Личность, которая повлияла на ход истории: примеры. Люди, изменившие ход мировой истории. Историю делает личность, когда её поддерживают многие

Как известно, проявление любых, даже самых общих, законов истории многообразно и многовариантно. Роль самой выдающейся личности всегда есть сплав предшествующего развития, массы случайных и неслучайных событий и ее собственных особенностей. Способов организации общества много, а следовательно, много будет и вариантов проявления личности, причем их амплитуда может быть огромной.

Следовательно, в зависимости от самых разных условий и обстоятельств, с учетом особенностей исследуемого места, времени и индивидуальных черт личности ее историческая роль может колебаться от самой незаметной до громаднейшей. Иногда личность играет решающую роль.

Действительно, сам народ состоит из личностей, причем роль каждой из них не равна нулю. Одна подталкивает колесницу истории вперед, другая тянет назад и т.д. В первом случае это роль со знаком плюс, во втором - со знаком минус.

Но нас интересуют сейчас не рядовые люди, а выдающиеся исторические личности. В чем их роль?

Не в том, что такая личность по своему произволу способна остановить или изменить естественный ход вещей. По-настоящему выдающаяся личность не только не пытается «отменить» законы истории, а, напротив, как отмечал Г.В.Плеханов, видит дальше других и хочет сильнее других. Великий человек решает задачи, поставленные на очередь предыдущим ходом умственного развития общества, он указывает новые общественные нужды, созданные предыдущим развитием общественных отношений, он берет на себя почин удовлетворения этих нужд. В этом сила и предназначение великого человека, причем сила колоссальная.

Он, если хотите, впередсмотрящий истории, он выразитель чаяний класса, массы, часто лишь смутно осознаваемых ими. Его сила - это сила общественного движения, которая стоит за его спиной.

В этом принципиальное различие в оценке роли личности в диалектико-материалистической философии и ее противниками. Материалистическая социальная философия идет при оценке роли личности от масс к личности, а не наоборот, видит ее роль в том, что она своим талантом служит массам, помогает им спрямить путь к достижению намеченных целей, ускорить решение назревших исторических задач.

При этом, во-первых, влияние личности на ход истории зависит от того, насколько многочисленна та масса, которая идет за ней, и на которую она опирается через партию, через какой-то класс. Поэтому выдающаяся личность должна обладать не только особым индивидуальным талантом, но и способностью организовывать и вести за собой людей. Во-вторых, безусловно ошибочны анархистские установки: никаких авторитетов. Весь ход истории свидетельствует, что ни одна социальная сила, ни один класс в истории не достигал господства, если он не выдвигал своих политических вождей, своих передовых представителей, способных организовать движение и руководить им.

Конечно, выдающаяся личность должна обладать не рядовыми способностями к определенному виду или ряду видов деятельности. Но этого недостаточно. Нужно, чтобы в обществе в ходе его развития встали в повестку дня задачи, для решения которых была необходима личность именно с такими (военными, политическими и т.д.) способностями.

Случайно здесь то, что именно эта, конкретная личность заняла данное место, случайно в том смысле, что это место мог бы занять кто-то другой, поскольку замещение этого места стало необходимым.

Всемирно-исторические личности являются не только практическими и политическими деятелями, но и мыслящими людьми, духовными руководителями, понимающими, что нужно и что своевременно, и ведущими за собой других, массу. Эти люди, пусть интуитивно, но чувствуют, понимают историческую необходимость и потому, казалось бы, должны быть в этом смысле свободными в своих действиях и поступках.

Но трагедия всемирно-исторических личностей состоит в том, что «они не принадлежат самим себе, что они, как и рядовые индивиды, суть только орудия Мирового духа, хотя и великое орудие». Судьба, как правило, складывается для них несчастливо.

Народ, по словам И.А.Ильина, есть великое раздельное и рассеянное множество. А между тем его сила, энергия его бытия и самоутверждения требуют единства. Единство же народа требует очевидного духовно-волевого воплощения -- единого центра, лица, выдающейся умом и опытом персоны, выражающей правовую волю и государственный дух народа. Народ нуждается в мудром вожде, как сухая земля в хорошем дожде.

За всю историю человечества произошло огромное множество событий, и всегда они направлялись различными по своему моральному облику и разуму личностями: гениальными или тупоумными, талантливыми или посредственными, волевыми или безвольными, прогрессивными или реакционными. Став по воле случая или в силу необходимости во главе государства, армии, народного движения, политической партии, личность может оказывать на ход и исход исторических событий разное влияние: положительное, отрицательное или, как это нередко бывает, и то и другое. Поэтому обществу далеко не безразлично, в чьих руках сосредоточивается политическая, государственная и вообще административная власть.

Выдвижение личности обусловливается и потребностями общества, и личными качествами людей. «Отличительная черта подлинных государственных деятелей в том именно и состоит, чтобы уметь извлечь пользу из каждой необходимости, а иногда даже роковое стечение обстоятельств повернуть на благо государству».

Сам факт выдвижения на роль исторической личности именно данного человека -- это случайность. Необходимость же этого выдвижения определяется исторически сложившейся потребностью общества в том, чтобы главенствующее место заняла личность именно такого рода. Н.М.Карамзин так сказал о Петре Первом: «Народ собрался в поход, ждал вождя и вождь явился!» То, что именно этот человек рождается в данной стране, в определенное время, -- чистая случайность. Но если мы этого человека устраним, то появляется спрос на его замену, и такая замена найдется.

Зачастую в силу исторических условий весьма видную роль приходится играть просто способным людям и даже посредственным. Об этом мудро сказал Демокрит: чем «менее достойны дурные граждане получаемых ими почетных должностей, тем более они становятся небрежными и исполняются глупости и наглости». В связи с этим справедливо предостережение: «Остерегайся занять благодаря случайностям пост, который тебе не по плечу, чтобы не казаться тем, чем ты не являешься на самом деле».

В процессе исторической деятельности с особой остротой и выпуклостью выявляются и сильные, и слабые стороны личности. И то и другое приобретает порой огромный социальный смысл и оказывает влияние на судьбы нации, народа, а порой даже и человечества.

Поскольку в истории решающим и определяющим началом является не индивид, а народ, личности всегда зависят от народа, как дерево от почвы, на которой оно растет. Если сила легендарного Антея заключалась в его связи с землей, то социальная сила личности -- в ее связи с народом. Но тонко «подслушивать» мысли народа способен только гений.

Как бы гениальна ни была историческая личность, она в своих поступках детерминирована сложившейся совокупностью общественных событий. Если же личность начинает творить произвол и возводить свои капризы в закон, то она становится тормозом и, в конечном счете, из положения кучера экипажа истории неминуемо попадает под его беспощадные колеса.

Деятельность политического вождя предполагает способность глубокого теоретического обобщения внутренней и международной обстановки, общественной практики, достижений науки и культуры в целом, умение сохранять простоту и ясность мысли в невероятно сложных условиях социальной действительности и исполнять намеченные планы, программу. Мудрый государственный деятель умеет зорко следить не только за общей линией развития событий, но и за многими частными «мелочами» -- одновременно видеть и лес, и деревья. Он должен вовремя заметить изменение в соотношении социальных сил, прежде других понять, какой путь необходимо избрать, как назревшую историческую возможность превратить в действительность.

Как сказал Конфуций, человека, который не заглядывает далеко, непременно ждут близкие беды. Высокая власть несет, однако, и тяжелые обязанности. В Библии сказано: «И от всякого, кому дано много, много и потребуется». При любой форме государственного устройства на уровень главы государства выдвигается та или иная личность, которая призвана играть чрезвычайно ответственную роль в жизни и развитии данного общества. От руководителя государства зависит очень многое, но, разумеется, далеко не все. Многое зависит от того, какое общество его избрало, какие силы его вынесли на уровень главы государства.

Таким образом, появление на исторической арене выдающихся личностей подготавливается объективными обстоятельствами, вызреванием определенных общественных потребностей. Такие потребности появляются, как правило, в переломные периоды в развитии стран и народов, когда в повестку дня встают масштабные социально-экономические и политические задачи. Из всего сказанного ранее прямо и непосредственно вытекает вывод о несовместимости с духом и сутью диалектико-материалистической социальной философии теории и практики культа личности. Культ личности в современных проявлениях состоит в навязывании народу преклонения перед носителями власти, в приписывании личности способности творить историю по своему усмотрению и произволу, в перенесении на личность того, что является делом и заслугой народа.

Культ личности (это ясно обнаружил культ личности Сталина), чреват большими опасностями и тяжелыми последствиями. Попытки в одиночку решать сложные вопросы теории и практики ведут к ошибкам и промахам не только в теории, но и на практике (проблема темпа коллективизации, вывод об обострении классовой борьбы по мере успехов социализма и т.д.). Культ личности питает и подкрепляет догматизм в теории, поскольку право на истину признается только за одним человеком.

Культ личности особенно опасен тем, что он влечет за собой разрушение законности и подмену ее произволом, что ведет к массовым репрессиям. Наконец, пренебрежение интересами рядовых людей, прикрываемое мнимой заботой об общественных интересах, имеет своим следствием прогрессирующее затухание инициативы и социального творчества снизу по принципу: нам, товарищи, думать неча, за нас думают вожди.

Народ -- это не однородная и не одинаково образованная сила, и от того, какие группы населения оказались в большинстве на выборах, с какой мерой понимания они осуществили свой гражданский долг, может зависеть судьба страны. Можно лишь сказать: каков народ, такова и избранная им личность.

Людей, которые изменили мир, великое множество. Это и известные врачи, которые придумали лекарства от болезней и научились делать сложные операции; политики, которые начинали войны и завоёвывали страны; космонавты, которые впервые облетели Землю по орбите и ступили на Луну и так далее. Их тысячи, и рассказать обо всех невозможно. В этой статье перечисляется только небольшая часть этих гениев, благодаря которым появились научные открытия, новые реформы и направления в искусстве. Они личности, изменившие ход истории.

Александр Суворов

Великий полководец, живший в XVIII веке, стал культовым человеком. Он личность, которая повлияла на ход истории своим мастерством ведения стратегии и умелым планированием тактики войны. Его имя золотыми буквами вписано в летопись русской истории, его помнят как неутомимого блестящего военного командира.

Всю свою жизнь Александр Суворов посвятил баталиям и сражениям. Он участник семи воен, возглавил 60 битв, не зная поражений. Его литературный талант проявился в книге в которой он учит молодое поколение искусству ведения войны, делится своим опытом и знаниями. В этой сфере Суворов опередил свою эпоху на много лет вперёд.

Его заслуга в первую очередь в том, что он усовершенствовал тенденции ведения войны, развил новые способы наступлений и атак. Вся его наука базировалась на трёх китах: натиск, быстрота и глазомер. Этот принцип развивал у солдат целеустремлённость, развитие инициативы и чувство взаимопомощи по отношению к своим коллегам. В битвах он всегда шёл впереди простых военных, показывая им пример мужества и героизма.

Екатерина Вторая

Это женщина-феномен. Как и все другие личности, повлиявшие на ход истории, она была харизматической, сильной и умной. Родилась в Германии, но в 1744 году приехала в Россию в качестве невесты для племянника императрицы — великого князя Петра Третьего. Муж её был неинтересный и апатичный, они почти не общались. Всё свободное время Екатерина тратила на чтение юридических и экономических трудов, её захватила идея Просвещения. Найдя своих единомышленников при дворе, она без труда свергла мужа с престола и стала полноправной владычицей Руси.

Период её правления называют "золотым" для дворянства. Правительница реформировала Сенат, забрала церковные земли в государственную казну, что обогатило державу и облегчило жизнь простых крестьян. В данном случае влияние личности на ход истории подразумевает принятие массы новых законодательных актов. На счету у Екатерины: губернская реформа, расширение прав и свобод дворянства, создание сословий по примеру западноевропейского общества и восстановления авторитета России во всём мире.

Пётр Первый

Ещё один правитель России, который жил на сто лет раньше Екатерины, также сыграл огромную роль в развитии государства. Он не просто личность, которая повлияла на ход истории. Пётр 1 стал национальным гением. Его огласили просветителем, "светочем эпохи", спасителем России, человеком, который открыл глаза простому народу на европейский стиль жизни и правления. Помните словосочетание "окно в Европу"? Так вот, именно Пётр Великий "прорубил" его назло всем завистникам.

Царь Пётр стал великим реформатором, его изменения в государственных устоях сначала пугали дворянство, а потом вызывали восхищение. Это личность, которая повлияла на ход истории тем, что в "голодную и немытую" Россию, благодаря ему, были внедрены прогрессивные открытия и достижения Западных стран. Пётр Первый сумел расширить экономические и культурные границы своей империи, завоевал новые земли. Россию признали великой державой и оценили её роль на международной арене.

Александр Второй

После Петра Великого это был единственный царь, который начал проводить настолько масштабные реформы. Его нововведения полностью обновили облик России. Как и другие известные личности, изменившие ход истории, этот правитель заслуживал уважения и признания. Период его правления припадает на XIX век.

Главным достижением царя стала в России, которое тормозило экономическое и культурное развитие страны. Конечно, об ликвидации системы, очень похожей на рабство, задумывались и предшественники Александра Второго — Екатерина Великая и Николай Первый. Но никто из них так и не решился перевернуть устои государства вверх дном.

Столь кардинальные изменения произошли довольно поздно, так как в стране уже назревал бунт недовольного народа. Кроме того, в 1880-е годы реформы приостановились, что вызвало гнев революционной молодёжи. Царь-реформатор стал мишенью их террора, что привело к окончанию преобразований и полностью повлияло на развитие России в будущем.

Ленин

Владимир Ильич, известный революционер, личность, которая повлияла на ход истории. Ленин возглавил бунт в России против самодержавия. Он повёл революционеров на баррикады, в результате чего царь Николай Второй был свергнут и в державе пришли к власти коммунисты, чьё правление охватило целое столетие и привело к существенным, кардинальным изменениям в жизни простых людей.

Изучая труды Энгельса и Маркса, Ленин выступал за равенство и всячески осуждал капитализм. Теория хорошая, но на деле её было тяжело воплотить, так как представители верхушки всё равно жили, купаясь в роскоши, а простые рабочие и крестьяне круглосуточно тяжело работали. Но это было потом, во времена же Ленина, на первый взгляд, всё складывалось так, как он этого хотел.

На период правления Ленина припадают такие важные события, как Первая мировая война, Гражданская война в России, жестокий и нелепый расстрел всей царской семьи, перенос столицы из Петербурга в Москву, основание Красной Армии, полное установление Советской власти и принятие её первой Конституции.

Сталин

Люди, изменившие ход истории... В их списке ярко-алыми буквами горит имя Иосифа Виссарионовича. Он стал "террористом" своего времени. Основание сетки лагерей, сослание туда миллионов ни в чём не повинных людей, расстрел целых семей за инакомыслие, искусственный голод — всё это в корне изменило жизнь людей. Одни считали Сталина дьяволом, другие Богом, так как именно он в то время решал судьбу каждого гражданина Советского Союза. Ни тем, ни другим он, конечно, не был. Запуганный народ сам возвёл его на пьедестал. Культ личности был создан на всеобщем страхе и крови невинных жертв эпохи.

Личность, которая повлияла на ход истории, Сталин, отличился не только массовым террором. Безусловно, его вклад в историю России имеет и позитивную сторону. Именно во время его правления государство сделало мощный экономический рывок, стали развиваться научные институты и культура. Именно он стоял во главе армии, которая разгромила Гитлера и спасла всю Европу от фашизма.

Никита Хрущёв

Это очень противоречивая личность, которая повлияла на ход истории. Его разностороннюю натуру хорошо демонстрирует возведённый ему надгробный памятник, одновременно сделанный из белого и чёрного камня. Хрущёв, с одной стороны, был человеком Сталина, а с другой — руководителем, который пытался растоптать культ личности. Он начал кардинальные реформы, которые должны были полностью поменять кровавую систему, выпустил из лагерей миллионы невинно осуждённых, помиловал сотни тысяч приговорённых к расстрелу. Период этот даже назвали "оттепель", так как прекратились преследования и террор.

Но Хрущёв не умел доводить большие дела до конца, поэтому его реформы можно назвать половинчатыми. Недостаток образования делал его недалёким человеком, но отличная интуиция, природное здравомыслие и политическое чутьё помогли ему так долго держаться в высших эшелонах власти и находить выход в критических ситуациях. Именно благодаря Хрущёву удалось избежать ядерной войны во время а ещё перевернуть самую кровавую страницу в истории России.

Дмитрий Менделеев

Россия породила множество великих универсалов, которые совершенствовали разные сферы науки. Но Менделеева стоит выделить, так как его вклад в её развитие бесценен. Химия, физика, геология, экономика, социология — всё это успевал изучать Менделеев и открывать в этих отраслях новые горизонты. Он также был известным судостроителем, воздухоплавателем и энциклопедистом.

Личность, которая повлияла на ход истории, Менделеев, открыл позволяющий предсказывать появление новых химических элементов, открытие которых происходит и в наши дни. Его таблица — основа уроков химии в школе и в университете. Среди его достижений также полное исследование газовой динамики, эксперименты, которые помогли вывести уравнение состояния газа.

Кроме того, учёный активно изучал свойства нефти, разработал политику вливания инвестиций в экономику и предлагал оптимизировать таможенную службу. Его бесценными советами пользовались многие министры царской власти.

Иван Павлов

Как и все личности, повлиявшие на ход истории, он был человеком очень умным, обладал широким кругозором и внутренней интуицией. Иван Павлов активно использовал в своих опытах животных, пытаясь выделить общие черты жизнедеятельности сложных организмов, в том числе и человека.

Павлов сумел доказать многообразную деятельность нервных окончаний в сердечно-сосудистой системе. Он показал, как может регулировать артериальное давление. А ещё стал открывателем трофической нервной функции, которая заключается во влиянии нервов на процесс регенерации и образования тканей.

Позже он занялся физиологией пищеварительного тракта, в результате чего получил в 1904 году Нобелевскую премию. Главным его достижением принято считать изучение работы мозга, высшей нервной деятельности, условных рефлексов и так называемой сигнальной системы человека. Его труды стали основой многих теорий в медицине.

Михаил Ломоносов

Он жил и работал во время правления Петра Великого. Тогда был сделан акцент на развитие образования и просвещения, и в России была создана первая Академия Наук, в которой Ломоносов провёл немало своих дней. Он, простой крестьянин, смог подняться до невероятных высот, взбежать по социальной лестнице и превратиться в учёного, шлейф славы которого тянется по сей день.

Его интересовало всё, что касается физики и химии. Последнюю он мечтал освободить от влияния медицины и фармацевтики. Именно благодаря ему современная физическая химия родилась как наука и стала активно развиваться. Кроме того, он был известным энциклопедистом, изучал историю и писал летописи. Петра Первого он считал идеальным правителем, ключевой фигурой в становлении государства. В своих научных трудах он описывал его как образец ума, который изменил историю и перевернул представление об управленческой системе. Усилиями Ломоносова в России был основан первый университет — Московский. С этого времени начало развиваться высшее образование.

Юрий Гагарин

Люди, повлиявшие на ход истории... Их перечень трудно представить без имени Юрия Гагарина, человека, покорившего космос. Звёздное пространство притягивало людей многие столетия, но только в прошлом веке человечество приступило к его освоению. На то время была уже хорошо развита техническая база для таких полётов.

Космическая эра проходила под знаком конкуренции между Советским Союзом и США. Лидеры стран-гигантов пытались показать своё могущество и превосходство, и космос был одним из лучших вариантов это продемонстрировать. В середине XX века началось соперничество за то, кто быстрее отправит человека на орбиту. В этой гонке победил СССР. Все мы знаем знаменную дату ещё со школы: 12 апреля в 1961 году первый космонавт полетел на орбиту, где провёл 108 минут. Этого героя звали Юрий Гагарин. На следующий день после своего путешествия в космос, он проснулся знаменитым на весь мир. Хотя, парадоксально, никогда не считал себя великим. Гагарин часто говорил, что за те полтора часа не успел даже понять, что с ним происходит и каковы при этом его ощущения.

Александр Пушкин

Его называют "солнцем русской поэзии". Он давно стал национальным символом России, его стихи, поэмы и проза высоко ценятся и почитаются. И не только в странах бывшего Советского Союза, но и во всём мире. Почти в каждом городе России есть улица, сквер или площадь, названные в честь Александра Пушкина. Дети изучают в школе его творчество, посвящая ему не только учебное время, а и внеурочное в форме тематических литературных вечеров.

Этот человек создавал настолько гармоничную поэзию, что равной ей нет во всем мире. Именно с его творчества началось развитие новой литературы и всех её жанров — от стихов до театральных пьес. Пушкин читается на одном дыхании. Ему присущи точность, ритмичность строк, они быстро запоминаются и легко декламируются. Если учитывать ещё просвещённость этого человека, его силу характера и глубокий внутренний стержень, то можно утверждать, что он действительно личность, которая повлияла на ход истории. Он научил говорить народ на русском языке в его современной интерпретации.

Другие исторические личности

Их так много, что перечислить всех в одной статье не удастся. Тут приведены примеры небольшой части русских деятелей, которые изменили историю. А сколько есть ещё других? Это и Гоголь, и Достоевский, и Толстой. Если анализировать иностранных личностей, то нельзя не отметить давних философов: Аристотеля и Платона; художников: Леонардо да Винчи, Пикассо, Моне; географов и открывателей земель: Магеллана, Кука и Колумба; ученых: Галилея и Ньютона; политиков: Тэтчер, Кеннеди и Гитлера; изобретателей: Белла и Эдисона.

Все эти люди смогли полностью перевернуть мир с ног на голову, создать собственные законы и научные открытия. Кто-то из них сделал мир лучше, а кто-то чуть его не разрушил. В любом случае их имена знает каждый человек на планете Земля и понимает, что без этих личностей наша жизнь была бы совершенно другой. Читая биографии знаменитых людей, мы часто находим себе кумиров, с которых хочется брать пример и равняться во всех своих делах и поступках.

В истории не бывает сослагательного наклонения, и то, что уже случились, можно оценивать лишь с точки зрения влияния на дальнейший ход событий. Недаром говорят - история рассудит... И то, что было сделано правильно, и допущенные ошибки. История белорусско–сербских отношений еще раз подтверждает эту неопровержимую истину.

Визит президента Сербии Томислава Николича в Минск для многих оказался неожиданным. Возможно, это и так для неискушенных в политике обывателей, которые в последний раз слышали в мировых новостях о сербах во время натовских бомбардировок страны, тогда еще называвшейся Югославией. С тех пор голос Сербии в европейских делах становился все тише и тише... Как сказал сам президент Николич в Минске, «Сербия много лет была под санкциями ЕС, и от этого идут корни ее проблем». Но уверена, для многих аналитиков и наблюдателей, хорошо знающих об этих проблемах, горькое, но мужественное откровение сербского президента было неожиданным лишь в одном. Мало кто предполагал, что история рассудит и все расставит по своим местам так быстро.

Визит Президента Лукашенко в Белград в 1999 году накануне натовских бомбардировок воспринимается сегодня как ключевое историческое событие, реально повлиявшее на ход истории. Никаких сослагательных наклонений - ни в прямом, ни в переносном смысле. Этот символический шаг снискал огромную признательность у рядовых сербов тогда. И он же реально предвосхитил новый поворот и в белорусско–сербских отношениях, и в сложной внутренней ситуации этой страны, и в общеевропейском контексте сегодня.

Сегодня эта поддержка выглядит даже более значимой, чем 14 лет назад, когда разваливали Югославию. Почему? Да потому, что тогда разрушалась государственная структура. А сегодня речь идет об уничтожении идентичности самих сербов, которые продолжают вести жесточайшую борьбу за свое национальное «сердце» - Косово и Метохию. И не случайно одним из первых тезисов совместного заявления сербского и белорусского президентов стали слова о поддержке Беларусью суверенитета и территориальной целостности Республики Сербия и выработке всеобъемлющего решения в отношении Косово и Метохии.

«Неожиданное» заявление? Нет, очень даже ожидаемое, если учесть, что совсем недавно президенту Николичу не позволили посетить рождественскую службу в православном монастыре на территории Косово. И вот уже один из высокопоставленных сербских политиков прямо говорит: «Мы 10 лет лгали, что Косово принадлежит Сербии». Да, эта принадлежность записана в сербской Конституции, но на деле при поддержке США и Евросоюза уже давно создана Республика Косово под управлением бывших албанских боевиков. Какое–то время там были параллельные структуры управления, но то, что сербского президента не пустили в святыню, говорит, что игры закончились. Назревает решающий поворот.

Буквально на днях глава европейской дипломатии Кэтрин Эштон вылетит в Приштину, чтобы согласовать детали решающего раунда переговоров между главами Сербии и Косово. ЕС не скрывает своего стремления принудить Белград к уступкам. В это же время сотни тысяч сербов собирают подписи против «предательства властей» в вопросе о Косово. И вот именно в этот момент Николич прилетает в Минск за поддержкой. Почему?

Белорусский аналитик, профессор Сергей Кизима, отвечает на этот вопрос однозначно:

Сегодня политическая поддержка Беларусью Сербии вновь приобретает исключительную важность и актуальность. Все эти пережитые удары - распад некогда большой Югославии, отделение Черногории, а теперь и реальная угроза потери Косово - подорвали идентичность сербов.

Спасти Косово - только таким образом Сербия может иметь будущее. Правительству сегодня невероятно тяжело сплачивать народ для того, чтобы добиваться успехов и двигаться вперед. Если Сербия сегодня вступит в ЕС без Косово, как того добиваются ее западные партнеры, то это будет страна без идентичности, страна без своего сердца, страна без стержня... Из такой страны сербы тут же разбегутся по всему ЕС. По сути, это означает потерю ментальности, ибо Сербия без Косово - это то же самое, что, например, Беларусь без Полоцка. Косово - это символ страны. В этом смысле визит Александра Лукашенко в Белград во время бомбардировок столь же символичен.

Профессор Кизима подчеркивает важность этой позиции в сегодняшней внутриполитической ситуации Сербии:

Минимальные шансы имеет тот белградский политик, который сегодня скажет: «Да, ребята, сдаемся». Такой политик будет отвергнут сербами, какое бы сильное давление евроатлантических партий они ни испытывали.

Визит сербского президента Николича в Минск имеет огромное значение и в общеевропейском контексте. По мнению Кизимы, исходя из того, что европейский сепаратизм угрожает дестатабилизацией всего ЕС, сербский пример заставляет задуматься многие страны. А некоторые из них даже осмелились на пассивное сопротивление Брюсселю - независимость Республики Косово не признали пять членов ЕС.

На мой взгляд, сепаратизм - не единственная проблема. Как сказал сербский президент, «я надеюсь, что такой вид «демократии» (под давлением. - Н.Р.) больше нигде не будут вводить». Это уже выход на более серьезные общеевропейские проблемы. И не случайно этот разговор начал президент страны, готовящейся вступить в ЕС. Но какого ЕС?

Вспомним недавний мини–путч в Румынии, вынудивший ЕС к компромиссу. Или то, как брюссельскую бюрократию эпатирует венгерский «раскольник» Виктор Орбан. Массовые выступления в Болгарии прошли формально против повышения цен на электричество, а реально против навязываемых ЕС стандартов.

Некоторые говорят, что Евросоюз просто «недоделан», что ему не хватает еще каких–то надгосударственных полномочий, чтобы обуздать непослушание новых стран–членов. На мой взгляд, ЕС скорее «переделан» с точки зрения географической экспансии и столкнулся с внутренними вызовами.

Об этом предупреждал еще в прошлом веке выдающийся историк Арнольд Тойнби, написавший в своем «Постижении истории», что западная цивилизация добилась исключительного доминирования в мире. И это будет для нее главной проблемой. Потому что Запад добился доминирования только западной экономической модели. Но культурные, политические, мировоззренческие различия в мире как были, так и остаются. И игнорирование, а тем более подавление, причесывание под одну гребенку очень опасно. Гораздо перспективнее возобновить рост через энергию равноправного взаимодействия.

В заявлении двух президентов, подписанном накануне в Минске, сказано, что Сербия может использовать Беларусь как площадку в Таможенном союзе, а мы сможем работать через Сербию со всем Балканским регионом «и, может быть, дальше».

Кроме того, в совместном заявлении говорится о самом широком сотрудничестве, начиная от расширения взаимодействия на площадке ОБСЕ (в 2015 году предстоит председательство Сербии в этой европейской организации) и заканчивая взаимодействием всех структур общества.

Впрочем, историю творит не общество, а личности. Общество создает лишь поля, потенциал для тех или иных свершений. И только личности, способные превратить стимулы в действия, реально двигают историю вперед. И не случайно президент Николич, обращаясь к Александру Лукашенко, особо подчеркнул: «Беларусь - большой союзник Сербии. Это ваша личная политика».

Самое главное, что такая политика поддерживается народами. В этом - залог успешного ответа на исторические вызовы.

Конспект урока Чуганской Т.Г.,учителя истории и обществознания лицея №1524 ЮВАО г.Москвы

10 класс. Обществознание.

Тема урока Исторический процесс .

тип урока - изучение нового материала

Цели и задачи:

I. Предметные результаты.

1 . Раскрыть суть исторического процесса и показать типы социальной динамики;

2. Исследовать факторы изменения социума;

3.Охарактеризовать роли субъектов исторического процесса

II. Метапредметные результаты .

1 Уметь строить высказывание по проблеме, слушать одноклассников (коммуникативные УУД);

2. Уметь работать в соответствии с поставленными задачами (регулятивные УУД);

3.Уметь выделять главное в тексте, сравнивать объекты, (информационно-логические УУД);

4. Уметь делать проект и владеть методами исследовательской деятельности, сравнивать, анализировать, делать выводы.

III. Личностные результаты .

Уметь работать в группе.

План урока.

1 Оргмомент.

II Изучение нового материала.

План.

1. Исторический процесс. (повествование учителя с использованием информационно-компьютерных технологий - икт, презентации)

2 Типы социальной динамики. (повествование учителя с использованием икт, презентации)

3. Факторы изменения социума. (проект ученицы, икт, презентация)

4.Роль народа в историческом процессе. (проект ученика, икт, презентация)

5. Социальные группы и общественные группы. (проект группы учеников, икт, презентация)

6. Роль личности в истории. . (проект группы учеников, икт, презентация)

III.Закрепление. Рефлексия. (решение тестов)

Домашнее задание: параграф 14, вопросы, составление таблицы "Факторы, влияющие на изменение социума"; Сильным ученикам найти материал по теории элит; по типам лидерства; по проблеме охлократии -власти толпы.

Повествование учителя.

На прошлом уроке мы рассматривали развитие истории и познакомились с различными теориями, объясняющими развитие человечества его смысл и направленность. Это цивилизационный и формационный подход. Сегодня мы рассмотрим исторический процесс, типы социальной динамики, факторы и движущие силы исторического развития.

1 пункт плана. Слово "процесс" означает ход какого-либо явления.

Исторический процесс -это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений. Он охватывает все проявления человеческой жизнедеятельности от добывания хлеба до изучения планетарных явлений. Исторический процесс - путь человечества с древнейших времён до настоящего времени.

Он характеризуется непрерывностью своего течения. Проходят эпохи, поколения сменяют друг друга, бушуют войны и революции, человечество преодолевает кризисы и делает выдающиеся открытия, меняются мода и вкусы.

Исторический процесс - свидетель бесконечных событий. Он связан с деятельностью людей: с появлением человека он начинается и с гибелью человечества может и закончиться.

По мнению нашего историка Н.Карамзина отображение исторического процесса должно быть "зерцалом бытия и деятельности народов."

Жизнь общества в прошлом и в настоящем изучает история. Исторический процесс изучает такая наука, как философия истории. Она выявляет общие законы , самые существенные взаимосвязи, общую природу исторического процесса . Философ К. Ясперс писал " Картина всемирной истории и осознание ситуации в настоящем определяют друг друга. Так же, как я вижу целостность прошлого, я познаю настоящее. Чем более глубоких пластов я достигаю в прошлом, тем интенсивнее я участвую в ходе настоящего. К чему я принадлежу, во имя чего я живу - всё это я узнаю в зерцале истории."

2 пункт плана. Типы социальной динамики.

Объяснение учителя . Мы уже поняли, что исторический процесс - это общество в движении, изменении, развитии. Как же функционирует общество? (учащиеся работают с приложением к уроку №1-2)

Социальное движение - рассматривают разные типы социальной динамики:

линейное движение - восходящая или нисходящая линия общественного развития (прогресс и регресс будут рассматриваться на след. уроке);

циклический тип - объединяет процесс возникновения, расцвета и распада социальных систем, имеющих определённую протяжённость во времени, по истечении которой они прекращают своё существование;

спиралевидный тип - ход истории может возвратить то или иное общество к ранее пройденному состоянию, но на новом витке, на новом качественном уровне. Пример:от рассеянной мануфактуры к централизованной фабрике и в условиях информационного общества происходит как бы возврат к труду на дому: на персональных компьютерах, не выходя из дома.

В науке были сторонники признания того, что в истории проявляются и линейные, и циклические, и спиралевидные процессы. Они выступают не параллельно и не как сменяющие друг друга, а как взаимосвязанные аспекты целостного исторического процесса.

Социальные изменения - это переход тех или иных социальных объектов из одного состояния в другое, появление новых свойств, функций, отношений.

Социальное развитие - изменения, которые приводят к глубоким, качественным сдвигам в обществе, преобразованиям социальных связей, переход всей социальной системы в новое состояние;

Социальные изменения могут быть в разных формах:

Эволюция - непрерывное постепенное изменение без скачков и перерывов;

Периодизация истории: первобытность - началась около 800-600 тыс.лет и продолжалась до 5-3 тысячелетия; - 750 тыс. лет

древний мир охватил с 4 тыс. до н.э. до 5 века н.э. - 5 тыс.

средние века -с 5 в. н.э. по 15 в. (включительно)- 10 веков-1 тысяча лет.

новое время - с 16 в. по 1914 г.- 4 века (400 лет)

новейшее время - XXI век/

Мы видим эту непрерывность, постепенность, а так же видим закон ускорения истории: на каждую последующую стадию развития общества уходит меньше времени, чем на предыдущую.

Социальная революция - коренной качественный переворот во всей социальной структуре общества; приводит к смене общественного старого строя новым (мирные и немирные формы)

Рассматривая формы социальных изменений, следует вспомнить о роли реформ.

Социальная реформа - переустройство какой-либо стороны общественной жизни при сохранении общественного строя; обычно проводятся "сверху". Глубокие реформы могут стать альтернативой революции, предупреждать или заменять их.

Гесиод, Ницше, Гегель,Маркс, Тойнби, Вико, Платон, Аристотель

Поппер Кондорсе, Тюрго Шпенглер

3 пункт плана. Факторы изменения социума.

Выступление с проектом и презентацией Арзиевой Алии

"Факторы двигатели исторического процесса."

Выделяют природные факторы, духовные, материальные. Некоторые учёные считают, что на исторический процесс влияют различные факторы в комплексе.

4 пункт плана. Роль народа в истории.

Слово учителя.

Объектом исторического развития является историческая действительность. Иными словам объект - это на что направлена деятельность. В то время, как под субъектом понимается тот, кто осуществляет деятельность. К субъектам мы относим народ, исторические личности, общественные объединения. Вопросы о том, кто является субъектом исторического процесса, какова роль народных масс в истории, как это показано в приложении, не имеют однозначного решения. Так, русский философ первой половины ХХ в. Л. П. Карсавин считал, что субъектом истории является все человечество, которое выступает как реальная «симфоническая личность», существующая в культурах, народах, классах, группах, вплоть до конкретной индивидуальности.

Наиболее значительным субъектом исторического процесса, полагают многие ученые, в том числе марксисты, являются народные массы, роль которых ярко проявляется во всех сферах общественной жизни. Эта позиция, несомненно, имеет аргументированное обоснование, и ее отрицание непродуктивно. Вот как об этом говорится в учебнике «История Средних веков»: «Глубоко неверна, более того, вредна и безнравственна точка зрения, будто историю творят одни только великие люди. Для того чтобы совершить то, что они сделали, им были необходимы активная поддержка и участие тысяч и миллионов других, так называемых „маленьких“, людей либо, по крайней мере, их пассивность и покорность. Но такого рода неучастие тоже есть участие в историческом событии. „Маленьких“ людей нет, есть люди, которые считают себя маленькими, которым внушили мысль, будто бы они маленькие» (Гуревич А. Я., Харитонов Д. Э. История Средних веков. - М., 1995. - С. 5).

Выступление учеников А. Баранова и А. Бурлова с презентацией и проектом " Роль народа в историческом процессе." (Класс работает с приложением № 3.)

Роль народа трактуется по-разному.

В марксистской философии утверждается, что народные массы, к которым относятся в первую очередь трудящиеся, являются творцами истории, играют решающую роль в создании матер. и духовных ценностей, в защите Родины.

Другие исследователи ставят во главу угла состав социальных сил, стремящихся к совершенствованию общ. отношений . Они включают в понятие "народ-творец истории" означает широкую общность, соединяющую только те классы и слои, которые заинтересованы в поступательном развитии общества. С понятием "народ" отделяются прогрессивные слои населения от реакционных. Конечно, народ -это прежде всего трудящиеся. Вместе с тем понятие "народ" охватывает и те слои населения, которые, не являясь трудящимися, на данном этапе выражают поступательное движение. (пример: роль буржуазии в антифеодальных революциях)

Ключевский насыщал "народ" социальным содержанием. вкладывал в него этническое и этическое содержание. " Для народа характерны этнографические и нравственные связи, создание духовного единства, воспитанное общей жизнью и совокупной деятельностью, общностью исторических судеб и интересов". Особо значимы те исторические эпохи, отмечал В.О.Ключевский, " в делах принимал участие и благодаря этому почувствовал себя цельным, делающим общее дело" (народное ополчение во время Смуты, подъём народной борьбы в 1812г., Великая Отечественная война 1941-1945 гг.)

А.И.Герцен народ-консерватор по инстинкту.

Н.А.Бердяев считал, что народ может не иметь демократических убеждений.

К.Ясперс отмечал, что массу следует отличать от народа. Масса не обладает сознанием, не имеет традиций не сконструирован. Безрассудные массы будут взаимодействовать с манипулирующими тиранами." В массу как правило входят индивидумы, не проявившиеся как личности. В массе человек иррационален, он не принадлежит своим мыслям и ощущениям. Трудно предсказать поведение толпы.

Масса, отмечают исследователи, - это не социальный класс, а тип людей, встречающихся во всех социальных классах; принадлежность к массе чисто психологический признак. Человек массы - это тот, кто не ощущает в себе никакого особого дара или отличия от всех. В пособии отмечается, что люди в массе легко могут потерять голову. Социологи подчеркивают, что массой овладеть легче, чем небольшой группой слушателей, поскольку свое одобрение она выражает более темпераментно, спонтанно и категорично и, воодушевившись, уже не терпит сопротивления небольших групп и тем более отдельных индивидов. Толпа вытесняет индивида, его личность, его чувство ответственности.

Толпа - это масса - нерасчлененная общность людей, собравшаяся в одном месте (на площади, на рынке), часто стихийно и по неожиданному поводу, общность неустойчивая, развивающая относительно большую энергию (обычно на непродолжительное время), действия которой трудно предсказуемы. Толпа делает людей более иррациональными, происходит «разгерметизация эмоциональных сил», и может сложиться ситуация, когда (почти по Шекспиру) «безумные ведут слепых».

Итак, запишем определение:

Народ - исторически изменяющаяся общность людей, включающая в себя ту часть, те слои, те классы населения, которые по своему объективному положению способны сообща участвовать в решении задач прогрессивного развития данной страны в данный период; творец истории, ведущая сила коренных общественных преобразований.

Вопрос на закрепление: 1.Какая из приведённых точек зрения точнее отражает роль народных масс в истории? Или у тебя сложилась своя точка зрения.

Для нормальной жизнедеятельности народа важно и наличие особых слоёв, которые называют элитами - небольшое число лиц, занимающих ведущее положение в политической, экономической, культурной жизни общества, наиболее квалифицированные специалисты. Элиты играют особую роль в управлении обществом, в развитии культуры.

Роль лидеров всегда была велика . Вспомним такие имена, как П. А. Столыпин, Ф. Рузвельт, У. Черчилль. Роль лидеров возрастает в наше время. Именно государственный лидер, согласно конституциям многих стран, как правило, принимает самые ответственные решения, в том числе о вступлении государства в войну и о применении тех или иных видов оружия. Как говорят журналисты, он «человек у кнопки».

Сегодня фигура лидера приобретает беспрецедентное значение. Многое зависит от того, в какой степени он подотчетен обществу, в какой степени независим, способен выслушать других, не поддаваясь натиску частных интересов; обладает ли твердостью характера, мужеством идти на уступки; человечен ли он. Политическое доверие народа лидеру во многом зависит от его взаимоотношений с верящими ему людьми, от его открытости, внутренней свободы, способности получать импульсы из различных сфер жизни, от думающих и ведущих себя по-разному, суверенных людей.

Вопрос классу: какими качествами должны обладать люди, управляющие различными сферами жизни общества: экономической, политической, военной) ?

5 пункт плана. Социальные группы и общественные объединения

Проект и презентация Щетилина Ивана, Власовой Юли.

Каждый человек принадлежит к социальной общности, социальной группе. Большие исторические общности вам хорошо известны. Назовите их (классы, профессиональные группы, религиозные группы и др.). В разные периоды истории мы видим их активное участие в истории. Сейчас большую роль в жизни обществаиграют партии, движения, профсоюзы)

6 пункт плана. Роль исторической личности.

Проект и презентация Тюльпина Д., Басургина А.

На доске чертится схема:

Слово учителя.

Вот что о великих личностях говорит Карамзин:

“Сии любимцы неба, рассеянные в пространствах времен, подобны солнцам, влекущим за собою планетные системы: они решают судьбу человечества, определяют путь его;…жизнь их есть история народов” (Н.М.Карамзин)

Цитаты

От самых великих людей не стоит требовать того, что может сделать человечество. Франсуа Фенелон

Исходя из высказываний мы видим, что вопрос о роль личности в истории - один из самых противоречивых вопросов, который пытаются решить политики, историки, философы, писатели, художники. Все по-разному отвечают на него.

Наша задача будет состоять в том, чтобы рассмотреть аспекты проблемы личности в истории.

Ученики провели социологический опрос среди 9-11 классов по данной проблеме. Ребята отвечали на вопросы:

Назвать 5 великих личностей 20 века;

Дать оценку их деятельности (положительную, многозначную, отрицательную). В результате ребята называли таких деятелей, как У.Черчилль, Ф. Рузвельт, В.И. Ленин, И.В. Сталин, А. Гитлер, Мао Цзедун, С.П. Королёв, А.И.Солженицын, А.Д. Сахаров и др. Ребята расскажут о результатах этого опроса.

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ - роль, выполняемая в истории человеком, который раньше, лучше, глубже и полнее других осознаёт новые потребности развития общества, необходимость изменения существующих условий и решительнее других борется за это, умеет найти и указать силы, пути и средства для осуществления задач, стоящих перед обществом, народом. (Б.А.Введенский. Большая Советская энциклопедия).

Оценка роли личности в истории относится к категории наиболее трудно и неоднозначно решаемых философских проблем, несмотря на то, что она занимала и занимает по сей день многие выдающиеся умы. Роль выдающейся личности состоит в том, что она своими решениями, организаторской деятельностью народу успешно решать задачи общественного развития. При этом личность способна ускорить или отдалить решение назревших проблем, придать решению особые черты, талантливо или бездарно использовать предоставленные возможности.

Многие великие люди пытаются ответить на вопросы: почему произошло, так или иначе? Кто или что влияет на ход исторического процесса? От чего или от кого он зависит?

Ответы на эти вопросы зависят от личности того, кто их задает: если на вопросы пытается ответить историк, то результатом его деятельности станет исторический труд, основанный на конкретных событиях, если – обществовед, то в результате мы получим систему взаимосвязей и аналитическую картину действительности. А если на эти вопросы отвечает писатель, то созданный труд – художественное произведение.

Вместе с тем, роль личности в истории не является решающей - это несомненно. Историю делает личность, когда её поддерживают миллионы.

(Аркадий Давидович).

Я согласна с Маяковским в том, что «один, даже очень важный, не поднимет простое пятивершковое бревно, тем более - дом пятиэтажный». Жизнь же целой страны, народа будет поосновательнее пятиэтажки и пытаться «перевернуть» ее или даже просто «поднять» в одиночку - дело бесперспективное.

III. Рефлексия.

Учащиеся работают над анализом теста

ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И ЕГО УЧАСТНИКИ.

Одна из великих загадок существования человечества - смысл и движущие силы исторического процесса (движения народов и государств во времени, пространстве, в системе материальных и духовных координат). Если проанализировать то, что наработала за века своего существования историческая наука, то окажется, что исторический процесс в ее интерпретации - это длинная цепь различных конфликтов, столкновений потребностей, интересов, притязаний, самолюбий, хитромудрых замыслов и неосмотрительных способов их реализации. Недаром философ Н. Бердяев утверждал, что «история возможна только тогда, когда только возможно восприятие истории, если мировой процесс воспринимается как процесс катастрофический ». Долгие века история причудливо кроила и лицевала как катастрофический процесс политическую карту мира, состав народов, поднимая на гребень могущества и благополучия одни народы и низвергая в пучину нищеты, рабства и балансирования на грани небытия другие.

Что касается логики исторического процесса и его участников, то отношение к этому вопросу всегда зависело от мировоззренческих, идеологических позиций тех, кто высказывался по нему. Наиболее изящное объяснение смысла исторического процесса содержится в религиозных учениях: история - это результат промышления Божьего (или его попущения). По теории марксизма, исторический процесс трактуется как строго последовательное и неуклонное чередование социально-экономических формаций: рабовладельческий строй сменялся феодальным, на смену феодализму шел капитализм, а этот последний эксплуататорский строй в результате обострения классовой борьбы неизбежно должен был заменен на строй социалистический, а потом и коммунистический. Согласно этим взглядам, история вершилась под воздействием экономических процессов, а ведущим участником исторического процесса были народные массы под руководством прогрессивной политической партии. Некоторую роль играли и отдельные личности (вроде вождей левого движения). Но их значение в исторических преобразованиях не следовало преувеличивать.

Представители иных течений социально-политической мысли также признавали существенную роль народных масс как движителей исторического процесса, но при этом активнее отстаивали ведущую роль в нем выдающихся личностей, таких, как Александр Македонский, Юлий Цезарь, Оливер Кромвель, Мартин Лютер, Петр I, Наполеон Бонапарт, Авраам Линкольн, Владимир Ленин, Мао Цзэдун и др. Близко к этой точке зрения стоит концепция решающего значения для судеб стран и народов их элит - культурных, экономических, научных и т. д. Эта концепция исходит из принципа изначального неравенства людей по национальным, расовым, классовым, социальным признакам и рассматривает исторический процесс как результат деятельности высших каст, которым подчиняется все остальное население.

До последнего времени большинство мыслителей в области истории склонялись к тому, что исторический процесс непредсказуем, как правило, осуществляется спонтанно и от истории можно ждать всего, чего угодно. Вообще в истории (даже новой и новейшей, не говоря уже о более древних временах) при ретроспективном ее рассмотрении легко обнаружить массу, казалось бы, совершенно случайных обстоятельств, приведших к весьма серьезным, глобальным последствиям. Опоздание Груши в финале битвы при Ватерлоо (после чего Наполеон окончательно сошел с исторической арены), убийство Александра II, уже подготовившего конституционную реформу, и т. д.

Определенную популярность приобрела концепция исторического развития, в основе которой лежит «принцип маятника». В соответствии с этим принципом, периоды революций, резких скачков, коллизий, ломок в историческом процессе обязательно сменяются временем умиротворения, стабильности, даже иногда частичного возврата к прошлым (дореволюционным) порядкам. Примеров масса: после Французской революции - империя Наполеона и умиротворяющая реставрация монархии; после свержения монархии и Гражданской войны в Испании - умиротворяющая диктатура Франко и восстановление монархии; после двух революций 1917 года, покончивших с монархией и буржуазными порядками, Гражданской войны в России - полумонархическая диктатура Сталина, умиротворяющий «застой» и, наконец, с 1992 года - возврат к буржуазной (частнособственнической) модели организации экономической, политической и общественной жизни.

Безумие двух мировых войн, серия разрушительных революций, катастрофические экономические кризисы, наподобие Великой депрессии 1929-1932 гг. в США, многому научили западный мир. Обеспечив доступ к экономическим ресурсам человечества и рационально организовав свою политическую и экономическую жизнь страны Запада, достигли к концу XX - началу XXI века высокой степени преуспевания материальной жизни и стабильности своего существования. К тому же рухнул такой враждебный западу колосс, как коммунистический Советский Союз, исчезли сильные оппоненты буржуазному, рыночному пути развития человечества. В научном виде эта тенденция нашла выражение в знаменитой статье ученого Фукуямы о конце истории. Идея конца исторического процесса заключается в том, что отныне нет смысла ждать в мире каких-то серьезных непредвиденных потрясений. Все в нем достаточно ясно, все определено, основные силы расставлены, мир и его богатства распределены в соответствии с возможностями каждой страны (групп стран), существуют мощные международные инстанции (вооруженные силы ООН, НАТО и т. п.), способные подавить очаги спонтанного возмущения. Однако эту точку зрения трудно признать бесспорной. Потому хотя бы, что в своей основе исторический процесс все-таки остается стихийным, далеко не всегда предсказуемым, и это (как ни парадоксально звучит) спасает мир от многих катастроф, которыми чревато претворение в жизнь умозрительных, часто революционных, моделей развития человечества.

Задание к тексту.

  1. Запишите 4 главных вывода по тексту.
  2. Какие мысли текста кажется вам спорными и почему?
  3. Какие взгляды автора текста вы разделяете? Приведите свои доказательства в их защиту.
  4. Докажите (опровергните) тезис: «Смысл и счастье истории в её непредсказуемости, стихийности, спонтанности.

Вариант №1 .Закрепление по вопросам.

1. В чём заключается смысл понятия "исторический процесс"?

2.Какие существуют представления о типах социальной динамики?

3.Какие факторы на ваш взгляд воздействуют на исторический процесс?

4. Кто творит историю?

5. Как соотносятся в историческом процессе роли народных масс и выдающиеся личности?

Вариант №2. Закрепление нового материала по теме "Исторический процесс" (тестирование).

1.Закончите предложение

Понятие исторический процесс включает:

а. судебный процесс, вошедший в историю;

б. суд над фальсификаторами истории;

в. цепь исторических событий;

г. ход определённого события.

ответ- в

2. Исторической личностью является:

а. упомянутая в историческом романе;

б. профессионально изучающая историю;

в.попавшая в неприятную историю;

г. наложившая индивидуальный отпечаток на историческое событие

ответ- г

3.Примером роли народных масс в истории является:

а. создание теории относительности;

б.Указ Екатерины II "О вольности дворянской";

в. создание первой русской газеты "Ведомости";

г. революция 1789-1794гг. во Франции

ответ- г

4. Многообразие конкретных исторических процессов НЕ ВЫЗВАНО:

а. различием природных условий;

б.различием в языке;

в. спецификой хозяйства;

г. своеобразием духовной культуры;

д.особенностью образа жизни;

е. различием в тенденциях моды.

ответ- е

5. Реформа или революция являются:

1) проявлением социальной динамики;

2) элементами структуры общества;

3) видами социальных связей;

4) типами социальных институтов.

ответ- 1

6. Характерной чертой эволюции как формы общественного развития является(-ются):

1) скачкообразность;

2) революционный характер перемен;

3) постепенность;

4) насильственные методы.

ответ- 3

7.Понятию "общественный прогресс" противоположно понятие:

1) социальная революция;

2) общественный регресс;

3) общественное развитие;

4) социальная мобильность.

ответ- 2

8. Страна "А" с населением в 15 млн. человек расположена в Южном полушарии. Какая дополнительная информация позволит судить о принадлежности страны "А" к обществам традиционного типа?

1) основу хозяйства составляет аграрное производство;

2) в стране проживает многонациональное население;

3) слабо развита сеть услуг;

4) верховная власть в стране передаётся по наследству.

ответ- 1

Домашнее задание. Учебник "Обществознание" Л.Н.Боголюбов,А.Ю.Лазебникова, А.Т.Кинкулькин, Н.М.Смирнова

(профильный уровень): п.14 вопросы, анализ текста источника стр.146., составление таблицы "Факторы, влияющие на изменение социума"

Сильным ученикам найти материал по теории элит, по типам лидерства,

по проблеме охлократии -власти толпы.


Всемирно известных гениев от тебя отличает только то, что они смогли реализовали свои возможности. Вот , которые помогут разбудить скрытый потенциал и подарить миру пару-тройку гениальных изобретений.

Иоганн Гуттенберг (1398 – 1468)


На исторической границе между грозным рычанием неордельтанцев и современными цифровыми средствами связи стоял один-единственный человек. 600 лет назад он сумел перевернуть ход мировой истории не взяв в руки ни оружия, ни королевского скипетра.

Отец 15-летнего Иоганна Гейнцфлейша хотел для сына только лучшего - с детства обучал ремеслу ювелира и хлопотал о карьере в королевском монетном дворе. Но процесс плавления серебра навел сообразительного юношу совсем на другую мысль: почему бы не отлить из расплавленного металла шрифт и использовать его для печати книг? Разве стоят все монеты мира возможности совершить революцию в умах и сердцах? Ради идеи-фикс свободолюбивый сын бросил вызов семье: ослушался отца и отказался от его фамилии, сменив ее на название родового имения.

Иоганн Гуттенберг начал жизнь с чистого листа, во всех смыслах слова. Уехал в Страсбург, где занял солидную сумму денег, чтобы организовать первую типографию. Первым произведением Гуттенберга стала Библия на латыни. Но познать сладкий вкус триумфа с первой попытки ему не удалось. Он не сумел вовремя вернуть долг, и его типография по суду перешла к кредитору, который и сколотил на ней неплохое состояние. У Гуттенберга можно было отнять кампанию, но не мечту. Разоренный инженер начал все с нуля, организовал новое крошечное издательское дело и остался в истории, как главный популяризатор знаний. Современные стартаперы нервно курят в сторонке.


Иоганн Кеплер (1571 – 1630)


Как поверить в себя и крупными буквами записать свое имя в истории, когда всю жизнь тебя преследует смерть и болезни, а в твой будущий успех не верит даже собственная семья? «Я предпочитаю резкую критику одного умного человека, чем бездумное одобрение масс», - жизненный принцип великого астронома, который помогал ему здраво смотреть на жизнь, не заискивать перед толпой, а уверенно двигаться к своей цели (читай - к звездам) ни смотря ни на что.

Родившись в бедной семье, мальчик не вылезал из болезней, не годился для физического труда и был признан самым никчемным сыном. Нападки со стороны родителей и сверстников не сломили дух будущего ученого - его пристальный, любопытный и чуткий взгляд всегда был обращен на небо, которое стало его отдушиной. Когда Кеплер уже стал астрономом, его жена неожиданно умерла, оставив его с двумя маленькими детьми, родную мать обвинили в колдовстве, а с престола сместили главного покровителя - Рудольфа II. Никто не давал Кеплеру работу.

В 1618 году началась «Тридцатилетняя война», а с ней - голод и скитания. Судьба бывает неблагосклонна ни к страстным победителям, ни к гениям своего дела, но только те, кто способен пойти ей на перекор, остаются в веках. Главной наградой для Иоганна Кеплера всегда были его открытия. Трудности не только не помешали, а, казалось, подстегнули ученого сформулировать главные законы движения планет по орбитам, объяснить возникновение приливов притяжением Луны, нагло предположить, что Земля движется вокруг Солнца и навсегда остаться самой заметной фигурой в научной революции 17 века. Это просто космос какой-то!


Барон Драйз фон Зауэрбронн (1785 – 1851)


На протяжении нескольких веков авторство этого сенсационного изобретения оспаривали сотни людей на планете. И проспорили ему одному. Человек, на месте которого мечтал оказаться каждый изобретатель - создатель велосипеда Карл Фридрих Христиан Людвиг фон Драйз фон Зауэрбронн.

Он носил титул аристократа, дружил с королевскими министрами и пользовался большой популярностью у женщин. Но единственное, что не давало Карлу покоя - это ноги! Во время прогулок по немецким лесам у барона возникла шальная мысль - создать машину, с помощью которой «на своих двоих» можно перемещаться со скоростью всадника. Забыв про еду и сон, день за днем в темном, холодном, тесном сарае, он самозабвенно мастерил странный агрегат, состоявший из деревянной рамы с двумя колесами, сиденьем и рычагом управления. Свое творение он назвал на латинский манер - «быстрые ноги» (velocis + pedis).

Отталкиваясь от земли ногами (педали появились гораздо позже) и с трудом удерживая равновесие, изобретатель выехал на улицы города с гордо поднятой головой. Фон Зауербронн ожидал сенсацию. И он ее получил. Над велосипедистом смеялись до слез и свистели в след. Слух о выжившем из ума бароне дошел до графа, который лишил «легкомысленного» аристократа почетного титула королевского лесничего. Публичный провал и призрение друзей не сломили Карла. Он был уверен: его велосипед достоин признания. Фон Зауербронн решил пойти ва-банк: бросил вызов самому министру внутренних дел, что проедет 70 км быстрее почтовой кареты. Зауербронн сказал - Зауербронн сделал. Королевский двор признал поражение и аплодировал стоя, а барон Драйз фон Зауерброн получил награду, о которой мечтал - патент на изобретение.


Луи Даггер (1787 – 1851)


Что получится, если смешать в равных дозах страсть к искусству художника, смелость катанатоходца, любопытство самоучки и дерзость настоящего гения? Биография циркового декоратора Луи Даггера и первая в мире фотография!

В цифровую эпоху и эру селфи сложно представить, как в начале 19 века этот амбициозный француз мог провести 11 лет взаперти в лаборатории, чтобы проявить на свет один-единственный кадр. Неудачные опыты, нападки со стороны коллег-художников и оппонентов-химиков, пары тяжелых металлов - ничто не могло сломить его волю. Это был не только вызов обществу самовлюбленных эстетов, привыкших к кистям и краскам, но и самому себе.

В 1839 году на заседании Парижской академии наук полный достоинства Луи Даггер поднялся на сцену и представил на суд ученым первую в мире фотографию - изображение, появляющееся под воздействием паров ртути. «Человек создан по образу и подобию Божьему, а Божий образ нельзя уловить ни одним аппаратом, созданным человеком», - писала растерянная пресса на следующий день. Увидев передовицу Даггер лишь рассмеялся такой недальновидности.

Ученые месяц шептались в кулуарах, а Луи стойко продолжал работу над качеством снимков, и не думая отказываться от своей мечты. Отрицать гениальность изобретения было нельзя - общественность приняла новинку, с благодарностью назвав первые фото-изображения в честь его создателя - «даггеротип». Сегодня имя Даггера красуется в зале славы великих ученых на первом этаже Эйфелевой башни. Не отступай и ты от своей мечты, «ивановтип» и «смирновотип»!


Пол Эрдеш (1913 – 1996)


Что получится, если скрестить искрометное чувство юмора, феноменальные способности к точным наукам и страсть к перемене мест? Самый эпатажный математик в истории!

Известно, что четырехлетний венгерский мальчик Пол часто веселил гостей, моментально подсчитывая в уме, сколько секунд они прожили с момента рождения. Детская забава вундеркинда стала главной теорией его жизни: находить нетривиальный подход к науке и к окружающим людям. Он стал одним из немногих математиков, бросивших вызов собственному профессиональному сообществу. «Не такой как все» он без конца смешил тусовку ученых и дружил с исследователями по всему миру.

Неугомонный Пол Эрдеш не мог сидеть на месте и все время куда-то ехал - мог появится на пороге дома коллеги на другом конце света со словами: «Мой мозг открыт» и оставался на несколько дней. У него не было семьи и детей, определенного места жительства, постоянного заработка и даже имущества. Все его пожитки умещались в легендарный черный чемоданчик. Он не боялся быть «белой вороной», не таким как все, а напротив - всячески к этому стремился. За свою жизнь он опубликовал рекордные 1475 научных статей, почти все - в соавторстве. И даже породило шуточное явление (математики от смеха валялись под столом): «число Эрдеша» или кратчайший путь от любого человека до самого математика по совместным работам.


Фрэнк Гери (1929)


Единственный представитель своей профессии, который снялся в рекламе Apple и появился в эпизоде «Симпсонов». Легенда деконструктивизма архитектор Фрэнк Гери прошел путь от изгоя в собственной стране до супер-звезды мирового масштаба.

Хотите что-то изменить в этом мире? Начните с себя! Показательный случай: соседи в Санта-Монике подали на архитектора в суд за то, что его дом, «неправильной формы», из не окрашенной фанеры и утилитарных материалов уродует район, и недвижимость в округе падает в цене. Суд они проиграли, переехали, а потом кусали локти - именно эта работа впервые прославила автора, а стоимость домов в его окрестностях взлетела в 10 раз.

«Не понимаю, зачем люди нанимают архитектора, а потом указывают, что ему делать», - пожимал плечами Френк Гери, и не позволял никому и никогда себе указывать. Именно жесткая и принципиальная жизненная позиция становилась фундаментом для всех его шедевров. Каждая его новая работа - будь то танцующий дом в Праге, Музей Гугенхайма в Бильбао или рыбо-скульптуры - это манифест независимости и вызов классическому устрою не только в архитектуре, но и, прежде всего, в умах.

Путь на вершину архитектурного Олимпа был для Гери стремительным, но очень тернистым. Во время строительства концертного зала Уолта Диснея в Лос-Анджелесе по проекту Гери, от самого Гери пытались избавиться неоднократно - слишком дорогой и наглый. Но никто другой этот «каменный цветок» не потянул, и архитектора умоляли вернуться. Уверен в деле своей жизни - иди до конца!