряд пришёл, приказал немедленно расстрелять этого «борца за свободу»." По приказу Кутепова Кирпичников был расстрелян.

В Петрограде летом 1918 года начался настоящий голод. Перебои с поставками хлеба в феврале 1917 года были - ничто, по сравнению с этим голодом.

Интересно, многие ли из тех женщин, что участвовали в демонстрациях 8 марта в Питере, сожалели о том, что принимали участие в тех событиях? Нет, скорее всего, они не могли "связать" причины и следствия и воспринимали всё случившееся как "напасть".

Фельдфебель Кирпичников, судя по всему, тоже ничего не понимал в происходящем; само его появление в штабе Добровольческой армии выглядит курьёзом; он, как Бумбараш, "мыкался" туда-сюда, не зная, какую сторону принять, пока его не расстреляли.

Можно прочитать в Сети о том, что революцию 1917 года сделали "жиды", или "масоны", или "жидо-масоны", или "большевики на германские деньги", или "капиталисты, желавшие порулить самостоятельно". Но вот без обыкновенных русских баб и глупого фельдфебеля Кирпичникива ни те, ни другие, ни третьи ничего бы сделать не смогли. Поэтому революция 1917 года была, конечно, русской революцией. Без деятельного участия самих русских никакие "масоны" ничего не смогли бы сделать.

Революцию в России - "бабской" стране - сделали, конечно же, бабы. "Февральская" революция началась на самом деле 8 марта (по старому стилю), в международный женский день. Именно в этот день митинги, посвящённые Дню работницы, начали стихийно перерастать в массовые стачки и демонстрации.

Здесь необходимо отметить, что за несколько дней до 8 марта в Петрограде начались перебои с поставками хлеба (вызванные срывом графика грузовых перевозок из-за снежных заносов), и у магазинов образовались длинные очереди-"хвосты". Понятное дело, что в этих "хвостах" стояли в основном женщины. Женщины стали "бузить", выражать своё недовольство. И тут, прикрываясь женщинами, появились погромщики. 6 марта на Петроградской стороне начался разгром булочных и мелочных лавок, продолжавшийся затем по всему городу. Толпы женщин окружали пекарни и булочные и с криками: «Хлеба, хлеба» двигались по улицам. В самый ответственный момент - 7 марта - царь Николай II покинул Петроград и уехал в Ставку в Могилёве (как позднее Горбачёв - в Форос). Ну а 8 марта на улицы Питера вышли десятки тысяч людей, в основном женщин. В центре города произошли первые стычки с казаками и полицией. Полиция и казаки стали разгонять баб нагайками; за баб стали заступаться мужики; так и началась революция. Отмечались отдельные случаи нелояльного поведения казаков. Во время одного из инцидентов казаки прогнали полицейского, ударившего женщину нагайкой.

А это Кирпичников - "первый солдат революции".

Как и питерские бабы, Кирпичников - никакой не революционер, а в революции оказался "замешан" по собственной глупости, чисто случайно, волею обстоятельств. Служил в Петрограде старшим фельдфебелем учебной команды запасного батальона лейб-гвардии Волынского полка, старшим унтер-офицером. Вообще, это была большая глупость царского режима - сконцентрировать в Петрограде и его окрестностях миллионную армию солдат и матросов, ничем не занятую; в таких "праздных" условиях моральное разложение войск просто гарантировано (советская армия с её "дедовщиной" - наглядный тому пример). Тимофей Кирпичников подговорил своих помощников, «взводных», отказаться от участия в подавлении беспорядков. Восставшая учебная команда с оружием в руках двинулась к резервному батальону своего полка и увлекла его за собой. Потом Тимофей Кирпичников повёл солдат дальше — поднимать соседние полки. Преодолевая сопротивление часовых и офицеров, они смогли в течение нескольких часов вывести на улицы многие тысячи вооружённых людей. В какой-то момент сам Кирпичников перестал контролировать действия толпы, которая произвольно открывала огонь, штурмовала занятые жандармерией объекты и в конце концов побудила государственные учреждения, включая правительство, свернуть свою деятельность, а позже и вовсе разбежаться. В течение дня к вооружённому мятежу присоединились другие части Петроградского гарнизона, что в конечном итоге привело к свержению монархии и к победе революции.

В ноябре Кирпичников смог сбежать из столицы на Дон, где попытался примкнуть к формируемой генералом Л. Г. Корниловым Добровольческой армии. На своё несчастье, обратился к полковнику А. П. Кутепову, одному из последних защитников самодержавия в Петрограде 27 февраля 1917 года. Между ними состоялся разговор, зафиксированный А. П. Кутеповым в воспоминаниях: "Однажды ко мне в штаб явился молодой офицер, который весьма развязно сообщил мне, что приехал в Добровольческую армию сражаться с большевиками «за свободу народа», которую большевики попирают. Я спросил его, где он был до сих пор и что делал, офицер рассказал мне, что был одним из первых «борцов за свободу народа» и что в Петрограде он принимал деятельное участие в революции, выступив одним из первых против старого режима. Когда офицер хотел уйти, я приказал ему остаться и, вызвав дежурного офицера, послал за нарядом. Молодой офицер заволновался, побледнел и стал спрашивать, почему я его задерживаю. Сейчас увидите, сказал я и, когда наряд пришёл, приказал немедленно расстрелять этого «борца за свободу»." По приказу Кутепова Кирпичников был расстрелян.

В Петрограде летом 1918 года начался настоящий голод. Перебои с поставками хлеба в феврале 1917 года были - ничто, по сравнению с этим голодом.

Интересно, многие ли из тех женщин, что участвовали в демонстрациях 8 марта в Питере, сожалели о том, что принимали участие в тех событиях? Нет, скорее всего, они не могли "связать" причины и следствия и воспринимали всё случившееся как "напасть".

Фельдфебель Кирпичников, судя по всему, тоже ничего не понимал в происходящем; само его появление в штабе Добровольческой армии выглядит курьёзом; он, как Бумбараш, "мыкался" туда-сюда, не зная, какую сторону принять, пока его не расстреляли.

Можно прочитать в Сети о том, что революцию 1917 года сделали "жиды", или "масоны", или "жидо-масоны", или "большевики на германские деньги", или "капиталисты, желавшие порулить самостоятельно". Но вот без обыкновенных русских баб и глупого фельдфебеля Кирпичникива ни те, ни другие, ни третьи ничего бы сделать не смогли. Поэтому революция 1917 года была, конечно, русской революцией. Без деятельного участия самих русских никакие "масоны" ничего не смогли бы сделать.

8 марта, современный праздник женщины, день весны и красоты, отнюдь не всегда был таким романтичным. Эта дата имеет давнюю историю и весьма туманное происхождение, разъясняет ИИ «NewsProm.Ru».

Вообще-то, поклоняться женщинам именно 8 марта начали еще древние римляне. В этот день матроны - свободнорожденные женщины, состоящие в браке, - получали от своих мужей подарки и были окружены вниманием и заботой. Кроме того, 8 марта даже рабыни освобождались от всяческих обязанностей. Облаченные в лучшие одежды, с благоухающими венками на голове, римлянки приходили в храм богини Весты - хранительницы домашнего очага.

Историю же празднования Международного женского дня принято связывать с именем революционерки Клары Цеткин. Именно она на международной конференции женщин в 1910 году в Копенгагене провозгласила идею ежегодно отмечать 8 марта как день рождения женского пролетариата. Выбор Цеткин именно 8-го марта в качестве даты празднования Международного женского дня вызывает разноречивые объяснения.

Согласно официальной, широко известной версии, Женский день был приурочен к событиям 1857 года, когда 8 марта текстильщицы нью-йоркских фабрик прошли маршем по улицам города. Они требовали 10-часовой рабочий день, светлые и сухие рабочие помещения, равную с мужчинами заработную плату. Работали в то время женщины по 16 часов в сутки, получая за свой труд гроши.

Мужчинам после решительных выступлений удалось добиться введения 10 часового рабочего дня. На многих предприятиях в США возникли профсоюзные организации. В то историческое 8 марта во многих городах Нью-Йорка сотни женщин вышли на демонстрацию, требуя представления им избирательного права.

Однако ряд историков называют и другую - религиозную - причину возникновения праздника, согласно которой в намерения Цеткин входило связать историю женского социалистического движения с историей ее народа - евреев. А именно с той страницей этой истории, которая рассказывает о Есфири, жене персидского царя Ксеркса.

Царица Есфирь, воспользовавшись неотразимым воздействием на Ксеркса своих чар, спасла свой народ, иудеев, от истребления. Взяв с царя, не знавшего о ее происхождении, обещание, что он уничтожит всех врагов, которые покушаются на ее народ, Есфирь предотвратила планировавшиеся «еврейские погромы».

Есфирь обратила царский приказ против самих персов, желавших истребить иудеев, в честь чего день 13 Адара (этот месяц еврейского календаря приходится на конец февраля - начало марта) стал праздноваться как праздник Пурима.

Дата празднования Пурима в иудейском религиозном календаре является «скользящей», как в православном - дата празднования Пасхи. Однако, число празднования Пурима, пришедшееся в 1910 году на 8 марта, закрепилось и прижилось.

В 1911 году Женский день впервые отмечался 19 марта в Австрии, Дании, Германии и Швейцарии. Тогда более миллиона мужчин и женщин приняли участие в манифестациях. Кроме права избирать и занимать руководящие посты, женщины добивались равных производственных прав с мужчинами.

В России впервые Международный женский день отмечался в 1913 году в Петербурге. В прошении на имя градоначальника было заявлено об организации " …научного утра по женскому вопросу». Власти дали разрешение, и 2 марта 1913 года в здании Калашниковской хлебной биржи на Полтавской улице собралось полторы тысяч человек. Повестка дня научных чтений включала следующие вопросы: право голоса для женщин; государственное обеспечение материнства; о дороговизне жизни.

В следующем году во многих государствах Европы 8 марта или приблизительно в этот день женщины организовали марши в знак протеста против войны.

В 1917 году женщины России вышли на улицы в последнее воскресенье февраля с лозунгами «Хлеба и мира». Через 4 дня император Николай II отрекся от престола, временное правительство гарантировало женщинам избирательное право. Этот исторический день выпал на 23 февраля по юлианскому календарю, который в то время использовался в России, и на 8 марта по григорианскому календарю.

Международный женский день 8 марта с первых лет Советской власти стал государственным праздником. С 1965 года этот день стал не рабочим. Существовал и его праздничный ритуал. В этот день на торжественных мероприятиях государство отчитывалось перед обществом о реализации государственной политики в отношении женщин.

Постепенно Международный женский день в стране терял свою политическую окраску. В 1977 году Организация объединённых наций объявила 8-е марта Международным женским днем. Слово «борьба» из названия праздника исчезло, а 8-е марта стало праздником женщин, весны и любви.

После распада Советского Союза день 8 марта остался в перечне государственных праздников Российской Федерации. Отмечается Международный женский день и в странах СНГ: в Азербайджане, Грузии, Казахстане, Киргизии, Молдавии, Таджикистане, Туркмении, Украине, Белоруссии.

Наступающее утро 8 марта 1917 года не сулило никаких великих перемен и потрясений. Конечно, тогда Международный женский день был отнюдь не ванильным праздником воспевания «слабого пола» с тюльпанами и шампанским, а днём борьбы за равноправие с мужчинами. Однако и его в Петрограде планировалось провести без каких-либо эксцессов – даже местное отделение партии большевиков, по воспоминаниям видного её члена Василия Каюрова, рекомендовало воздержаться от забастовок, ограничившись лишь дежурными манифестациями и выпуском листка. Накануне Николай II под заверения министра внутренних дел Александра Протопопова о том, что ситуация «полностью под контролем», отбывает из столицы в ставку верховного главнокомандования в Могилёве.

Да, постфактум многие историки и аналитики указали на скапливавшиеся в России противоречия, которые в итоге привели к революции и свержению монархии, но тогда – в начале марта (вторая половина февраля по старому стилю) никто, включая находившегося в Швейцарии Ленина, не мог предугадать грядущие события. Между тем, Россия была уже заряженным пистолетом, снятым с предохранителя – и именно женская рука первой нажала на его спусковой курок, выпустив первый патрон.

На тот момент уже два с половиной года шла Первая мировая война. Казалось бы, некоторые трудности российской армии, столь отчётливо проявившиеся в первые месяцы баталий (к примеру, нехватка оружия и боеприпасов), были преодолены. Более того, хоть Брусиловский прорыв лета 1916-го, посуливший было скорую победу, и захлебнулся, ввергнув общество в пучину разочарования, ситуация на фронте к началу 1917-го была вполне стабильной. Тем не менее, подводные течения вымывали грунт под стоящим над обрывом зданием монархии Романовых.

Очередь за хлебом. Начало 1917 года.

Россия была истощена работой на войну. Миллионы крестьянских рук, оторванных от сохи, не мог восполнить даже приличный урожай, собранный летом минувшего года. Нарушилась связь между городом и деревней, поскольку крестьяне начали «прижимать» оставшийся урожай (кстати, именно тогда, ещё при царском правительстве, была впервые применена «продразвёрстка», ставшая впоследствии характерной чертой политики «военного коммунизма»). В городах начались перебои с продовольствием, запасные части не желали идти на фронт. В начале 1917 года в столице ширилось забастовочное движение, сошедшее, казалось бы, на нет с патриотическим подъёмом 1914 года. 6 марта начались так называемые «хлебные бунты» в Петрограде.

Правящие слои уже загодя пытались подготовиться к грядущей буре. Составлялись планы даже по заговорщицкому свержению Николая II, в котором придворная камарилья видела корень всех проблем и бед. Впрочем, духу у неё хватило лишь на то, чтобы прикончить экстрасенса всея Руси, а, по совместительству, ещё и главного советника при самодержце – Григория Распутина. Этот поступок группы во главе с князем Юсуповым, разумеется, Россию не спас.

И, тем не менее, растущее недовольство не казалось критическим – ведь в нашей стране испокон веков кому-то было плохо, испокон веков кто-то бунтовал, да и проблема голода проявляла себя стабильно раз в несколько лет. Но если даже Разин с Пугачёвым в конце концов потерпели фиаско и предстали перед палачами, то петроградские рабочие, требующие хлеба, тем более не казались угрозой для хозяев земли русской. Между тем, нужно понимать, что из 2.3 млн населения Петрограда более 400 тысяч составляли рабочие, а гарнизон, явно не горевший желанием идти на фронт, насчитывал порядка 300 тысяч человек – вместе они представляли весьма внушительную силу.

Утром 8 марта, вопреки ожиданиям и вопреки позиции социалистических партий текстильщицы с Торшиловской фабрики рабочего Выборгского района начали бастовать. И не просто бастовать, а ещё и рассылать на окрестные предприятия делегатов, прося солидарности. К ним вскоре присоединились и рабочие Путиловского завода. Дело в том, что накануне руководство этого крупнейшего военного предприятия объявило локаут – 36 тысяч тружеников оказались без работы и без брони для фронта. Уже упомянутый Каюров пишет: « Мысль о выступлении давно уже зрела между рабочими, только в тот момент никто не предполагал, во что он выльется ». И большевики, и меньшевики с эсерами нехотя, но вынуждены были звать народ на улицы.

Тот самый митинг рабочих Путиловского завода

В первые дни революции именно женщины-текстильщицы сыграли в ней важнейшую роль. Они в первых рядах агитировали казаков и присланные для разгона демонстраций отряды. Даже в полицейских отчётах тех дней мелькают сведения о том, что вид голодных, но активных женщин многих настраивал на сочувствие и скорее сподвигал на присоединение к движению.

Тем не менее, именно 8 марта к вечеру «вспышка» народного гнева, разожжённая работницами женщинами, казалась затушенной. Вот что можно прочесть в тех же полицейских бумагах:

« Забастовщики, энергично разгоняемые нарядами полиции и вытребованными конными воинскими частями, рассеиваемые в одном месте, вскоре собирались в другом, проявляя в данном случае особое упорство. Лишь к 7 часам вечера в районе Выборгской части порядок был восстановлен.

К 4 часам дня часть рабочих всё-таки перешла по одиночке через мосты и по льду реки Невы на большом её протяжении, и достигнуть набережных левого берега, где рабочим удалось организоваться в прилегающих к набережным улицам и затем, почти одновременно, снять с работы рабочих 6-ти заводов в районе 3-го участка Рождественской и 1-го участка Литейной части и далее произвести демонстрации на Литейном и Суворовском проспектах, где рабочие были разогнаны. Почти одновременно с этим, в 4 ½ часов дня на Невском проспекте, вблизи Знаменской и Казанской площадей, часть бастующих рабочих произвела несколько попыток задержать движение трамваев и учинить беспорядки, но демонстранты были тотчас же разгоняемы и движение трамваев восстанавливалось. »

Но уже на следующий день движение возобновится с новой силой. Хотя, ещё пару суток правящие круги не будут в полной мере осознавать нависшую над ними опасность.

Примечательна запись царицы Александры Фёдоровны, наблюдавшей за происходящим из покоев Зимнего дворца, сделанная уже 10 марта:

«Стачки и беспорядки в городе более чем вызывающи. Это хулиганское движение, мальчишки и девчонки бегают и кричат, что у них нет хлеба, – просто для того, чтобы создать возбуждение, и рабочие, которые мешают другим работать. Если бы погода была очень холодная, они все, вероятно, сидели бы по домам. Но всё пройдёт и успокоится – если только Дума будет вести себя хорошо».

Что можно сказать? Августейшая особа посвятила «хулиганам» лишь одну строчку 8-го марта, 10-го уже добрые полстраницы, ещё через несколько дней монархия будет свергнута, а через год самонадеянная Александра Фёдоровна будет ликвидирована в лучших революционных традициях.

Несмотря на вполне мирное начало Февральской (по новому стилю – вовсе не февральской) революции, 9-12 марта в Петрограде развернутся настоящие уличные баталии, в которых рабочим удастся взять верх во многом благодаря переходу на их сторону подавляющей части гарнизона, состоящего из вчерашних крестьян. И, конечно, эти столкновения отнюдь не были бескровными. По их итогам насчитали : 1443 убитых и раненых.

Я не стал бы останавливаться на тех событиях, которые последовали после 8 марта 17-го. Тут можно почитать и Каюрова, Троцкого или, если вас интересует конспективная версия – наш недавний проект . А внимание обратить хотелось бы на другое.

8 марта того бурного года началась одна из самых спонтанных революций в мировой истории. Вопреки прогнозам, вопреки желанию как правящих кругов, так и оппозиции.

Здесь не стоит идеализировать анархический характер произошедшего – спонтанность оказалась как положительной стороной революции (ибо монархия была застигнута врасплох), так и отрицательной. Известно, что тогда, в мартовские дни рабочие столицы смели царя, но не смогли из-за своей неорганизованности взять власть в свои руки. Даже социалистические партии, выражавшие, казалось бы, народные интересы, пугались перспективы возложить на себя ответственность за судьбу России. Не секрет, что представители последней Госдумы на полном серьёзе шантажировали представителей эсеров и меньшевиков тем, что они могут отказаться брать власть. В результате чего и оформилась известная система Двоевластия, существовавшая до июля 1917 года и представленная Советом рабочих и солдатских депутатов и Временным правительством, возникшим на осколках Думы. Это урок, о котором далеко не все помнят сегодня: не столь важно, кто свергает власть, важно – кто сможет её подобрать.

Более того, это была во многом женская революция, начатая вопреки активному желанию мужчин. И сегодня хотелось бы воздать хвалу тем самым текстильщицам с Выборгского района Петрограда. Ведь их шаг послужил началом грандиозной дороге перемен в России и отправной точкой в попытке построить новое общество.

Февральская революция 1917 года началась с того, что работницы питерских мануфактур отмечали этот праздник и объявили забастовку…

Женский и семейный вопросы в России в XX веке оказался крепко связан с революцией, ее теорией и практикой. Да и нынешние наши проблемы с семьей во многом родом из советской эпохи.

Именно 23 февраля 1917 года по старому стилю, то есть 8 марта по новому, в Петрограде начались массовые беспорядки, быстро переросшие в революцию. В этот день работницы нескольких питерских мануфактур и фабрик, отмечали Международный женский день. После антивоенных митингов на производстве они вдруг объявили забастовку и с криками «Хлеба!», двинулись уговаривать рабочих с соседних заводов на Выборгской стороне в Питере присоединяться к ним.

В те дни жители столицы проводили долгие часы в очередях у хлебных лавок. Ходили слухи, что вот-вот должны ввести продовольственные карточки. Напуганные люди ринулись покупать хлеб, пока его дают свободно. Петербург боялся голода. Как говорят многие историки, напрасно, ибо запасов зерна и муки в городе было все-таки достаточно. Тем не менее, уже к вечеру 23 февраля бастующих было более 60 000 человек. Начались первые столкновения с полицией. Так спусковым крючком Февральской революции стала женская эмоциональная натура, на волне слухов встревоженная тем, чем же кормить своих детей.

Вообще все начиналось с того, что революционному движению были нужны свои символы и праздники. Непосредственной родительницей Международного женского дня считается немецкая революционерка Клара Цеткин (в девичестве Эйсснер, вышедшая замуж за русского революционера-эмигранта Осипа Цеткина). В 1910 году на Второй Международной социалистической женской конференции в Копенгагене она предложила учредить международный женский день.

Этот ежегодный праздник изначально возник как день солидарности трудящихся женщин в борьбе за правовое равенство

Сначала единой даты новорожденного праздника не было. Его в разных странах начали проводить в разные числа марта. В России первый Международный женский день отметили митингами в 1913 году – ровно сто лет назад. В следующем году он впервые отмечался уже как раз 8 марта сразу в шести странах: Австрии, Дании, Германии, Нидерландах, России и Швейцарии. А всего через три года празднование Международного женского дня вылилось в заваруху такого масштаба, последствия которой мы расхлебываем до сих пор.

Женщина и революция

Женский и, шире, семейный вопрос занимали видное место в революционном движении. Революционеры ставили себе целью полностью уравнять женщину с мужчиной в правах и возможностях, которые ей предоставляет общество. Это называлось – «сделать ее свободной». А что для этого, в частности, нужно? Отказаться от семьи – в том виде, в каком она нам досталась от Бога, истории и традиции. Правда, степень отказа от семьи была все-таки разной, в зависимости от радикальности самих преобразователей-прожектеров.

Еще авторы утопий в коммунистическом духе (Платон, Кампанелла и др.) с семьей в своих мечтаниях обходились очень круто – впрочем, как и со многим другим. В их идеальных государствах упразднялись частная собственность и брак. Мужчины и женщины сочетались друг с другом по решению властей лишь для рождения потомства, и не более того. Порой кажется, что отношения полов, например, у Платона в его идеальном государстве больше напоминают племенной завод. Вводилось обязательное общественное воспитание детей. Дети ко всем взрослым должны были обращаться как к своим родителям, а взрослые все подрастающее молодое поколение должны были считать своими детьми.

Основоположники марксизма крайне скупо говорили о том, как именно будет устроено коммунистическое общество. Как ни странно, в этом они видели свое преимущество. Они не собирались конкретно описывать «светлое завтра», потому что картинки подобного рода считали беспочвенными утопическими прожектами, зато себя – трезвыми реалистами. По их мнению, только реальная жизнь сама может определить, какими конкретно будут отношения и общественные институты в будущем. Они лишь были уверены в коренном преобразовании всего, в том числе и института семьи и роли женщины в обществе.

Социалисты и коммунисты утверждали, что женщина в классовом обществе испытывает двойной гнет: ее эксплуатируют и капиталист-предприниматель, и семейный быт. Немецкий социал-демократ Август Бебель, автор классической социалистической работы «Женщина и социализм», писал: «Женщину и рабочего объединяет то, что оба они угнетенные… Много сходного в положении женщины и рабочего, но в одном женщина идет впереди рабочего: она – первое человеческое существо, попавшее в рабство. Женщина сделалась рабой раньше, чем появился раб… В этом положении женщина находится с самого древнего времени, как это нам показывает история развития человеческого общества».

Тем не менее, последователи Маркса считали, что, несмотря на двойной гнет, женский вопрос – часть общего социального вопроса. Либеральный же феминизм с их точки зрения не понимает, что все проблемы, в том числе женские, может разрешить лишь пролетарская революция. Дескать, даже если буржуазное женское движение проведет свои требования о равноправии с мужчинами, то этим не уничтожится ни проституция, ни материальная зависимость жен от своих мужей, ни современный брак как скрытая форма рабства и той же проституции. Как говорил Бебель, что подавляющему большинству женщин безразлично, удастся ли нескольким тысячам женщин более состоятельных слоев общества пройти высшее учебное заведение, получить медицинскую практику или сделать служебную карьеру.

Семейные эксперименты

После Октябрьской революции Коминтерн в одном из своих постановлений предельно откровенно заявил, что «революция бессильна до тех пор, пока существует понятие семьи и семейные отношения». Логика радикальной революции требовала борьбы против традиционной семьи как оплота старого мира.

Поэтому сразу после своей победы коммунисты отменили церковный брак и ввели брак гражданский, который регистрируется в загсе. Под знаком борьбы за права женщин были впервые в мировой истории в 1920 году легализованы аборты, а развод упростили до такой степени, что стало возможным развестись в одностороннем порядке, без уведомления супруга. Можно, например, вспомнить рассказ Зощенко «Свадебное происшествие» (по нему снят известный фильм Леонида Гайдая «Не может быть»). В сатирическом рассказе главный герой так стремительно согласился на брак, что потом никак не мог узнать на свадьбе свою избранницу. Когда же он почувствовал себя обманутым в своих скоропалительных стремлениях, то «на другой день Володя Завитушкин после работы зашел в гражданский подотдел и развелся». Действительно, как говорил в фильме дружок Володьки, которого играл Савелий Крамаров, «делов то!»

Это время отличилось свободными нравами и шокирующими экспериментами в сфере отношений между мужчинами и женщинами. Нередким стало сожительство двух мужчин с одной женщиной или, наоборот, двухпарные браки и т. д. Члены образовавшегося в 1925 году общества «Долой стыд», решившие бороться со стыдом как «буржуазным предрассудком», по пять-десять человек обнаженными устраивали демонстрации в Москве и других городах. Правда, потом милиция получила указания и стала задерживать идейных борцов за революционный нудизм.

Широко известными теоретиками половой свободы были большевички Инесса Арманд и Александра Коллонтай. На страницах журнала «Молодая гвардия» Коллонтай писала, что «для классовых задач пролетариата совершенно безразлично, принимает ли любовь форму длительного и оформленного союза или выражается в виде проходящей связи».

Широкое распространение в комсомольских кругах получила так называемая «теория стакана воды»: половая потребность столь же естественна, что и потребность есть, пить и спать. И поэтому удовлетворять ее надо столь же легко и «без комплексов», как, например, выпивать стакан воды при жажде. Правда, далеко не всем старшим товарищам по партии нравилась такая легкость подрастающего молодого поколения. «Безнадежно старомодным» в этом вопросе оказался сам вождь революции Владимир Ильич Ленин, решительно осудивший «теорию стакана воды». Также в своей дискуссии с Инессой Арманд по поводу «свободной любви» он не без остроумия писал ей в письме: «Даже мимолетная страсть и связь, пишете Вы, поэтичнее и чище, чем поцелуи без любви пошлых и пошленьких супругов… Логично ли это противопоставление? Поцелуи без любви у пошлых супругов грязны. Согласен, им надо противопоставить… что? казалось бы, – поцелуи с любовью? А Вы противопоставляете “мимолетную” (почему мимолетную?) “страсть” (почему не любовь?). Выходит по логике – будто поцелуи без любви (мимолетные) противопоставляются поцелуям без любви супружеским. Странно!..»

Так или иначе, но революционное освобождение женщины даже без половых излишеств подразумевало ее полное уравнивание с мужчиной в работе. Теперь трудиться на равных должны были все, независимо от своего социального происхождения или пола. Как писала та же Коллонтай, «не будь Октября, до сих пор господствовал бы взгляд, что самостоятельно зарабатывающая женщина – это временное явление и что место женщины – в семье, за спиной мужа, добывающего средства к жизни… Новая женщина – это прежде всего самостоятельная трудовая единица, чей труд идет не на обслуживание частносемейного хозяйства, а на общественно полезную и нужную работу».

При этом теоретики-коммунисты доказывали: чтобы женщина могла трудиться на полную отдачу, ее надо освободить от тягот семейного быта. Только свободная от ежедневной готовки, стирки и забот за детьми женщина сможет полностью выкладываться на работе и быть равноценным «членом социалистического коллектива». Поэтому еще до революции ее «агитаторы и главари» говорили, что индивидуальные тесные кухни в будущем заменят гигантские кухонные фабрики и общие просторные столовые. Отвратительности и неправильности отдельных кухонь коммунистические писатели посвятили немало проникновенных строк: «Частная кухня является для миллионов женщин учреждением, напрягающим до предела все их силы, отнимающим и растрачивающим их время; в ней женщины теряют здоровье и настроение; она, является предметом их постоянных забот, особенно тогда, когда средства, как у большинства семейств, ничтожны. Упразднение частной кухни будет освобождением для бесчисленного количества женщин. Частная кухня является таким же отсталым пережитком, как станок мелкого ремесленника; оба обозначают огромную бесхозяйственность, растрату времени, силы, топлива и освещения, пищевых продуктов и т. д». (А. Бебель. «Женщина и социализм»).

Также при коммунизме и стирать будут специальные прачечные комбинаты, а всех детей возьмут из семей на общественное воспитание. Наверно, именно с этой целью в 1918 г. даже юридически отменили любое усыновление – как чужих детей, так даже и родных. Этот запрет просуществовал до 1926 года.

Однако извлечь женщину из тесных семейных кухонь и освободить от бытовых забот не получилось, а вот нагрузить ее работой (в социалистическом обществе не работают только тунеядцы) удалось. Эта «вилка» и оказалась причиной как сокращения рождаемости, так и той повышенной нагрузки, легшей на женские плечи, которая существует и сегодня.

Сталинский разворот

Где-то с конца 20-х-начала 30-х годов в СССР наблюдается некоторый разворот в делах семьи. Сталин «строил социализм в одной стране», а для этого надо было не разжигать и дальше мировую революцию, но привести в строгий порядок социальные отношения, разболтанные чрезмерной «творческой» инициативой снизу. С середины 30-х запрещаются аборты. Становится накладно разводиться: был введен штраф за разводы: 50 руб. за первый, 150 руб. за второй, а за третий и каждый последующий – по 300 руб.

Впрочем, Сталин не был всецело за семью. Новому режиму была нужна не крепкая семья вообще, но лишь правильная крепкая семья – социалистическая. Которая верна партии и товарищу Сталину. Печально знаменитое дело пионера Павлика Морозова (несчастного ребенка, ставшего жертвой Гражданской войны) лишний раз показало всем, что между преданностью семье и идеологическому государству нужно выбирать последнее. В сталинские годы отречение от «неправильных» родственников – «врагов народа», предательство самых близких людей было ужасающей повседневностью.

Однако даже осторожный и половинчатый разворот в семейной политике более последовательными революционерами, например, Л. Троцким, трактовался как «семейный термидор» и измена делу революции. Троцкий писал: «Торжественная реабилитация семьи, происходящая одновременно – какое провиденциальное совпадение! – с реабилитацией рубля, порождена материальной и культурной несостоятельностью государства. Вместо того, чтобы открыто сказать: мы оказались еще слишком нищи и невежественны для создания социалистических отношений между людьми, эту задачу осуществят наши дети и внуки, – вожди заставляют не только склеивать заново черепки разбитой семьи, но и считать ее, под страхом лишения огня и воды, священной ячейкой победоносного социализма. Трудно измерить глазом размах отступления!»

Также Троцкого очень огорчало, что все меньше почтения оказывают молодежи, что опять начинают цениться опыт и авторитет, а не молодой революционный задор: «Ныне и в этой немаловажной области произошел крутой поворот: наряду с седьмой пятая заповедь полностью восстановлена в правах, правда, еще без ссылки на бога».

«Всякая жизнь – страдание. А женская жизнь – тем более»

Между тем, после смерти Сталина, с годами революционный запал в советском обществе угасал все больше. В брежневские годы даже стал пропагандистским штампом лозунг «семья – первичная ячейка общества». Уже любое активное вторжение партийных и государственных структур в семейные отношения, даже если оно диктовалось интересами сохранения семьи, трактовалось как недопустимое вторжение в личную жизнь. Любопытно поэтому, что во многих фильмах «для интеллигенции» времен Брежнева и перестройки развод вновь стал ассоциироваться со свободой и настоящей жизнью «полной грудью», а семейная жизнь и первая жена – чуть ли не с тюрьмой. Навскидку тут можно назвать «Тот самый Мюнгхаузен» Захарова и «Забытую мелодию для флейты» Рязанова.

В целом вышло так, что в советское время женщины стали работать наравне с мужчинами, но поскольку гигантских дворцов-общежитий с общими кухнями и внесемейного утопического воспитания детей все-таки не случилось, то домашних обязанностей с них тоже никто не снял. Эмансипация и равенство в праве на труд вылилось в усиление нагрузки. Бытовая рутина и дети (теперь уже, правда, немногочисленные) все равно лежат в основном на женских плечах.

Обязательная работа для женщин, кстати, в огромной степени и повлияла на то, что теперь у нас в среднем 1-2 ребенка на семью. От советского времени и поныне остался живучий стереотип, что быть домохозяйкой и заниматься детьми – это очень странно и чуть ли не неприлично.

В постсоветское же время из-за неудачных реформ и бедности большинства населения, особенно за пределами МКАД, далеко не каждый мужчина может позволить своей жене быть домохозяйкой. К тому же современное общество не нуждается в больших семьях. Да и многие женщины, вкусившие сладких плодов свободы, не торопятся возвращаться домой и предпочитают делать служебную карьеру.

В этих условиях праздник 8 марта за сто лет у нас постепенно превратился в свою противоположность. Если раньше он был символом борьбы за равенство мужчины и женщины в труде и нелегких общественных правах и обязанностях, то к сегодняшнему дню его пролетарская боевая сущность совершенно выхолостилась. Он скорее превратился в напоминание о том, что женщина нежное воздушное существо (а не просто «друг человека»), которому надо дарить цветы и подарки – ну хотя бы сегодня. Этот день стал символом непохожести женщин на мужчин, их неуравниваемости с ними – сколько бы бывшая Советская власть или современный феминизированный мир не старались доказать обратное.