Цитаты о работе воспитателя. Афоризмы о педагогах

Работа учителя - одна из тех профессий, с которой особенно близко знакомится ребенок, и поэтому неудивительно, что она занимает большое место в его играх, а затем нередко становится предметом мечтаний юного человека. Но не всякий школьник, даже старшего возраста, восхищающийся педагогическим мастерством, хорошо понимает, какими качествами должен обладать человек, желающий посвятить себя великому делу обучения и воспитания подрастающего поколения.

Большое значение для успеха педагогической работы имеет правильное отношение к детям. Тот, кто не питает к детям живого интереса, раздражается от их малейших проступков- едва ли сможет стать хорошим педагогом. Лучшие педагоги всегда получают огромнее удовлетворение от работы с детьми. А дети, в свою очередь, хорошо чувствуют, приходит ли к ним в класс служащий, выполняющий свои обязанности, или же с ними занимается друг, энтузиаст своего дела, которым он увлечен, в которое вкладывает всю свою душу.

Из любви к детям рождается любовь к педагогическому труду. А эта любовь дает мастерство в работе. Для каждого ясно: учить можно только тому, что сам хорошо знаешь и к изучению чего питаешь большой интерес. Преподаваемый предмет должен быть любимой наукой учителя. Однако из этого вовсе не следует, что учитель ограничивает круг своих знаний и интересов узкими рамками одного своего предмета. Детский ум пытлив и любознателен. Сплошь и рядом дети задают учителю вопросы, далекие от его специальности. И нужно быть всегда готовым удовлетворить запросы детей. Поэтому учитель должен постоянно приобретать новые и новые сведения об окружающем мире, и не только по тому предмету, который преподает.

В плане определения профессиональных качеств учителя, особенностей педагогического труда интересны цитаты великих людей про учителей, педагогов . Они знакомят нас с тонкостями профессии, заставляют уважать профессию учителя, раскрывают ее сущность, передают личный опыт автора.

С цитатами про учителей полезно будет познакомиться будущим педагогам или школьникам, которые еще находятся на пороге выбора профессии.

Быстрее и лучше всего учишься, когда учишь других. Роза Люксембург

Воспитание - это учебный процесс, в начале которого ребёнка учат говорить, а в конце - молчать. Леонард Луис Левинсон

Задавая домашнее задание, учителя метят в учеников, а попадают в родителей. Жорж Сименон

Учитель не тот, кто учит чему-либо, а тот, кто помогает раскрыть своему ученику то, что ему уже известно. Пауло Коэльо

Оттого, что мы будем сидеть в классах, рыться в энциклопедиях и в учебниках истории, мы не станем мудрее. О. Генри

Тот, кто щеголяет эрудицией или ученостью, не имеет ни того, ни другого. (Э.Хемингуэй)

Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. (Л. Толстой)

Учитель, если он честен, всегда должен быть внимательным учеником. Горький М.

Учитель, могущий наделить своих воспитанников способностью находить радость в труде, должен быть увенчан лаврами. Хаббард Элберт Грин.

Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать. (У. Черчилль)

В любой науке, в любом искусстве лучший учитель - опыт. Мигель де Сервантес

Опыт - лучший учитель. Его уроки мы хорошо запоминаем. Джеймс Фенимор Купер

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить. Адольф Дистервег

Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Адольф Дистервег

Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно - указать дорогу. Ричард Олдингтон

Учитель – человек, который может делать трудные вещи легкими. Ральф Уолдо Эмерсон

Опыт всему учитель. Гай Юлий Цезарь

Время - великолепный учитель, но, к сожалению, оно убивает своих учеников. Гектор Берлиоз

Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом. Луций Анней Сенека (младший)

От врачей и учителей требуют чуда, а если чудо свершится, никто не удивляется. Мария фон Эбнер-Эшенбах

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель. Толстой Л. Н.

Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя. Иоганн Вольфганг Гёте

Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника. Белинский В. Г.

Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. Конфуций

Для того чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем для того чтобы научиться самому. Мишель де Монтень

Учитель — человек, который может делать трудные вещи легкими. Ральф Эмерсон

Задачей воспитателя и учителя остается приобщить всякого ребенка к общечеловеческому развитию и сделать из него человека раньше, чем им овладеют гражданские отношения. Адольф Дистервег

Учителя слишком много трудятся и слишком мало получают. В самом деле, это непростое и утомительное занятие снижать до самого дна уровень человеческих способностей. Джордж Б. Леонард

Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую. Василий Осипович Ключевский

Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян. Дмитрий Менделеев

Существует только два типа учителей: те, кто учит слишком многому, и те, кто не учит вообще. Сэмюэл Батлер

Жалок тот ученик, который не превосходит своего учителя. Леонардо да Винчи

Учитель, могущий наделить своих воспитанников способностью находить радость в труде, должен быть увенчан лаврами. Хаббард Э.

Свойство учителя - не колебаться в том, что сам он говорит. Иоанн Златоуст

Тот учитель хорош, чьи слова не расходятся с делом. Марк Порций Катон Старший

Повторять слова учителя - не значит быть его продолжателем. Дмитрий Писарев

Обучать — значит вдвойне учиться. Жозеф Жубер

Что переварили учителя, тем питаются ученики. Карл Краус

Педагог — человек, который лучше знает как воспитывать чужих детей, чем своих. Жюльен де Фалкенаре

Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирожденный такт. Адольф Дистервег

Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать. Уинстон Черчилль

Поставь над собой сто учителей - они окажутся бессильными, если ты не сможешь сам заставлять себя и сам требовать от себя. Сухомлинский В. А.

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. Адольф Дистервег

Кто учитель до мозга костей, тот относится серьезно ко всем вещам, лишь принимая во внимание своих учеников, - даже к самому себе. Фридрих Ницше

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. Василий Осипович Ключевский

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию. Толстой Л. Н.

Будь любезен с учителями. Даже если они не заслуживают твоего уважения, они заслуживают твоей жалости. Эшли Брильянт

Хороший учитель может научить других даже тому, чего сам не умеет. Тадеуш Котарбиньский

Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление металлов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда ее начинают воспитывать? А ведь для всех не секрет, что такое сопротивление имеет место. Антон Семенович Макаренко

Хорошее в человеке приходится проектировать, и педагог это обязан делать. Антон Семенович Макаренко

Из уроков некоторых педагогов мы извлекаем лишь умение сидеть прямо. Владислав Катажиньский

Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях. К. Д. Ушинский

Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие - добрую жизнь. Аристотель

Учительство - неутраченное искусство, но уважение к учительству - утраченная традиция. Жак Мартен Барзэн

Кто в учениках не бывал, тот учителем не будет. Боэций Дакийский

Самая большая радость для учителя, когда похвалят его ученика. Шарлотта Бронте

Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей. Вудро Вильсон

Плох тот ученик, который не превосходит учителя. Леонардо да Винчи

Человек всегда учится лишь у тех, кого любит. Те, у которых мы учимся, правильно называются учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя. Иоганн Вольфганг Гете

Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать прежде всего себя. Н. В. Гоголь

Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника. В. И. Даль

Учитель работает над самой ответственной задачей - он формирует человека. Педагог - это инженер человеческих душ. М. И. Калинин

Воспитание ребенка - это не милая забава, а задание, требующее капиталовложений - тяжких переживаний, усилий бессонных ночей и много, много мыслей- Януш Корчак

Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет. Уильям Уорд

Если вы владеете знанием, дайте другим зажечь от него свои светильники. Томас Фуллер

Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело Антон Павлович Чехов

Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика. Артур Шнабель

Тот, кто не помнит совершенно собственного детства, - плохой воспитатель. Мария фон Эбнер-Эшенбах

Людьми не рождаются, а воспитываются. Эразм Роттердамский

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Профессия «Учитель»
Высказывания мыслителей и педагогов о роли учителя

Мыслители и педагоги всех времён подчёркивали высокое общественное значение учителя. Библиотека высказываний великих мыслителей, философов и педагогов о профессии учителя огромна, вот лишь небольшая подборка...

«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем...»
(Конфуций)

«Учитель и ученик растут вместе...»
(Конфуций)

«Согласие между учителем и учеником, лёгкость учения и возможность для ученика думать самому и составляют то, что зовётся умелым наставничеством...»
(Конфуций)

«Самое трудное в учении – научиться чтить учителя. Но лишь чтя наставника, сможешь перенять его правду. И лишь перенимая правду, народ способен почитать науки. Поэтому, согласно ритуалу, даже призванный к государю учитель не совершает ему поклона - так высоко древние чтили учителя...»
(Конфуций)

«Уча других, мы учимся сами...»
(Л. Сенека)

«Ученики должны искать одобрения учителя, а не учитель - одобрения учеников...»
(М. Квинтилиан)

«Что может быть честнее и благороднее, как учить других тому, что сам наилучшим образом знаешь...»
(М. Квинтилиан)

«Большое несчастье, когда приёмы учителя отбивают у ребёнка всякую охоту к знаниям, прежде чем он может понять разумные основания, по которым он должен любить их. Первый шаг на пути образования - это привязанность к своему наставнику...»
(З. Роттердамский)

«Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому...»
(М. Монтень)

«Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле...»
(Н. А. Коменский)

«Совершенно неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой только сам желает...»
(Н. А. Коменский)

«Тот, кто мало знает, малому может и учить...»
(Н. А. Коменский)

«Величайшая ошибка при воспитании - это чрезмерная торопливость...»
(Ж.-Ж. Руссо)

«Воспитание и только воспитание - цель школы...»
(И. Песталоцци)

«Учитель, образ его мыслей, - вот что самое главное во всяком обучении и воспитании...»
(А. Дистервег)

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить...»
(А Дистервег)

«Хорошие учителя создают хороших учеников...»
(М. Остроградский)

«Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника...»
(В. Даль)

«Будьте сами и человеком, и младенцем, для того, чтобы учить ребёнка...»
(В. Одоевский)

«В воспитании нет ничего ничтожного...»
(Н. Пирогов)

«Все мыслители, я думаю, пришли к тому заключению, что воспитание нужно начать с колыбели...»
(Н. Пирогов)

«Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета...»
(К. Ушинский)

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях...»
(К. Ушинский)

«Воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель...»
(К. Ушинский)

«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель...»
(Л. Толстой)

«Призвание учителя есть призвание высокое и благородное. Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию...»
(Л. Толстой)

«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться...»
(Л. Толстой)

«Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян...»
(Д. Менделеев)

«Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние...»
(Г. Адамс)

«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь...»
(В. Ключевский)

«Учитель, могущий наделить своих воспитанников способностью находить радость в труде, должен быть увенчан лаврами...»
(Э. Хаббард)

«Если б вы знали, как необходим русской деревне хороший, умный, образованный учитель! У нас в России его необходимо поставить в какие-то особенные условия, и это нужно сделать скорее, если мы понимаем, что без широкого образования народа государство развалится, как дом, сложенный из плохо обожжённого кирпича!»
(А. Чехов)

«Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать...»
(У. Черчилль)

«Чем ниже духовный уровень воспитателя, бесцветнее его моральный облик, больше забот о своём покое и удобствах, тем больше он издаёт приказов и запретов, диктуемых якобы заботой о благе детей...»
(Я. Корчак)

«Учитель должен быть, прежде всего, человеком. Любите не школу, а детей, приходящих в школу, любите не книги о действительности, а саму действительность...»
(П. Блонский)

«Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно - указать дорогу...»
(Р. Олдингтон)

«Где хороший учитель, там и хорошо воспитанные ученики...»
(Д. Лихачёв)

«Педагог не тот, кто учит; такого народу на свете полно. Педагог тот, кто чувствует, как ученик учится. У которого в голове и светло - потому что он учитель, и темно – потому что он ученик. Только понимая, чувствуя эту темноту, можно пробиться через неё и вывести ребёнка к свету - осветлить его ум, просветить его...»
(С. Соловейчик)

«Учитель - не посредник между миром и детьми, нет, он на стороне детей, он вместе с ними и во главе их. Его цель - не дети, как все думают, а мир, который он улучшает вместе с детьми. Цель воспитания - не в воспитании, не в «целенаправленном воздействии», а, в общем, вместе с детьми улучшении общей жизни...»
(С. Соловейчик)

«Воспитание - это искусство, и потому без свободного воспитателя искусства воспитания нет. Педагогика - наука о свободном искусстве воспитания свободного человека...»
(С. Соловейчик)

«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах...»
(Ш. Амонашвили)

Постер: Жюль Анри Жан Жоффруа. В классе.

Мудрые высказывания о педагоге, образовании

…я просматриваю сокровища древних мудрых мужей,

которые оставили нам последние в своих сочинениях;

и если мы встретим что-либо хорошее,

заимствуем и считаем великой для себя прибылью...

(Сократ)

Сеятели разумного, доброго, вечного

Воспитатель сам должен быть воспитан.

(К. Маркс)

Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника.

(В. Даль)

(А. Дистервег)

Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься.

Ошибаетесь.

Ни от того мы устаем, а от того что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться.

Чтобы не обидеть. (Я.Корчак)

Для того чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем для того, чтобы научиться самому.

(М. Монтень)

Доказывать человеку необходимость знания - это все равно, что убеждать его в полезности зрения.

(Максим Горький)

Если есть у тебя разум, учись чему-нибудь, ибо разум без умения - тело без платья, или человек без лица, ведь сказали: образование - лицо разума. (Унсур Аль-маали (Кей Кабус)

Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.

(Конфуций)

Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей.

(В. Вильсон)

Обучать - значит вдвойне учиться.

(Ж. Жубер)

(Я.Корчак)

Педагог - человек, который лучше знает, как воспитывать чужих детей, чем своих.

(Ж. Фалкенаре)

Педагогика - это неблагодарная профессия, все успехи которой можно приписать природе, оставив педагога отдуваться за все неудачи подопечных. (В. Кротов).

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.

(А. Дистервег)

Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую.

(В. Ключевский)

Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель.

(А. Дистервег)

Специалисты утверждают, что нельзя в гневе шлёпать детей. А когда можно? Когда у вас праздничное настроение?

(Розина Барр)

Студент - это не сосуд, который надо заполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь.

(Л.Арцимович)

Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя.

(И. Гете)

Тем, кто хочет учиться, часто вредит авторитет тех, кто учит.

(Цицерон)

Тот идеал совершенства, который воплощают в себе учителя, слишком малопривлекателен, чтобы к нему стремиться.

(К. Фрелих)

Тот, кто, обращаясь к старому способен открывать новое, достоин быть учителем.

(Конфуций)

Тот, кто щеголяет эрудицией или ученостью, не имеет ни того, ни другого.

(Э. Хемингуэй)

Тот учитель хорош, чьи слова не расходятся с делом.

(Катон)

Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей.

(Д. Пойа)

Цель обучение ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.

(Э. Хаббард)

Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.

(Л. Толстой)

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.

(В. Ключевский)

Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать.

(У. Черчилль)

Дважды два четыре - это только в школе, а в жизни - у кого как получится. (В.Ф.Власов)

Учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся.

(А.М.Кашпировский)

Есть у меня шестерка слуг, проворных, удалых.

И все, что вижу я вокруг, - все знаю я от них.

Они по знаку моему являются в нужде.

Зовут их: Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где. (Киплинг)

Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирожденный такт.

Все мы учащиеся - исполнители, учителя, обучающиеся.

Никогда не надо стыдиться сказать: «Я не знаю, объясните мне».

(Дж. Даррелл)

Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность. (Б.Шоу)

Наталья Беспалова
Эссе «Мои размышления о профессии воспитателя»

«Если вы удачно выберете труд и вложите

в него свою душу, то счастье само вас отыщет»

Аристотель

Когда я размышляю о смысле и значении профессии - воспитатель , я вспоминаю притчу.

Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил каждого о том, что он делает.

Первый ответил : «Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята» .

Второй сказал : «Зарабатываю на хлеб для своей семьи» .

А третий гордо произнес : «Я строю прекрасный храм» .

Трое рабочих делали одно и то же, но чувствовали себя по-разному. Для первого работа была каторгой, и он был очень несчастен. Второй чувствовал себя опорой и кормильцем семьи. В его ответе - спокойное достоинство. Третий служил прекрасной цели. Он был горд и счастлив. Счастье человека во многом зависит от того, какой смысл он вкладывает в свой труд, в свою работу и от «влюбленности в свое дело» .

К. Гельвеций сказал : «Воспитатель - это волшебник , который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что знает и умеет воспитатель , зависит и то, чему и как он научит своих воспитанников ».

Что значит быть воспитателем ?

Это значит любить, понимать и чувствовать ребенка, принимать его таким, каков он есть, не подавляя личности, самостоятельности, активности, одним словом, уважать право ребенка – быть самим собой. Воспитатель ставит перед собой высокие цели, двигается к ним несмотря ни на что, а достигая, не останавливаться, идет вперёд.

С высоким чувством гордости и открытым сердцем, я открыла дверь в детский сад. Открыла и решила : это моё! Со временем мои представления о профессии воспитателя расширились . За четырнадцать лет работы в своем родном детском саду, судьба свела меня с замечательными людьми, прекрасными педагогами. Я училась у опытных воспитателей нелегкому мастерству. Такой труд по плечу не каждому, а лишь тому, кто искренне любит своё дело, детей, сам горит и умеет зажечь других. И я стремлюсь создать для своих детей атмосферу любви и радости, сделать их жизнь интересней и содержательней. Потому что как все живое тянется к доброму, светлому, так и наши дети любят тех, кто проявляет к ним материнскую заботу, чьи руки согревают их своим теплом.

Мне нравится высказывание Веры Марецкой «Ребенку нужна ложка каши и ведро любви» .

Я осознала, что воспитатель – это не профессия , не работа, это – призвание, состояние души, образ жизни.

И я поняла, быть воспитателем - это большая ответственность.

Жизнь в 21веке ставит перед нами много проблем, среди которых самой важной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни. Наша Родина только тогда будет сильной и процветающей страной, когда будет здоровым её подрастающее поколение.

Один мудрый человек сказал : «За деньги можно купить кровать, но не сон; еду, но не аппетит; книги, но не ум; украшение, но не красоту; развлечение, но не счастье; и самое главное – лекарство, но не здоровье». Здоровье – это самая важнейшая ценность в этой жизни.

Тогда я призадумалась,о том, что нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека.

И поставила перед собой задачу, привить ребёнку с малых лет правильное отношение к своему здоровью и ответственности за него. На протяжении девяти лет я работаю над проблемой : «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» .

Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Вот почему, так важно сформировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте.

Изменилась моя роль как воспитателя . Я должна не только дать любовь, ласку, доброту, качественные знания детям, но и сформировать сознательную установку на здоровый образ жизни, научить их с малых лет жить в гармонии с собой и окружающим миром.

Свое эссе мне хочеться закончить такими словами : «Я счастлива, что мне повезло судьбой быть рядом с нашим будущим- с нашими детьми».